ПЕЧЕРСК


НАПИСАНИЕ ЧИСЕЛ И ХРОНОЛОГИЯ СОФИЙСКИХ ГРАФФИТИ

НАПИСАНИЕ ЧИСЕЛ И ХРОНОЛОГИЯ СОФИЙСКИХ ГРАФФИТИ

Средневековые надписи Софии Киевской

НАПИСАНИЕ ЧИСЕЛ И ХРОНОЛОГИЯ СОФИЙСКИХ ГРАФФИТИ.

Значительное место в граффити Софийского собора занимает написание числительных. Неполная датировка с указанием лишь месяца и числа события, как мы уже не раз упоминали, была обязательной в поминальных надписях, без чего запись теряла смысл. Примером того, сколь важное значение придавалось такой датировке, может служить фрагментарная надпись из главного алтаря: «Месяца августа преставися...» (№ 217). Есть основания полагать, что она не была 'закончена потому, что автор пропустил число дня, без которого поминание умершего было невозможным. Указанная: сокращенная датировка обычно вводится в текст словом д\цд («месяца»), которое пишется под титлом. Далее, как правило, следует название месяца и число дня события.

Среди софийских граффити встречены следующие названия месяцев: «енаря»—января; <<феврарп> и «вевряря» — февраля; «марта» — марта; «априля» — апреля; «майя» — мая; «ноня» и «оунша» — июня, «июля» — июля, «авъгоуста», «аугуста» — августа; «октября» — октября, «декембря», «декабря» — декабря. Следовательно, не встречены только названия месяцев сентября и ноября.

За названием месяца в поминальных или памятных граффити следует число дня. Цифры, как и в рукописях, пишутся обязательно под титлами. Можно отметить всего лишь единственный случай необычного написания 0 (=9) без титла (запись № 7). Но для того чтобы показать, что это цифра, автор написал ее лежащей на боку. Точки, которыми в рукописях отделяются буквы с цифровым значением, в граффити ставятся непоследовательно.

В софийских граффити очень редки случаи упоминания названий дней недели. Можно вспомнить только «великий четверг» из надписи о саркофаге Андрея-Всеволода Яросла-вича (№ 4) и обещание некоего «деда Ильи-касожича» вернуться в Софию «на въскрешенье» (№ 149).

В граффити довольно часто приводится имя святого, на день памяти которого произошло то или иное событие. Так, в надписи 1052 г. уточняется, что гром был на «святого Евтропия», в записи о смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. дана ссылка на «Федорову неделю» — первую неделю великого поста. Продажа Бояновой земли состоялась 30 января на день памяти св. Ипполита. В надписи 1285 г. автор ссылается на день Федора Тирена, а в записи о смерти Александра — на день памяти Мины и Гермогена, «ирей Софии» Яким умер в день Павла и Ульяны, т. е. 4 марта, и т. д.

Стремлением максимально уточнить время события можно объяснить единственное упоминание о часах дня в надписи 1052 г., где сообщается, что происшедшее было в «9 час дня». Слово «час» написано в граффито сокращенно в виде буквы ^ , над которой вынесено надстрочное С, покрытое шатрообразным титлом. В книжной письменности более распространенным было несколько иное написание — 'тХ , как, например, в Успенском сборнике конца XII — начала XIII в.96

В употреблении числительных второго десятка наблюдаются следующие особенности. В граффити они пишутся двумя способами: с инверсией и без инверсии, т. е. с единицами, стоящими на первом и десятками на втором месте (например, АТ), и наоборот, с десятками на первом месте и единицами на втором (т. е. IA). Древнерусская цифровая система обычно придерживалась первого способа написания, а греки, в соответствии с ионической цифровой системой,— второго. Однако в древнерусских письменных памятниках нередким является написание цифр второго десятка (от 11 до 19) с помощью ионической цифровой системы, т. е. без инверсии97. Подобное написание цифр в граффити Софийского собора даже более часто, чем обычное. Это, конечно, может объясняться и случайностью, связанной с находкой текстов с цифрами, написанными таким образом. Цифры второго десятка без инверсии есть в следующих граффити: о «раке» Андрея-Всеволода (№ 4) 1Д ( = 14), записи о грамматике (№ 101) 16 ( = 15), смерти Бориса (№ 212) IA ( = 11). Два случая обычного написания с инверсией в записях: о смерти (№ 12) ©I(= 19) и в надписи о приходе в Софию митрополита Никиты (№ 112) 61( = 15).

9? Р. А. Симонов. Указ, соч., стр. 49.

в8 Дата вычислена но сентябрьскому календарному стилю. Если автор пользовался мартовским летосчислением, то для февраля это будет 1286 г.

Написание десятков (свыше 19) в граффити полностью соответствует известному по книжной письменности. Буквы с числовым значением десятков, как и единиц, пишутся под титлами и отделяются в некоторых записях от остального текста точками, как это мы видим в надписи о Бояновой земле (№ 25) •Л« (=30) и даже двумя точками (одна над другой) в записи-обращении к 40 святым мученикам (№ 41 и № 156). Один случай написания числительных словами десятков— «семьде-сятъ» и сотен — «семьсътъ» встречен в записи о Бояновой земле. Все прочие написания числительных (единиц, десятков, сотен и тысяч) встречаются в граффити в датах, поэтому остановимся на их рассмотрении более подробно. В граффити Софийского собора встречено 17 прямых дат. В том числе XI в.: 6540 (1031/32), 6550 (1042?), 6560 (1052), 6562 (1054); XII в.: 6647 (1139), 6705 (1197); XIII в.: 6729 (1221), 6765 (1257), 6767 (1259), 6793 (1285)98; XVв.: 7002 (1494); XVI в.: 1510 г.; XVII в.: 1630, 1638, 1649, 1645, 1666. Даты граффити написаны «от сотворения мира» и только начиная с XVI в. (первый случай в надписи № 240) — от нашей эры.

Прямые даты в софийских граффити встречаются с последующим текстом и без него. Дата обычно вводится в текст словами «в лето», позже «року». В граффити XI—XIII вв. преимущественно употребляется слово «в лето». Им вводится и дата 1510 г.

Для обозначения цифры 6000 или 6 в датах, как и в других случаях, употребляется буква S («зело»), для обозначения тысяч со специальным значком *. Употребления буквы S для передачи звука «дз» среди граффити не встречено. Графической особенностью буквы «зело», как в рукописях, так и в граффити, является поворот ее головки вправо или влево. В древнейших граффити собора буква пишется с поворотом головки вправо. Подобное написание в надписях 1032, 1052, 1054 гг., в датах без текстов — 1139, 1197 гг. Но в граффити XIII в. «зело» пишется уже с поворотом головки влево, как в записях 1221, 1257, 1259 и 1285 гг. Такая же особенность в начертании этой буквы известна памятникам книжной письменности: Остромирову евангелию и обоим Изборникам 1073 и 1076 гг., где она пишется с поворотом вправо". В древнерусских книжных памятниках конца XI в. (Архангельском евангелии 1092 г., Минеях 1096, 1097 гг., Туровском евангелии) довольно часто встречается написание «зело» с поворотом головки влево100. В XII в. написание его двояко, как, например, в Добриловом и Юрьевском евангелиях101. Любопытно, что в граффити-датах 1139 и 1197 гг. буква «зело» написана с поворотом головки вправо, как и в древнейших граффити, а в близкой по времени к последней дате Вкладной грамоте Варлаама Хутинского, написанной после 1192 г., буква имеет уже начертание с левым поворотом головки102. Это один из примеров запаздывания древних начертаний в граффити по сравнению с рукописями.

В Остромировом евангелии есть всего два случая написания «зело» с поворотом головки влево (Остромирово евангелие 1056—1057 гг., л. 28, 281).

мо е. ф. Карский. Указ, соч., стр. 190; Я. И. Трусевич, л. I, № 5, 7; л. II, № 17.

101    Е. Ф. Карский. Указ, соч., стр. 190

102    Н. Маркс. Указ соч., стр. 14, 15.

юз j£' ф Карский. Указ, соч., стр. 190

104    Иван Гоихев.

Указ, соч., стр. 79, табл. XV.

105    Там же, табл. XIX.

106    Там же, стр. 88, рис. 76,6. Иван Го-шев, говоря о графике этой буквы в Ва-рошской надписи, считает, что «зело»

с левым поворотом головки является новой чертой по сравнению с греческой «стигмой», из которой она произошла.

107    Йордан Займов. Битолеки надпис на Иван Владислав самодържец българ ски. Старобългарски паметник от 1015— 1016 година, стр. 40. Автор при этом замечает, что «зело» с подобным поворотом употребляется в Супрасльской рукописи и Савиной книге, а с поворотом головки влево — только как цифра

Надо полагать, что поворотным пунктом в написании буквы с головкой влево был, вероятно, конец XII — начало XIII в. Позже «зело» с левым поворотом головки господствует в древнерусских памятниках вплоть до XV в.103

О графике буквы S в более раннее время можно судить на основании болгарских эпиграфических материалов. Так, в Доб-руджинской надписи в дате 6451 (943) г. «зело» имеет начертание с левым поворотом головки104. В надписи Самуила в дате 6501 (993) г. наблюдается то же написание буквы105. В Варошской надписи 6504 (996) г. «зело» повернуто головкой влево106. Но в Битольской записи 6523—6524 (1015—1016) гг. буква имеет уже поворот головки вправо107. Судя по приведенным болгарским памятникам, древнейшее начертание буквы «зело» имело поворот головки влево, а на рубеже X и XI в.

появляется обратный поворот вправо. На рубеже XII и XIII в. возобновилось написание «зело» с левым поворотом головки, просуществовавшее вплоть до XV в.

108 А. В. Арцихов-ский

и М. II. Тихомиров. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 года), стр. 22 (прорись грамоты № 2).

Написание «зело» в софийских граффити благодаря довольно четкой границе смены одного типа начертания другим может, наряду с прочими приметами, служить для палеографической датировки сходных письменных памятников. Следует также заметить, что написание «зело» в новгородских берестяных грамотах несколько отличается от написания его в софийских граффити. Буква в качестве числительного 6 с правым поворотом головки встречена, например, в грамоте XIV в., т. е. запаздывание в развитии графики этой буквы еще значительнее, чем в софийских граффити108.

Над буквами, обозначающими тысячи в датах, во всех случаях, встреченных в Софийском соборе, стоят отдельные титла в виде горизонтальной линии, с крючками или без них на концах. В датах граффити употребляются сотни: Ф — пятьсот, X — шестьсот, W — семьсот. Каких-либо неизвестных особенностей в их написании не наблюдается, за исключением крестовой формы «пси», необычной для XII в., в дате 1197 г. Для покрытия сотен, как и тысяч, обычно употребляются отдельные титла, десятки же и единицы пишутся под одним титлом. Это хорошо видно в надписях 1139, 1221, 1285 гг. В последнем случае -ЧГ- (=93), стоящее под отдельным титлом отделено от остального текста жирными точками. В написании десятков в этой же надписи отмечаем употребление Ч «копны» в качестве цифры 90. Из необычных написаний десятков и единиц, стоящих под одним титлом в датах, следует упомянуть число 62 в дате 6562 г. В ней единицы (В = 2) вынесены над строкой и покрыты отдельным коротким титлом.

Как и в рукописях, в граффити иногда встречаются написания буквами окончаний числительных. Обычно это буква 6, как в надписи-дате    (1197 г.). Особенно показательны

подобные окончания в дате 1259 г., где тысячи и сотни имеют окончание N06, а единицы 6. Подобные окончания и в дате 1139 г. (№ ИЗ).

Летосчисление, которым пользовались авторы софийских граффити, можно установить только в двух конкретных случаях: в надписи о смерти Ярослава Мудрого и в греческой подписи фрески с датой 6540 г. из Георгиевского придела. Стиль


Рис. 10. София Киевская. Георгиевский придел. Греческая надпись с датой 6540 г. 14 индикта (1031/1032 г.), фото, прорись.


,0* Б. А. Рыбаков. Запись о смерти Ярослава Мудрого.— «Советская археология». 1959, JV? 4; Е. И. Камспцсва. Хронология.

М., 1967, стр. 54 (табл.).

написания даты в надписи о смерти Ярослава Мудрого выясняется благодаря совокупности сведений, содержащихся в граффито. При редукции даты 6562 г. становится ясным, что автор не мог пользоваться мартовским летосчислением. Для февраля вычисление даты по этому стилю дало бы 1055 г. (6562 — 5507 = 1055), что противоречит указанию Ипатьевской летописи о смерти князя 20 февраля 1054 г. Поэтому следует считать, что автор граффито пользовался сентябрьским или ультрамартовским летосчислением, которое для февраля дает 1054 г. (6562 - 5508 = 1054)109.

Стиль летосчисления в греческой надписи из Георгиевского придела (№ 2) удается установить благодаря индикту, имеющемуся при дате. Первоначально дату, которая есть в граффито, мы предположительно принимали за 6554 г. (1046 г.). Дополнительные наблюдения и расчистка остатков масляной живописи и шпаклевки вокруг граффито, сделанная по нашей просьбе, вызвали необходимость пересмотра наших прежних

110 На эту

особенность обратил мое внимание А. А. Белецкий.

В софийских мозаиках титул о£уго<; иногда употребляется наряду с лигатурами-абревиатурами ©

и полностью, как в рассматриваемом граффито.

См.: А. А. Белецкий. Греческие

надписи на мозаиках Софии Киевской.—

В. 71. Лазарев. Мозаики Софии Киевской. М.,

1960, стр. 170, 171.

111 В. Н. Лазарев. Мозаики Софии Киевской. М., 1960, табл. 60.

выводов. Выяснилось, что указанная дата написана не обособленно, а является продолжением краткого греческого текста, расположенного над ней и выцарапанного той же рукой. Первое слово граффито прочитать не удается. Второе слово — оскцчо^ — святой. Учитывая, что надпись сделана на фресковом изображении неизвестного святого, слово, не сохранившееся из-за повреждений штукатурки, несомненно, было его именем с обычной добавкой — «святой». Это подтверждается и тем, что перед словом «святой» поставлен артикль мужского рода110. Дальше вправо читаются две буквы Кб, которые представляют собой обычное сокращенное обращение к богу — («господи»). Под этой строкой находится рассматриваемая дата. Перед ней можно было бы еще ожидать слова, которое вводит дату: т. е. «в лето». О связи даты с греческим текстом свидетельствует не только графика букв и рельеф резьбы граффито, но и написание числительного 1Д = 14. Первоначально мы полагали, что необычное повторение десятков в дате следует объяснить забывчивостью автора, который не смог вспомнить, как обозначалось число 54, и поэтому составил его из хорошо известных на Руси букв с числовым значением М = 40 (40 мучеников) и 1Д = 14. Однако возникает вопрос: почему число, содержащее десятки — IД, не поставлено под одним титлом с другим числом десятков — М? Этого тем более можно было бы ожидать, раз в сумме число должно было составлять 54! Подобная догадка, кроме того, не находит аналогий в письменных памятниках. Все это указывает, что автор все же имел в виду написать два числа — 40 и 14 — и поэтому поместил их хотя и рядом, но под разными титлами. Относительно числа 1Д следует заметить, что оно написано без инверсии. Это убеждает, что дата относится к греческому тексту, расположенному чуть выше. На это же указывает написание в нем буквы Д без ножек в виде треугольника. Подобное начертание находит аналогии в Софийском соборе в текстах при мозаичных изображениях, например, в надписи возле девы Марии111.

В результате этих дополнительных наблюдений можно сделать вывод о том, что первая часть греческой надписи является подписью фрески, аналогичной целой группе древнерусских граффити собора. Необычным является то, что граффито снабжено датой написания его в 6540 г. Указанная дата —

1,2 Анджей Поппе Граффт й дата спорудження СофН Кшвсько!. — «Украшський щторичний журнал», 1968, № 9, стр. 94.

113 Л. В. Черепнин. Русская хронология* М., 1944, стр. 33

114 Н. В. Степанов Календарно-хронологический справочник.— Чтения в Московском обществе истории и древностей российских,

1917, кн. 1;

Н. Г. Бережков. Хронология русского летописания.

М., 1963

116 Е. И. Каменцева Хронология, стр. 54 (табл.), стр. 80—82.

не случайное арифметическое или хронологическое упражнение, как считают некоторые исследователи, а указание года, когда надпись была выцарапана на стене собора112. Даше если бы это число было действительно хронологическим упражнением, то и тогда можно было бы ожидать, что автор написал дату текущего года, а не какую-то случайную. Что же означает число 14, поставленное рядом с датой? Можно предположить два варианта: либо это число индикта, либо число дня, когда была сделана надпись. Последнее предположение отпадает сразу же, так как написание числа дня без ссылки на месяц не имеет никакого смысла и не встречается в граффити. Обратимся поэтому к первому варианту. Как известно, индикты — это пятнадцатилетние периоды времени, которыми византийцы вели летосчисление. Счет индиктами был известен на Руси и довольно часто встречался в письменных памятниках. Индикт текущего года начинался 1 сентября и оканчивался в конце августа. Для того, чтобы вычислить индикт какого-либо года, надо дату этого года «от сотворения мира» по сентябрьскому стилю разделить на 15. Остаток и будет индиктом данного года113. Допустим, что автор граффито придерживался сентябрьского летосчисления, тогда для определения индикта делим 6540 : 15 = 436. Как видим, наша дата делится без остатка. А это значит, что 6540-му сентябрьскому году соответствовал 15-й индикт. Но поскольку у нас читается число индикта 14, то, следовательно, предположение о том, что автор надписи пользовался при написании даты сентябрьским летосчислением, неверно. Н. В. Степанов и Н. Г. Бережков доказали употребление в древнерусском летописании наряду с мартовским «младшим» стилем «старшего» мартовского, или ультра-мартовского летосчисления114. Попробуем вычислить индикт граффито, взяв за основу написания даты ультрамартовский год. Ультрамартовский и сентябрьский годы совпадают в холодном полугодии (см. рис. 11), следовательно, число индикта для этой части года в обоих случаях будет одинаковым. В теплой половине года (март, апрель, май, июнь, июль, август) ультрамартовский год обгоняет сентябрьский на перечисленные месяцы. Поэтому, учитывая, что индикт всегда вычисляется по сентябрьскому стилю, для теплого периода ультрамар-товского года (март—август) от числа индикта необходимо отнять единицу115. В нашем случае от 15 — индикта, вычислен-


14

индикт


Ультрамартовский 6539 г.

J_|_I_I_I_L


Ультрамартовский 6540 г.

14    15

индикт    индикт

J_|_I_I_I_I_I_|_I_I_I_I_L—J


ф

о.

1_



Сентябрьский 6539 г.

14

индикт


Сентябрьский 6540 г.

15

индикт


Рис. 11. Схема соотношения 6539 (1031) и 6540 (1032) ультрамартовского и сентябрьского годов и соответствующих им индиктов.

ного по сентябрьскому 6540 г.,— отнимаем единицу и получаем 14 — число индикта, указанное в граффито и полученное ,1в б. а. Рыбаков. автором его подобным же образом. Итак, число 14, указанное

Русские датиро-

ванные надписи    в граффито, является индиктом для всего 6539 сентябрьского

XI — XIV веков,    п .

табл, хш, 2.    года и для теплого полугодия ультрамартовского 6540 года.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU