ПЕЧЕРСК


ОБ УСТАВЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

ОБ УСТАВЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

ОБ УСТАВЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Какой Устав для церковной службы и монастырского жития введен был с христианской верой в Россию, неизвестно. Ибо тогда и на востоке по разным патриархиям и монастырям разные были Уставы, и не было еще в обрядах православной церкви повсеместного единообразия, как видно из Типикона Никона, игумена Черной горы; а знаменитейшие восточные монастыри, каковы были Лавры Герасимова, Ев-фимисва, Саввина и Феодосиева, каждый имели свой Устав, и им подражали прочие по произволению. Почему и греческие митрополиты и монахи, приходившие в Россию, могли произвольно вводить обычаи своих стран. Вообще ж восточное монашество двоякий имело Устав, один пустынный, по которому каждый монах жил и содержал себя особо, а общение с братией имел только в церковном молитвосло- 258259 вии; другой Устав был общежительный, по коему все для монахов было общее. Преподобный Антоний, по возвращении своем из Афонской горы обходивший заведенные уже в России греками монастыри, не нашел в них последнего Устава, к которому привык он в Афонской горе. Не содержаху бо, говорит Патерик Печерский, совершенного чина и Устава в житии общем 260, а потому и сам решился жить уединенно; первая ж братия его была немногочисленна и не требовала Устава, кроме его примера. Но с умножением оной преподобному Феодосию необходимо нужно было положить обстоятельные правила и житию их, и церковному порядку. В то время с митрополитом Георгием (1072 года) пришел из Греции один иерусалимского Студийского монастыря св. Саввы монах Михаил, имевший у себя список общежительного Студийского Устава *, который и списал у него Феодосий, как свидетельствует Нестор, современник тому, и, согласно ему, письменные Патерики (а печатный Патерик Печерский говорит, что он у Михаила расспросил только о Студийских обрядах, но список получил от печерского монаха Ефрема Евнуха, бывшего во святых восточных местах); и устави,говорит Нестор, в Монастыре своем} како пети пения Монастырская и поклоны како держати и чтения почитати и стояние в Церкви и весь ряд Церковный и на Трапезе седание и что ясти в кия дни; Феодосий все то предаде Монастырю своему. От того же Монастыря прияша ecu Монастыри Устав261. Таким образом, Студийский Устав от Печерского монастыря с того времени введен во все не только монастыри, но и церкви российские и доныне содержится повсюду, так как и на востоке оный почти везде преимущественно употребляется; и за сие-то преподобный Феодосий наречен общего жития монашеского начальником в России.

ОБ ОСНОВАНИИ И СОЗДАНИИ ВЕЛИКОЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ И НОВОГО МОНАСТЫРЯ НА БЕРЕСТОВСКОМ ПОЛЕ

Умножавшееся в монастыре Феодосиевом число Братства паки требовало пространнейшего места: но ни пещеры, ни монастырь, созданный на горе над ними, не могли уже вмещать их. Посему преподобные Антоний и Феодосий начали помышлять об устроении нового монастыря и церкви, о коей имели уже они задолго наперед по откровению благоволение Божие и Божьей Матери, Ибо один варяжский князь, именем Симон, сын князя Африкана, молитвами преподобного Антония спасший.ся от смерти в сражении российских князей с половцами на реке Алте 1068 года *, видел на облаке изображение будущей новой Печерской церкви и слышал глас, повелевший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника, снятые им с изображения распятия Христова, некогда устроенного и чтимого отцом его. Другим знамением благоволения Божия о сем было то, что неожиданно пришли из Константинополя в Киев нанятые уже лицом Божьей Матери и преподобных Антония и Феодосия четыре искусные строители для создания сей церкви, получившие на три года и плату за труды и видевшие также изображение сей церкви на облаке, а от Божьей Матери приявшие храмовую икону ее Успения и мощи семи мучеников, Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Федора, во основание храма. Третьим знамением было чудесное назначение места сей церкви на Берестове поле, которое уступил преподобному Антонию и Феодосию великий князь Святослав Яросла-вич, нечаянно приехавший на избрание места, своими руками начавший копать ров на основание и давший Феодосию 100 гривен (или 50 фунтов злата) на созидание. Варяжский князь Симон, вельможа Всеволодов, также давал много имения своего на оное. Мера церкви, по откровению Божьему, назначена была поясом, который принес Антонию сей князь: ширина ее в 20 поясов, долгота в 30, высота стены в 30, а с верхом в 50. Все сие обстоятельно описано в польском и славянском Патерике Печерском. Основание сего храма со вложением в оное и вышеупомянутых мощей семи святых мучеников было в 1073 году священнодействием Юрьевского, или Поросского епископа Михаила, во время отсутствия митрополита Георгия в Константинополь. Но преподобный Феодосий видел только основание сей новой церкви и в следующем, 1074 г., скончался. Уже в 1075 году, как свидетельствует Нестор, почата бысть Церковь Печерская над основанием, Стефаном Игуменом (преемником Феодосиевым); из основания бо Феодосий поча, и скончана бысть в третие лето месяца Июля в третий день. Потом шесть лет стояла она вчерне. Между тем Стефан устроил около сей церкви монастырь деревянный и перевел из старого Печерского братию, оставив там токмо несколько монахов для погребения умирающей братии и для ежедневного совершения литургии за усопших и за благодетелей монастырю. Но и Стефан не успел украсить созданной им церкви, и уже к преемнику его, игумену Никону, в 1083 году пришли из Константинополя иконные писцы, чудесно также нанятые там явившимися им усопшими начальниками сего монастыря — преподобными Антонием и Феодосием; а греческие купцы тогда же привезли и мозаику на украшение церкви, которого, однако ж, и Никон также не сподобился видеть окончания. Ибо совершена она 1089 года уже при игумене Иоанне, во время правления великого князя Всеволода Ярославина и освящена того же года 14 августа митрополитом Иоанном и епископом Иоанном Черниговским, Исаиею Ростовским, Антонием Юрьевским и Лукою Белоградским, чудесно на сей случай созванными, как описано в Патерике. Нестор же упоминает об одном только с митрополитом бывшем епископе Луке Белоградском.

Сочинитель Киевского Синопсиса описывает первоначальную красоту сей церкви и монастыря следующим образом: «Сия Небеси подобная Церковь, яко неизреченным Божиим смотрением основася, тако и совершися, и преизящным благолепием внеуду и внутрьуду украшена бысть. Вся бо от злата мусиею, сиречь, каменьями позлащенными, узорами и пе-стротинами различными предивно бяше высаждена и Иконами прекрасно расписана. Помост церковный весь також де от различных шаров (красок) камениями и всякими узорами бысть насажденный; главницы же позлащены бяху, а крест на верее Церкве великия ваги от самого злата соде-ланный поставлен бысть. Самый монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища; в толстоту же или в ширину каменна стена бяше на сажень и врата камен-ныя же, идеже ныне Церковь Троицы Пресвятыя, бяху двои: едиными вхождаху Царие, Князие и чин Духовный а вторыми народ общий и мертвых к погребению ношаху , откуда великая слава и похвала бяше всему Российскому народу, яко в писанных древних Летописех Русских обретается» . Но, к сожалению, не уцелела она, и не дошло до нас ни фа- 262 263 сада, ни плана сего древнего здания. Она была образцом и для других по княжествам российским. Владимир Всеволодович, князь переяславский, создал таковую же в Ростове и учредил там весь чин служб Киево-Печерских, а сын его, Юрий Владимирович Долгорукий,— Суздале.

v

О ДРЕВНИХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Сверх примера во внутреннем и внешнем благоустройстве Печерская обитель имела многие и другие преимущества пред прочими в России. Ибо ни одна не включала в нсдре своем столько избранников Божьих из всех состояний, начиная от простого народа, до бояр и князей; ни одна не показала свету столько святых мужей, не произвела столько светильников церкви, пастырей !2, учителей, наставников благочестивого и добродетельного жития, ревностных защитников православия и невинно гонимых, попечителей о сирых, больных и странных, чему пример подал сам преподобный Феодосий, начальник ее, часто у князей ходатайствовавший за утесняемых и при всей первоначальной скудости своей братии устроивший близ Печерской обители двор с деревянной церковью святого первомученика Стефана архидьякона для пристанища нищим, слепым, хромым, больным (где ныне гостиница). Он снабжал их потребным и даже от всего имения монастырского уделял им десятую часть; сверх того каждую субботу посылал воз хлебов к заключенным в темницах и во узах. Множество таковых и доселе получают ежедневно пропитание свое при обители его; из Лаврской же трапезы ежедневно отдаются остатки хлеба нищим; а в Храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы и на память преподобных Антония и Феодосия среди двора Лаврского на столах предлагается им открытая трапеза. Многие также безродные сироты здесь воспитываются и приуготовляются к разным званиям жизни обучением ремеслам и словесности. Наконец, ни одна обитель не прославилась толикими чудными и человечеству благодетельными знамениями Божьими, продолжающимися и доныне над ежегодно притекающими с верою и молитвою к помощи Божьей Матери и Богоугод-ников Печерских. Посему праведно обитель сия издревле на-264 рицается Святою и Чудотворною. Сие-то всегда привязывало к ней преимущественно сердца и постриженных в ней, и притекающих к святыням ее. Симон, епископ Владимирский и Суздальский, сподобившийся в ней монашества, описывая еще скудость ее и трапезу братскую, состоявшую только из хлеба и гороху, пишет к Поликарпу, черноризцу Печерскому: аз бы рад оставил Епископство и работал Игумену. И кто не весть Соборныя церкве красоты Владимирская и другим Суздальским церкве, юже сам создах? колика же места градов и сел? и десятину збирают по всей Земли той и тем всем владеет наша худость. Но пред Богом ти молвлю: всю сию славу и власть яко кал мнех был, аще бы ми трескою (колом) торнати за враты, или сметием валятися в Печерском монастыри и попираему быти человеки. Лучше есть чести временным день един в дому Божия Матере, паче ты-сящи лет, в нем же волил бых пребывати, паче неже жити в селех грешничих. Он называет Печерский монастырь Местом святым, блаженным, честным и спасенным, в нем же дивитися всякому хотящему спастися, и присовокупляет: Печерский Монастырь море есть, не держит в себе гнилого, но измещет вон 1J. В числе старцев Лавры сей за честь себе почитали именоваться и игумены, управлявшие другими монастырями, хотя и вышли уже из Лавры; а многие и архиереи, малороссийские, великороссийские и иностранные православные, по епархальных трудах избирали себе здесь покой для докончания жизни своей в уединенном благочестии. Преподобный Нестор Летописатель, описавший только 11 житий первых подвижников печерских, в Послесловии к оным свидетельствует, говоря: «бе во-истинну предивно чудо видети, Братие, в Печерском Святом Монастыре, Совокупи бо Господь таковых Черноризец во Обители Матере своея, иже яко пресветлая светила в Российской земли добродетель-ми сияху. Овии бо вдавахуся на бдение, инии же на коле-нопоклонение, овии постяхуся чрез день, или чрез два дни, инии ядяху хлеб с водою, инии же зелие вареное, а друзии суровое, и вся в любви пребываху; меньшии покаряхуся старейшим, не смеюще'пред ними глаголати, разве с покорением и послушанием великим; такожде и старейшие имея-ху любовь к меньшим, наказующе их и утешающе, яко ча- 265 да своя возлюбленная; и аще кто от Братии впадаше в некое согрешение, утешаху его, и того единаго епитимию раздели-ху три, или четыре за великую любовь. Аще же некий Брат отхождаше от Монастыря, вся Братия имеяху о том печаль, и посылаху по него, призывающе, дабы возвратился в Монастырь. Егдаже прихождаше Брат, вси шедше ко Игумену покланяхуся за него и умоляху Игумена; и абие с радостию приимаху Брата в Монастырь. Такова бяше божественная любовь, смирение же и воздержание в той святой Братии, иже сияют и по смерти яко неугасающая светила различными чудесы и молят Бога за зде сущую Братию и за мирская чада, за вся работающий во Обители Божия Матере, и за подающия ту от имений своих в Монастырь, в нем же и доныне добродетельное житие сияет в пениих и молитвах и послушании, во славу всемогущему Богу и пречистей его Богоматери и Святым Отцем, Антонию и Феодосию» 266. По уважению к сей святости места и обитателей оного некоторые из благочестивых князей, как например, по сказанию преподобного Нестора, великий князь Святополк, не выезжал на войну и никуда из Киева, не помолясь у гроба преподобного Феодосия и не взяв благословения у игумена, а по окончании пути приходил паки сюда же с благодарением Богу. Великий князь Киевский Ростислав Мстиславич каждую субботу и неделю Великого Поста приглашал к трапезе своей 12 старцев печерских с архимандритом, а в субботу Лазареву — всех старцев, и оделял их милостыней, как сказано в житии Поликарпа, архимандрита Печерского. Некоторые князья, дабы сделать и завещания свои уважительнее у наследников, писали оные в сей обители. Так, сын князя Владимира Олгердовича, бывшего наместника киевского, князь Андрей Владимирович в 1446 году, написав свое завещание здесь, утвердил оное свидетельством архимандрита Николая, братии и бояр своих; а народ, сподобившийся поклониться святыням ее, с усердием испрашивал от начальника Лавры письменного свидетельства в том, что имел счастье быть здесь и видеть чудные дела угодников Божьих, для удостоверения и не видавших. В последовавшие времена такие свидетельства от Лавры выдавались уже печатные 267. Многие князья, бояре и знатнейшие граждане за особенное счастье себе поставляли быть здесь погребенными, а княгиня Анастасия Ярополковна, супруга князя Глеба Всеславича, в 1158 году при кончине своей завещала погребсти себя при гробе преподобного Феодосия. В следующем 1159 году великий князь Киевский и Владимирский Андрей Юрьевич Бого-любский, по завещанию еще отца своего, великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, погребенного близ Лавры в берсстовской Спасской церкви, грамотой своей почтил Печерский монастырь титулом архимандрии, Лавры и ставропигии патриаршей и великокняжеской, независимой и от всероссийского митрополита, кроме рукоположения в священные чины. С тех пор действительно печерские настоятели именуются уже архимандритами, начиная от Акиндина. О прочих преимуществах Печерского монастыря сказано будет ниже.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU