ПЕЧЕРСК


ОПИСАНИЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

ОПИСАНИЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

ОПИСАНИЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Киево-Печерская Лавра имеет положение свое в южном предместий губернского города Киева, по ней именуемом Печерским, и состоит из четырех частей: в первой, возвышенной и ближайшей к городу, находится самая Лавра; во второй внутрь ее же при Святых Вратах — Больничный монастырь; в третьей на 91 сажень от южных дверей Лаврской Великой церкви к востоку на долу монастырьБлижних пещер; в четвертой на 201 сажень от тех же дверей к юго-востоку на холму монастырь Дальних пещер. Последние два разделяются глубоким оврагом. В древние времена все сии места были закрыты лесом и отдалены от главного, или Старого города Киева, а смежны только с великокняжеским сельцом Берестовым, где находился загородный дворец великого князя Владимира Святославича. Но ныне Лавра с Больничным монастырем и обеими пещерами окружается уже крепостными зданиями со всех сторон, кроме восточной, ограничиваемой утесистыми высокими горами над Днепром, и южной — садами; с северной же стороны отделяется только крепостью и за нею площадью от города.

II

О НАЧАЛЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Еще во времена преподобного Нестора, первого российского летописателя, т. е. в конце XI или начале XII столетия, Киево-Печерская Лавра, тогда называвшаяся просто монастырем, почтена была старей всех монастырей, как говорит Нестор но не по началу оной, а по заимствованию от нее Устава церковного и монастырского другими. Ибо были уже и прежде ее монастыри в Киеве и по России. Сам Нестор говорит, что преподобный Антоний по возвращении своем из Афонской горы в Киев ходи по Монастырем. Первый Киев-

1 Несторова летопись по Кенигсбергскому списку, издан, в СПб. 1767 года, стран. 112.

ский митрополит Святой Михаил, пришедший из Корсуня еще к великому князю Владимиру Святославичу, просветившему весь Киев и Россию Святым Крещением, основал в Киеве Златоверхо-Михайловский монастырь, бывший с тех пор и кафедральным киевских митрополитов до устроения Софийского монастыря. Пришедшие с Михаилом греческие монахи устроили другой, названный Спаса Белого, выше Киева за Вышгородом над Днепром. Каждый епархиальный епископ без сомнения тогда имел также Кафедральный свой монастырь, и вероятно еще при Владимире, созидавшем ревностно везде по городам храмы Божии, были уже многие и другие монастыри, хотя Нестор и не упоминает о них. Но о сыне Владимировом, великом князе Ярославе, сам говорит, что он из лиха любяше черноризцы и почата (они) множитись и Монастыреве почата быти256.

Основателем Киево-Печерского монастыря был преподобный Антоний, живший еще при великом князе Владимире и сыне его Ярославе, но собравший братию уже при Яросла-вове сыне Изяславе. Сей преподобный, родом из мирян бывшего города Любеча, ныне местечка Черниговской губернии, возжелав измлада монашеского жития, удалился в Константинополь, и оттуда прошел в Афонскую гору, на коей обшед тамошние монастыри, в одном из них по желанию своему пострижен игуменом и, пребыв там время не мало, убежден им, по извещениею Божию, возвратиться в Россию, да и тамо прочим на успех и утверждение будет. Буди,— прирек ему игумен,— тебе благословение от Святыя Горы,— как сказано в жизнеописании его. Повинуясь ему, преподобный Антоний возвратился в Киев и для избрания себе пристанища обходил российские монастыри, но, как говорит Нестор, не возлюби ни единого, Богу не хотящу, и поча ходити по дебрям и по горам, ища, где ему Бог показал бы \ По сказанию Патерика Печерского \ при сем первом возвращении своем преподобный Антоний нашел на Берестове пещеру, ископанную некогда варягами, и, сотворив молитву, вселился там и пребывал в великом воздержании. Но когда по кончине великого князя Владимира Святославича сын его Святополк, завладевший великокняжеским престолом, умыслил избивать братьев своих, из коих благоверные князья Борис и Глеб соделались первою его жертвою, то преподобный Антоний удалился паки из Киева в Афонскую гору. Там пребыв еще несколько времени, паки по извещению же Божию получил от игумена повеление возвратиться в Россию. Иди, рек ему игумен, Богу тако хотящу, паки в Россию, и буди благо-словенце тебе от Святыя Горы. И прорече ему; Яко мнози от тебе тамо имут быти Черноризцы, и благословив его, отпусти, рек — иди с миром. Преподобный Антоний, возвратясь в Киев, нашел на холму в лесу за Берестовым уже другую пещеру двух саженей, которую до пришествия его ископал для уединенного моления своего один благочестивый берес-товский св. Апостол церкви священник именем Иларион, в 1051 году великим князем Ярославом избранный и русскими епископами посвященный в сан митрополита Киевского. Возлюбив место сие, он вселился в Иларионовой пещере и начал молиться Богу, со слезами глаголя: Господи! да будет на месте сем благословение Святыя А фоне кия Горы и молитва моего Отца, иже мя постриже, и утверди мя вселится зде. Таким образом Патерик Печерский полагает два возвращения Антониева из Афонской горы: первое в 1013 году при жизни еще великого князя Владимира, а другое при Ярославе в 1017 году. Но преподобный Нестор в летописи своей не упоминает о первом, ни о Варяжской пещере, а только о последнем и о пещере Иларионовой, и повествует о сем под 1051 годом, то есть когда Иларион оставил уже сию пещеру и был не священником, а митрополитом. Впрочем и Нестор полагает возвращение Антониево при жизни еще великого князя Ярослава, скончавшегося 1054 года; но ни он, ни Патерик не говорят, чтобы Антоний известен был Ярославу, а прославился уже при сыне его, великом князе Изяславе, который часто приходил беседовать с ним и принимать от него благословение. И при сем-то князе начали сходиться к нему братия для сожительства, в числе коих первые были преподобные Никон, иерей, и Феодосий, имевший тогда 23 года от рождения; и поелику все они были природные россияне, то по сему преподобный Антоний и нарица-ется в месяцесловах наших особенно начальником всех российских монахов.

Первое Антониево братство составилось только из 4 человек, коих постригал Никон по повелению Антония, не имевшего сана священства. В число сего Братства вступили и пострижены Варлаам, сын знаменитого Изяславова боярина Иоанна, и евнух Изяславов Ефрем. Но за пострижене сих двух подверглись гонению и Никон, и сам преподобный Антоний. Боярин Иоанн возвратил от них сына своего и всех их разогнал; а великий князь повелел поймать наипаче Никона и грозился послать его с Антонием в заточение, а пещеру их раскопать. Однако ж, умилостивлен будучи супругою своею, великою княгинею, чрез три дня потом дозволил им возвратиться в свое место, а боярин Иоанн отпустил к ним паки и своего сына. После сего собралось братии уже 12 человек, и тогда-то, как свидетельствует Нестор,ископаша пещеру велику и Церковь и Келлии.

Но преподобный Антоний, любя уединение, затворился от них в своей пещере, а им назначил из них же игуменом Варлаама; лотом, оставив и сие уединение при них, начал копать себе особую пещеру в расстоянии от первой на 110 сажен, на месте, где ныне именуются Ближние пещеры, и пресел ил с я в оную. Однако ж, наконец, и туда сошлось к нему много братии на сожительство, как пишет Сильвестр Косов в Патерике своем. Всего пребывания Антониева в пещерах Косов, согласно рукописным Патерикам, полагает 40 лет, а Славянский печатный Патерик считает сие число лет его пребывания только в Дальней пещере, а Ближней же 16 лет. Но Нестор в летописи своей сороколетнее уединение его полагает уже в Ближней пещере, яже есть под новым Монастырем, (т. е. нынешнею Лаврою) в ней же сконча живот свой, в ней же лежат Мощи его и до сего дне257. По печатному Славянскому Патерику и Никоновой летописи кончина его означается в 1073 году, июля 10, от рождения 90 лет. Следовательно, переселение его в новую пещеру было бы в 1033 году. Но сие не согласно с временем основания первого Печерского монастыря на Дальних пещерах и отшествия оттуда преподобного Антония. О времени ж кончины его Нестор нигде не упомянул, а также умолчал и Сильвестр Косов. Неизвестно, почему в некоторых старописьменных русских церковных Уставах память его положена под 7 числом мая.

Между тем, в первом пещерном монастыре собралось братии уже 20 человек, которые не могли вмещаться в пещерной церкви при общих молитвах. И для того игумен Варлаам с братией испросили у преподобного Антония благословение над пещерами своими устроить открытую церковь и построили сперва малую деревяную во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но для умножавшейся беспрестанно братии тесна сделалась и сия, и самые пещеры. Почему игумен и братия паки просили у Антония благословения устроить над пещерами уже новый открытый монастырь, и, по ходатайству его, великий князь Изяслав уступил им во владение ту гору, на коей, как пишет Нестор, Игумен и Братия заложиша Церковь велику и Монастырь огородиша столпи-емъ и Кельи поставиша многи и оттоле прозвася Печерский Монастырь; беша бо прежде жили Чернцы в печере. Но сам

Нестор и после того называет сей монастырь иногда просто Феодосиевым^. Синопсис Киевский и Славянский печатный Патерик в житии преподобного Феодосия приписывают сие устроение Феодосию в 1062 году, а Нестор — Варлааму. По совершении уже сего монастыря, говорит Нестор, Изяслав создал великолепнейший монастырь св. Димитрия и взял на игуменство в оный Варлаама, хотя выше сего Монастыря (Печерского) сотворити, надеяся богатеством совершити. Но, продолжает он в замечание, мнози Монастыри от Князь и Бояр и от богатества поставлены, но не таци, каци суть поставлены слезами и пощением и молитвою и бдением. Антоний бо не имеяше ни злата, ни сребра, но стяжа слезами и пощением ' .

По удалении уже Варлаама, преподобный Антоний, по прошению братии, определил им игуменом Феодосия, яко по-слушливейшего, кроткого и смиреннейшего из них. При сем втором игумене число их умножилось уже до 100, как свидетельствует Нестор, который и сам семнадцати лет от рождения принят им в Печерский монастырь. Тогда Феодосий начал помышлять о избрании Устава для своей братии.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU