ПЕЧЕРСК


Летописание и летосчисление

Летописание и летосчисление

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Глава 6

Летописание и летосчисление

В этой книге мы будем обращаться к разным источникам -летописям, хронографам, сагам и так далее. Хронограф это вроде сборника исторических сообщений, куда выписывались сведения из летописей да иностранных хроник. Летописями же принято именовать погодовые перечни событий, относящихся к Руси.

В популярном представлении, летописи велись в монастырях, где за толстыми стенами сидели ученые монахи, из года в год записывая, что происходит вокруг и по соседству, изредка упоминая, какой заморский правитель умер или воцарился. Отчасти это так. Но летописи вобрали в себя сведения из сторонних источников, и являются сборниками. На протяжении веков они подвергались правке с разными целями.

Таковыми могли быть желание дополнить из другого источника, исправить ладность слога, исправить годы, если таковые показались ошибочными, наконец, убрать либо описать другими словами упоминания о некоторых событиях. Ведь издавна существовала цензура, как духовная, так и светская.

Листая страницы летописи, мы видим стройную картину. Для каждого года перечислены произошедшие события. Но когда появились в летописи эти даты? Сами ли события эти были записаны под такими годами, или много позже, при последующей правке?

Каждый, кто читает исторические сочинения древних греков, знает - греки, сами любители точности и ясного выражения мысли, привязывали события к правлению там-то такого-то царя. Для уточнения могли сказать - в пятый год царствования. Или - в год, когда в Олимпийских играх победил такой-то из указанной страны.

Скандинавы в сагах задают время таким же приемом. Когда там-то правил конунг такой-то, и цепляют повествование за это событие, да за события из других саг, соседних по времени и месту действия, при необходимости прибавляя - «на следующую весну», или «до осени такой-то оставался в гостях там-то, и затем отправился туда-то».

Следы подобного способа счета лет находим и в наших летописях, где не редкость привязка к византийским императорам. Правда, одни и те же события разные летописи относят к разным императорам.

Возникает противоречие. Если летопись А относит крещение княгини Ольги к императору Цимисхию, а летопись Б к императору Константину, значит, в летописях А и Б - разные даты крещения. Какой летописи верить, А или Б? Отложим сей вопрос.

Сохранившиеся до наших дней, известные общественности летописи освещают события разных местностей и городов, с уклоном туда, где происходила правка и дополнение летописи. Во многих летописях первым помещается сочинение монаха Киевопечерской Лавры Нестора «Повесть временных лет» и его последователей, чье содержимое от списка к списку различно.

Самые важные летописи получили в науке названия - Ипатьевская, Лавреньтевская, Никоновская, Радзивилловская -по именам монахов, приложивших руку к их правке и составлению, а также по именам владельцев, наример, патриарха Никона и Януша Радзивилла. Когда говорят «Ипатьевская летопись» и «Ипатьевский список», это одно и то же. В свою очередь, с каждого из этих списков сделаны другие списки, тоже с внесением правок.

Летописи известны читателю большей частью по редким выдержкам оттуда в книгах историков и археологов. Выдержки эти даются по изданиям, именуемым Полным Собранием Русских Летописей (знаменитое сокращение ПСРЛ), либо по другим, где наряду с подлинником дается перевод на современный русский язык.

В ПСРЛ летописи предстают перед нами в обработке учеными. Фотокопиями (светописные издания, фотолитографии) издавались, в 1871 году «Повесть временных лет» из состава Ипатского списка, в 1872-м - она же из Лаврентьевской летописи, в 1875-м - Новгородская синодальная летопись, в 1880

- Ремезовская. Из этого в электронном виде ныне доступна лишь Лаврентьевская летопись. Список напечатан, как он есть - мы видим изображения страниц древней книги.

Отличия подлинников от обработанных вариантов таковы

- нет знаков препинания, пробелы используются выборочно, все буквы одинаковой величины, числа записаны церковнославянскими буквами, а все буквы тоже воистину «церковнославянские». Ученые проделывают большой труд по приведению такого текста в удобочитаемый вид. Они меняют буквы на современные, упорядочивают слова в предложения, расставляют знаки препинания, переводят числа в арабские. Однако, в ходе обработке возможно искажение смысла подлинника.

В известных нам летописях, полагаю, существует несколько основных слоев летосчисления, то есть способов считать годы от определенного опорного события. Опишу эти слои по глубине старины, от древнейшего к новейшему. Поскольку никто раньше меня о таком не писал, не грех и дать слоям имена.

Слой Царский. Это привязка к годам царствования васи-левсов (императоров) Византии, а также годам правления русских князей. «Византия» это введенное учеными название Римской империи того времени, когда столица ее была перенесена из Рима в Новый Рим (он же Константинополь, ныне Стамбул). В летописях Константинополь именуется Ца-рьградом. Римская империя того времени дала сильный крен в сторону Греции, посему то, что ученые окрестили Византией, в наших летописях упоминается как Греки. «Византийцы» же именовали себя Ромеями.

Слой Росписной. Ключом к пересчету лет из Царского слоя в рамки более широкого отрезка времени служит «роспись годов» - раздел летописи, где последовательно перечисляется, сколько лет прошло от библейского сотворения мира до всемирного Летописание и летосчислениеа, от Летописание и летосчислениеа до Авраама, от Авраама до «исхода» Моисея. Такими временными промежутками, или слагаемыми, летописец добирается до Александра Македонского, затем до рождения Иисуса Христа, императоров Византии, и от них к отрезкам правления князей Русских. Сложив эти промежутки, скажем, вплоть до начала княженья Вещего

Олега, мы получим год начала правления Олега от сотворения мира. Число лет в каждом слагаемом бывает различно в разных летописях, поэтому слагаемые это не постоянные значения, но переменные.

Слой Годовой. Прямое указание лет, прошедших «от сотворения мира» до события, указанного в летописи. Если в Царском слое написано, скажем, «В царствование Михаила случилось то-то», в Годовом нас ждет простое: «В год такой-то случилось то-то». Казалось бы, даты Годового слоя должны быть вычислены на основе слагаемых из Росписного слоя. Это ведь Росписной слой дает нам временную основу. Однако на проверку, даты Годового слоя зачастую не совпадают с теми, которые можно получить, произведя вычисление со слагаемыми из Росписного слоя.

В летописях присутствуют все три слоя. Однако появились они в списках не одновременно, а последовательно, невесть через сколько лет, по мере необходимости, для упрощения понимания счета лет и привязки к нему событий, а может по иным причинам.

Во время, когда в летопись вводился Годовой слой, летописец, пересчитав в него из Царского слоя годы предшествующих событий, начинал записывать новые события уже в Годовом слое, отказавшись от использования Царского, то бишь опуская привязку к годам правления таких-то императоров или князей.

Сейчас человечество ведет счет лет «от нашей эры», принимая за первый ее год рождение Иисуса Христа. Так стало удобно.

Само понятие года и его составляющих (лет, месяцев, дней) зависит от особенностей календаря - его привязок к перемещению небесных светил и способу учета времени. Раньше календарей было много, да и теперь тоже. Способ считать дни - это календарь1. А ведение счета дней, годов от определенно- 17 го опорного события называется эрой.

Таким событием может быть сотворение мира по Библии, основание Рима, Хиджра (переселение пророка Мухаммеда в Медину), начало цикла древних греческих Олимпиад, и так далее. Например, известна «эра Набонассара», которую использовал астроном Птолемей, положив началом счета лет царствование вавилонского царя Набонассара, в календарной системе египтян. Птолемей поместил в своем астрономическом труде «Альмагест» таблицу Канон царей (Ассирии, Вавилона, Персов, Македонян, Римлян) с годами их правления, от Набонассара до Антониуса. Некоторые римские хронологи продолжили сей счет, добавляя годы правления римских императоров, по Диоклетиана включительно. После чего начали считать годы уже от Диоклетиана - наступила «эра Диоклетиана».

Каждый промежуток, слагаемое из Росписного слоя летописей - тоже, по сути, маленькая эра.

В древности римляне вели счет лет внутри своей эры, египтяне - своей, греки - своей, и так далее. Более того, почти в каждом греческом городе-государстве, полисе, действовал свой отдельный календарь. Народы жили по своим календарям и летосчислениям. И события своей истории привязывали к своим календарям и эрам.

Постепенно, народы, обратившиеся в христианство, стали приходить к общему летосчислению, что ныне мы называем «нашей эрой» или «от рождества Христова». Прежде многие тоже пользовались Годовым слоем, но считали годы от сотворения мира. И когда решали перейти на летосчисление от рождества Христова, надо было всего-то определить, в каком году «от сотворения мира» родился Христос, и потом уже вычислять год по-новому.

К примеру, выдуманный мною народ Буквоедов полагал, что Христос родился на 100-м году от сотворения мира. Стало быть, если в старинной летописи Буквоедов событие «Был неурожай капусты» подписано годом 250-м, то надо от летописного года отнять год рождения Христа (тоже из расчета

вочный день високосного года. «Старый» новый год, 1 января, запретили. На почтах в этот день вскрывали письма и уничтожали поздравительные. Так вот, поныне даже маститые ученые совершают ошибки при переводе дат из революционного календаря в годы нашей эры. Что же говорить о переводе дат других, более древних календарей?

от сотворения мира), то бишь 250 - 100 = 150. Таким образом 250-й год от сотворения мира это 150-й год от рождества Христова, или 150-й год нашей эры.

Замечательно!

Но вот другой народ, Медоквасы, полагали, что мир был сотворен за 300 лет назад от рождения Христа. И когда в летописи Медоквасы писали «в году 250 царь Горох построил город Пирогов», мы, чтобы перевести эту дату в современную, должны от 250 отнять 300. Получаем минус 50, то бишь 50-й год до рождества Христова, до нашей эры.

В пределах летописи Медоквасов всё в порядке. В пределах летописи Буквоедов - тоже. Все пишут даты от своего сотворения мира, все счастливы.

Но вот Буквоеды через несколько веков решили расширить свою летопись, да вписали в нее события из летописи Медоквасов, вместе с датами, как есть, ничего не пересчитывая. У Буквоедов в летописи теперь получается:

Год 250. Был неурожай капусты. А у Медоквасов в царстве построен город Пирогов.

А ведь даты от сотворения мира у Медоквасов и Буквоедов разные! Но в новом варианте летописи Буквоедов это не учтено. Спустя много столетий ученые начинают переводить даты летописи Буквоедов из счисления «от сотворения мира» в «от нашей эры», или «от рождества Христова». Берут, конечно же, формулу, пригодную к Буквоедам. 250 - 100 = 150. В ученых книгах появляются строки выдержки из летописи, выглядят уже так:

Год 150 (250 от сотворения мира). Был неурожай капусты. В царстве Медоквасов построен город Пирогов.

В других ученых книгах, последующих, того короче:

В 150 году нашей эры медоквасы построили город Пирогов.

Таким образом чисто летописно, событие построения города Пирогова было смещено во времени.

Сей упрощенный пример целиком относится ко всем летописям, хроникам, хронографам, короче говоря давним источникам. И мы скоро столкнемся с тем, как применение иной, нежели общепринятая, формулы пересчета лет - более правдоподобно. И с тем, какая путаница среди дат есть в летописях, о чем историки предпочитают молчать, используя в своих работах только общепринятые списки, но и там при вдумчивой проверке вскрываются странности.

Среди летосчислений, основанных на Библии, не было единогласия по поводу того, когда же был сотворен мир. Если сказать это другими словами - в разных эрах год рождения Христа отдален от сотворения мира на разное количество лет. Посмотрим, на какой год «от сотворения мира» приходится рождение Христа в вариантах летосчисления:

Александрийская эра

5492

Византийская эра

5508-5509

Византийские хронисты Максим Исповедник, Феофан Исповедник, Георгий Синкелл

5493

70 толковников

5508

Самаритянский текст

4700

Римские хронографы

3948

Иудейская эра

3761

Есть множество других.

С некоторых пор на Руси пользовались счислением, принятым в «Византийской эре». Затем, на ее 7208 году, Петр I указом ввел счисление «от рождества Христова». Так год 7208 стал годом 1700. Другие страны переходили на новую эры кто раньше, что позже.

Ученые пишут, что Византийский счет годам использовался на Руси со времени крещения князя Владимира Красна Солнышка. Подобное мнение успокаивает, придает летописным датам весомость, и облегчает пересчет летописного, от сотворения мира, года в «нашу эру», от рождества Христова.

Наука история использует для этого следующие правила.

Общее, упрощенное - от летописного года отнять 5508. Например, 6360-5508=852. Однако это правило требует некоторых уточнений.

До петровского преобразования летосчисления, было два «календарных стиля» - мартовский (пришел к нам из Рима) и сентябрьский (византийский). По первому, началом года считали март, по второму - сентябрь. Неясно, когда мартовский сменился сентябрьским. Полагают, что в конце 15 века.

Для мартовского календарного стиля правило пересчета уточняется. Если у нас есть летописная дата с указанным месяцем, и месяц этот - начиная с марта и по декабрь включительно, надо от летописного года отнять 5508. Если же месяц - январь или февраль, мы отнимаем от летописного года число 5507.

Теперь уточнение для сентябрьского календарного стиля. Ежели месяц с января по август включительно, от летописного года отнимаем 5508. Если месяц - с сентября по декабрь включительно, то отнимаем 5509.

Какие стили в каких источниках использовались? А это вечная пища для ума историков. В той же «Повести временных лет» будто есть оба стиля. Погрешность в датах, при переводе, плюс-минус один год, и так во многих древнерусских источниках.

Одним словом, формулы выработаны. Как здорово! Значит, любой год из летописи можно перевести в «нашу эру»! Но верно ли полагают ученые?

Прежде чем вести разговор дальше, я должен поведать еще об одном слое датировок. Я нарочно вынес его отдельно, чтобы не определять его положение между другими слоями.

Слой Индиктов.

Рим собирал с каждого побежденного народа дань трижды за 15 лет. На пятнадцатом году император объявлял размер дани на следующие пятнадцать лет. Латинское слово «indiction» значит «объявление», потому и год нового объявления податей назывался индиктом. Более ходовое значение слова «индикт» - просто такой-то год внутри пятнадцатилетнего цикла. Сами циклы никак не нумеровались.

В старинных источниках, в том числе наших летописях, встречаются датировки по индикту. Например, если написано, что событие случилось при Михаиле царе, в индикт 12, это значит 12-й год одной из пятнадцатилеток во время правления Михаила. Какой именно пятнадцатилетки - остается неясным.

Теперь, вооружившись знаниями, попробуем разобраться с датами в русских летописях и сравним наши исследования с тем, что предлагают ученые - а предложенное ими составляет основы исторической науки.

Откроем Ипатьевский список, время создания коего относят к концу 14, началу 15 веков. Издание 1871 года, подготовленный учеными текст. Летописец начинает рассказывать, в каком году, по его, летописца, источникам, стала впервые прослеживаться «Руская земля», то есть когда впервые ее упомянули. Избранная мною выдержка не случайна, в ней используются все четыре слоя летосчисления - Царский, Рос-писной, Годовой, Индиктов:

В лето 6360, индикта 15, наченшю Михаилу царь-ствовати18, начася прозыватися Руская земля. О сем бо уведахом, яко при сем цари приходиша Русь на Царьград, якоже пишет в летописании Грецком19; темже и отселе почнем и числа положим:

яко от Адама до Летописание и летосчислениеа лет 2242; а от Летописание и летосчислениеа до Аврама лет 1082; от Аврама до исхождения Моисеева лет 430; от исхождения Моисеева до Давида лет 601; от Давида и от начала царства Соломоня до пленения Иерусалимова лет 448; от пленения до Александра20 лет 318; от Александра до Христова Рождества лет 333; от Христова Рожьства до Костянтина лет 318; от Костянтина же до Михаила сего лет 542.

От первого лета Михаила сего до первого лета Ол-гова21, Рускаго князя, лет 29; от первого лета Олгова, понележе седе в Киеве, до первого лета Игорева 31; от первого лета Игорева до перваго лета Святослав-ля лет 33; от перваго лета Святославля до перваго лета Ярополча лет 28; Ярополк княжи лет 8; Воло-димер княжи лет 37. Ярослав княжи лет 40. Темьже от смерти Святославля до смерти Ярославли лет 85; от смерти Ярославли до смерти Ярополчи лет 60.

Что же? Переведем в «нашу эру», «от рождества Христова» дату 6360 «от сотворения мира» из Годового слоя так, как делает наука. От летописного года отнимаем 5508. 6360 -5508 = 852 год нашей эры. Это число находим в учебниках, его же ученые используют в своих трудах.

Давайте проверим знаменитую формулу, по которой ученые перекладывают летописный год в нашу эру. А они говорят, что в летописи принято, будто Христос родился на 5508 году после сотворения мира.

Но вот перед нами, выше, выдержка из научного, однако не фотографического, издания списка Повести временных лет. Используя числа из его Росписного слоя, подсчитаем, сколько лет прошло от Адама до рождения Христа.

2242 + 1082+430+601+448+318+333=5454

5454! Простите, 5454 равно 5508? Нет.

Так сколько лет отнять от летописного года? То, что говорят ученые, или что сказано в летописи? Разница в 54 года.

Однако проверим саму Ипатьевскую летопись издания ПСРЛ. В ее Годовом слое написано, что Михаил начал царствовать в 6360 году.

По данным Росписного слоя этой же летописи, сколько лет прошло от сотворения мира до начала правления Михаила?


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU