ПЕЧЕРСК


ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ, ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН, ДРАГОЦЕННЕЙШИХ УТВАРЕЙ

ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ, ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН, ДРАГОЦЕННЕЙШИХ УТВАРЕЙ, ОБЛАЧЕНИЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЕЙШИХ КНИГ ПЕЧАТНЫХ И РУКОПИСЕЙ И ГРОБОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КИЕВО-СОФИЙСКОМ СОБОРЕ

ГЛАВА VI

ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ, ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН, ДРАГОЦЕННЕЙШИХ УТВАРЕЙ, ОБЛАЧЕНИЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЕЙШИХ КНИГ ПЕЧАТНЫХ И РУКОПИСЕЙ И ГРОБОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КИЕВО-СОФИЙСКОМ СОБОРЕ

Собор сей, без сомнения, снабжен был от создателя своего, великого князя Ярослава Владимировича, гораздо большим числом святынь и сокровищ, нежели сколько имеет их ныне. Пролог церковный в житии блаженной Ольги (июня 11) говорит, что здесь в алтаре на правой стороне стоял и крест, ею из Константинополя принесенный, с надписью: обновися Российская земля святым крещением, его же прият Ольга Благоверная княгиня, но его уже нет. Нынешние святыни все собраны со времен митрополита Петра Могилы.

Из святых мощей первое место здесь занимают святого священномученика Макария, митрополита Киевского, в 1497 году мая 1 убиенного татарами в деревне Стриголове на реке Припяти во время проезда его из Вильны в Киев. Они находятся под сению в правой стороне Софийского собора в раке, сребром обложенной, при южной стене придела св. Архистратига Михаила. В соответствии им, на левой стороне собора при северной стене против придела Трех святителей — московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, находится под золоченою также сению в раке большой ковчег со святыми мощами, в 1824 году устроенный, и в нем:

I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века — часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть святого Предтечи Иоанна Крестителя, святого Первомученика и ар-■‘диакона Стефана, св. Апостола и Евангелиста Матфея, Апостола Павла. Ш. Части мощей греческих святи-лей:    св. Василия Великого, св. Григория Богослова, сп. Иоанна Златоустого, св. Василия епископа Амасийско-го, св. Михаила епископа Складского, свящснномученика Анфима епископа Никомидийского, священпомученика Власия епископа Севастийского, свящснномученика Ианнуария епископа. IV. Части мощей святителей российских: св. Михаила первого митрополита Киевского, св. Симона епископа Суздальского, св. Ефрема епископа Переяславского, св. Исаии епископа Ростовского, св. Нифонта епископа Новгородского. V. Части мощей греческих великомучеников; Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеймона, Иоанна Сочавского (Молдавского); мучеников Космы Безсребренника, Иакова Псрсянина, Трифона, Севастиана, Мирона, преподобномученика Лукиана пресвитера Антиохийского. VL Великомучениц греческих; Феклы первомученицы, Варвары, Марины; мучениц: Евфимии, Параскевы, Фотинии. VII. Преподобных греческих: Макария Египетского, Ефрема Сирина, Илариона Великого, Иоанна Дамаскина, Марка Фряческого, Ксенофонта. VIII. Преподобных российских киево-печерских: Николы Святоши князя черниговского, Поликарпа архимандрита Печерского, Никона игумена Печерского, Варлаама игумена Печерского, Нестора Летописца, Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима просфорника, Дамиана це-лебника, Феодора Молчаливого, Григория иконописца, Кукиш, Марка гробокопателя, Феофана постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки эконома Печерского, Афанасия затворника, Исаакия затворника, Еразма, Нектария, Захарии, Иларжжа схимника, Евфимия схимника, Силуана схимника, Онисифора, Арсения Трудолюбивого, Лаврентия затворника, Григория Чудотворца, Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логгина вратаря, Агапита врача, Нестора некнижиого, Зипона постника, Спиридона просфорника, Сергия Послушливого, Пайла Послушливого, Онуфрия Молчаливого, Илии Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна постника, Мартирия диакона, Анастасия диакона, Макария диакона и Евфросинии игумении Полоцкой. IX. В особом ковчеге патожены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная, священномуче-ника Харлампия, священномученика Фоки, крест, в коем Животворящее Древо и разные мощи, преподобного Ефрема Сирина, левая рука неизвестного святого. Над всеми сими мощами по обряду московского Успенского и новгородского Софийского собора в великий пяток совершается омовение для благочестивых богоматьпев, усердствующих иметь от них святую воду.

Из чудотворных подлинных икон в сем соборе находятся: И внизу за вторым южным столпом в кивоте Любеческая икона Божией Матери, перенесенная митрополитом Гедео-яом из черниговского бывшего города Любеча. Об иконе сей * чудесах ее вспоминает и св. Димитрий Ростовский в Дневных своих Записках под годом 1689, когда он, будучи в Лю-бече, велел для себя снять с нее список. 2) За третьим южным столпом Любеческая же икона Спаситслева, тогда же кз Любеча перенесенная. К сим обеим иконам с особенным усердием притекают любеческие жители. 3) Купятицкая икона Божией Матери находится на верхней западной галерее близ Андреевского придела между столпами. Сия икона, издревле славная чудотворениями, находилась в Купятицком православном монастыре Пинского повета в селе Купятицах, на восточной стороне реки Ясолды к полудню от Пинска, Киево-печерский соборный иеромонах Афанасий Кальнофой-ский собрал из записок сего монастыря историю явления сей иконы и чудес ее до 1636 г., а также и построения самого монастыря и на польском языке при конце книги своей, именуемой Тератургима, издал в киево-печерской типографии 1638 г. в 4 листа. Тогда чудотворная икона эта была еще в Купятицах, но когда во второй половине XVII века сперва бенедиктинские, потом униатские монахи завладели сим монастырем, то православные монахи перенесли сию икону в Киев и поставили в Софийском соборе. Богомольцы отличное изъявляют благоговение к этой иконе, а происходившие от нее чудеса описаны около нее по стенам стихами на мало-российском языке, но обстоятельнее у Кальнофойского, прозою в помянутой книге. 4) Икона святителя Николая, именуемого Мокрого, находится в левой стороне верхних галерей в придельной церкви во имя сего святителя. Икона сия славна чудом воскресения утопшего в Днепре младенца. Происшествие сие описано в чудесах святителя Николая, печатаемых при службе и акафисте ему.

Из утварей Киево-Софийского собора достойнейшие замечания: 1) сосуды, потир, дискос, звезда, лжица, золотые с финифтяными украшениями, пожалованные в Софийский собор митрополиту Гедеону в 1686 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и царевною Софиею Алексеевною, в них весу 7 фунтов 78 золотников. 2) Потир золотой весом в 4 фунта 26 лотов, украшенный снаружи золотою же филигранною, или скапою, сеткою и обронными литыми фигурами, пожалованный императрицей Екатериной II в 1788 году, к нему, в дополнение служебного прибора, императрица Елизавета Алексеевна пожаловала в 1808 году золотые гладкой работы дискос, звезду и два блюдца, весу во всех

2    фунта 40 '/г золотников. 3) Потир, дискос, звезда, ковш, лжица, два копия и два блюдца литой серебряной превосходной обронной работы с разными изображениями под густою позолотою, в бытность государя императора Александра Ї в Париже 1814 г. деланные там мастером Бриенне и при высочайшем рескрипте от 12 декабря 1815 г. присланные к митрополиту Серапиону, весу в них всех 8 фунтов 47 золотников. 4) Большая монастырская трапезная чаша, наподобие потира, серебряная, украшенная оборонными вызолоченными изображениями, сделанная в 1720 году, весу 17 фунтов 84 золотника, она ныне употребляется на освящение воды. 5) Малая дароносица с крышкой, серебряная, позолоченная и под белою серебряною сканою сеткою, украшенная по местам яхонтами и изумрудами, весу в ней 1 фунт 78 */г золотников, б) Стакан золотой с крышкой под императорской короной, украшенный разными изображениями чертежной работы, а к нему серебряный позолоченный поддон, они пожалованы императрицей Елизаветой Петровной митрополиту Арсению Могилянскому, весу в стакане 1 фунт

3    золотника, а в поддоне 1 фунт 6 золотников. 7) Гробница, или дароносица, старинная напрестольная серебряная, весом в 1 пуд и 2 фунта. 8) Крест напрестольный с подножием, серебряный, весом 29 фунтов и 17 лотов, сделан в 1755 г. при митрополите Тимсх(зее. 9) Евангелие большое печатное, именуемое Патриаршее, все оправленное серебром под позолотою, с живописными картинами, подаренное собору в 1703 г. от Стефана Яворского, митрополита Рязанского. Прочие многие серебряные сосуды и утвари, кроме своего металла, ничего особенного к замечанию своему не имеют.

В архиерейской ризнице из 15 митр замечательны наипаче две. 1) Кованая из чистого золота и украшенная разного цвета яхонтами, рубинами, изумрудами и алмазами, с крестом наверху из алмазов, в средине коих синий превосходной воды яхонт, пожалованная в 1686 году митрополиту Гедеону Святополку при посвящении его в Москве, от царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии Алексеевны, как значится в следующей подписи по золотому обручу, окружающему низ митры: Божиею милостию мы Великие Государи и Великие Князи Іоанн Алексиевич и Петр Алексиев ич и Великая Государыня благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексиевна, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали богомольца нашего Преосвященного Гедеона Митрополита Киевского и Галицкого и всея России 1794 года. 2) По золотому глазету жемчужная со многими алмазами и других драгоценных камней украшениями, а по нижнему краю окруженная венцом, наподобие патриарших митр, сделана в 1802 году Киевским митрополитом Гавриилом.

Из 27 панагий архиерейских 10 алмазных и между ними замечательнейшие две, императрицей Елизаветой Петровной жалованные митрополиту Рафаилу. Первая под короною с привесками внизу из чистейших крупных бриллиантов, драгоценнейшая всех, в ризнице находящихся. На обороте ее в кругу из крупных же бриллиантов был под стеклом портрет императрицы. Но по кончине Рафаила она истребована в кабинет и по вынятии портрета обращена без оного в ризницу. Другая панагия звездообразная из крупных алмазов, пожалованная тому же митрополиту императрицей Елизаветой Петровной. Третия из алмазов и больших яхонтов красных, митрополиту Самуилу императрицей Екатериной II пожалованная. Некоторые из панагий и из наперсных крестов (коих в ризнице 17) замечательны особенным своим видом и при них необыкновенными ныне цепочками. Один из крестов, алмазный, перемешанный с рубинами, состоит из вен-зловых кругов букв имени императрицы Елизаветы Петровны, пожалованный от нее митрополиту Арсению в бытность его архиепископом Переславским и архимандритом Сергиевой Лавры 1744 г.

Из архиерейских саккосов и прочих облачений достойны замечания: 1) саккос и полица персидской золотой парчи, называемой алтабасом, митрополиту Гедеону при посвящении его в Москве пожалованный царями Иоанном и Петром Алексеевичами и царевною Софиею Алексеевною. Он кругом обложен газами и сетками и обнизан был крупным и мелким жемчугом, но при митрополите Гаврииле Кременецком жемчуг переложен на другой новый саккос, а полица, украшенная разными драгоценными каменьями, осталась еще цела. Был и омофор и поручи таковые же с прочим полным архиерейским облачением, но они за ветхостию давно уничтожены н украшения их переложены на другие одежды и утвари.

2) Саккос и омофор по зеленому полю с золотыми и серебряными цветами, обложенные сетками, а на омофоре в крестах изображения обнизаны жемчугом, пожалованы царевной Екатериной Алексеевной митрополиту Иоасафу Кроковско-му. 3) Два саккоса, один по желтому бархату сереброцвет-ной парчи, по кустодии обнизанный жемчугом и дорогими каменьями, а другой — по золотому глазету обложенный газами и сетками с такими же омофорами, пожалованы императрицей Анной Иоанновной митрополиту Рафаилу Забо-ровскому. 4) Саккос золотой алтабасовой парчи, сделан гетманом Иваном Мазепой. 5) Два саккоса из парчи золотой и третий, шитый золотом и серебром по атласу, сделаны гетманом Иваном Скоропадским и женою его. 6) Омофор грузинским царем Арчилом и супругою его Катаваног присланный, весь состоит из тканых по золотому полю изображений 12 праздников. А именно: на одной половине 1. Лазарево Воскресение; 2. Вход во Иерусалим; 3. Распятие;

4. Воскресение Христово; 5. Вознесение Христово; б. Сошествие С в. Духа па Апостолов. Под сею последнею картиною выткано на полукружии червленом изображение царя Арчила в царском одеянии с короною на главе, в обеих руках держащего белую свернутую пелену, наподобие гирлянды. На другой половине омофора изображены — 7. Преображение; 8, Снятие Спасителя со креста и Положение во гроб; 9. Крещение; 10. Сретение; 11. Рождество Христово;

12. Благовещение. Над каждым изображением выткано название праздника персидским, а внизу греческим языком. По концам омофора червлеными буквами на грузинском языке исткана следующая, по русскому переводу, строчная надпись. На 1 конце: «Святейшие и блаженнейшие Патриархи града Москвы и всего Севера, помяните нас грешных, принесших храму святыя Богородицы омофор сей 1611 года». На 2 конце: «Богородице Дево Марие, не одной Москвы и всего Севера, но и всего Мира Покровительнице, поклоняющимися Богу Сыну Твоему величаемая, спаси нас в день страшного суда рабов твоих Царя Арчула, Царицу Катава-ну и детей наших». Когда и по какому случаю омофор сей принесен в Киев неизвестно, а вероятно патриархом пожалован он митрополиту Гедеону. 7) Достоин еще замечания саккос, сделанный преосвященным митрополитом Самуилом, из драгоценной мантии с одной в Венеции Богородичной статуи. Мантию сию во время французской революции купил там один русский путешественник и подарил преосвященному в бытность его еще Ростове. Она вся тканая по серебряному полю золотыми и разных шелков цветами, между коими в клеймах разные символические изображения, тканые также шелками и прообразующие Божию Матерь с вензло-выми на некоторых именами Ее. Сверх сего, в 1822, 1823 и 1824 г. сделано несколько архиерейских облачений полистав-рийных, то есть крестообразного вида, и одно полное бархатное с золотым шитьем дубовыми ветвями по краям, устроенное иждивением статской советницы Дарьи Николаевны Лопухиной.

Киево-Софийский собор богат также напрестольными и священнослужительскими облачениями. Между ними замечательна великолепная и драгоценная плащаница, сделанная митрополитом Варлаамом Ясинским, пять священнических полных облачений и три диаконских, полица и набедренник, три воздуха, одежды напрестольная, жертвенничная и аналойная, пожалованная императрицею Екатериною II 1788 г.

марта 21. А в бытность самой ее в Киеве в 1787 г. марта 28 на вечерне, в день святой Пасхи того же года пожаловала она драгоценный покров на мощи святителя Макария, митрополита Киевского.

При Киево-Софийском соборе в северо-западном углу верхней галереи помещена была особая библиотека, имеющая около 1000 на еврейском, греческом, латинском, польском, славенском, русском, немецком и других языках большею частию редких ныне книг печатных и рукописных. Она составилась по завещаниям от разных Киевских митрополитов.* Но по причине сырости места она в 1824 г. перенесена в верхний этаж южной стороны, в большую церковь ев. Иоанна Богослова.

В архиерейской ризнице сохраняются также многие подлинные грамоты царские, императорские, патриаршие и синодальные. Но нет из них ии одной старее конца 17 века. Некоторые помещены при конце сей книги. Там же собраны и высочайшие рескрипты митрополитам Киевским.

В Киево-Софийском соборе погребены многие князья киевские, как то: Ярослав Владимирович, создатель сего храма, скончавшийся 1054 г. февраля 19; Изяслав Ярославич, убиенный 1078 г, октября 3 у Чернигова; Всеволод Ярославич, скончавшийся 1093 г. апреля 13; Ростислав Всеволодович, утонувший в реке Стугне 1094 г. мая 20; Владимир Всеволодович Мономах, скончавшийся 1125 г. мая 19; Вячеслав Владимирович Мономах, скончавшийся 1155 г. в начале февраля. Но места гробов их неизвестны, кроме Ярославова, и о нем Нестор сказал только, что положшиа его в раце мра-моряне в церкви святой Софии. А Киево-Печерский архимандрит Захарий Копыстенский, писавший свою Палинодию в 1621 г., сказал, что Ярослав погребен в приделе выше дверей самой Великой Церкви, не упомянув об имени придела. Киевский же Синопсис говорит, что он погребен в притворе св, Георгия. Ныне же его надгробие мраморное уцелевшее находится при южной стене алтаря, устроенного уже после в левом присенке во имя благоверного князя Владимира, отца его. Вероятно, все сии князья положены в погребе под упомянутым древним присенком Ярославова храма, где ныне Благовещенский придел, или под алтарем Трех святительского нынешнего придела, который, по Киевскому Синопсису, был во времена сочинителя сей книги, то есть в конце 17 века, может быть, во им св. Григория. Ибо в летописях повторяется, что они полагаемы были один подле другого. Впрочем, по окрошившимся краям мраморных камней, из коих составлен надгробный памятник Ярославов, и по недревней между каменьями известковой замазке можно заключать, что он когда-нибудь был взломан4' и паки составлен и, может быть, на нынешнее место перенесен. Неизвестно также, когда и кем памятник сей устроен, а по готическим средних веков украшениям его не можно сомневаться, что он есть близкого Ярославову веку времени. Может быть, знающие средних веков символы отгадают и знаменование изображений на нем.

В юго-западном углу, под ризничною палатою находится усыпальница, или погреб, в коем ставятся гробы с телами усопших митрополитов Киевских. Древнейшие все отгорожены уже глухими каменными стенами, а из новейших в притворе перед отгородкою стоят еще гробы митрополитов Рафаила Заборовского, Арсения Могилянского, Гавриила Кременедкого, Самуила Миславскогои Иерофея Малицкого, над коими в 1824 году устроены уже каменные надгробия.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU