ПЕЧЕРСК


ПРОРОЧЕСТВА

ПРОРОЧЕСТВА

Мистическая история и топография Киева, Ляшенко В.А.

Пророчества киевских юродивых

Английский дипломат Джильс Флетчер, наблюдая русское обще ство в царствование Федора Иоанновича (конец XVI в.), отмечал, что юродивых «считают пророками и весьма святыми мужами, почему и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограни чения, хотя бы даже о самом Боге... Иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, прикидываясь юроди выми, от них тайно отделываются, как это и было с одним или двумя в прошедшее царствование за то, что они уж слишком смело поносили правление царя». «Юрод» в древнерусской интерпретации – «глупый» или «безум ный». Действительно, в юродстве царит нарочитое безобразие. На лю дях блаженный надевает личину безумия, «глумится», как скоморох – «шалует». Всякое людное место становится для него сценической площадкой. Ночью юродивый, оставшись наедине с собой, снимает с себя маску мнимого безумия – усердно молится и постится [37]. Юродивый стойко переносит насмешки, побои, холод и недоеда ние. Обуздав плоть, он обретает полную победу над своей гордыней и становится как бы мертвым для себя. «Будь мертв, – поучал прп. Ма карий Великий, – если хочешь спастись». Из глубины своей мнимой нищеты юродивый обогащает людей великим духовным богатством. Он пытается «расшевелить зрелищем странным и чудным» равно душный люд. Появление святого блаженного совпадает по времени с угасанием княжеской святости. Юродивый становится преемником святого князя в социальном служении, восстанавливая нарушенное духовное равновесие [38]. Первые юродивые появились среди христиан Египта в IV в., затем распространились по Сирии и Византии. Юродство на Руси берет свое начало от Исаакия Печерского (†1090 г.), о котором повествует Кие 52 во-Печерский патерик. Однажды одел на себя Исаакий сырую шкуру только что убитого козла и затворился в пещере на семь лет. Пищу ему подносил сам Антоний Печерский, основатель Лавры. Когда Иса акий занемог, то чудесным образом не принимал пищи два года. После смерти прп. Феодосия он надел грубую рубаху и стал юродствовать. В лютые морозы не прекращал Исаакий молитвы своей так, что часто ноги его примерзали к каменному полу. Когда из печи высыпались раскаленные угли, блаженный мог затоптать их босыми ногами. Юродствующий иеродиакон Феофил (Фома Горенковский, 1788 1853) родился в Махнове (Киевская губерния) в семье приходского священника. В детстве пережил тяжелейшую травму – родная мать несколько раз покушалась на его жизнь. Так по ее приказу служанка должна была утопить младенца в реке. Но волны чудесным образом вынесли младенца к островку, образовавшемуся вверху по течению, и бережно положили на сыпучий песок. Тогда служанка со всего раз маху бросила Фому под колесо водяной мельницы. И вдруг – новое чудо: мелющие жернова остановились, и от напора воды произошел необычайный шум. Мельник выбежал во двор и услышал младен ческий плач. Но едва только он вытащил Фому из воды, как колеса опять пришли в движение. К семи годам Фома остался круглым сиротою, но, опекаемый Цер ковью, был зачислен в начальные классы Киево-Могилянской акаде мии. В 1812 г. поступил послушником в Братский мон., где к тридцати трем годам достиг первого и последнего своего сана – чина иеродиа кона, получив монашеское имя Феодорит. В декабре 1834 г. принял схиму и был наречен новым именем – Феофил. В своей келье поставил гроб, в котором хранил провизию. Держал строгий пост и носил одежду, обшитую грязными лоскутами. Молил ся сутками в лесу у Китаевской обители, преклонив колени на пне. По преданию, мог на лодке без весел плыть против течения Днепра. Владел даром прозорливости и чудотворства – предрек политическое поражение России в Крымской войне, пожар лаврской типографии в 1844 г., а также основание Спасо-Преображенской пустыни Киево Печерской Лавры и Свято-Троицкого Ионинского мон. Митрополи та Филарета предупредил о нападении лесного разбойника. Исцелил вдову чиновника Марию N . от одержимости, а девицу Рудничиху с Шулявки от смертельной лихорадки. Своему другу Назару Диковскому, державшему в саду на Глубо чице пчел, предсказал, что его будущая невеста будет булочницей. Говорил, бывало: «Женись, Назар, не то под старость водить тебя под руку некому будет...». Действительно, последний десяток лет Назар был разбит параличом. Евгении Рудкиной, сестре Назара, предрек, что ее дочь выйдет за муж за известного человека. Через некоторое время дочь Рудкиных действительно была сосватана, а вскоре и обвенчалась с профессором К. Скворцовым. Некоторым людям блаженный предсказывал скорую смерть: помощнику уставщика N, мастеровому Большакову, жене маклера Дударевой, барышнику из Василькова, девице Соколовой из Керчи и др. Предсказал святой старец и свою смерть – за неделю до кончины он упросил послушников навозить с Днепра земли и ссыпать ее возле кельи в виде могилы. Свидетелем кончины юродивого стар ца был монах Димитрий: «С изумлением взглянул Димитрий вверх и остолбенел: в келье медленно стал подниматься покров, и голу бое небо, точно распростирая свои объятия, приготовилось принять святую душу умирающего праведника... Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на святолепный лик праведного старца. Едва он ис пустил последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по его келье». Похоронен Феофил в Китаевской пустыни рядом с прп. Досифеем [39]. При жизни Феофил благословил и укрепил на подвиг Христа ради юродства студента Киевской Духовной Академии Петра. Вскоре после этого Петр был исключен из Академии и направлен в Кирил ловскую больницу для умалишенных. За долгие годы пребывания в этом печальном заведении блаженный достиг высокого духовного со вершенства. Незадолго до своей смерти Петр сбежал с места своего заключения и в одном халате, без больничного колпака, прибежал во Флоровский мон. «Прощайте! – говорил он встречавшимся по пути сестрам, горячо приветствуя их. – Прощайте, уневестившие себя Хри сту. Завтра не увидимся более!» Но тут блаженного схватили пресле довавшие его по пятам больничные сторожа и возвратили обратно в «желтый дом». На другой день Петр действительно скончался, так и оставшись неразрешимой загадкой для современников. Провел свои последние годы жизни в «желтом доме» и юродству ющий композитор А. Ведель. Артемий Лукьянович родился в Киеве в 1767 г. в мещанской семье. С детства Бог наградил его замечатель ным голосом. Ведель поступил в академический хор, затем в Киев скую духовную академию. Артемий Лукьянович почти ежедневно хо дил в церковь, часто причащался, мяса не употреблял, спал на грубом войлоке. Часто пел, стоя перед иконами на коленях. В 1798 г. Ведель раздал все свое имущество, поступил послушником в Киево-Печер скую Лавру и начал юродствовать. П. Турчанинов посетил Артемия в келье, где композитор поведал своему другу о чудесных видениях, по сещающих его в монастыре. В мае 1799 г. в Киево-Могилянской ака демии, где Ведель часто бывал, нашли книгу «Служба преподобному отцу нашему Нилу». А в ней на чистых страницах рукой Веделя было написано, что царь Павел І убил свою мать Екатерину ІІ, да и само го Павла убьют. Известно также, что Артемий Лукьянович отправил письмо со своими пророчествами императору Павлу. По официальной версии Екатерина ІІ умерла 6 ноября 1796 г. от апоплексического удара – кровоизлияния в мозг (инсульта). По дру гой версии, кровоизлияние мозга, которое обнаружили при вскрытии придворные лекари, было вызвано ударом тупого предмета. 24 июля 1799 г. из Петербурга пришел приказ: царь «повелеть соизволил: буде он Ведель выздоровел, взять его от отца, отослать в дом сумасшед ших в Києве й держать без выпуску». Согласно Высочайшему по велению, содержали его «пристойным образом, но не давали ему ни пера, ни бумаги, ни чернил»... Через два года пророчество безумного композитора сбылось. Ког да в марте 1801 г. Артемия посетили в «смирительном доме» друзья, блаженный неожиданно закричал: «Ура! Александр на троне!». Через несколько дней дошло известие, что это так... Император Павел I был задушен заговорщиками, а на трон взошел его сын – Александр Пав лович. Умер Артемий Лукьянович в 1810 г., во время молитвы в саду родительского дома, куда юродивого отпустили за несколько дней до смерти. Похоронили А. Веделя на Щекавицком кладб. Поскольку по 55 гост на «Олеговой горе» был снесен в 1930-х гг., могила композито ра-пророка не сохранилась [40]. Известно также, что одновременно с А. Веделем в Кирилловской богадельне содержался юродивый ясновидец, к которому киевские барышни бегали советоваться, какого жениха им выбрать. Участь оказаться заключенным «желтого дома» ожидала и Ан дрея – иеромонаха Киево-Печерской Лавры. В 1920-е гг. в разгар воинствующего безбожия он бросил вызов революционной власти – открыто ходил по Киеву в монашеской одежде, с крестом на груди. За это блаженного Андрея многократно заключали в Кирилловскую психиатрическую больницу. Чернец Исаакий Печерский, иеродиакон Феофил и иеромонах Ан дрей не единственные киевские блаженные, принявшие в свое время духовный сан. История сохранила имена юродствующих иеромонаха Киево-Печерской Лавры Федора, послушника Иулиана Бойко, мона хинь Ольги и Ирины (Флоровский мон.). Про Ирину (Улиньку) из вестно, что она ходила круглый год в одной и той же ватной рясе, вся обвешанная множеством узелков и котомок. Особую славу снискал юродивый «Дядя Коля» (епископ Варнава, Николай Беляев, 1887-1963). Родился Николай в подмосковном Ра менском в простой семье (отец – рабочий, мать – дочь сельского диа кона). В юношеском возрасте ощутил призвание к духовной жизни, бросил учиться на инженера и отправился в Троице-Сергиеву Лав ру, где в 1911 г. принял монашеский постриг. Прослужил несколько лет викарием Нижегородской епархии (хиротонисан в 1920 г.). Бла гословение на подвиг юродства епископ получил от великого старца Алексия Зосимовского и блаженной Марии Дивеевской. Пережил заключение в лагере, ссылку и содержание в психиатрической лечеб нице. Последние пятнадцать лет жизни Николая Никаноровича прош ли в Киеве, в обычном полуподвале, в крайней бедности. Блаженный много путешествовал с котомкой за плечами, где лежали все необ ходимые инструменты и разная хозяйственная мелочь. Его называли «Дядей Колей», но мало кто знал, что этот чудак имел блестящее об разование, знал древнееврейский, древнегреческий и несколько евро пейских языков. В своих дневниках он оставил предсказание о паде нии большевистской власти и возрождении православия. Похоронен блаженный епископ на Байковом кладб. [41]. Прославился чудотворениями и прозорливостью прп. Паисий (Прокопий Яроцкий, 1821-1893). В грязной одежде, с железным по сохом скитался он по городу, ночуя на улице или в Киево-Печерской Лавре. Блаженный питался объедками, а зимой переносил морозы, стоя на коленях в снегу. Наиболее известное пророчество юродивого приходится на июль 1888 г. Тогда, во время празднования 900-летия Крещения Руси, многие горожане собрались на Софийской пл. Все ожидали прибытия генерал-губернатора Александра Дрентельна к открытию памятника Богдану Хмельницкому. Киевляне не любили Дрентельна, считая его вспыльчивым солдафоном – «вторым Би биковым», допустившим, кроме всего прочего, еврейский погром 1881 г. В то время, как генерал-губернатор проводил смотр войск в р-не Владимирской горки, из толпы, собравшейся у св. Софии, вышел юродивый Паисий с горшком каши в руках. Полиция засуетилась, но не дерзнула удалить его насильно, так как юродивого старца знал весь Киев, и все благомыслящие относились к блаженному с большим ува жением, а потому полицейские чины по-доброму попросили его по кинуть площадь. – Уйду, уйду, душечки, уйду, – отвечал блаженный, и вслед за тем со всей силы бросил горшок о камни мостовой. Пока убирали оскол ки, Паисий во всеуслышание помянул «душу усопшего раба Божия Александра». Было это в 9.30 утра. Именно в это время 60-летний Александр Дрентельн наклонился к загривку коня и рухнул на землю. С генерал-губернатором случился апоплексический удар (инсульт). Александра Романовича тут же занесли в экипаж, где по дороге он и скончался [13, 42]. Похоронен блаженный Паисий на кладбище Спа со-Преображенской пустыни при Киево-Печерской Лавре. Куреневский юродивый Федот Малинников был прозван «яснови дящим идиотом». В газете «Киевлянин» за июль 1872 г. появилась такая заметка: «В последних числах прошлого месяца пронеслась по Киеву молва, что в Подольской части, на Куреневке, на даче, нани маемой неким Мельниковым, находится ясновидящий мальчик, сын Малинникова, 12 лет. Толпа любопытных направилась к новому предсказателю будущего». Юродивый произносил бессвязные фра 57 зы, в которых, впрочем, горожане находили смысл и толковали как пророчества. Кое-что из предсказанного Федотом сбывалось, как, на пример, пожар на Печерске. Несколько раз юродивого высылали из города за его крамольные предсказания. Доживал он свои дни в Кие ве, и, судя по свидетельствам современников, в 1910 г. по-прежнему пользовался вниманием горожан [43]. Но особую славу завоевал Иван Босый (Иван Расторгуев, 1799 1849). Родился Иван в городе Зарайске Рязанской губернии в мещан ской семье. Смолоду жил обычной жизнью, содержал жену и дочь. Начал подвижническую жизнь после 1840 г., вырыв в усадьбе некоего киевлянина в Верхнем городе пещеру и затворившись в ней на время. Носил вериги и круглый год ходил босиком, в одном нанковом халате. Иван содержал благотворительный приют, в котором ежедневно кор мил и принимал до полутысячи человек, оказывая им медицинскую помощь, выдавая одежду и обувь. «Придет, – писала газета «Киев лянин» в 1873 г., – бывало, к нему кто-нибудь, и Иван Босый тотчас назовет его по имени, хоть бы и в первый раз его видел, знает, что по будило его прийти к нему, и предложит наставления и советы. Помо гал угодник Божий и в болезнях, и будущую судьбу человека предска зывал». Так писателю В. Аскоченскому юродивый предсказал смерть его жены. По преданию, Иван Босый умер в ненастный день Великого поста, и сразу же по смерти юродивого тучи расступились и над Ки евом засияло солнце. Похоронили блаженного Ивана на Щекавицком кладбище. Взятая с его могилы земля считалась целебной [13]. Еще один юродивый – Иван Босый (Иван Ковалевский, 1807-1855), прославился своей аскетической жизнью и чудотворением. Родился Иван в Киеве в семье мелкого торговца. В 14 лет остался круглым сиротой и бросил гимназию, к тридцати годам оставил и чиновничью службу. Оказавшись без средств к существованию, Иван Григорьевич долго скитался, пока в 1840-х гг. не остановился в Киево-Печерской Лавре. Ходил всегда полунагой: летом в сапогах, а зимой, наоборот – босой, за что и прозван был Иваном Босым. Ноги у него были посто янно красны и казались промерзшими до мозга костей. Излюбленным занятием Иванушки было кормление хлебом ручных журавлей, ко торые расхаживали по Лаврскому двору. Для них он сшил маленькие монашеские клобучки, которые с приличным наставлением возло жил на их птичьи главы, приводя этим богомольцев в восторженное настроение. Собирал цветные стеклышки, камешки и щепки, затем дарил их людям с разными притчами и поговорками, в которых те на ходили для себя особый смысл. Погребен в саду Китаевской пустыни [44]. В 60-х гг. XIX в. в Киеве пользовался известностью блаженный Иван Васильевич Кретнев. В те же времена на киевских улицах мож но было встретить странника и юродивого Александра. Именно ему приписывала свое спасение жительница с. Почтовая Вита Александра Пантелеймоновна. Покинув семью одного офицера, где ее оклеветали и обвинили в воровстве, Александра решила покончить с собой. Но едва она поднесла яд к губам, как раздался резкий стук в дверь. На пороге стоял высокий седой оборванный старик в железной шапке и с деревянной клюкой в руках. Он строго отчитал несчастную, отгово рив ее от греха самоубийства [45]. В марте 1894 г. допросу в Дворцовом участке подвергся Николай Чуенко из Могилевской губернии. Юношу арестовали на Мало-Жи томирской улице за появление на людях в неподобающем виде. Когда Николая спросили, не холодно ли ему полуодетому босиком ходить, он, воодушевлясь, ответил, что «не только не холодно, а во время мо роза кровь горит, снег горит и жжет ноги, а по всему телу распростра няется теплота». В. Терно в своих воспоминаниях упоминает о двух юродивых, оби тавших в Киеве во время оккупации 1941-43 гг.: «На Евбазе (базар в р-не современной пл. Победы) и Сенном базаре часто появлялись из вестные на всю Шулявку юродивые Пашка и Манька. Говорили, что настоящее имя первого было Порфирий». Пашка, облаченный в лох мотья и с большим медным крестом на груди, всегда ходил босой. Его голые, заскорузлые ступни выдерживали самую лютую стужу, толк ли острый лед и осколки стекла. Порфирий появлялся на Евбазе и в послевоенные годы. Манька была толстой и неуклюжей женщиной неопределенных лет. Выпрашивая милостыню на базаре, она могла внезапно упасть на землю и забиться в конвульсиях. Придя в сознание через несколько минут, кликуша обычно выкрикивала неясные об рывки фраз, принимаемые обывателями за пророчества. Юродивые совершенно не боялись оккупантов и подчас награждали их такими 59 эпитетами, за которые любого другого те могли прикончить. Немцы не трогали Пашку и Маньку, считая их блаженными [46]. Это при том, что еще в 1941 г. гитлеровцы уничтожили всех больных Кирил ловской психиатрической больницы. В своих мемуарах Леонид Васильев (родился в 1932 г. в Киеве, эмигрировал в Канаду в 2000 г.) упоминает о необычном нищем юро дивом. Его можно было встретить в послевоенное десятилетие на центральных улицах города. В зиму по холодному снегу и в лето по раскаленному асфальту он ходил босиком. Неоднократно киевляне, в том числе и мать автора данной книги, видели блаженного на Кре щатике. Все считали, что его ноги стали нечувствительны к холоду и жаре оттого, что кожа на них ороговела. Тогда, в 50-х гг. минувшего столетия мать Леонида работала в первой городской поликлинике – на углу Бессарабки и Б. Васильковской. Однажды к ней с порезом ноги и явился этот блаженный. Кожа на ступнях юродивого была тонкая, как папиросная бумага и розовая, как у младенца, а вовсе не мозолистая и огрубевшая, как можно было ожидать. Еще одного киевского юродивого звали Гриша, он был совершен но незрячий, охотно вступал в беседы с пассажирами трамвая, в кото ром часто катался. В послевоенные годы пользовалась известностью блаженная Ольга. Из воспоминаний митр. Винницкого и Могилев Подольского Макария: «Она выросла в богатой семье, получила пре красное образование – закончила институт благородных девиц. Ольга могла жить в достатке, но решила взять на себя подвиг юродства и служить своей жизнью Богу и людям... В молодые годы я был бося куватый. Иду однажды к Ольге, а сам в мыслях ругаюсь разными пло хими словами. Прихожу к блаженной, а она меня теми же словами... Как же мне тогда стало стыдно. Я никогда такого не ожидал. Потом, что интересно, она мне сказала, что я буду епископом, что поеду за океан и еще кое-что. И я вижу, что все сбылось. Однажды иду я по Крещатику и вижу – стоит Ольга. Как всегда нечесаная, неопрятная, в грязной одежде, все с нее смеются, насме хаются, а передо мною в тот момент словно бы небо открылось. Я увидел Праведность и Святость». Мало кто помнит юродствующего певца и музыканта Бориску. Играл он на каком-то необычном струнном инструменте. Взлет твор чества Бориски – пение частушек на суржике (смеси украинского с русским), приходится на первые послевоенные годы. Бориска был ма ленького роста, худощавый с русыми волосами. Одевался очень про сто и питался с подаяний. Жил он, где придется – кочевал от одной хаты к другой. Вот некоторые образчики творчества Бориски, кото рые еще помнят киевские старожилы: 1. У колгоспi добре жить – Один робить, сiм лежить. 2. Їжте булку, їжте мед – Та дивіться на перед (живот). 3. В тридцать третьому году – падали на ходу. В сорок сьомому году – я хазяйство поведу. 4. Нема хліба на столі – Тільки Ленін на стіні. І показує рукою Куди їхать за мукою. Чи в Полтаву, чи в Млини, Чи в Пирятин, чи в Лубни. 5. Був Миколка-дурачок Був пуд хліба – п’яточок. А настал Совєт – Так і хлєба нєт. А настали комуністи, То нічого стало їсти. 6. Устань, Ленін, подивися, Як колгоспи дожилися. Клуня раком, хата боком, Ще кобила з одним оком. Устань, Ленін, устань, дєтка, Вже кінчилась пятілєтка. Судьба Бориски оказалась типичной для тех лет: однажды он про сто исчез. Поговаривали, что юродивого певца забрали агенты НКВД. Во второй половине XX в. прославилась блаженная Алипия (Ага-XX в. прославилась блаженная Алипия (Ага- в. прославилась блаженная Алипия (Ага пия Авдеева, 1908-1988). Родилась Матушка Алипия в Пензенской обл. Ее жизненный путь выпал на тяжелые годы революции, войн и гонений. В 1918 г. родителей Агапии расстреляли. Она пережила дли тельное тюремное заключение и принудительные работы в Германии. Еще до окончания войны Агапия перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев. По дороге она была чудесным образом спа сена от бандитов. Прижавшись к стогу сена, Агапия принялась усер дно молить Матерь Божию о спасении. Злодеи бегали вокруг стога и ругались: «Да где же она делась, ей же и укрыться негде!» Постояли и ушли, а блаженная посмотрела на себя и увидела, что она словно светится, вся одежда на ней белая, руки белые... В Киеве при постриге в монашество Агапия получила новое имя – Алипия. Вначале блаженная жила в овраге, за лаврской оградой – прямо под открытым небом. Три года провела в дупле старого дере ва. Из воспоминаний В.А.Г.: «Иногда во время службы она начинала громко кричать на своем мордовском языке, кому-то грозить, махать палкой, за что ее выводили из храма (На Демеевке – прим. Авт.). Но люди стали замечать, что многое из того, что она говорила, исполня ется, к ней стали прислушиваться и присматриваться». Прославилась Алипия в исцелении смертельно больных людей и в изгнании бесов. Однажды блаженная оживила умершего от угара ребенка. За каждого спасенного человека она привязывала на шнурок к шее маленький ключ. Эту тяжелую связку – своеобразные вери ги, Матушка носила на шее до самой своей смерти. Тонкий, крепкий шнурок впивался в тело, оставляя глубокий синий рубец. После закрытия Киево-Печерской Лавры в 1961 г. Алипия по селяется в заброшенном домике около Голосеевской пустыни. Здесь она варила особые мази, которые помогали при раке и инсульте. Чув ствовала на расстоянии тех, кто просил ее помощи: одна женщина, медик по профессии, сильно заболела и стала призывать блаженную на помощь. В это же время в Голосеево Алипия объявила собравшим ся: «Врач на Подоле умирает» и принялась молиться. Ее исцеляющая молитва длилась на протяжении целой ночи. Утром смерть отступила от больной. Понимала Матушка и язык животных. Однажды пришел к ней ло сенок, а старица и говорит: «Голова болит, на, съешь хлеба, и пере станет болеть». Лосенок съел хлеб и ушел обратно в лес. В засушливое время старица молитвами вызывала сильный ливень. Однажды злой сосед пригнал огромный экскаватор, желая разрушить хибарку, в которой жила старица. Матушка вышла из дома, подняла руки к небу и стала взывать: «Никола помоги!». В это время с ясного неба хлынул такой ливень, что стало темно. Водитель экскаватора испугался и уехал, так и не причинив вреда избушке блаженной. Местные жители говорили, что в Голосеево было раньше много разбоев и убийств. Но после того, как там поселилась Матушка, все прекратилось. Еще в начале 1980-х гг. Алипия предсказала чернобыльскую ка тастрофу: «Людей бросают в автобусы раздетых, люди плачут, на сильно увозят, одежду палят, все побросают, сколько горя будет!». За две недели до аварии она смотрела на иконы и говорила: «Смотри, как они блестят, какой пожар!». Была очень беспокойная и всем со ветовала, отправляя домой: «Плотно закрывайте двери и окна!». Инна Александровна N . спросила однажды Алипию, стоит ли ей во второй раз выходить замуж. Блаженная посмотрела на иконы и говорит: «Он через год умрет». Затем открыла всю греховную жизнь жениха с 17-летнего возраста. Инна не послушала, вышла замуж и че рез год этот человек, перенеся тяжелую болезнь, умер, как Матушка и предсказывала. Монахине Ф. Алипия предсказала скорую смерть ее отца. Пред сказала старица и свою кончину: «Я умру, когда будет первый мороз и первый снег пойдет. Повезут меня на машине, похоронят в лесу… Костям моим покоя не дадут». В апреле 1988 г. Ф. принесла Матушке Церковный календарь, а Алипия и спрашивает: «Посмотри, какой день будет 30 октября». Ф. посмотрела и говорит: «Воскресенье». Старица как-то многозна чительно повторила: «Воскресенье…». Умерла Матушка Алипия 30 октября 1988 г. В этот день был первый сильный заморозок, а вече ром пошел крупный пушистый снег. Во время отпевания от тела Матушки исходило приятное благо ухание, руки были теплые. Похоронили блаженную Алипию на Лес ном кладбище. На ее могиле неоднократно сама собой зажигалась лампадка. В сумерках вокруг креста стояло необыкновенное сияние: оно переливалось всеми цветами радуги, необыкновенно красивое. За прошедшие годы лихие люди не единожды покушались разрыть могилу и украсть мощи блаженной. Через двенадцать лет после смер ти Матушки возле ее бывшего голосеевского домика забил источник, к которому Алипия еще при жизни завещала ходить: «Водичку мою пейте и исцеляйтесь» [47].

Ясновидящие монахи и священники

Киев испокон веков славился своими прозорливцами. Нередко даже простые монахи обладали даром ясновидения. Так в летописях , существует упоминание, что служащие навратными монахи не пуска ли на территорию Киево-Печерской Лавры людей со злыми и воров скими мыслями [48]. Подобным даром славился прп. Лонгин (XIII XIV вв.), вратарь Печерский. Его молитвенное усердие и смиренное трудолюбие были вознаграждены Господом – печерский привратник сподобился дара прозорливости. Людей, приходивших в Лавру с до брыми намерениями, ободрял, а злых нещадно обличал и приводил к покаянию. Погребен в Дальних пещерах. Особую славу снискал Григорий Чудотворец (†1093 г.), приняв ший иноческий образ у самого Феодосия Печерского. С годами Гри горий прославился в искусстве изгнания бесов. Святой имел обычай после всякого пения читать запретительные (защитные) молитвы. Од нажды ночью к его келье прокрались воры. Лихие люди выжидали, когда старец выйдет на утреню в храм, чтобы завладеть его скудным имуществом. Блаженный же ощутил их приход и обратился к Богу с молитвой: «Господи, подай сон рабам Твоим, которые потрудились напрасно, угождая врагу». И воры спали пять дней и пять ночей, пока не разбудил их Григорий при многих братиях, говоря: «Доколе будете стеречь вы напрасно, чтоб обокрасть меня? Идите в дома свои». В другой раз воры пробрались в монастырский садик и наполнили свои мешки овощами и фруктами. Когда же подняли ношу на себя и хотели идти, не могли сдвинуться с места и стояли неподвижно под тяжестью ноши два дня и две ночи. Наконец, они стали вопить: «Отче святой Григорий, пусти нас, мы покаемся в нашем грехе и более не будем делать такой вещи». Одному лихому и лживому человеку Григорий Чудотворец пред рек смерть через повешение. В ту же ночь пророчество сбылось – вор упал с яблони и был защемлен ветвью и, не имея помощи, задохнулся. Однажды монастырский сосуд был осквернен тем, что в него попало нечистое животное. Чтоб очистить его, Григорий спустился к Днепру почерпнуть воды. Там и встретил старец Ростислава Всеволодови ча, идущего с братом Владимиром Мономахом в поход на половцев. Григорий предсказал Ростиславу смерть от воды. Князь разгневался и приказал связать старцу руки и ноги, повесить ему камень на шею и бросить в воду. На третий день братия обнаружила в келии тело Григория, связанного по рукам и ногам; одежда его была еще мокра, лицо светло и тело, как живое. Вскоре у Триполья князья вступили в битву с половцами и, не одолев их, бежали. Ростислав же со своим воинством утонул в Стугне. Славились пророчествами: Иеремия Прозорливый, затворник (†1070 г.), Матфей Прозорливый († около 1085 г.) – погребены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Дар исцеления соединял с пророчествами Агафон Печерский (XIII-XIV вв.) – прп. чудотворец погребен в Дальних пещерах. В начале XII XII в. в. в. прп. прп. прп. Кукша Кукша Кукша Печерский Печерский Печерский крестил крестил крестил крестьян крестьян крестьян в в в бас-басбас- сейне Верхней и Средней Оки: «Он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». Кончину священ номученика Кукши прозрел прп. Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви (Успенский соб. – прим. Авт.), он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!». В XVIII в. в Китаеве прославилась великими подвигами прп. До сифея. Родилась она в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет Дарья (мирское имя Досифеи) воспитывалась в Московском кремлевском Вознесенском мон. В 15 лет, опасаясь выдачи замуж, Дарья тайно покинула родных. Взяв пример с прп. Евфросинии и Ма рины, спасавшихся под мужскими именами в мужских монастырях, Дарья купила крестьянскую одежду, остригла волосы и назвалась бе глым крепостным Досифеем. Низкий голос, равномерная походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в Досифее девушку. Три года она трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Однажды в обитель приехали родные Дарьи и опознали беглянку, но она тут же скрылась и бежала в Киев, где на «Китай-горе», не желая пользо ваться плодом чужого труда, выкопала для себя отдельную пещеру и поселилась в ней. Десятки лет сурового пустынножительства при влекли к Досифею внимание мира, полное благоговейного уважения. В 1744 г. Досифею посетила императрица Елизавета Петровна. Известно, что после указа о запрете отшельничества (середина 1760-х гг.) прп. Досифей по решению духовного собора находился под особым наблюдением и ему было запрещено беседовать с кем либо наедине. Несмотря на запрет, поток людей, желавших увидеть Досифея и получить от него наставление, не иссякал. Однажды прп. Досифей попросил принести себе херувимского ла дана. Положив его в келье, он раздавал этот ладан приходившим к нему людям, благословляя и наказывая хорошенько воскурить ладан в своем дворе, поскольку вскоре ожидается страшное несчастье. В конце 1770 г. в Киеве случилась страшная эпидемия, унесшая сотни жизней. Старожилы рассказывали, что те люди, которые взяли у До сифея ладан, остались невредимы. Последние четыре года своей земной жизни подвижница провела в наземном Китаевском скиту. Перед самой смертью Досифей вы шел из затвора и, опираясь на палку, обошел все кельи, прощаясь с братией. На следующее утро Феофан пришел к старице, но она уже была мертва. Преподобный. Досифей скончался, стоя на коленях перед иконою, 25 сентября 1776 (?) г. на 56 году жизни. В руке его нашли записку: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребе нию» [49]. Когда впоследствии сестра Преподобной побывала в Киеве и увидела портрет «старца», все узнали, наконец, тайну женщины монаха. Позднее прп. Досифей был канонизирован как великий про зорливец и затворник. Во второй половине XIX в. на «Китай-горе» закладывалось под земное помещение для храма. Во время строительных работ к трудив шимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но постро ят ее не скоро», после чего стал невидим. И действительно, только в наши дни в описанной подземной пещере был освящен храм во имя прп. Досифея Киево-Китаевского. Митрополит Филарет (Ф. Амфитеатров, 1779-1857) родился в се мье сельского священника Орловской губ. Пострижен в иноки под именем Филарета в 1798 г., в 1841 г. принял схиму. Отличался истин ной монашеской простотой, кротостью и добротой. Предрек смерть Киево-Подольского протопопа (Максимовича). Предсказал и свою скорую болезнь и смерть. Однажды Филарет обратился к своему ви карию Аполлинарию: «Ну вот, когда я скоро заболею, то и будем вме сте приближаться к гробу». За три дня до смерти митрополит поже лал, чтобы над ним было совершено таинство елеосвящения. Викарий же пережил своего горячо любимого друга ровно на 20 дней. Митрополит Филарет возродил в Киеве исихастское движение – строгий пост и постоянное молитвенное уединение, раскрывающее внутреннее озарение человека. Возобновленные при Владыке Голо сеевская и Китаевская пустыни снискали славу «киевского Афона». Старец Вонифатий (Д. Виноградский, 1785-1871) родился в кре стьянской семье в Херсонской губ. Еще будучи ребенком, он дал обет стать монахом. Прославился своей заботой за больными и бедными богомольцами. Получив благословение знаменитого старца Феофила, взял на себя заботы по содержанию приюта Ивана Босого при Ан дреевской ц. В 1851 г. приступил к заведованию гостиницей при Ми хайловском мон., где кормил странников и нищих. За несколько дней до своей смерти о. Вонифатий, призвавши монаха, жившего при нем, сказал: – Видишь, какой на мне грязный подрясник! Поезжай в Киев, купи материал на подрясник и привези портного. И постарайся, чтобы ско ро готов был для меня подрясник. Поспеши, поспеши с подрясником, ибо я 27 декабря 1871 года умру. Через два дня после сего, в 10 часов утра 27 декабря 1871 г. игуме на отца Вонифатия не стало. Мистическая одаренность прп. Парфения (П. Краснопевцев, 1790 1855) проявлялась еще с юности. Строгий нестяжатель сложил не сколько широко известных молитв к Христу и Богородице. Родился Парфений в семье сельского причетника Тульской губ. С 1819 г. со стоял послушником при просфорне Киево-Печерской Лавры. Принял постриг в 1824 г., с 1830 г. – иеромонах. О прозорливости, вещих снах и являющихся Парфению таинственных видениях в свое время ходи ло множество легенд. Игумен Иона (И. Мирошниченко, 1795-1902) родился в зажи точной крестьянской семье в местечке Крюкове Полтавской губ. От рожденья был одарен высокими и богатыми умственными даро ваниями и твердою памятью. Состоял послушником при Серафиме Саровском. Говорят, что встречая Ивана, прозорливый отшельник молвил: «Что ты так долго медлил? Я тебя ожидаю уже два года!». У прп. Серафима Иоанн пробыл в качестве ученика и послушника без малого восемь лет. В 1843 г. принял постриг и иноческое имя Ионы. С 1845 г. – иеродиакон. Удостоился от Господа чудесных видений, повлиявших на всю его дальнейшую жизнь. Трижды являлась Ионе Пресвятая Богородица, повелевшая заложить на берегах Днепра но вый монастырь. Укрепляя Иону перед предстоящим ему служением, подвижнику явился в келье и сам Спаситель. В 1851 г. с благослове ния митр. Филарета (Ф. Амфитеатрова) он поступил в Никольский мон. в Киеве. Спустя десять лет Иона поступил в Выдубицкий мон. и устроил поблизости него небольшой скиток, из которого впослед ствии вырос прославленный Троицкий мон. («Обитель отца Ионы», – как говорили в народе). В эти годы Иона вновь удостоился видения Спасителя и неоднократных посещений Божией Матери. Сам старец слыл духовидцем, целителем и наставником всех жаждущих блага ис тинно христианской жизни. Его обитель ежегодно посещали сотни тысяч богомольцев, и всем желающим обеспечивали бесплатно кров и трапезу. Однажды один мусульманин из охваченного холерой аула на Кубани прислал прп. Ионе телеграмму с просьбой о молитвах за вымирающий населенный пункт. И молитвами Преподобного аул был спасен. Благочестивый Иона мирно почил 9 января 1902 г. и был по гребен на территории монастыря. В 1966 г. его мощи были перенесе ны на Зверинецкое кладб. Интересно, что Иона родился в XVIII в., а умер в XX. В 1918 г. Свято-Троицкий мон. чудом уцелел при ги-XX . В 1918 г. Свято-Троицкий мон. чудом уцелел при ги-. В 1918 г. Свято-Троицкий мон. чудом уцелел при ги гантском взрыве расположенных на Зверинце военных складов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители прп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни [13, 50]. Прославился прозорливостью иеромонах Алексий Голосеевский (В. Шепелев, 1840-1917). Родился Алексий в семье офицера Киевско го арсенала. От рождения был немым, чудесно исцелен в возрасте 12 лет Киевским митр. Филаретом (Ф. Амфитеатровым). С 1856 г. по слушник при лаврской типографии. Постриг принял в 1872 г., иеро монах с 1875 г., похоронен в Голосеевской пустыни. К Алексию на исповедь стекались люди со всей России. Из книги «Киевские подвижники благочестия» (т.3. – К., 1994): «Летом 1912 года навестили отца Алексия несколько молодых людей. Вдруг к од ному из них подходит отец Алексий, надевает на голову его свою мо нашескую шапочку и говорит: «Самуил, моя шапка водки не пьет, и ты больше не будешь пить». Друзья молодого человека были удив лены прозорливости отца Алексия, который узнал тайный грех неиз вестного ему юноши и назвал его по имени... В мае месяце 1914 года приходит к отцу Алексию одна монахиня с родным братом-офицером. Офицер хотел жениться и сестра привела его к батюшке взять на это благословение. Но отец Алексий ему сказал: «Нет, подожди – через два месяца будет война!». Видение четырнадцатилетней послушницы Ольги было записано в Киевском Покровском мон. 9 апреля 1917 г. 21 февраля Ольга вбежа ла в псалтырню и сообщила, что собирается умереть. Затем опусти лась на кровать и уснула. Дыхание у нее почти прекратилось и лицо приняло мертвецкий вид. В таком состоянии Ольга пролежала трое суток, не переставая описывать то, что видит. После долгих мытарств по пути в Мир Мертвых, видений огненной реки и подстерегающих души чудовищ, послушница увидела огромную пропасть, заполнен ную искушенными Тьмой людьми. Там она увидела очень красивого человека, лет тридцати, без усов и бороды. Одет он был во все крас ное. Сопровождавший Ольгу ангел сообщил, что это антихрист, ко торый будет мучить всех христиан за святую веру, за святую Церковь и за имя Божие. Из этого темного и ужасного места послушница поднялась вверх и подошла к большому блестящему белому дому. В нем находились души святых и Николай II в полном царском одеянии. Святые сооб-II в полном царском одеянии. Святые сооб- в полном царском одеянии. Святые сооб щили Ольге, что скоро их число умножится, так как христиан бу дут мучить за Христа и за неприятие печати антихриста. Мученики говорили, что церкви и монастыри будут уничтожены, а раньше из монастырей будут изгонять живущих в них. Мучить же и притеснять будут не только монахов и духовенство, но и всех православных хри стиан, которые не примут печати. Они сообщили, что Государя вско ре ждет смерть [51]. В своей книге об оккупированном Киеве «Шпана з Євбазу» Ю. Чи кирисов упоминает об одном необычном случае. В конце июля 1943 г. над Киевом разразилась страшная гроза. Казалось, что наступил Конец Света – люди просыпались среди ночи и молились, готовясь к наихудшему. Утром на Софийской пл. у колокольни собралась толпа людей. Между Софийской колокольней и памятником Богдану на мо стовой лежал огромный металлический крест. Во время ночной гро зы молния попала в баню собора и свалила крест на землю. Киевляне видели в этом происшествии дурной знак. Вдруг человеческий круг разорвался и к поверженной громадине подошел «Великий Слепой» в сопровождении двух черниц. Священник был одет в выстиранный белый халат, аккуратно завязанный шнурочками на груди и рукавах. В руках старик держал две выструганные палки. Женщины, которые сопровождали его, что-то прошептали свя щеннику на ухо. В ответ блаженный кивнул своей лысой головой, наклонился, положил около ног одну палку и ощупал рукой ребро креста. Затем поднялся, направил лицо к солнцу и трижды перекре стился. – Господь дает нам знать, – проговорил он хриплым голосом, не известно к кому, обращаясь, – скоро изменится власть... Пусть свер шится воля Твоя! Старик еще раз перекрестился, поднял с мостовой палку и двинул ся дальше. Толпа молча расступилась, давая ему дорогу. Когда закрывали Киево-Печерскую Лавру в 1961 г., последний, кто покинул ее, был схиархимандрит Феодосий. Родился будущий схиар химандрит, в миру Александр Макарович Орлов, 17 марта 1906 г. в с. Кадниковском Барнаульского уезда Томской губ. В молодости ему было видение прекрасной обители, а жил-то Феодосий в Сибири, и не 70 знал даже про Киево-Печерскую Лавру. И когда первый раз пришел в Киев, то узнал в пещерном монастыре увиденную во сне обитель. Начал он свою подвижническую жизнь под именем странника Алек сандра. Ходил пешком – из Киева в Почаев, из Почаева по другим святыням, спал в стогах сена. Время послевоенное было, очень много бандитов в округе бродило. Однажды подошел он ночью к Почаеву. Стога сена нигде не было, зато около леса стоял какой-то заброшен ный дом. Путник очень утомился и зашел внутрь. Среди ночи врыва ются в этот дом человек десять вооруженных бандитов. Постояли они в дверях, засуетились и убежали. Такое чудо, странник лежал рядом, а они его даже не заметили! До принятия сана он был простым монахом Киево-Печерской Лав ры и носил имя Ахила. Один священник из окружения митр. Гедеона, будучи уже в весьма преклонном возрасте, вспоминал как впервые встретил Ахила. В то время еще семинаристом он в унынии брел дво ром Киево-Печерской Лавры: семинария закрывалась, казалось, путь в священники закрыт. Неожиданно к нему подошел монах Ахила и вручил книгу проповедей. Казалось на то время книга проповедей – зачем?! Что это значило? Но потом понял смысл подарка – он станет священником. И стал впоследствии священником – ревностным за щитником Православия. Еще при жизни старца Феодосия называли блаженным. Спал он в своей келье, положив под голову вместо подушки камень. После закрытия Лавры Феодосий больше десяти лет жил горным отшельни ком на Кавказе. В полном затворничестве он проводил свое время в глубокой пещере, куда спускался по цепи. Иногда он ночевал в дупле огромного дерева. Однажды Феодосий явился к патриарху Илии и по ведал о бывшем ему явлении Божией Матери. На что патриарх ему ответил: «Иди в Почаев, это воля Божья, иди я тебя благословляю». Прозорливому старцу приходило много писем – не распечатывая кон верты, он уже знал их содержание. Однажды Феодосий предсказал скорую смерть келейника Владыки. Бывало, что схиархимандрит чувствовал скорую кончину прихожанина и спешил причастить боль ного. Успешно Феодосий проводил и вычитки – обряды по изгнанию бесов. Один батюшка взялся за вычитку самонадеянно и без благосло вения. Не по силам оказался ему обряд – сам такой бесноватый сде 71 лался, что священника схватили и отвезли в психбольницу, надавали уколов и связанным привезли на вычитку к Феодосию. Старец три дня проводил вычитку, после чего самонадеянный батюшка ходил уже в своем уме (из книги о. Александра Краснова «Подвижники благоче стия 20-ого века»). Уже в наши годы прославился своей прозорливостью схиархиман дрит Феофил (другое имя: Пафнутий; П. Россоха, 1928-1996). Родил ся Петр в д. Калита Киевской обл. Броварского р-на в православной семье церковных служащих. Окончив семь классов средней школы, он в 1947 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. В 1954 г. Петр был пострижен в монашество с наречением имени Пафнутий в честь прп. Пафнутия Киево-Печерского. В 1955 г. закончил Москов скую Духовную академию. По Промыслу Божию свое дальнейшее церковное служение ие ромонах Пафнутий совершал в различных епархиях Русской Право славной Церкви. После открытия Киево-Печерской Лавры в 1988 г. Пафнутий, уже в чине игумена, был переведен в Киевскую епархию и стал одним из первых лаврских насельников. В апреле 1993 г. Паф нутий возведен в сан архимандрита, а в августе 1993 г. назначен на местником Китаевской Свято-Троицкой пустыни. В апреле 1994 г. Пафнутий принял схиму с наречением имени Феофил – в честь мест ночтимого св. Феофила, Христа ради юродивого. Прозорливый старец знал прегрешения кающегося и часто отпу скал грехи молча, но иногда сам называл те самые грехи, о которых человек либо забывал, либо не осознавал как грех. Находясь еще в Киево-Печерской Лавре и Феофании Пафнутий успешно проводил вычитки. При жизни схиархимандрита Феофила Китаевский мон. стал местом паломничества многих страждущих от различных фи зических и душевных болезней. Скончался Великий Старец 22 марта 1996 г. Когда тело привезли из больницы в монастырь и начали гото вить к погребению, присутствовавшие ощутили исходящее от его рук благоухание. «Такое благоухание, как от мощей, запах такой тонкий и в то же время мягкий, сильный...» – рассказывал один из иноков. В ночь перед погребением старца на темном небе появилась звезда, луч света от которой шел прямо к монастырскому храму. Cияние это, как рассказывали монахи, продолжалось в течение девяти дней. Погребен о. Феофил на территории Китаевского мон. близ Свято-Троицкого 72 храма, возле могилы иеросхимонаха Феофила, Христа ради юроди вого [52].

Киевские байки о Конце Света

В разные времена в Киеве объявлялись «пророки», проповедую щие о грядущем Конце Света. Так в 1071 г. объявился волхв, как го ворили в народе – «одержимый бесом». Он твердил, что на пятый год Днепр потечет назад и земли придут в движение – Греция и Русь поме няются местами. Киевляне смеялись, отвечая: «Бес тобою играет на пагубу тебе». Все пытался волхв посеять смуту в городе, пока в одну ночь не пропал без вести. Накануне монголо-татарского нашествия (в 20-е и 30-е гг. XIII в.) древнерусские летописи были переполнены сообщениями о земле трясениях, страшном море, напавшем на многие города и нашествии саранчи. Люди как бы предчувствовали беду и замерли в ожидании чего-то страшного, неотвратимого. Летописи отмечали появление в 1223 г. странной звезды или кометы, предвещавшей великое наше ствие кочевников. В небе она висела семь дней, затем от звезды отош ли лучи к востоку, а еще через четыре дня все исчезло. 1223 г. при нес великую беду – поражение русских дружин у р. Калки. В 1230 г. страшный мор, вызванный голодом, прошелся по Руси, не затронув лишь изобильную Киевщину. Только в Новгороде и близлежащих се лениях умерло около 50 тыс. человек. В 1861 г. один мошенник показывал киевлянам судорожно прижа тые друг к другу ладошки рук и сообщал, что между ними – серебря ная монетка. Получил он ее будто после того, как подслушал разговор Господа и св. Богородицы о близком светопреставлении. Чтобы он не смог воспользоваться мздою за грех подслушивания, постановили святые, что монетка выпадет из его разжавшихся ладоней лишь в мо мент Конца Света. Современные исследования показали, что под Андреевской цер ковью находится крупное подземное озеро. Прихожане, наблюдая как из под фундамента храма постоянно пробиваются струйки воды, складывали мрачные байки. Они шептались, что городская управа, скрывая от народа истинное положение дел, тайно свозила в город множество тюков шерсти и под покровом ночи затыкала ею мощные источники, бьющие в основании Андреевской ц. В городе верили, что рано или поздно вольные воды прорвут запоры, затопят весь Подол, соединятся с Днепром и сольются с Небесами. С этого и начнется Конец Света. Это отголоски древней легенды, по которой все место, находяще еся ниже Андреевской церкви, когда-то было затоплено водой. Когда апостол Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то вся вода ушла вниз. Но некоторая ее часть осталась замкнутой под горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской ц. нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье. В советские времена поговаривали, что Андреевский храм не был разрушен из-за того, что никто не рискнул освободить мощный подземный источник. Посещая Дальние пещеры, богомольцы присматривались к мощам Иоанна Многострадального, закопанного по пояс в своей келье. Гово рили, что каждый год он уходит под землю на маковое зерно, когда же окончательно скроется из глаз, наступит Конец Света. В средние века верили, что появление кометы может предвещать начало эпидемии. Красноватый цвет кометы предвещал оспу, голу боватый – чуму. До киевлян дошли слухи о предсказании ученого Л. Аретино, который полагал, что Конец Света произойдет 13 ноября 1881 г. Масла в огонь подлило сообщение американского астроно ма Д. Свормштедста о том, что на Землю полным ходом движется какое-то космическое тело. Узнав об этом, один киевский священник объявил о близком дне Страшного Суда. Он призвал прихожан покон чить с мирскими делами, «не копить денег и всякого добра, не делать дорогих костюмов». Пафосная речь произвела большое впечатление: «Бабы громко рыдали, к ним присоединились и мужчины». Но ноябрь миновал без светопреставлений, и волнения в городе прекратились. В «Рассказах из истории Русской Церкви», изданных Спасо-Пре ображенским Валаамским мон., показано, как вели себя русские кре стьяне в преддверии очередного Апокалипсиса: «…они рыли могилы, делали гробы, закутывались в саваны и ложились ожидать Христа». В начале 1890-х гг. в Кирилловской больнице для умалишенных содержался новоявленный пророк Кондратий Малеванный. Родился он под Киевом – в Тараще. В молодости Кондратий сильно пил, пока к сорока годам не сошелся с штундистами, переняв у них искусство входить в экстаз. Во время молитвы он часто ощущал какой-то запах, не сравнимый ни с какими ароматами на земле. Поверив, что в него вселился Святой Дух, Малеванный – бывший колесник, стал истово молиться и проповедовать. Кондратию стало казаться, что в момент экстаза он отделяется от земли. Некоторые из последователей лже пророка даже уверяли, будто видели, как он отделяется от земли на несколько вершков. Спонтанные проявления левитации еще более укрепили уверенность Малеванного в своей богоизбранности. Время активности лжемессии совпало с крупным киевским фля пом (периодом частого появления НЛО). В доказательство своих про поведей Малеванный ссылался на «появление ярких звезд, которых никогда раньше не было видно». Он говорил, что прогнивший Мир Зла разрушится – Конец Мира наступит 25 марта 1892 г. Для очи щения тела от грехов тысячи последователей Малеванного бросали дома и уходили в заснеженные поля, мылись в прорубях. Чтобы не омрачать небес своим внешним видом, горожане продавали дома и ко ров, покупали в киевских магазинах лучшие одежды. Последователи лжепророка постоянно чувствовали себя счастливыми. О работе ни кто не думал – жить им предстояло на Небесах. «Более всего – писал профессор Сикорский, – поражает их ненормальное настроение духа. Оно выражается массой радостных вздохов и междометий, особен ной подвижностью, сентиментальностью, утрированной учтивостью, объятиями и излишними благодарностями по пустым поводам». Так как последователи лжепророка приходили слушать его проповеди к окнам и заборам Кирилловских Богоугодных заведений, местная ад министрация постановила выслать Малеванного в Казань. В 1910 г. свидетелем необычных событий стал известный писа тель Нечуй-Левицкий. Осенним вечером, около девяти часов вечера он услышал шум проезжающей пожарной команды. По слухам, на Подоле горели дровяные склады: «Уся половина неба на північ над Подолом була червоняста, неначе розпечена червона мідь. Небо було тоді вкрите густими хмарами. Червоний, неначе кров’яний одлиск 75 йшов по хмарах, і густий покрівець з хмар неначе світився наскрізь, неначе зайнялося півнеба й падало без полум’я... Картина була страш на. Колорит її й величність нагадали мені величні й страшні картини Апокаліпсиса... Усі гори за домами, далі за ярком, уся гора Кисілівка над Подолом з церквою й кладовищем зверху – все це або червоніло, або чорніло, як запечена темно-червона кров. Щось було пекельне й фантастичне перед моїми очима і загалом – страшне. Здавалось, ніби сім апокаліпсичних янголів одразу вилили на Київ усі сім фіялів людського горя та пожежі та крові». Это страшное зрелище слов но предвещало грядущие потрясения – убийство Столыпина в Ки еве (1911 г.), начало Первой Мировой войны (1914 г.) и революцию (1917 г.). За несколько лет до начала Второй Мировой войны писатель А. Кузнецов наблюдал над Куреневкой странное знамение. В романе «Бабий яр» он пишет: «На черном звездном небе светилась людская фигура, похожая на Николая Угодника. Вернее, она как бы состояла из контуров, прочерченных едва различимыми точками-звездочками. Почему-то меня охватил такой ужас, что я кинулся в сени и спрятался за дверь... Я не знаю до сих пор, что это было и как объясняется». В 1960-е гг. Киев переживал слухи о возможном столкновении Земли с астероидом или кометой. К счастью, болид пролетел в сотне тысяч километров от планеты. В 1980-е гг. радиосообщение о про рыве плотины Киевской ГЭС вызвало панику у жителей прибрежных р-нов. На 14 ноября 1993 г. Конец Света был объявлен сектой «Белое братство». В этот день руководители секты велели своим последо вателям отречься от Дьявола и готовиться к Апокалипсису, кото рый должен был настать через 10 дней. В назначенный день милиция оцепила центр Киева, но члены секты все-таки попытались провести обряд жертвоприношения в самом оплоте по борьбе с сектанством и язычеством – Софийском соб. В итоге, руководители «Белого брат ства» были арестованы, а 570 «братьев» попали – кто за решетку, а кто и в психбольницу. Количество же пропавших без вести подрост ков, покинувших свои дома, не поддается исчислению. Блаженная провидица Алипия говорила, что придет время и Кре щатик провалится под землю. В связи с тем, что под Крещатиком существует метро и выстроен огромный подземный торговый центр, предсказание юродивой выглядит не таким уже невероятным. Известно, что в случае прорыва плотины Киевской ГЭС, все метро в Киеве будет затоплено. Затопление начнется со станции метро на Почтовой пл. Огромная дугообразная волна прокатится по прибреж ным р-нам города. Выдержат ли подземные коммуникации метро та кой напор воды? Скорее всего да... Метро в столице – это мощный военно-стратегический объект, глубокий и хорошо укрепленный. Разрушения, видимо, могут произойти лишь в р-не воронки – под зем лей у станции Почтовая пл. Алипия говорила также, что если будет война, то многие выживут. Но если настанет голод, то большинство найдет свою смерть. Бла женный схиархимандрит Феодосий Почаевский утверждал, что «во йна с Китая пойдет, но не долгой будет».


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU