ПЕЧЕРСК
НАДПИСИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ФРЕСКАМ. Подобные надписи чаще всего представляют собой обращения авторов к персонажам, изображенным на фресках. К ним относятся также подписи целых композиций или однофигурных фресковых сюжетов. Значительное число надписей этой группы было встречено ранее среди граффити XII в. (№ 39—48). Сейчас они пополняются несколькими находками XI в.
109.
Таблицы
XVI, 2;
XVII, 2.
110.
Таблицы
XVI, 1;
XVII, 1.
Запись меряна (?)
В центральном нефе собора с северной стороны на западной плоскости второго от главного алтаря крещатого столба есть лаконичная запись, состоящая всего из N6BHA6X Т6Б^ двух слов: «Не видел тебя...». Немного
выше и немного ниже этого фрагмента заметны следы трех коротких поврежденных строк греческой надписи, написанных тою же рукою. Прочесть все остатки граффито не удалось. Весьма вероятно, что запись является обращением к изображенному на фреске святому — патрону автора граффито. Но не исключено, что надпись — часть какого-то «разговора» автора с богом, понятного только ему одному.
В палеографическом отношении граффито явно подражает греческой скорописи, фрагменты которой сохранились рядом.
В южной внутренней галерее собора на изображении св. Фоки открыта такая надпись: «Святой Фока, порученный
CTZIH4>0K0HX€ ПОРОУ Y6NZ0TZ ЕА ПААВАЮфНН MZ SZM0PH ПРАВНТеле NA ПРАЕНМАПОТАПЛ^бМАВг ANAMH-HTHHCKAMH
от бога плавающим в море, правитель, направь меня, потопляемого и разбиваемого волнами [ж]итейскими».
Надпись взята в прямоугольную рамку. Ее первые две строки имеют несколько более глубокий рельеф, чем две последующие. Сохранность граффито удовлетворительная.
Особенности начертания букв надписи не выходят за пределы XI в. Наиболее характерны: звездообразное Ж, написанное в три приема и имеющее наклон к началу строки, тип,
близкий встреченному в надписи о четырехлетием княжении Святослава Ярославича (№ 9), М — напоминает начертание, встречающееся в Изборнике Святослава 1073 г., N и Ч — соответствуют начертаниям в Остромировом евангелии69. Своеобразное написание имеет буква Ф с боковыми частями в виде острых углов.
"" Остромирово евая гелие 1056—1057 гг., листы 1, 7, 3 об., 280; Е. Ф. Карский. Указ, соч.. стр. 3 74.
,0 NAnPABAIATH указывать путь, дорогу.— Словарь древнего славянского языка ..., стр. 431.
п М. A. Andreeva (Praha). Политический и общественный элемент византийско-славянских гадальных книг.— Byzan-tinoslavika, rocnik III, 2. Praha, 1931, стр. 432—433.
Содержание надписи следующее. Ее автор обращается к святому Фоке и просит его помочь в делах житейских. Известно, однако, что Фока считался не просто покровителем путешественников, как, например, святой Николай, а специализировался, так сказать, на помощи морякам-рулевым, или, как их называли в древности, кормчим. Поэтому Фока изображался обычно с веслом в руках, как на фреске в Софии Киевской или в церкви Спаса на Нередице близ Новгорода.
При рассмотрении граффито возникает вопрос: почему его автор обращается именно к Фоке и просит его «направити»'0 в делах житейских, заведомо зная, что он является покровителем моряков? Очевидно, это следует объяснить тем, что автор записи был моряком, которому не раз приходилось обращаться к Фоке за помощью, плавая в море или через Днепровские пороги — наиболее опасную часть длинного пути «от Грек». Это предположение тем более вероятно, что рядом, в западной части южной внутренней галереи, изображен другой покровитель путешественников — святой Николай.
Не исключена возможность, что рассматриваемая надпись была сделана купцом, занимавшимся заморской торговлей, связанной с большим риском и опасностями.
Интересно заметить, что в так называемых «Громниках» — гадальных книгах — памятниках, относящихся к апокрифической литературе, морякам всегда предсказывалась гибель71. Это отражало те реальные трудности, с которыми была связана профессия моряка в древности.
Место написания граффито не случайно: оно тесно связано с тематикой фресок, изображающих покровителей путешественников и моряков.
Надпись в Софийском соборе указывает на род занятий местного населения и свидетельствует о его грамотности.
София Киевская. Главный трансепт (поперечный неф). Расположение граффити:
/ — «Всеволода роди» (№ 99); 2 — «Сомн-помощник* (№ 221); з — запись Евдокии (№ 234); 4 — запись Стефана (№ 235); 5 — запись № 233.
111. Таблицы XVI, 3; XVII, 3. 72 Езекия — ветхозаветный царь, сын Ахаза.— Словарь древнего славянского языка стр. 205. 73 Изборник 1076 года, л. 51.2; 236 6—7. |
На хорах собора с южной стороны на юго-западном креща-том столбе под масляными красками XIX в. обнаружена запись, l£^6KHtA пРеДставляющая собой всего одно слово: «Езе-? кия» — имя изображенного на фреске святого72. Надпись является подписью фрески. В Изборнике 1076 г. это имя пишется несколько иначе — «Иезекия»73. О палеографии надписи из-за ее краткости судить трудно, но характер начертаний (расстояние между знаками, высота букв и др.) позволяет отнести граффито к XI в. |
Глава II
ГРАФФИТИ XII в.
112.
Таблицы XVIII; XIX.
Запись о приходе в Киев Никиты *.
1 Первая публикация надписи:
С. О. Висоцький. HoBi знах!*дки давньоруських граффт.— «УкраГнський юторичний журнал», 1968, № 5, стр. 107.
2 Словарь древнего славянского языка..., стр. 663.
J ПСРЛ, т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1962, стлб. 286.
* ПСРЛ, т. 9, Патриаршая или Никоновская летопись.
М.. 1965, стр. 151.