ПЕЧЕРСК


ВНЕШНИЙ ВИД ТЕКСТОВ И ГРАФИКА БУКВ ГРАФФИТИ 4

ВНЕШНИЙ ВИД ТЕКСТОВ И ГРАФИКА БУКВ ГРАФФИТИ 4

Средневековые надписи Софии Киевской

В граффити позднего времени появляется тенденция к «оплыванию» боковых частей буквы — явление, известное по памятникам книжной письменности69. В граффити в связи с этим средняя часть Ф иногда принимает форму треугольника, как, например, в подписи фрески «Федор» на хорах собора (№ 237).

Буква X в граффити имеет простое начертание, которое образуется пересечением двух прямых линий. Иногда, особенно в надписях XI—XII вв., правая черта опускается под строку. Такое X в граффити «Мати не хотячи детича...» (№ 108), Кузь-мы-пресвитера (№ 135), о Бояновой земле (№ 25) и др. Довольно часто верхние концы буквы имеют крючки, направленные в разные стороны или вниз, как, например, в надписях «Хо, хо, хо, клирошанин святой богородицы» (№ 124) и неоконченном фрагменте «Хо, хо, ба...» (№ 125). Кроме того, встречаются написания X, полностью умещающиеся в строке (запись Михаила-Святополка, № 28) или такие, в которых обе части буквы опускаются под строку.

Букве ш , как известно, отводится важное место в палеографической датировке наиболее древних рукописей, написанных на пергамене. По начертаниям этой буквы и другим признакам различаются книжные памятники XI и XII вв. Наиболее древним является написание буквы с высокой серединой и разведенными в стороны боковыми частями. Таково «от» в Остромировом евангелии, обоих Изборниках 1073 и 1076 гг. и других древних рукописях, а из эпиграфических памятников оно есть в надписи Самуила 993 г., а также и в новгородской берестяной грамоте «от Гостяты к Василью» (№ 9)70. Начертание, аналогичное упомянутым, встречается и в софийских надписях XI—XII вв. «Всеволода роди...» (№ 99), Коснятина (№ 103), Владимира Мономаха (№ 131).

Среди софийских граффити встречается еще и другое начертание буквы «от», необычное для книжной письменности. Это довольно глубокая чаша или дужка, лежащая в строке, с высокой серединой в виде вертикальной черты ш . Подобное написание не отражает того, что буква состоит из двух частей, соединенных посредине петелькой. Такое начертание есть в софийской азбуке и некоторых других граффити собора: записи Иоанна на хорах (№ 105), в надписи № 103. Совершенно необычно написание рассматриваемой буквы в надписи Симеона (№ 161), где оно имеет форму дужки, лежащей в строке, с средней частью в виде вертикальной линии с небольшим кружочком на верхнем конце. Это придает букве вид якоря. Указанное написание буквы «от» в виде дужки встречено также в записи XIII в. о белгородском епископе Аврааме (№ 219). Довольно близкие аналогии упомянутому начертанию «от» попадаются в новгородских берестяных грамотах XI—XII вв.71 Довольно редкое по начертанию «от» употреблено в записи о смерти Ярослава Мудрого 1054 г. Буква имеет высокую середину, перечеркнутую в средней части небольшим штрихом. Подобное написание «от» известно по Изборнику Святослава 1076 г. Изредка оно встречается и в других книжных памятниках, но только в вариантах с надстрочным Т. Такое «от» есть в Туровском евангелии и «Словах» Григория Богослова72. Весьма похожее «от» содержит граффито XII в. Дмитра и Анны из Михайловского придела (№ 136).

м Например, в грамотах № 160, 165. См.: А. В. Арциховский и В. И. Борковский Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 года), стр. 42, 50;

А. В. Арциховский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 года), стр. 80, № 82.

п Е. Ф. Карский. У*каз. соч., стр. 376, табл. 12;

Я. И. Трусевич. Указ, соч., л. II,

№ 11, 17.

В граффити XIII в. встречается единичное употребление архаичного «от» в виде дужки с вертикальной линией посредине, как, например, в записи о белгородском епископе Аврааме (№ 219).

Таким образом, в древнейших граффити собора обычным является написание «от» с высокой серединой и несколько разведенными боковыми сторонами, что вполне соответствует начертаниям этой буквы в памятниках книжного письма. Палеографический тип буквы в виде дужки, встреченный в софийских граффити и берестяных новгородских грамотах, вероятно, более древний, на что указывает близость этого начертания к аналогичному знаку в софийской азбуке. Из-за недостатка хорошо датированных граффити XIII в. с буквой «от» установить ее эволюцию не удается. Однако можно заметить, что в граффити этого времени средняя часть буквы становится несколько ниже. В XIV—XVI вв., вероятно в результате южнославянского влияния, возобновляется древнее написание «от» с высокой серединой.

Буква Ц в граффити имеет те же особенности начертания, что и в книжном письме. В древнейших надписях хвост, являющийся продолжением правой части буквы, опускается под строку. Такое написание Ц наблюдается в граффити о смерти Ярослава Мудрого, о «раке» Андрея-Всеволода Ярославича и др. С необычно длинными хвостами пишется эта буква в надписях XI—XII вв. о смерти Луки Белгородского (№ 10) и о приходе в киевскую митрополию — Софию—Никиты (№ 112).

Попадается среди софийских граффити и Ц, стоящее целиком в строке,— начертание, которое палеографы относят к древнейшим. Однако употреблено оно не в граффити XI в., как этого можно было ожидать, а в записях XII—XIII вв. из крещальни собора (№ 156) и Авраама Белгородского (№ 219). В софийских граффити есть несколько случаев написания Ц с обратным поворотом, при котором под строку продолжается не правая, а левая черта буквы, например, в записях XIII в. о смерти Ивана (№ 54), о Луке — дьяке епископа туровского (№ 188). В остальном написание Ц без особенностей.

В книжном письме XI — XII вв., как известно, господствует написание буквы Ч в виде чаши на высокой ножке. В софийских граффити этого времени графика буквы в основном та же. Но в надписи 1052 г. кроме указанного типа буквы есть еще и другой — в виде довольно глубокой чаши с отогнутыми наружу краями на невысокой ножке. Четыре разных начертания буквы есть в надписи XI в. «Мати не хотячи детича...» (№ 108): два с угловатой, приближающейся к прямоугольнику чашей, одно имеет росчерк, подобный тому, на который мы указывали в букве Т из надписи о приходе на княжение в Киев Свято-полка Изяславича в 1093 г. (№ 6). Примером буквы с чашей, сильно закругленной внутрь, может служить Ч из надписи о попине Беловежском (№ 153). Однако следует отметить, что буква эта с угловатыми чашами встречается значительно реже. Особенно своеобразно Ч из записи о Бояновой земле (№ 25), имеющее угловатую чашу совершенно необычной формы, не известной по другим памятникам письменности — V . Прямоугольную чашу на невысокой ножке имеет Ч в записи из крещальни (№ 156).

73    Е. Ф. Карский. Указ, соч., стр. 201.

74    Г1. А. Лавров. Палеографическое обозрение кирилловского письма, стр. 56, рис. 42.

Полагаем, что начертание с угловатой чашей могло быть позаимствовано авторами граффити из надписей на камне или металле. В пользу такого предположения свидетельствует Ч с угловатой чашей в надписи на Тмутараканском камне. Его угловатую форму Е. Ф. Карский объясняет удобством резьбы на камне73. Однако как исключение подобное начертание встречается и в памятниках книжного письма, например, в заставках Добромирова евангелия74.

В граффити XII—XIII вв. попадаются и несимметричные начертания буквы Ч, в частности, в записи Архипца Ивачича (№ 32) и в надписи «А бесом тят ворю...» (№ 175), где высокая ножка написана не под средней частью чаши, а несколько справа. Несимметрично Ч в записи просвитера Кузьмы (№ 135), где оно имеет одностороннее начертание, возникшее, вероятно, не из буквы с округлой чашей, а с острой, в виде палочки с расщепом на конце — тип, редко встречающийся в граффити.

В начертаниях софийских граффити XI—XIII вв. господствует Ч с округлой чашей на высокой или, реже, низкой ножке. Острый тип встретился всего один раз — в граффити XIV в. с обращением к св. Сомну (№ 221). В этой интереснейшей с палеографической точки зрения надписи имеются оба типа Ч — с округлой чашей на низкой ножке — у и с острой чашей — Y, т. е. в виде палочки с расщепом на конце. Таким образом, в отличие от книжного письма, в котором тип Ч с чашей исчезает в XIII в., в граффити он сохраняется вплоть до XIV в., но чаша буквы при этом становится большой, а ножка короткой. Графика Ч наглядно подтверждает запаздывание некоторых начертаний букв граффити.

?ft Й. Займов. Битольская надпись болгарского самодержца Ивана Владислава 1015—1016 гг.,стр. 50, рис, 2;

А. М. Селищев.

Указ, соч., стр. 50.

Простота начертания буквы Ш комментариев не требует. Во всех случаях буква состоит из трех вертикальных или нескольких наклонных линий, опирающихся на горизонтальную черту. Различия наблюдаются в деталях. Иногда, например, вертикальные линии бывают покрыты небольшими штришками. Но действительно необычное написание имеет буква Ш в граффито 1054 г. (№ 8), где она явно приподнята над нижним уровнем строки. Удлиненная левая черта — результат соскальзывания резца, которым писалась надпись. Также приподнята буква Ш в софийской азбуке и в обращении к Онуфрию (№ 161). Подобные написания встречаются и в других эпиграфических памятниках. Есть основания утверждать, что именно так написано ш на известной корчаге из Киева с надписью «Благо-датнейша полна корчага сия». Подобным образом эта буква пишется и в некоторых болгарских эпиграфических памятниках, например, в упоминавшейся выше Битольской надписи. Так писалась буква Ш (шин) в древнееврейской, самаритянской письменности, откуда она, как полагают исследователи, попала в славянскую азбуку75.

В некоторых граффити XI—XII вв. горизонтальная черта буквы Ш несколько скашивается, как это хорошо заметно в записях о мире на Желяни (№ 5) и Дмитра (№ 163). Необычное ш с явными чертами украшательства встречено в обращении к св. Онуфрию некоего Симеона (№ 161), в котором есть и другие редкие графические особенности в начертаниях. Средняя черта буквы, значительно возвышающаяся над строкой, имеет в верхней части красивый завиток.

76 Остромирово евангелие 1056—1057 гг., л 4, 10.

77 Л. П. ?Куковская. Палеография, стр. 77

Граффити с буквой Ф попадаются в Софийском соборе нечасто. Из надписей XI в. эта буква есть только в записи-обращении к св. Фоке, где она имеет длинный хвост, пересекающий все междустрочное поле и достигающий букв следующей строки. В софийской азбуке Щ также написано с чрезвычайно длинным хвостом, который почти в два раза длиннее высоты самой буквы. Подобная графика Щ с длинным хвостом известна и в памятниках книжного письма XI в., близкие начертания находим в Остромировом евангелии76. В граффити XII в. также встречаются аналогичные начертания Щ (в надписях о Елене и Фсы-поре (№ 46), записи Пищана (№ 120) и др.). Однако в софийских граффити попадаются и другие начертания: Щ, целиком стоящее в строке, или с хвостом, который весьма мало опускается за строку, как в двух надписях на хорах собора (№ 128, 146).

Судя по записи 1285 г., в XIII в. буква Щ писалась с длинным хвостом, но, как и в XII в., встречается с хвостом умеренной длины. Исследователи новгородских берестяных грамот отмечают, что авторы грамот предпочитали Щ, как и Р, Ц, Д, полностью стоящее в строке77.

Написание буквы Ъ в надписях XI в. имеет следующие особенности. Ее средняя, основная линия пишется не всегда наклонно (справа налево), а и вертикально. Подобное начертание Ъ имеет в надписях 1052 г., о княжении Святослава, о кагане, Луке Белгородском и др. Но в надписи о смерти Ярослава Мудрого 1054 г. Ъ имеет форму, близкую к восьмерке, которая составлена из двух треугольников, соединенных вершинами. Указанное написание Ъ с вертикальной основной линией изредка, наряду с обычным (т. е. с наклонной основной линией), встречается в древнерусских и болгарских книжных и эпиграфических памятниках. Оно есть в Изборнике Святослава 1073 г., Туровском и Мстиславовом евангелиях, хотя в последнем можно уже заметить некоторый наклон вертикальной линии78.

78 Я. И. Трусевич. Указ, соч., л. II,

№ 17: л. III, jsfc 24; л. I, № 3.

79 Иван Гошев. Указ, соч., табл. XIX;

Е. Ф. Карский. Указ, соч., табл. 1, 4.

80 Изборник 1076 года, стр. 1067, рис. 9, л. 24 об.;

Я. И. Трусевич,

Указ, соч., л. I, № 3.

Из болгарских эпиграфических памятников буква Ъ пишется таким образом в надписи Самуила 993 г., иногда в Би-тольской надписи, а также в Супрасльской и Хиландарской рукописях79.

В двух случаях в софийских граффити употреблен декоративный с росчерком, идущим от нижней части петли. Такое начертание буквы есть в записи 1093 г. о приходе на княжение в Киев Святополка Изяславича и обращении к 40 мученикам из крещальни собора (№ 156).

В граффити XII в. преобладает Ъ с наклонной средней чертой и закругленной или в виде треугольника петлей. Только в одном случае (в записи о Бояновой земле) Ъ написан с вертикальной чертой в слове «передъ».

В XIII в. снова встречается Ъ с вертикальной главной линией, как, например, в надписи о Борисе (№ 212). Кроме того, в это время петля иногда поднимается до самого верха буквы (№ 179, 196).

В граффити XIV в. снова наряду с обычным употребляется Ъ с вертикальной главной чертой, как в надписях о Сомне-помощнике (№ 221) и смерти Александра (№ 218).

Буква Ъ1 в граффити XI в. встречается двух видов: в сочетании с Ъ и с Ь. Редкое написание ЫсЬв первой части наблюдаем в записи XI в. о смерти Луки Белгородского (№ 10). Оба указанных написания — с Ъ и Ь — в надписи о «раке» Андрея-Всеволода Ярославича (№ 14). Это сближает граффито с употреблением этой буквы в Изборниках Святослава 1073 и 1076 гг.80 Написание Ы в граффито сближается с указанными Изборниками еще и тем, что обе части буквы не связаны между собой горизонтальной чертой. Такое несвязанное Ъ1 встречается во всех наиболее древних граффити: о Луке Белгородском (№ 10), обращении к Фоке (№ 110), о поставлении владыки (№ 7) и др.

В граффити XII в. как совершенно необычное встречается Ы с йотом очень малого размера: в записях Ивана, дьяка Давыдова (№ 20) и надписи Андрея (№ 33).

Графика буквы Ь не вызывает замечаний, так как она ограничивается изменениями, главным образом, формы петли. В большинстве случаев петля пишется в виде полукруга, треугольника или полукруга, несколько вытянутого вправо, иногда со срезанной нижней частью. Вертикальность или наклон основной черты буквы зависит в основном от характера письма. Если оно прямое, то и Ь пишется прямо, а если скошенное вправо, то и буква имеет наклон в ту же сторону.

81 Емил Георгиев. Указ, соч., стр. 18.

82 П. А. Лавров. Палеографическое обозрение кирилловского письма, стр. 34, 35, рис. 30, 32.

В одной из записей XIII в. (№ 190) встречено очень необычное написание Ь. В этом граффито в имени «Сьмен», т. е. Семен, петля буквы Ь имеет форму небольшого равнобедренного треугольника с несколько закругленными углами, из вершины которого выходит основная вертикальная черта — А . Это написание буквы аналогично написанию ее в граффито Самуила 993 г. в слове «отьца». Е. Георгиев полагает, что это начертание является промежуточным и отражает возникновение Ь из I81.

Графика буквы Ь. В граффити XI в., как и в других письменных памятниках, «ять» пишется стоящим целиком в строке, а его коромысло не доходит до верхнего уровня строки. Таковы написания буквы в записях 1054 г. о смерти Ярослава Мудрого (№ 8), о княжении Святослава Ярославича (№ 9), надписи Иоанна на хорах (№ 105) и др. К концу XI в., как об этом можно судить по надписи о смерти Луки Белгородского (№ 10), коромысло буквы постепенно поднимается до верхнего уровня строки, а мачта немного выходит в верхнее междустрочное поле. Следует отметить как исключение для граффити XI в. написание Ъ в записи 1052 г. с мачтой, несколько возвышающейся над строкой, при низко расположенном коромысле. Подобные единичные случаи написания буквы Ъ встречаются в памятниках книжного письма, например, в Супрасльской рукописи82.

В граффити XII в. мачта буквы «ять» чаще выходит в верхнее междустрочное поле, а коромысло пишется высоко. Такова буква «ять» в граффити Олисавы (№ 27), Кузьмы-пресвитера (№ 135), записи «Матей писал» (№ 17) и др. Однако наряду с указанными изредка употребляется и более архаичное написание буквы, целиком стоящей в строке, с низколежащей перекладиной-коромыслом, как в надписи Дмитра и Анны (№ 136), записи о Бояновой земле (№ 25), в которой «ять» хотя и не выходит своей мачтой за строку, но имеет приподнятое коромысло.

В начертаниях XIII в. мачта буквы Ъ, как правило, возвышается над строкой, а коромысло совпадает с верхним уровнем строки. Примером такого типичного для XIII в. написания может служить «ять» в записи 1257 г. (№ 211). Как редкое не только для XIII в., но и вообще для граффити можно отметить очень высокий Ъ с коромыслом, находящимся в верхнем междустрочном поле. Подобное начертание буквы отмечаем в записи о смерти Кюрила (№ 50). Известно оно и из памятников книжного письма: Остромирова евангелия, Туровского евангелия, а в XIII в.— из Апостола с толкованием 1220 г.83 Другим необычным не только для граффити, но и для памятников книжного письма является ятированный «ять», встреченный в надписи-дате 1259 г. (№ 55). Как известно, это начертание встречается только в Изборнике Святослава 1073 г. Один раз оно отмечено в Изборнике 1076 г.84 Не употребляется ятированный «ять» и в южнославянских письменных памятниках* Ятированный «ять», возможно, отражает какой-то архаизм, связанный с эволюцией графики древнерусской письменности.

88 Я. И. Трусевич. Указ, соч., л. I, № 2; л. II, № И; л. V,

№ 49.

84 Изборник 1076 года, стр. 603, л. 227 (в слове «"Ьда»).

В XIV в. буква Ъ имеет такое же написание, как и в предыдущем веке. Мачта выступает в междустрочное поле, коромысло находится в верхнем уровне строки.

Форма петли буквы Ъ на протяжении XI—XIV вв. имеет разные начертания: в виде треугольника, закругления, угловатого закругления и т. д. В некоторых случаях коромысло на концах имеет крючки, опущенные вниз.

Таким образом, графика буквы Ъ в основном соответствует той, которая наблюдается в книжной письменности.

Буква Ю в софийских граффити XI в. не встречена ни разу, поэтому судить о ее графике в это время трудно. Рассматриваемую букву можно было бы ожидать в надписи о грамматике (№ 101) конца XI — начала XII в. в слове «июня». Но название месяца написано как «о8ния», причем вместо У употреблена И , которая сама по себе является соединением О и У. В другом случае в фрагментарной записи XII в. (№ 141) в словах «Игнатию», «мою» вместо буквы Ю написано сочетание Н К , где Н «восьмеричное» ятирует «ук». Подобное написание некогда, по-видимому, отражало звук, соответствовавший Ю.

Среди граффити XII в. есть много примеров употребления буквы Ю: в записи о Бояновой земле (№ 25), в клетках возле рисунка «Олтаря пламенного» (№ 72), в надписи «Дай козу мою» (№ 126, 127), в записи о попине Беловежском (№ 153) и др.

Довольно часто употребляется буква Ю и во многих граффити XIII в. Особенностью софийских граффити является то, что в XII—XIII вв. буква Ю писалась совершенно аналогично. Во всех случаях, иногда даже в граффити XIV в., соединительная черта между левой и правой частью буквы писалась точно посредине, а не чуть приподнятой, как можно было бы ожидать, судя по написаниям в рукописях. Так в XII в. в До-бриловом евангелии 1164 г. соединительная черта Ю пишется выше середины буквы, а в XIV в.— в самом верху буквы85. Следовательно, в софийских граффити процесс подъема соединительной линии в букве Ю значительно запаздывает по сравнению с памятниками книжной письменности. И действительно, в граффити XIV в. о Сомне-помощнике (№ 221) в слове «не убою-ся» соединительная черта Ю все еще написана посредине буквы, и только в записи XV в. о смерти Якима (№ 236) эта черта приподнята примерно так, как в Евангелии 1339 г.86 Следует также упомянуть, что среди софийских граффити не встречено написания Ю с приподнятой косой соединительной линией, известного по памятникам книжной письменности XIV в.

85 А. И. Соболевский Указ, соч., стр. 50.

вь Там же.

Буква а («юс» малый) в софийских граффити пишется без каких-либо особенностей. Она употребляется без изменений на протяжении XI—XVII вв. Среди ранних граффити как единичный случай можно отметить начертание а , известное книжной письменности. Буква употреблена в слове «княжил» в записях о княжении Святослава Ярославича (№ 9) и о смерти Кюрила (№ 50). В двух граффити XII и XIII вв. (№ 146, 52) наряду с обычным встречено начертание, в котором под шатром находится только короткая вертикальная линия д . Графической ошибкой, вероятно, можно объяснить начертание «юса» в записи о смерти Ярослава Мудрого в слове «царя» или «цесаря». За основу буквы взято А, к нижней части петли которого дописана короткая вертикальная линия А.

Большой «юс» в софийских граффити встречается редко. Можно отметить всего несколько случаев его употребления. В надписи 1054 г. о смерти Ярослава Мудрого он употреблен вместо ОУ в слове «успение», дважды в записи о рождении Всеволода Ярославича (№ 99) и Ивана Безуя (№ 102), в слове «блуд» в надписи № 14, записи Ильи из апсиды Михайловского придела (№ 107). Во всех этих случаях буква имеет начертание, известное из Остромирова евангелия, Изборника

Святослава 1076 г., Архангельского евангелия и других книжных памятников. Аналогичное начертание имеет большой «юс» в граффити XII в.: обращении к 40 мученикам (№ 42), надписи Пищана (№ 120). Таким образом, большой «юс» в софийских граффити употреблялся преимущественно в XI в. Его графика в XII в. сохранилась без существенных изменений.

Буквы    (ятированный малый и ятированный большой

«юс») среди открытых в соборе граффити не встречены.

Буква ^ («кси») в граффити XI—XVII вв. преимущественно употребляется как числительное, обозначающее цифру 60. И только в двух случаях с помощью этой буквы написаны имена «Олександрос» в записи XIV в. (№ 218) и «Олексей» в надписи XVII в. (№249).

Буква Y («пси») в софийских граффити употребляется исключительно как числительное 700 и как начальная в слове «писал». Реже это слово начинается буквой П. Наиболее раннее написание слова «писал» с начальным «пси» зафиксировано в надписи 1093 г. о «раке» Всеволода Ярославича (№ 4). Правда, буква имеет плохую сохранность, но все же видно, что она написана с конической чашечкой. Очень близкое начертание «пси» с конической чашечкой на довольно высокой ножке попадается во многих граффити XII в., например, в надписях «Писал Ставр Городятинич» (№ 18), «Жадко писал хрест» (№ 76), «Судило писал» (№ 112) и др.

87 В. Н. Щепкин. Русская палеография, стр. 113;

Е. Ф. Карский. Указ, соч., стр. 209.

88 Там же, стр. 209.

В граффити XII в. особо следует отметить употребление крестового «пси», которое встречено в дате 6705 г. (1197 г.) (№2114). Подобное начертание буквы считается древнейшим87. Из памятников книжного письма оно встречается в обоих Изборниках Святослава, Минее 1096 г., Реймском евангелии и др. Е. Ф. Карский полагал, что эволюция начертания этой буквы началась с древнейшего крестового «пси», далее появилось написание с неглубокой полусферической чашечкой (в Остромировом евангелии — оба этих типа) и затем с конической чашечкой88. Крестовое «пси» в граффито 1197 г. наглядно показывает запаздывание развития графики этой буквы в граффити по сравнению с книжной письменностью. На примере указанной записи видно, что древнее крестовое «пси» употреблялось в граффити даже в конце XII в.

Среди начертаний «пси» к концу XIII в. появляется новое, с глубокой полусферической чашей, на высокой ножке — Y .

Такое «пси» — в надписи 1285 г., а также записи Никона (№ 177) и Пантелеймона (№ 57). Но в датах 1221, 1257, 1259 гг. оно все еще имеет чашу конической формы, мало отличающуюся от начертаний XII в. Написание «пси» с глубокой полусферической чашей на высокой ножке (как в надписи 1285 г.) не находит полных аналогий в памятниках книжной письменности, где в это время (XIII в.) преобладает «пси» с конической чашей на низкой ножке. Но оно есть в новгородских берестяных грамотах, где в виде цифры 700 такое «пси» употреблено в грамоте начала XIV в., в которой перечисляется ряд цифр, начиная от единиц и кончая десятками тысяч89. Итак, «пси» с глубокой конической чашей встречается в граффити начиная с конца XI по XIII в. включительно. В XIV в. «пси» уже имеет полусферическую глубокую чашу.

89 А. В. Арциховский Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1958—1961 гг.).М., 1963, стр. 29— 30. 31 (табл.), грамота № 342.

Буква Ф («фита») встречается в софийских граффити главным образом в числовом значении. Только в отдельных случаях «фита» употребляется для передачи соответствующего звука в личных именах: «©едора» в записи 1054 г. (№ 8), «©еодулу» — надпись XII в. (№ 36), «Онубрий» (№ 157), в надписи Яноса — «Собие» (№ 198), «©оме» (№ 202), а также в названии месяца «вевряря» в граффито 1285 г. (№ 52) и др. Во всех этих случаях начертание «фиты» не имеет каких-либо особенностей. Состоит она из овала, перечеркнутого горизонтальной чертой, выходящей за пределы буквы, с крючками на концах. Горизонтальная линия буквы чаще всего находится посредине даже в XIII в., как, например, в надписи 1221 г. (№ 49). Заметно выше середины написана она в записи 1285 г. (№ 52), надписи Агафии (№ 60) и др.

Следует также отметить случаи частого употребления Ф вместо 0. Особенно показательны подобные замены в названии собора «София», которое пишется в граффити то с «фитой» (№ 222), то с «фертом» (№ 25).

Судя по записям позднейшего времени, в XV в. среди софийских граффити (№ 231), как и в книжной письменности (вероятно, под влиянием южнославянской письменности), распространяется новое начертание «фиты» с остроконечным овалом, выходящим за строку. Авторами граффити оно употребляется вплоть до XVII в.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU