ПЕЧЕРСК


Две Скандинавии 2

Две Скандинавии 2

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

В прологе «Младшей Эдды» сказано, что в Азии был город Троя, которой правил Тор, сын Меннона и Троан, дочери царя Приама. Из рода Тора происходил Один. В «Младшей Эдде» Троя отождествляется с Асгардом и помещена в Тыркланд (Tyrkland). А вроде бы известно, что сейчас это Турция. Малая Азия - часть Турции. Развалины Трои в ней показывают туристам. Впрочем нигде, кроме некоторых саг, Асгард не сопоставляется с Троей, а по географическому описанию из «Саги Инглингов», как увидим далее, Асгард находится эдак на Кавказе или в Ставропольи.

В старину вообще многим народам было лестно ставить Троянцев себе в предки. И к сообщениям о сторонах света следует, наверное, тоже относиться осторожно, памятуя о

возможном смещении полюсов.

Я неоднократно сталкивался с тем, что в сагах одним словом именуют разные места. А ежели Тыркланд - это не Турция, а некие земли проживания народа Торков, что кочевал от Каспия до Винницы, Донбасса и Поросья? В самом деле, выходит, к востоку от Дона.

Стурлусон уточняет - Тыркланд лежит к югу от большого горного хребта, что тянется с северо-востока на юго-запад и отделяет Большую Свитьод (Sv^j66 ena Miklu) от других стран. Таким хребтом может быть Урал. Словом Svf^j66 в давних северных языках называли Швецию, а вот Большую Sv^j66 можно сопоставить со Большой Скифией, летописной «Великой Скуфью». Иногда впрочем вместо Большой Свитьод писали просто Свитьод, тогда надо было догадываться по смыслу, о чем идет речь.

Если определять положение Асгарда по «Младшей Эдде» и «Саге Инглингов», полагая Дон Танаисом, то выходит, что Асгард лежал к западу от Дона и южнее Урала. Это же Кавказ и Ставропольский край!

В «Саге Инглингов», Асы из Асгарда идут сперва на запад в Гардарики (Gar6ariki, их соотносят с землями Киевской Руси), а затем отправляются на юг в Саксланд. В прологе «Младшей Эдды» про Гардарики ничего не сказано, но после странствий Один и его соратники попадают «на север» в Саксланд. Саксланд это будто север нынешней Германии, Саксония.

Выходит путаница, коль руководствоваться современными знаниями, положением полюса и считать сведения из саги истинными. Однако Саксланд лежит южнее Гардарики в случае, если полюс находится примерно там же, где у Птолемея, и привычную нам карту надо повернуть против часовой стрелки. Лишь тогда можно сказать, что Саксланд - южнее Гардарики.

Припомним карту из «Полихроникона» - Алания лежит рядом с Саксонией. Догадайтесь, что общего между Гардарики и большой Аланией от Бэкона, Хиджена, Исидора? То же, что у Киевской Руси да Роксолании - местность.

А теперь перекинем мостик от северной Скандинавии к восточной. В 50 километрах к западу от крепости Сканды лежит Южная Осетия. Грузины называют Осетинов - Оси.

Север, Скандинавия, Асы. Восток, Скандинавия, Осы. Они же Асы, Ассы, Аланы.

Веками ученые пытались отыскать корни Осетинов, находя их то в Половцах, то в германских народах, то в семитских, пока в 19 веке не пришли к иранскому происхождению Осе-тинов, что немудрено по их самоназванию - Ирон, Ир! Но для такого очевидного вывода науке понадобились исследования академика Андрея Шегрена.

А ведь даже глядя на современную карту можно сразу сказать, что Осетия с Ираном - соседи. Вероятно, Осетины -потомки древних Иранцев, Персов, волей времени отмежеванные от большей части бывшей родины, которая простиралась до Осетии во времена царя Кира Великого, а затем Дария Первого. Государство Иран - ближайший по языку и месту жительства сосед Осетии!

Но за дело взялись Миллер и Абаев, благодаря работам которых наука считает теперь Осетинов с потомками Аланов, Аланов потомками Сарматов, Сарматов потомками Скифов, таким образом Абаев развил обоснование тому, что по иранскому в основе современного языка Осетинов можно достучаться до иранской же основы сарматского и скифского языков.

Схема примерного происхождения Осетинов по Абаеву.

«Аланами» на этой схеме я для краткости обозначил цепочку Аланы - Сарматы - Скифы, а «Иранцами» именую жителей Ирана, ибо наука не объясняет, каким образом Скифам передался их язык. Приходится предполагать, подыгрывая науке, что от Иранцев.

В самом деле, Осетины живут ныне там, где раньше обитали Аланы - впрочем Аланы были и в нынешней Чечне, и около Днепра и во Франции да Италии, где поныне остались городки Аллейн, Алагна, Сармато Аландриано (Ландриано), Аллегно, Алано ди Пиаве. Славяне-Вандалы купно с Аланами обитали также в Испании, Галии, да по всей даже той части Европы, которую не считают славянской.

Поскольку Осетины называют себя Ирон, думаю, что народ из Ирана растворил в себе аланское население (не важно, коренное или пришлое), и потомки обоих народов и составляют нынешних Осетинов. Вместо того, чтобы предположить оба народа в «одновременные» предки Осетинов, Абаев сделал эти народы последовательными звеньями цепи происхождения.

Выражу взаимосвязь Иранцев, Аланов и Осетинов так:

Влияние Иранцев оказалось сильнее, что выражается в языке и самоназвании - Ирон.

В обозримом прошлом, в осетинском языке не было слова «Алан», пока его не заимствовали из общекультурной среды. А то, что Аланы - давнее самоназвание Ирон, Абаев вывел следующим образом.

В преданиях Осетинов существует загадочное выражение «аллон-биллон»77. Подобно тому, как в русских сказках Баба Яга принюхивается и подозревает, что здесь пахнет русским духом, так в осетинских людоед-великан отмечает - мол, пахнет аллон-биллоном! Абаев не смог истолковать «биллон», однако «аллон» сопоставил с человеком, который находился рядом с великаном. Значит, человек тот - непременно Алан -решил Абаев. А следовательно, предок Осетинов.

О ком же речь идет в преданиях с «аллон-биллон»? Кого вынюхивал людоед? Он вынюхивал Нартов.

Нарты - народ, о котором рассказывают Осетины в своих преданиях. Нарты сгинули, их покарал бог за дерзость. Ученые гутарят, что в нартовском эпосе отразились Скифы, а

Нарты - предки Осетинов, но ведь сами Осетины же говорят -Нарты все погибли.

К сожалению, еще мало преданий о Нартах переведено на другие языки, кроме родного. А ведь это культурный пласт, сопоставимый по размаху с греческой и северной мифологией, и в некоторых подробностях удивительно перекликающийся с ирландской.

Связь с Ирландией проявляется во многом.

Ирландия, или, в старину - Ир-лонд, земля Иров. А как называют себя Осетины? Ирами.

Среди Осетинов и Ирландцы рыжих людей больше, чем среди других народов. Каково, а?

Далее. Когда я еще думал, что все Аланы были ираноязычны, то решил, что народы богини Дану (Tuatha De Danann) можно перевести просто - народы богини Реки, толкуя «Дану» как производное от иранского корня «дон» или «дан».

Правда, в Ирландии не знали богиню Дану. Слово «Дану» вообще придумано учеными, они сочли, что «Danann» это склоненное в притяжательном падеже имя Danu. Чьи народы? Danann. Tuath^) значит народ(ы), De - божество. Вместе произносится как «туаса дэ данан», где «дэ» размытое, в нем слышится «ч». А если «дэ даннан» - подражание другим словам либо искаженная их передача? В преданиях Осетинов о Нартах важнейшую роль играет чародейка, воительница и советчица по имени Сатана. Я сам не люблю игру с буквами, но «дэданнан», с учетом размытой первой «д» и легким исправлением второй «д» на «т» может звучать как «сэтаннан».

Сатана - богиня или полубогиня, росшая не по дням, а по часам - за месяц как за год. Это свойство, в преданиях, присуще тем, в ком течет нечеловеческая кровь. Сатана умеет принимать множество образов - являться старухой или молодой78, понимает птичий язык, управляет погодой, о событиях в мире знает, глядя в некое «небесное зеркало» (небось, подобное стояло в нашей Софии Киевской). В сказаниях Сатану описывают как «неба коварство, земли колдовство».

Возможно, «Tuatha De Danann» следует толковать как «народ Сатаны».

Героические предания Осетинов порой сходны с ирландскими. Часто сравнивают повествования о Сослане (Осетия) и Кухулине (Ирландия). Среди общих подробностей: у Сослана в каждом глазу по два зрачка, у Кухулина четыре в одном, три в другом. Кухулин гибнет потому, что его колесницу зачаровала отвергнутая им богиня войны, призрачная королева Морри-ган. Отвергнутая богиня же посылает на Сослана самоходную повозку Колесо Ойнона (Балсага, Малсага, Барсага).

Серебряная рука короля из Анналов Ирландии - и осетинский богатырь Сослан, с телом из черного булата и железными ногами, а также металлический Батраз, столь могущественный, что вступил в распрю с жителями неба и был убит богом при помощи Колеса Балсага. По другому варианту, его расстреляли Елиаты, подлетев в облаке, которое рассеивалось, когда Батраз стрелял в ответ. Батраз раскалился и упал, и ему нечем было охладиться. Он долго лежал. Никто не мог приближаться, умирали, даже противники, жители неба - Зэды и Дуаги.

Не от Нартов ли пошли Tuatha De Danann и обожествленные Асы? Кто такие Нарты в представлении Осетинов? Откроем второй том трехтомника «Нарты»[49]. Про народы былых времен сказано:

1. О гумирах

Гумиры были огромными, сильными, но глупыми людьми. Они не понимали, что от огня можно отодвинуться, и прикрывали себе лица [кусками] сланца или дерева. Однажды они увидели, как собака все дальше отползала от костра по мере того, как он разгорался. Так гумиры научились оберегать себя от огня.

2. Нарты

До нартов [на земле] жили гумиры, топоров у них не было, деревья они вырывали руками. Потом появились уаиги - крупные, могучие люди. Вслед за ними [появился] нартовский народ.

Сотворив мир, бог решил создать людей. По его велению на земле появились уадмиры. Были это люди огромные и сильные, в ущельях они не помещались, земле их было трудно выдержать.

Триста лет прошло, и сотворил бог вслед за уадми-рами камбада - умом и силой на уадмиров похожие, а ростом невысокие, не выше нынешних десятилетних детей. Слишком малыми оказались камбада для жизни на земле79.

Триста лет прошло, и сотворил бог вслед за камбада гамеров, но и они оказались слишком велики и ростом и силой.

И еще триста лет прошло, и сотворил бог вслед за гамерами гумиров. Не вышли и они под стать земле. Триста лет прошло, и сотворил бог вслед за гуми-рами уаигов. Не удались и они, слишком крупными оказались. Триста лет прошло, и сотворил бог вслед за уаигами новый народ, нартов, и удались они ему, ростом и силой были под стать земле. [...]

5. Происхождение нартов

До нартов на свете жили уадмеры. Уадмеры были огромными людьми, дома не строили: «Если мы будем наклонять головы, проходя через порог [в двери], то бог подумает, что мы ему кланяемся». Бог очень скоро их уничтожил. После этого появились уаиги - грубые, сильные, безобразные: у кого было семь голов, у кого - одна голова и один глаз80. Жили они в горах, лесах и пещерах. Когда появились нарты, то они сражались с уаигами и уничтожили их81. Откуда появились нарты, этого, кроме бога, никто не знает,

но в сказаниях говорят, что они появились со дна моря.

Нарты легко роднятся с подводными жителями Донбетты-рами, носят латы, вооружены мечами, ружьями и пистолетами, а когда им нужно рассмотреть что-то далекое, смотрят в подзорные трубы. В подзорные трубы смотрят и русские богатыри в тех былинах, которых не коснулась рука великомудрых редакторов, после чего богатыри глядят уже не в оптические приборы, но из-под ладони или в кулак. Хлебом нартам служит кукуруза.

Нарты - не боги, однако приглашают на свои пиры богов. Их перечисляют в предании о Сослане, и боги представлены как обычные действующие лица:

Были званы на пир также небесные зэды и дауаги; покровитель путников бесстрашный Уастырджи11, небесный Курдагалон, покровители скота Тутыр и Афсати, покровитель зерца Уацилла, светлый Реком и чистый Мыкалгабырта, небесный Сафа82 83 и Галагон, а также покровитель вод Донбеттыр.

Нарты тоже не просты, они могут перемещаться в летающих башнях, как например Бедуха из Ахсартаггата в предании о Сослане. Нарты пользуются и меньшими средствами передвижения - самоходными повозками (хадтулга уардон).

И когда речь идет об огнестрельном оружии, почему мы должны полагать, что оно было введено в предание сравнительно недавно? Думаю, оно было там издревле. И вещи названы своими именами, без опрощения вроде грома и молний.

В преданиях не определяется родственность Осетинов к Нартам. Предшествующее население Осетии? Народ, который соприкоснулся с Ирон и Аланами, затем сгинул, но оставил о себе память в преданиях?

Считалось, что Нарты не подчинялись богам - ни разным покровителям, ни главному. Даже дверные косяки делали высокими, чтобы не наклоняться, дабы бог не подумал, что это в его честь. Отношения между Нартами, богом и жителями неба накалились до предела, Батраз вступил в открытое противостояние с последними и был повержен. Следует расправа над остальными Нартами.

По одному из преданий, когда бог покончил с Батразом, Нарты бросили меч того в воду, отчего пошли «волны и ураганы», а море закипело и приобрело красный цвет. Затем бог уничтожил Нартов огнем с небес. В другом предании Нарты умирают от голода, после неурожая. В третьем - бог обрушивает на них гору. В еще одном сказании Нарты выкапывают себе могилы и бросаются туда. Это полностью совпадает с некоторыми из преданий об исходе странного народа «чуди белоглазой».

Потомки восточных Аланов донесли до нас предания о своем далеком прошлом. У потомков Аланов западных таких преданий не осталось.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU