ПЕЧЕРСК


ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 4

ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 4

По смерти Гедимина с 1340 г. вступивший на литовский престол сын его Олгерд, женившийся на тверской княжне Иулиании Александровне и принявший, по ее увещанию, с детьми своими христианскую веру восточного исповедания, хотя в политическом отношении был великий враг и опасный сосед России, но покровительствовал Российскую у себя Церковь и не уклонял еще оную от повиновения Московскому митрополиту; впрочем, как и отец его, давал свободу и латинскому духовенству проповедовать в Литве исповедание свое. А до обращения своего был он гонитель христиан, и в летописях нашей Церкви известны три придворные его боярина— Антоний, Иоанн и Евстафий, в Вильне около 1342 г. им за веру умученные и повешенные на древе, а в 1364 г. Царьградским патриархом Филофеем и Алексием, митрополитом, признанные святыми мучениками и в месяцесловы под 14 апреля помещенные.

С другой стороны, на Волыни, православная церковь начала уже страдать более литовской. Ибо по прекращении поколения великих князей галицккх тамошние православные около 1340 г. поддались мазовецкому князю Болеславу, сыну Тройдена литовского, хотя под условием, чтобы он не нарушал ни гражданских, ни церковных уставов, однако ж сей князь, воспитанный в восточном вероисповедании, вскоре не только сам обратился в западное, но и подданных своих начал принуждать к оному. По смерти его, случившейся в том же 1340 г., вся Галицкая и Волынская область поддалась польскому королю Казимиру IV на том же условии о нестес-нении вероисповедания их, как пишет польский историк Кромер (в кн. XII). Но и сей король не исполнил обещания своего, а, напротив, открыто гнал православную веру, везде между русскими поселял католиков, православные церкви обращал в латинские костелы и притеснял духовенство так, что православные думали уже лучше поддаться татарам, не гнавшим никого за веру, и в 1343 г. посылали к хану просить освобождения от Казимирова ига. Но поляки разбили присланное от хана войско. По смерти Казимира вступивший в 1370 г. на польский престол Людовик, король венгерский, старался Чермную Руссию и Галицию присоединить к Венгрии и народ обратить также к римской церкви. Для сего он и опольский князь Владислав, польский губернатор, испросили у папы Григория XI буллу на учреждение четырех католических на Волыни и в Галиции епархий: Галицкой, Пе-ремышльской, Хельмской и Владимирской, или Луцкой. Папа в булле своей, данной на сии епархии в Авиньоне 13 февраля 1375 г., ссылаясь на комиссаров, исследовавших о надобности сих епархий в тех странах, говорит, что, якобы, там и прежде издавна были католические епископы (которых, однако ж, Нарушевич почитает только временными и титулярными), изгнанные, будто, дизунитскими епископами, и определяет быть там четырем епископским католическим кафедрам, а между ними галицкую кафедру назначает быть митрополитанскою с подчинением оной прочих трех епис-копств; дизунитских же (православных) епископов повелевает оттуда удалить, а в 1377 г. назначил быть митрополии Галицкой во Львове, знатнейшем тогдашнем галицком городе, по коему после Галицкие митрополиты католические прозывались и Львовскими, В 1381 г. по булле папы Урбана VI там открыта и католическая инквизиция160. Может статься, сия-то опасность православию была причиною, что Константинопольский патриарх при жизни еще Всероссийского митрополита Алексия, за два или за три года до кончины его, посвятил другого для России митрополита, Киприана, как и прежде того Романа. Вероятно также, что с сего времени митрополиты Киевские для удержания оставшихся еще в Галиции православных приняли титло Галицких. Ибо нет верных известий, кто из них первый и когда присовокупил сне титло, а только известно, что в грамоте польского короля и великого князя Литовского Сигизмунда I, данной 1511 г. июля 2 митрополиту Иосифу Солтану, он именован уже Киевским и Галицким, и митрополит Онисифор имел такое же титло, как видно в послесловии его Служебника 1583 г., но историограф наш относит сие титло к последнему уже разделению иерархии.

Папа покушался также и от Севера великороссийские церкви покорить себе, и по его наваждению Магнус, король шведский, в 1347 г. вызывал новогородское духовенство к прению о вере, но Василий, Новогородский архиепископ, благоразумно отвечал ему, чтобы он с прением своим отнесся к патриарху Константинопольскому.

29. Киприан, родом сербянин, посвящен в Константинополе, по сказанию Степенной Книги и Никоновой летописи в 1375 г, а по Каталогам в 1376 г., по Палинодии и Косову в 1378. Если в 1375, то патриархом Филофеем, а если в 1376 или 1378, то — Макарием, бывшим после Филофея, но не Нилом, по сказанию Палинодии и каталогов. Ибо Нил наступил уже в 1379 г. А вернее свидетельство самого Кип-риана, который в жизнеописании Петра, митрополита, помещенном в Степенной Книге, говорит о себе, что посвящен Филофеем. Киприан от московского великого князя не признан Всероссийским, ибо жив еще был митрополит Алексий в Москве, а занял только кафедру Киевской иерархии. Через два года ездил он опять в Константинополь, а по кончине Алексия, когда Новоспасский московский архимандрит Михаил Митяй, избранный от великого князя Московского Димитрия Ивановича и отправленный для посвящения в Константинополь, на пути, 1379 г., умер, и спутник его, другой архимандрит, Горицкий Переяславский Пимен, лукавством получил от Константинопольского патриарха сан Всероссийского митрополита, то великий князь Димитрий Иванович, не желая принимать Пимена, позвал из Киева на Московскую митрополию Кнприана, который в 1380 г. в Москву и переселился мая 23, оставив под своим ведением и Киевскую иерархию. В 1382 г. великий князь по какому-то неудовольствию отказал Киприану от Московской митрополии, а принял на оную Пимена. Почему Киприан удалился паки в Киев и встречен был с великою радостию. Таким образом, Всероссийская митрополия паки разделилась на две, Московскую и Киевскую, но оба митрополита именовались Всероссийскими. А в 1383 г. патриархом Нилом в Константинополе посвящен и третий, Дионисий, бывший архиепископ Суздальский, посыланный туда с великокняжеским духовником Симоновским архимандритом Феодором, как говорят летописи, для некоторых дел митрополичьего правления. Вероятно, великий князь Димитрий Иванович, по неблаговолению к Киприану, с тем намерением и посылал Дионисия, чтобы удалить Киприана и из Киева. Ибо, хотя в некоторых летописях и сказано, что он поставлен в Москву на место Пимена, к коему, якобы, не благоволил великий князь, но он из Константинополя приехал в Киев, и, за неприятием здесь, хотел уже ечать в Москву, однако ж остановлен и заключен литовским удельным князем Владимиром Олгердовичем, который в укоризну ему сказал: почто пошел ecu в Царьград ставится в Митрополиты без нашего совета? се бо на Киеве есть Митрополит Киприан и той есть всей Руссии Митрополит; пребу-ди убо зде себя в Киеве. Где он и скончался в заключении октября 15, или, по другим, 15 декабря 1385 г., а погребен в Антониевой пещере. Последовавшие за сим обстоятельства подтверждают также умысел великого князя против Киприа-на, а не против Пимена. Ибо в 1385 году последний, вероятно в жалобе первого, позван будучи в Константинополь на суд к патриарху, хотя там домогался быть одним Всероссийским митрополитом, а Киприана удалить, но отпущен паки только на Московскую митрополию, а Киприан утвержден в Киеве. Патриарх Нил, не уваживший просьбы Пименовой, вопреки правам Всероссийских митрополитов поставил даже в Пименову митрополию сам двух архиереев великокняжеского духовника архимандрита Феодора в Ростов архиепископом, а Нижегородского архимандрита Евфросина в Суздаль епископом. По смерти Нила Киприан опять жаловался преемнику его Антонию на Пимена и требовал себе единовластия в митрополии Всероссийской. В сие-то время, как говорят летописи, была уже некоторая распря между Пименом и великим князем, который не соглашался на отъезд его. Оба, однако ж, митрополиты в 1389 г. поехали в Константинополь на суд, и поелику Пимен на пути, а по отъезде его через месяц и великий князь Димитрий Иванович скончались, то патриарх в 1390 г. с титлом единого Всероссийского митрополита отпустил Киприана, который с тех пор и переселился в Москву, где принят был уже с честью и там имел свою кафедру до кончины, последовавшей ему в 1406 г. или, по другим известиям, в 1407 году сентября 16.

Сей архипастырь, управляя иерархиею в двух различных державах, Великороссийской и Литовской, умел соблюсти единство церквей угождением обоим государям разных уже тогда исповеданий. Ибо по смерти Олгсрда Ягайло, сын его и преемник, отступив от восточного исповедания, в 1386 г. принял западное. То же сделал и второй преемник его, великий князь Витовт. Киприан со своей стороны, дабы не потерять влияния на заднепровские церкви, нередко из Москвы ездил обозревать их и утверждать православных в благочестии. С 1396 г. он пробыл в Киевской иерархии 18 месяцев, а с 1404 года 23 месяца. Литовские великие князья при всем своем предубеждении к римскому духовенству его уважали и не препятствовали его власти. Великий князь Московский

Василий Димитриевич в 1403 г. пожаловал также ему грамоту подтвердительную на грамоты Владимирову и Ярославову, данные духовенству.

Но, с другой стороны, Киприан имел прискорбие видеть уменьшение своего,стада. Великий князь Ягайло обратил к римской церкви половину своего столичного города Вильны и литовский народ и, хотя при вступлении на престол обещал православным свободу вероисповедания, но с тех пор духовенство римское начало преимуществовать перед русским и часто стесняло его вольность и гражданские права. В то же время в самом Киеве возобновленному доминиканскому монастырю удельный от Литвы князь киевский Владимир Олгердович дал право собирать поколодную, то есть померную с продаваемого на рынке хлеба пошлину и уступил деревню на Сырече и потомственную безоброчную пашню под названием Хлопан. Сие грамотою своею подтвердил и сын его, киевский же князь Александр Владимирович, в 1411 году. Между тем, польский король Владислав Ягелло в 1400 г. даже Конституцией Сеймовой лишил подданных своих православных права гербов, шляхетства и чиновной службы, предоставив оное только исповедывавшим католическую веру, и многие русские церкви обратил в римские костелы, и хотя в том же 1400 году на Краковском Сейме строгость сия была умерена, но в 1403 г. опять возобновлена, а в 1511 г. подтверждены только права и вольности православному духовенству, о чем ниже сказано будет. Уже Владислав III Ягеллович при коронации своей 1434 г. сравнил православных мирян с неправославными в преимуществах и вольностях. Оставались, однако ж, и до того некоторые Волынские и литовские князья при исповедании восточном во времена Ягелла, несмотря на лишение своих прав, и защищали православную церковь.

30. После кончины Киприана Фотий, грек, родом из Морей, прислан митрополитом из Константинополя от патриарха Матфея, а не от Каллиста, как сказано в Палинодии и Каталоге Киевском. Ибо Каллист II, в 1396 г. возведенный, жил только 3 месяца и скончался, а после него с 1396 г. 13 лет правительствовал Матфей. Фотиево же прибытие в Россию, по Киевскому Летописцу, полагается в 1408 г., а по Московскому Каталогу в 1409 год. Разность может быть от того, что Фотнй прожил в Киеве целый год. Но по Никоновой летописи он пришел в Киев 1410 г. сентября 1, а в Москву на день Пасхи, апреля, что случилось уже в 1411 году.

Сей иерарх не наследовал от своего предместника искусства угождать двум государям иерархии своей и предоставил Киевскую в управление своим наместникам, а сам занимался в Москве тяжбами с боярами и другими мирянами, во время нашествия татар завладевшими при Киприане многими церковными угодьями и митрополичьими пошлинами, чем в Москве навлек на себя ропот и неудовольствие не только бояр, но и великого князя. Тогдашний великий князь Литовский Витовт еще более причин имел к неудовольствию на него. Будучи ревностным исповедователсм римской веры, он снисходил умевшему угождать ему Киприану, но Фотий, воспитанный в открытой ненависти к римской церкви, не хотел искать снисхождения у Витовта, не думал даже обозревать церквей государства его, к коему принадлежала тогда и Волынская область и вся Белоруссия с пределами к Московскому, Новогородскому и Псковскому княжествам, а только требовал с церквей и духовенства даней, которых честолюбивый Витовт не хотел выпускать в Россию из своих областей. Шесть лет, однако ж, Витовт терпел еще Фотиево правление над православными церквами обширного своего государства. Наконец, в 1414 г. созвал 9 своих православных епископов — Черниговского, Полоцкого, Луцкого, Владимирского, Галицкого, Смоленского, Хелмского, Чер-венского и Туровского и, представив им, что Фотий обирает сокровища из соборного Софийского храма и увозит в Москву и проч., требовал, чтобы они избрали особого на Киевскую иерархию митрополита, и хотя епископы ответствовали ему, что они не имеют власти приступить к тому без обвинения Фотия и без дозволения Константинопольского патриарха, но Витовт принудил их самих написать на Фотия донос, который они, по его же наставлению, и подали ему, написав, что Фотий, якобы, небрежет о стаде Христове, не имущем у себя пастыря, и не хочет видеть своей соборной киевской церкви, а только обирает церковные доходы, все древние утвари, драгоценные вещи и сокровища Софийские переносит в Москву и церкви опустошает. По сему доносу Витовт повелел осмотреть и описать собор и все имения, Киевской митрополии принадлежащие, а митрополичьего наместника из Киева выгнал. Фотий, узнав о сем умысле против него, сам решился ехать к нему для примирения, если можно; или, если не можно, то в Константинополь к патриарху, дабы он возбранил поставлять другого митрополита в Киев. Но Витовт не допустил его, и едва въехал он в литовские области, то был ограблен и обращен к Москве. Вслед за сим Витовт созвал паки Собор своих православных епископов и повелел им, избрав митрополита, отправить, по прежнему обычаю, к Константинопольскому патриарху для посвящения. Некоторые епископы предлагали лучше примириться с Фотием, но Витовт настоял об избрании. Почему избран был некто монах Григорий Самблак, которого Витовт и отправил в Константинополь со своими и епископскими жалобными грамотами на Фотия и с прошением о посвящении Григория к бывшему тогда патриарху Евфимию II и к императору константинопольскому Мануилу II Палеологу. Больше года прошло в ожидании ответов из Константинополя, а наконец получен отказ, и Григорий возвратился непосвященным. Тогда Витовт паки созвал сентября 1416 г. в Новгород Литовский своих епископов и принудил их самих посвятить Григория в сан митрополита Киевского, а в оправдание свое — составить Соборное Определение об отчуждении Фотия. В сем Определении прописаны вины не только Фотия, но и Константинопольских патриархов и императоров, которые избирали, посвящали и посылали в Россию митрополитов, якобы за мзду и часто в одно время по нескольку, а чрез них истощали только Российскую митрополию поборами на дары им, производили молвы, смущения и мятежи в оной и проч. Для подкрепления своей власти в посвящении митрополита ссылались они на 1 правило св. Апостол, на пример посвящения Российского митрополита Клемента при великом князе Изяславе, на пример болгарских и сербских епископов и проч., но при том объявляли, что сей поступок отнюдь не разлучает их от единства с Константинопольскою и всею Восточною Церковью, и что они соблюдают православие веры, а проклинают только мздоимное посвящение и проч.161


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU