ПЕЧЕРСК


 Вщиж

Вщиж

По следам древних культур. Древняя Русь

Развитие и углубление феодальных отношений ' в XI—XII веках вызвало к жизни сложную систему организации княжеских владений в каждом русском княжестве.

Наряду с пригородными селами создается целая сеть далеко- раскинутых княжеских городков, служивших опорными точками хозяйственной политики киевских, черниговских, смоленских, ростово-суздальских князей. Создавая причудливую феодальную чересполосицу, такие городки на многие сотни верст уходили от стольного города в стороны. К сожалению, мы очень мало знаем о внутренней организации княжеской вотчины XI—XII веков, но даже отдельные, случайно упоминаемые факты говорят о сложности и разветвленности этой организации, о неудержимой энергии княжьих тиунов и воевод, пробиравшихся из Чернигова на Бело-озеро, из Ростова на Северную Двину, а из Смоленска на Верхнюю Волгу.

Княжеские городки, как явствует из древних грамот, покрывали равномерной сетью территорию княжества, как бы разбивая ее на округа по 50 километров в поперечнике. Представителем феодального начала в таких городках мог быть или боярин или княжеский посадник, посаженный сюда для сбора доходов. Между князьями и боярством в глубине княжеств шла глухая долгая борьба, отголоски которой мы слышим, например, в сказаниях о ранней истории Москвы. Наиболее сильные князья прибирали к своим рукам такие городки, иногда находившиеся в большом отдалении от их родовых гнезд. В руках крупных князей в XII веке накопился значительный фонд далеко раскинутых городков-уделов, которыми они распоряжались по своему усмотрению, то сосредоточивая их под своей властью, то бросая по частям в политическую

98

ПЛАН Вщижского ГОРОДИЩА

Условные обозначения

игру в качестве взятки предполагаемому союзнику или компенсации настойчивому сопернику.

Судьбы этих маленьких русских городков-крепостей были различны: одни из них оставались долго всего-навсего маленькой административно-хозяйственной точкой княжеского владения и постепенно замирали, другие превращались из городка-крепости в резиденцию какого-нибудь князька младшей ветви княжеского дома и иногда перерастали в настоящий город с развитыми ремеслами, с обширным посадом и становились центром небольшого феодального государства. Путь превращения усадьбы-замка в город — это лишь один из вариантов происхождения города, вариант наиболее исторически ясный. Так как такой путь был пройден многими русскими городами, в том числе и Москвой, изучение его необходимо. Но на примере Москвы мы не сумеем проследить все этапы постепенного перерастания усадьбы в город. Полнокровная жизнь столицы Руси за восемь веков заслонила собой далекую эпоху Москвы-усадьбы XII века. И лишь на современниках Москвы-усадьбы, на примере городков, исторический путь которых начался в XII веке и внезапно был оборван нашествием татар, мы сможем представить себе ранние этапы этого варианта* происхождения города.

7*

99

Одним из таких городков, который на глазах одного поколения летописцев проделал путь от великокняжеского опорного пункта до столицы микроскопического княжества, был городок Вщиж на Десне, в 50 километрах на северо-запад от Брянска.

Летописные сведения не раскрывают нам ранней истории городда; Вщиж выступает перед нами сразу как значительная сила в распоряжении киевского князя. Только 25 лет жизни этого города освещены летописными известиями, но и эти немногие строки в сочетании с археологическими данными (а отчасти и благодаря им) становятся драгоценными.

Название города Вьсчижь должно было произноситься в древности как Усчиж, так как летопись дает нам много примеров такой замены: Въсвять — Усват, Въслонимь — Услоним, Въсохь — Усох и т. п. Возможно, что имя городка дано по ручью (ныне безымянному), у устья которого он расположен. Современное народное название тождественно летописному — Усьчиж.

В 1819 году Н. М. Карамзин получил письмо от владельца села Вщижа М. Н. Зиновьева. В письме говорилось: «В здешней стороне есть предание, что село Вщиж было городом особенного удельного княжения.

Еще до ныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты (на курганах), весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курга-

Вид Вщижского городища со стороны реки Десны (с северо-запада)

нов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь.

Выкапывают также не мало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее» К

С тех пор в течение целого столетия Вщижское городище интересовало ученый мир, но проводившиеся на его территории небольшие и случайные раскопки не могли этот интерес удовлетворить.

В настоящее время Вщижское городище хорошо сохранило валы и рвы, составлявшие в XII—XIII веках мощную оборону города.

Городище расположено на высоком мысу правого берега Десны в 50 километрах выше Брянска 1 2.

Форма городища близка к равностороннему треугольнику, северная сторона которого (длиной около 350 метров) омывается Десной, юго-западная (тоже около 350 метров) проходит над впадающим в Десну ручьем, а восточную сторону (250 метров) образует вал и глубокий ров шириной 18 метров.

1 Карамзин Н. М. История Государства Российского. СПБ, 1830, т. II, стр. 103, примеч. 341.

В первом издании своей «Истории» (1861 г.) Карамзин еще не мог отождествить летописный Вщиж с каким-нибудь реальным населенным пунктом. Письмо М. Н. Зиновьева, не читавшего летопись, но знавшего устное предание о княжеском городе, помогло этому отождествлению.

2 Село Вщиж Дядьковичского сельсовета Жуковского района Брянской области. Ближайшая железнодорожная станция — Ржаница.

101

Внутри городище разделено на две неравные части невысоким валом и рвом, отсекающими западную часть мыса.

По всей вероятности, это — детинец города, а восточная часть — посад. Площадь детинца примерно 12 000 кв. метров, посада — 26 000 кв. метров. Въезд в город был, по всей вероятности, со стороны ручья, где и в настоящее время существует въезд в село. На территории городища сейчас расположено два десятка домов и огороды. Заселенная в древности площадь не ограничивалась укрепленной частью: как показали

разведки, вещи XII—XIII веков встречались и восточнее тыльного вала и по другую сторону ручья, где были урочища «Прастица» и «Городец». Наиболее интересным за пределами городских валов является городище «Благовещенская гора», расположенное рядом со Вщижем, через ручей, на расстоянии 40 метров от города. На территории Вщижского городища часто находили различные древние вещи. Помимо раскопок «Заветного кургана», оказавшегося церковью XII века, местными жителями были найдены в разное время меч, топоры, золотой перстень, матрица для колтов и замечательный бронзовый водолей русской работы XII века. В 40-е годы XIX века был найден «кованый сундук с истлевшим платьем».

Рассказы летописцев

Значение Вщижского городища раскрывается при ознакомлении с летописными сведениями о нем.

Впервые летопись говорит о Вщиже под 1142 годом, когда Всеволод Ольгович, ставший незадолго до того' великим князем киевским, решил обезопасить себя от недовольных и воинственных родственников. Всеволоду приходилось бороться с родными и двоюродными братьями, которым он усиленно предлагал далеко разбросанные уделы «не хотя того, оже ся братья совокупила во едину мысль» *. Ему удалось в конце концов очень остроумно рассадить братьев: наиболее мятежного Игоря Ольгови-ча (убитого впоследствии киевлянами) он посадил недалеко от Киева в Юрьевом Городце и Рогачеве, второго Ольговича — Святослава — послал в Пинские болота, в Клеческ и Черторыйск. Давыдовичей он также разъединил расстоянием в 800 километров: одному (Изяславу) дал крайние западные города Берестье и Дрогичин, а другому (Владимиру) Вщиж и Ормину на восточной окраине своих владений.

«Всеволод же рад быв разлучению их».

Летописец не говорит о том, кому именно из Давыдовичей достался Вщиж, но, судя по тому, что в дальнейшем Вщиж принадлежал потомству Владимира Давыдовича, можно думать, что и при этом разделе Владимир получил города по Десне, а Изяслав по Западному Бугу. Выделение западных областей Изяславу находит подтверждение в том, что при 1

1 Ипатьевская летопись под 6650 (1142) г.

102

посылке войск в Польшу великий князь направил туда именно Изяслава. Есть указание на то, что Вщиж еще в XI веке выделялся в особый удел. В. Н. Татищев сообщает крайне интересный факт, к сожалению не подтверждаемый известными нам источниками. Перечисляя потомство Ярослава Мудрого, Татищев в списке сыновей Святослава Ярославича Черниговского помещает на пятом месте Бориса Святославича Вщижского, убитого в борьбе с дядьями в 1078 году1.

К середине XII века деснинское Полесье стало ареной борьбы между Святославом Ольговичем и его бывшими союзниками Давыдовичами.

В 1156 году Вщиж впервые упоминается как местопребывание Святослава Владимировича, который остается во Вщиже до своей смерти. Здесь он женится на дочери Андрея Боголюбского Марии, здесь отсиживается от нападений, здесь же он умирает в 1167 году.

Правда, был один момент, когда Святослав Вщижский оказался на черниговском престоле. Это произошло в 1157 году, но уход Святослава Владимировича из Вщижа был очень кратковременным.

Рассказ о событиях 1160 года, тесно связанных с историей Вщижа, дошел до нас в изложении двух различных летописцев, принадлежавших к двум враждовавшим тогда группировкам. Один из них симпатизировал осажденному во Вщиже Святославу Владимировичу и его высокому покровителю — великому князю Андрею Боголюбскому, а другой выражал интересы Святослава Ольговича, осаждавшего Вщиж во главе восьми дружин. Оба рассказа механически слиты в тексте Ипатьевской летописи. Первый рассказывает о том, что Изяслав Давыдович в союзе с половцами завоевал Смоленскую землю, где наемники-половцы полонили более 10 000 человек. Тогда же Святослав Ольгович осадил Вщиж, а Изяслав пошел к Вщижу на выручку племяннику и одновременно отправил гонцов к Андрею Боголюбскому, прося выдать дочь за Святослава Вщижского и помочь будущему зятю войсками. Помощь пошла из Ростова и из Мурома. Ожидая ее, Святослав Вщижский долго оборонялся за стенами своего города.

Когда сын Боголюбского Изяслав Андреевич с ростовскими и муромскими полками был уже недалеко от Вщижа и осаждавшие узнали об этом, осада была снята: «убоявшеся, давше ему (Святославу Вщижско-му. — Б. Р.) мир, возворотишася».

После этого брат невесты вщижского князя — Изяслав Андреевич вернулся к своему отцу, а Изяслав Давыдович пошел «в Вятиче». Из последнего мы заключаем, что Вщиж находился вне земли вятичей.

В Волоколамске произошла встреча («снем») Изяслава Давыдовича с Андреем Боголюбским, и тогда же дочь Андрея (по В. Н. Татищеву —

1 Татищев В. Н. История Российская, т. 1, стр. 558.

Возникает сомнение, не перепутал ли В. Н. Татищев Бориса Святославича с Борисом Вячеславичем, который действительно был убит на Нежатиной Неве в бою с Изяславом и Всеволодом из-за Чернигова.

103

Мария) была выдана замуж за Святослава Владимировича. Свадьба происходила во Вщиже.

Таков рассказ, вышедший из-под пера летописца, преданного интересам Андрея и Изяслава.

У враждебной им коалиции князей был свой летописец, прославлявший прежде всего Святослава Ольговича Черниговского. Он перечисляет подробно всех союзников и вассалов этого князя, стоявших под стенами Вщижа.

Войска восьми князей не могли овладеть Вщижем и пять недель простояли под городом.

Этот летописец ни слова не говорит о том, что Святослав Ольгович снял осаду, «убояшася» приближения войск Андрея Боголюбского. Здесь, наоборот, подчеркнуты тяжелые для вщижского князя условия мира: «и на том целова хрест Володимерич к Святославу, яко имети ему (Святославу Владимировичу Вщижскому. — Б. Р.) его в отца место и во всей воли его (Святослава Ольговича Черниговского. — Б. Р.) ему ходити»1.

Длительная и упорная осада Вщижа хорошо подтверждена археологическими данными (раскопки 1948—1949 гг.): сгоревшие дома, стрелы в крышах, покойники, зарытые на дворах и улицах.

Вщижский князь Святослав Владимирович умер в 1167 году, и после этого из-за Вщижского княжества возникла усобица, в результате которой во Вщиже вокняжился один из сыновей тогдашнего князя Святослава Всеволодича (вероятно, Олег). С тех пор Вщиж исчезает со страниц летописей. Мы можем только догадываться о том, что он долго сохранял важное значение как город, лежавший на пути из Чернигова в богатые вятичские земли, принадлежавшие князьям черниговской династии Ольговичей. Мы можем догадываться и о том, что весной 1238 года войска Батыя, шедшие из Смоленской округи на Козельск, не могли миновать городов Подесенья. Это блестяще подтверждается наличием на Вщижском городище второго слоя пожарища с вещами 30-х годов XIII века.

Летописная история Вщижа ограничена временем от 1142 до 1167 года; ее данные важны для установления точных датировок, но история города и выяснение его происхождения могут быть даны только на основе археологических раскопок.

Железная «личина» от шлема, украшенная серебром и позолотой, из богатого дома во Вщиже. Середина XII века

1 Ипатьевская летопись. Полное собрание русских летописей, т. II, стр. 88.

104

Страница русской летописи (Радзивилловская рукопись) с изображением событий 1160 г. Миниатюры изображают свадьбу во Вщиже Святослава Владимировича и дочери Андрея Боголюб-ского (вверху) и победу вщижского князя над осаждавшими Вжищ (внизу)

Посуда из гончарного горна начала XIII века. Внизу — реконструкция горна

Подсвечник лиможской работы (XII — начало XIII века). Найден во Вшиже.

Археологические раскопки

Систематические работы во Вщиже и его окрестностях были начаты под руководством автора этих строк в 1940 году и, будучи прерваны войной, возобновились в 1948 году. В 1949 году Вщижская экспедиция называлась Деснинской; в работах ее принимали участие ИИМК АН СССР, Московский университет, Государственный Исторический музей и Московский областной педагогический институт.

В задачи экспедиции входило широкое изучение всех археологических памятников на берегах реки Десны, в районе Вщижа. Разведки по Десне и ее притокам, начатые в 1940 году, велись и в дальнейшем. Обнаружены неолитические стоянки и поселения эпохи бронзы.

В 1940 году были раскопаны: кирпичная церковь середины XII века (удалось значительно выправить ее план, опубликованный ранее), гончарный горн XIII века с обжигавшейся в нем посудой двух мастеров, жилой дом XII века с ручными жерновами, на примере которых впервые удалось установить все детали конструкции мельничного постава.

Во время раскопок выделялись в основном два слоя, содержащих вещественные остатки человеческой деятельности: один из них, подстилаемый внизу отдельными находками керамики роменского типа (один из типов русской керамики VIII—X веков), содержал жилые сооружения с массивными печами, ориентированные по берегу Десны. Он датируется X—XII веками. Второй слой характеризуется сооружениями, расположенными по крепостному валу, обилием и разнообразием вещей и тонкостенной звонкой керамикой. К этому слою относится дом с жерновами, обнаруженный раскопками 1940 года.

Работы 1948 года производилась в детинце и на посаде вокруг церкви. Задача заключалась в продолжении рекогносцировок и в нащупывании места для широких многолетних работ. Четыре стометровых раскопа, заложенных на огородах в районе церкви XII века, должны были определить границы центральной городской площади и начало жилых кварталов XII—XIII веков. Выяснилось, что на север и на восток от церкви простиралось кладбище, возникшее в XII веке (с клейменой керамикой), за пределами которого были жилые дома. В одном из раскопов среди поздних ям XX века удалось обнаружить остатки жилища X века с характерной грубой гончарной керамикой, орнаментированной крупноволнистым узором. Другой раскоп, заложенный в достаточном отдалении от церкви, к сожалению, дал мало интересного. Здесь оказались остатки избы XVII века с лощеной керамикой. Нигде в других местах Вщижа ее нет. Очевидно, поселение XII века, упоминаемое в грамоте 1623 года, было очень небольшим.

Значительно интереснее были результаты работ в детинце. Здесь по северному и юго-западному обрывам городища была произведена зачистка края обрыва общим протяжением около 100 метров; на обеих сторонах городищенекого мыса после зачистки его краев было заложено по раскопу.

105

Раскоп на северном краю, над Десной, содержал остатки слоя с ро-менской керамикой, слой XI—XIII веков с печью и остатки жилища и позднее жилище XIX века с ручными жерновами и керамикой, близкой к средневековой.

Самым важным для выяснения района будущих широких работ явился раскоп, заложенный после зачистки юго-западного края детинца, обращенного к ручью. Край городища здесь, как и на берегу Десны, давно осыпается, и современный обрыв обнаруживает в разрезе разрушенные жилища. Укрепления в обрыве уже незаметны; очевидно, они давно рухнули в Десну и в ручей. С точки зрения рекогносцировки городища, такой край, где при незначительной зачистке видны разрезы жилищ и печей, представляет большие удобства, сразу открывая все напластования культурного слоя.

Один из раскопов был заложен в том месте, где в профиль обрыва выходили остатки печи, жернов и другие явные признаки жилища. Это жилище оказалось самым значительным по размерам и самым богатым по находкам. В раскоп 1948 года попала только третья часть его; исследование жилища завершилось в 1949 году.

Разведывательные работы двух лет позволили выбрать наиболее интересный участок городища для будущих широких раскопок. Вопреки ожиданиям, площадь вокруг древней церкви, где предполагался центр

Реконструкция городка Вщижа в XII веке по данным раскопок 1948—1949 годов

106

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

План Вщижского детинца с указанием основных раскопанных сооружений

городка, оказалась мало интересной. Наибольших результатов можно было ожидать от изучения территории детинца, где и были сосредоточены все работы 1949 года.

На Вщижском городище слой с роменекой керамикой (сильно нарушенный) сменяется слоем с керамикой XI—XII веков, сооружения которого были сменены новыми постройками, погибшими впоследствии от пожара. Жизнь после пожара продолжалась и через значительное время была прервана новым пожаром, приведшим к запустению города.

В 1949 году перед экспедицией стояла задача — проверить наметившиеся сопоставления и широко исследовать детинец. Особое внимание хотелось обратить на составление послойно-хронологической шкалы керамики. В настоящее время при раскопках древнерусских городов керамика великокняжеской эпохи обычно рассматривается суммарно за XI, XII и XIII века, без расчленения на более узкие отрезки времени, хотя несомненно, что на протяжении трех столетий и керамика и другие вещи существенно менялись. Для хронологического расчленения керамики и разработки шкалы часть лабораторных работ производилась в 1949 году в поле. Художник экспедиции Ю. Р. Берковский зарисовал типичные для каждого слоя образцы и вел статистические подсчеты.

Раскопки 1949 года велись в четырех местах: в центре детинца для выяснения планировки центральной части; по двум углам детинца для изучения укреплений; на юго-западном обрыве детинца, где в 1948 году был открыт так называемый «дом воина». Общая площадь всех раскопок в детинце — 1200 кв. метров. Основной раскоп близ «дома воина» состоял из пяти раскопочных квадратов по 100 кв. метров каждый, вплотную соприкасавшихся друг с другом.

В результате удалось создать шкалу керамики, выделив типы раскопок, датируемые временем: а) до середины XII века, б) 1142— 1160 годы, в) 1160—1238 годы, и восстановить историю древнего Вщижа, начиная с IX века.

Языческое святилище на «Благовещенской горе»

Раскопки позволили выяснить тысячелетнюю предисторию княжеского Вщижа. Удалось не только обнаружить следы пребывания человека здесь в древности, но и объяснить причины тяготения к данному пункту задолго до образования феодального города.

На территории самого Вщижского городища древнейший нижний слой содержит керамику роменского типа IX—X веков. Более древних находок здесь нет. Но зато на примыкающем вплотную к Вщижу городище — «Благовещенская гора» — есть и керамика XI—XIII веков (в небольшом количестве), и роменская керамика IX—X веков, и значительно более ранняя керамика типа Юхновского городища, датируемая примерно от V века до н. э. и до V—VII века н. э. Юхновской керамики на Вщиж-ском мысу нет совершенно; он был в эту эпоху, очевидно, необитаем. Следовательно, зародышем Вщижа, возникшим в глубокой древности, мы должны считать Благовещенский мыс, расположенный на том же берегу Десны, через ручей в 40 метрах от Вщижского городища. Самые древние вещи с «Благовещенской горы» — это кремневые клинья, относящиеся к бронзовому веку. Они близки к вещам из курганов в урочище Белынец на левом берегу Десны напротив Вщижа. Благовещенское городище сохранилось менее чем наполовину, так как находится на излучине реки, разрушающей северную часть мыса. Уцелевшая часть городища имеет всего 45 метров в длину и 20 метров в ширину. Городище отделено от плато валом высотой 3—4 метра и глубоким рвом 18 метров ширины. В северной части сохранились остатки земляного моста через ров — «гребли».


Назад Вперед

Нужна мужчинам вакуумная помпа ufa.kamili.ru. . The latest information about Max Polyakov read here






© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU