ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
Летописание и летосчисление 2

Летописание и летосчисление 2

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

5454+318+542=6314

Разве 6314 равно 6360? Нет.

Значит, закралась ошибка. Где именно? В дате Годового слоя или в слагаемых Росписного? Даты годового слоя, кажется, должны вычисляться по числовым значениям из Росписного, и может быть, что при вычислении «года от сотворения мира» правщик летописи просто ошибся, складывая числа.

Закроем глаза на Годовой слой.

Используя Росписной слой, вычислим, когда «нача про-зывати Руская земля». Летопись привязывает это событие к началу царствования Михаила. Оно, по данным Росписного слоя, приходится на 6314 год от сотворения мира. Пересчитаем 6314 год в эру «от рождества Христова», продолжая работать с числами из Росписного слоя:

6314-5454=860 год от рождества Христова.

Таким образом, по Годовому слою и ученой формуле, 852 год от рождества Христова, а по данным из Росписного слоя -860 год от рождества Христова.

Если же предположить, что число из Годового слоя 6360 всё же вернее, но год рождения Христа взять из Росписного, а не из представлений ученых, то бишь использовать 5454 вместо 5508, вычисление будет следующим:

6360-5454=906 год от рождества Христова.

Даже на таком простейшем уровне проверки летописных данных возникает путаница, и не знаешь, каким числам доверять.

Вы скажете - всего делов! Взять и поглядеть в энциклопедии, когда в Константинополе правил император Михаил! Но ведь и энциклопедическая дата - вычислена. А вычислять, как видим, можно по-разному.

Берем другой весомейший список, Лаврентьевский, в изданиях серии ПСРЛ. Он пожалуй самый древний среди известных, ибо оснащен припиской на обороте 172 листа, что списан мнихом Лаврентием в Суздали для великого князя Дмитрия Константиновича в... Но каком году? Ученые говорят, что в 1377-м. Но это трактовка! В подлиннике стоит - в лето «6 800 80 5». Это я переложил церковнославянские цифры в арабские. Получается 6885 год от сотворения мира. Так написал монах Лаврентий. А по научной формуле, какой это будет год от рождества Христова? 6885-5508=1377.

«Слагаемые» истории в Росписном слое этого издания Лаврентьевской летописи немного отличны от Ипатьевской летописи, однако отличия начинаются после Вещего Олега и они незначительны, в пределах трех лет.

Но вчитаемся в примечания, коими снабжена летопись. Оказывается, ученые, подготавливая список к печати, исправили многие «слагаемые», приведя их в соответствие с данными из других списков!

Давайте поглядим в подлинник. В светописное издание Лаврентьевской летописи. Промежуток лет от Адама до потопа задан так: «яко от адама до потопа 1 40 2». А в обработанном издании? Там указано число 2242.

Разница между подлинником и обработанным текстом -840 лет.

Что это значит? Много чего! Выходит, в Лаврентьевском списке, даты вовсе не по счету Византийской эры. Временная шкала, используемая в Лаврентьевском списке, укорачивается на 840 лет - при проверке первого же «слагаемого» из Росписного слоя в подлиннике! А значит, Иисус рождается на 840 лет от сотворения мира позже - по эре, используемой в Лаврентьевской летописи.

К сожалению, я не видел светописных изданий других летописей, кроме Лаврентьевской, но полагаю, что в подлинниках откроется много любопытного касаемо используемых эр и датировок.

Что же ученые? Проводят ли они нехитрые вычисления, доступные любому школьнику, чтобы определить, какое летосчисление применено в каждой отдельной летописи?

Нет. Они просто берут данные из Годового слоя, да еще обработанного правщиками изданий ПСРЛ, и по заученной формуле переводят числа из одной эры в другую. С данными из подлинников, а также с данными из Росписного слоя никто не работает.

Существует довольно мало книг о хронологии русских летописей, в эти мутные воды редко кто решается войти. Да и, мало кому приходит в голову выяснять, как же летописец считал годы, каким способом.

Одна из основных работ на эту тему, «Хронология русского летописания» Николая Георгиевича Бережкова, вышла в 1963 году смешным по тем временам тиражом - 1600 экземпляров. Это указывает еще и на степень востребованности историками подобных трудов. Бережков занимался вопросом, положенным им в название книги, с 1939 года.

Выявлены ли в «Хронология русского летописания» слои летосчисления? Нет. Соответственно, не проведена проверка данных из этих слоев на соответствие друг другу. Какие числовые данные использованы в книге? Из обработанных изданий летописей. А мы знаем, что в подлинниках числа оказываются другими.

И здание науки стоит на зыбучем песке.

На всех страницах Бережков предполагает, что счет лет во всех рассматриваемых им летописях отличается только по годовому стилю - сентябрьскому, мартовскому и ультрамартовскому. И все вычисления крутятся около числа 5508.

Веками длится правка чисел в летописях. Веками же ученые используют эти правленные-переправленные числа, даже не помышляя о проверке, о том, чтобы определить, как даты появлялись в летописях. Первое привело к тому, что у нас нет никаких четких датировок давних летописных событий. Второе - что мы используем ошибочные датировки всех событий вообще, включая современные, потому что числовое значение года рождения Христа, определенное в рамках «нашей эры» - тоже вычислено на основании чисел, взятых в мешанине различных летосчислений.

Казалось бы, современная наука отошла от религии, и ученые изучают следы явлений, произошедших, как полагают, за миллионы лет до нашей эры. Находят, допустим, скелеты динозавров, и говорят - динозавры жили 200 миллионов лет назад. Или 100 миллионов. И те же ученые, не моргнув глазом, используют временную шкалу, основанную на сведениях Библии о сотворении мира в предшествующие нам 10 тысяч лет. Так что это, вера или наука? Или наука и есть вера?

В моей ненаучной книге я вынужден делать много оговорок об использовании данных из разных источников. Как использую, почему, и указывать степень своего доверия к приводимым сведениям. Мне придется цитировать ту же Ипатьевскую летопись по «подготовленному» учеными тексту в издании ПСРЛ, не имея возможности проверить его соответствие подлиннику. Ипатьевская летопись в некоторых случаях более подробна, чем Лаврентьевская, но последняя старше. Я буду пользоваться обоими этими списками в выдержках как основными, указывая значительные различия.

А что мне делать с датами? Датам из каких списков отдавать предпочтение? Из какого слоя какой летописи? Нет у меня ответа, и вынужден я пользоваться датами общепринятыми, порицая оные и указывая на шаткость их.

Некоторые летописи содержат дополнительные сказания, такие как «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», где читаем:

И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея.

Потирая руки, применяем известную формулу в общем ее виде. От летописного года отнимаем год 5508:

3099-5508=-2409

Это же 2409 год до нашей эры! Здесь одни ученые говорят - не может быть, выдумка новгородских книжников. А другие находят подтверждение следов древнейшей истории славян.

Но разве мы знаем, какое летосчисление использовалось в «Сказании»? Давайте-ка на пробу применим к нему летосчисление не Византийской эры, а другое. Например, из римских хронографов. У них сотворение мира отнесено к 3948 году до нашей эры. Давайте подсчитаем. От летописного года 3099 отнимем 3948. Получим 849 год до нашей эры. Тоже звучит фантастически, но всё же в меньшей степени, чем третий век до нашей эры.

Может быть, в истинном летосчислении «Сказания», число 3099 при переводе на «от рождества Христова», относилось бы, скажем, к девятому веку нашей эры.

Время и место. Так называется замечательный роман Юрия Трифонова, однако от времени и места зависит счет лет. Из-за того, что в летописи попали сведения из разрозненных источников, зачастую трудно сказать, насколько верна эта дата по отношению к Годовому слою летописи-приемника. И чем глубже в историю, тем более летописные даты теряют основательность.

А какое было летосчисление до принятия Владимиром христианства22? Повесть временных лет охватывает часть времен языческих. Нестор не был им свидетелем и пользовался чужими рассказами. Надо полагать, в этих его источниках существовали свои летосчисления. Какие? Загадка.

Но хорошо.

Мы сейчас ведет счет лет «от нашей эры», то бишь от рождества Христова. Привычно и понятно.

Но ведь разные народы в разное время перешли на такое летосчисление. Однако положим, кто-то раньше других. Сейчас мы, после цепочки произведенных во глубине веков вычислений, пользуемся годом рождения Христа, вычисленным монахом Дионисием Малым23. Дионисий при вычислениях считал годы по современной ему Диоклетианской эре. Ею пользовались христиане Египетской Александрийской церкви, а ныне Коптская православная церковь. Вопрос, насколько верно вычисление Дионисия, оставим в стороне. Эру же «от рождества Христова» впервые ввел в обиход - в своих научных трудах -другой монах, Беда (Beda venerabilis).

Когда в какой-то стране возникала надобность перейти на эру «от рождества Христова», то соотносили рождество Христово в счете лет Диоклетианской эры с годом рождества Христова по местному летосчислению. Но мы уже видели на примере русских летописей, что год рождения Христа в них, в зависимости от списка, легко прыгает на тысячу лет. События могут смещаться - в письменной истории - на тысячу лет относительно рождества Христова, нашей эры. Поскольку приняли полагать, что числа в одних летописях верны, а в других ошибочны, то в основе датировки событий лежит вера. Вера в определенную летопись.

А когда начали вести счет годам от рождения Христа? С дня его рождения? Нет. Сразу после его смерти? Тоже нет. Когда же?

Столетия спустя.

Как вообще можно узнать, когда родился Иисус? Выясним, какие временные привязки существуют у этого события.

В Библии не написано, что в таком-то году от сотворения мира. Но вроде бы есть много способов вычислить год рождения24. Например, известно, что судили Иисуса при Понтии Пилате (Pontius Pilatus), пятом по счету римском управителе провинции Иудеи. Историческое лицо. Когда он родился? Единственные известные упоминания о нем в источниках, помимо Нового Завета, находим у римских историков Тацита да Флавия Иосифа. Тацит просто упоминает в своих «Анналах», что Христа казнил «при Тиберии прокуратор Понтий Пилат». Флавий Иосиф перечисляет римских наместников Иудеи, среди них Пилата. Понятное дело, что оба историка в лучших традициях своего времени не используют даты, но делают отсылки к правлению императоров.

А даты их правления, худо-бедно, с некоторых пор появляются в истории, причем поначалу в летосчислении «местных» эр.

На каком-то этапе развития человечества, возникла необходимость эти местные летосчисления соотнести между собой.

И каждый ученый, светский или церковный, делал по-своему. А многие не делали, ибо трудно до невозможности. Ведь надо увязать не просто летосчисления, но и календари.

До революции 1917 года, у нас использовался юлианский календарь - его счет дней года известен как «старый стиль», а год начинался с марта (потом начало года перенесли на сентябрь). Имя своё календарь получил от Юлия Цезаря, при коем был введен в обиход.

Сейчас мы используем григорианский календарь. Разница между днями обоих календарей медленно растет - поначалу это было 10 дней, в 1900-2100 годах составляет 13 дней, потом увеличится до 14, а с 2200 года до 15. Поэтому наш странный праздник «старый Новый год» приходится на григорианское 13 января, что по юлианскому календарю - 31 декабря. Ибо от 13 января отнимаем разницу календарей, равную 13.

Французский ученый Жозеф Скалигер (Joseph Justus Scali-ger, 1540-1609) ввёл в обиход искусственную эру - ее называют теперь эрой Скалигера или юлианским периодом. За начало этой эры, в рамках юлианского календаря (системы счета дней), Скалигер положил (в пересчете на современную нам эру) 4713 год до нашей эры. Число взято не с потолка, а является произведением множителей 28* 18*15, имеющих важные календарные и астрономические значения.

Скалигер в своих работах «Сочинении об исправлении хронологии» и «Сокровищнице хронологии» предложил таблицы перевода дат из различных эр в «свою», таким образом ученые получили в руки средство преобразования дат в привычные, переводя сначала дату в эру Скалигера, а затем из эры Скалигера - в нашу, основание которой тоже вычислено цепочкой таблиц и формул.

Любое звено этой цепочки может быть ошибочно.

В эре Скалигера все дни (в смысле дня, определяемом юлианским календарем) последовательно нумеруются. Ученые берут какую-нибудь другую эру, например Набонассара, и вычисляют, на какой по счету день эры Скалигера приходится первый день эры Набонассара. Теперь даты, выраженные в счете лет Набонассара, можно соотносить с эрой Скалигера, а через нее - с нашей эрой.

Таким образом, подобные вычисления основаны на пользовании таблицами Скалигера. Быть может, он предлагает алгоритм, способ, по которому сам получил значения в таблицах? Допустим, зная правила умножения, мы можем составить таблицу умножения. А какие правила использовал Скалигер для своих таблиц? Он не пишет. А ведь хорошо бы знать, чтобы проверить!

Последователем Скалигера, в 17 веке, был тоже француз, иезуитский теолог Дионисий Петавиус. В своих трудах по хронологии он выстроил картину истории мира, расположив события по годам, используя как опорные события библейское сотворение мира и рождество Христово. Например, согласно Петавиусу, всемирный потоп случился на 1656 году от сотворения мира, и в 2329 году до рождества Христова.

Сравним с данными «удобочитаемого» издания Ипатьевской летописи. Потоп - 2242 год от сотворения мира, и 3212 лет до рождества Христова.

Петавиус давал также годы по эре Скалигера. Основные сочинения Петавиуса в области хронологии - «Opus de doctrina temporum» и «Rationarium Temporum» - непревзойденные по охвату событий труды, где расписывается история человечества от сотворения мира и до времени самого Петавиуса. Упорядочение всего по годам! Какая адова работа проделана!

В веках, которые мы знаем как 15-17, ученые Европы принялись разбираться в летосчислениях разных народов, пытались сопоставлять. Год рождения Христа вроде бы уже имели, однако с привязкой - от основания Рима, что порождало несколько вариантов.

Скалигер, как показалось, внес некоторую ясность и предложил способ соотносить эры, упорядочивая историю. По Скалигеру, мир был сотворен за 3949 лет до рождения Христа.

Петавиус, продолживший дело Скалигера, применил его таблицы, разложив по ним события мировой истории. Петавиус внес также исправления. Он полагал, будто Иисус родился за 3984 лет после сотворения мира. Начало эры Скалигера (Юлианского периода) имеет привязку - 764-й год до сотворения мира. Сдвиг Петавиусом времени сотворения мира означал «исправление» начала Юлианского периода - Петавиус соотнес его с 729 годом до сотворения мира.

Наконец, Джеймс Ашер в 17 веке поместил сотворение мира на расстояние 4003 лет до рождения Христа, и начало Юлианского периода связал с 710 годом до сотворения мира. Подобных чисел держался и другой ученый того времени,

Джон Лайтфут.

Вооруженные таблицами и работами друг друга, христианские ученые-хронологи честно трудились над упорядочением истории, то бишь расставляя по годам события, описанные в разных источниках. Расставляя по годам «от сотворения мира» и от «рождества Христова», невзирая на то, что представления об этом у разных ученых были разные.

Но постепенно все стали приходить к некоему согласию. А оторванные, лежащие где-то в прошлом военные походы Александра Македонского, большой пожар в Риме при императоре Нероне, интриги византийского двора при Цимисхии, и даже вечно враждующие ярлы и бонды из скандинавских саг обрели четкую прописку в истории, получив свои года.

Сейчас у нас некоторый год, скажем, 2015 или 2200. Я не знаю, когда вы читаете эти строки. Находясь, допустим, в 2066 году мы можем двигаться по одному году назад, и читая документы за эти годы, выяснять историю определенной страны. Время, для которого и ниже которого документы заканчиваются - хронологическая муть. Датировки событий, относящиеся к ней, вычислены. А мы видим, какая невероятная путаница лежит в основе этих вычислений.

Посему год 2015, или год 2200 - не более чем удобная условность для счета лет. 2015 на деле может не означать, что Христос родился 2015 лет назад. Мы не «досчитаем» назад до рождения Христа. Год 860, приуроченный к чему-то в учебнике, может не означать, что такое-то событие случилось в 860 году нашей эры.

Далее в этой книге, конечно же, будут встречаться даты. Я согласен с относительной верностью дат, события которых записаны в то же время. Например, знаменитый краевед Киева Николай Закревский родился в 1805 году. И в какой-нибудь церковной книге был записан день его рождения. Тот год современники считали 1805-м.

Летописные годы из Повести временных лет, вплоть до Владимира, Ярослава и пожалуй несколько далее - как к ним относиться? Там же разнобой в списках! Что мне, все варианты перечислять? И каждый переводить в «нашу эру»? А на основании какого слоя - Царей, Росписного или Годового? А может Индиктов?

Ученым проще - они взяли книжку коллеги или предшественника, там готовые числа, и никаких вариантов. Верь им, бери да используй! А я не знаю, какие числа правильные. Я как мог дошел вниз, к доступному мне основанию, и не знаю, каким числам доверять, каким нет.

Поэтому я решил так. Даты буду приводить как в Годовом слое источников, принимая за таковые обработанные тексты из Полного Собрания Русских Летописей, ибо светописная копия у меня только одна - Лаврентьевская. Да и что толку даже от подлинников, если в них разные летосчисления и даты? Разные!

На вопрос, какое же летосчисление верное, и как по годам «нашей эры» разложить летописи разных народов, предания, саги, я отвечу просто - никак. Отсутствие четкой основы современного летосчисления. Слабая взаимосвязь давних источников. Разнобой летосчислений и числовых значений в пределах даже источников одного вида (например русских летописей).

Можно перебросить мостки между некоторыми летописями и сагами. У нас Ярослав, у них - Ярицлейв. Но это уровень слоя Царей. Правы были греки, что не заморачивались и применяли в своих сочинениях этот слой!

Благодаря путанице дат, если не доверять научной хронологии, то вполне можно предположить - однако ни проверить, ни опровергнуть - что, допустим, поход аргонавтов за Золотым Руном происходил во времена князя Кия. Ведь нельзя же четко сказать, когда ходили за Золотым Руном, хотя историки относят сие событие, подробно описанное греками, к сказкам.

Кстати о сказках. Прошлое многих народов уходит корнями в то, что ученые именуют мифом, легендой. Про былое Киева сложно говорить, оно до Кия словно отрезана. А вот возьмем историю Ирландии. Ее исторические предания наука делит на сказочные и настоящие. Хотя в самих преданиях такого разделения нет. Существует список правителей Ирландии - и тоже, одних правителей ученые называют настоящими, других - легендарными! А почему?

В старейших известных временах Ирландии, люди (homo sapiens) - лишь одни из действующих лиц. В подробно описанной череде событий действуют представители множества народов, среди них основные - Фир Болг, Фомойри, и народы богини Дану. Народы богини Дану и фомойри потом смешались. Позже Ирландию завоевывают люди, а именно «сыновья Миля» или «клан Миля». Затем народы богини Дану совершают странный исход с лица земли. Его смысл ускользает из преданий, но сходен с исходом сказочного народа «чуди белоглазой». После своего сокрытия, представители народов богини Дану проявляют те же свойства, что эльфы, однако я не уверен, что полное отождествление будет точным, хотя среди исследователей этого вопроса прижилось считать народы богини Дану эльфами.

Я понимаю, сразу перед глазами встает остроухий образ из фантастических произведений, однако нет никаких указаний на необычность внешности народов богини Дану, в отличие от Фомойри. Народы богини Дану, однако, обладали некими способностями, которые люди именовали волшебными.

Так вот, известно 142 правителя Ирландии, которых ученые относят к выдуманным. Известны годы их правления, составлены генеалогические деревья, кто чей сын, дочь или брат, но вот беда - такой-то правитель не обычный человек, а из народа богини Дану или Фомойри.

Для примера - и сравнения с нашими летописями - приведу выдержку из одной ирландской летописи - Анналов королевства Ирландии (Annala Rfoghachta Eireann). Их составили в 17 веке, пользуясь разными источниками, ученые монахи ордена францисканцев. Их кстати не беспокоило, что речь в значительной части Анналов идет про «волшебные» народы.

Вот мой перевод самого начала этой ирландской летописи, выполненный с английского перевода 1856 года (семитомник Annals of The Kingdom Of Ireland by the four masters)[87]. Повествуется о начале заселения Ирландии. Имена оставляю в английском написании:

От сотворения мира до года Потопа, 2242 лет. Сорок дней по Потопа, Ceasair25 прибыла в Ирландию с пятьдесятью девушками и тремя мужчинами;

Bith, Ladhra, и Fintain - их имена. Ladhra умер в Ard-Ladhrann, и от него такое название. Он был первым, кто умер в Ирландии. Bith умер в Sliabh Beatha, и был погребен в карне26 27 Sliabh Beatha11, и по нему

так названа гора.

Ceasair умерла в Cuil-Ceasra, в Connaught, и была погребена в Carn-Caesra. А по Fintain прозван Feart-Fintain, над Loch Deirgdheirc.

От Потопа до времени, когда Parthalon завладел Ирландией, 278 лет; а от сотворения мира, 2520.

В году 2520 от сотворения мира Parthalon прибыл в Ирландию28. С ним были трое его сыновей, вожди: Slainge, Laighlinne, и Rudhraidhe; а также четверо их жен: Dealgnat, Nerbha, Ciochbha, и Cerbnad29.

Год 2527 от сотворения мира. Fea, сын Torton, сын Sru, умер в этом году в Magh-Fea и был погребен в Dolrai-Daighe-Fea; по его имени и названа эта равнина.

Году 2530 от сотворения мира. В этом году произошла первая битва в Ирландии; Cical Grigenchosach, сын Goll, сын Garbh, из народа Фомойри, и его мать, прибыли в Ирландию с восемью сотнями воинов, и было сражение между ними и войском Parthalon в Sleamhnai-Maighe-Ithe, где все Фомойры были побеждены.

Далее ирландская летопись продолжает скрупулезно повествовать, кто когда прибыл, с кем воевал, когда умер, и так далее. Пропустим череду лет:

От сотворения мира, 3303. Десятый год правления Eochaidh, сына Erc; и это был последний год его правления, ибо народы богини Дану (Tuatha De Danann) прибыли, чтобы отбить Ирландию у Фирболг30; и они воевали друг с другом в Magh-Tuireadh, Conmainche-Cuile-Toladh, Connaught. И король Eochaidh, сын Erc, был убит тремя сыновьями Neimhidh, сына Badhrai,

из народов богини Дану. Этих трех сыновей звали: Ceasarb, Luamh и Luachra.

Фирболг были уничтожены в этой битве. Как сказано ранее, Eochaidh стал последним королем от Фирболг в Ирландии. Всего их правило предположительно девять, и 37 лет длилось их правление над Ирладией.

Год от сотворения мира 3304. Первый год правления в Ирландии Breas. Народы Богини Дану передали власть ему после победы в битве Magh-Tuireadh Conga, пока рука Nuandhat не будет излечена.

Год от сотворения мира 3310. Это был седьмой год правления Breas в Ирландии, когда он передал власть Nuandhat, после того, как Diancecht при помощи Creidne приделал ему серебряную руку31.

На этом, пожалуй, остановлюсь. Дальше идет в том же духе. Это вполне летописные сведения, ничуть не лучше и не хуже наших отечественных. У нас в летописях чудеса похлеще серебряной руки бывают.

Подобно сагам и русских летописям, в анналах Ирландии есть примечания, как называется то или иное место нынче (при составителе хроники), где оно расположено. Заметно сходство давних источников, стремление их составителей перебросить мостки между прошлым и настоящим.

Что не нравится ученым в ранних ирландских анналах?

Сначала в Ирландию, до Потопа, приплывает Ceasair. После Потопа - Parthalon. Оба вроде бы люди. Иное не указано. Затем Parthalon воюет с Cical Grigenchosach, сыном Goll (а тот - сын Garbh).

Cical Grigenchosach не человек, а относится к иному биологическому виду, Фомойри. Языковеды Ирландии предполагают, что это название означает нечто вроде «живущие под морем», ибо «fo» это «под», а «muire» значит «море». Эти существа описываются по-разному - то красивые люди, то одноглазые и одноногие32, то люди с козлиными головами. Великаны и обычного размера.

Далее я выпустил из хроники много, и продолжил выдержку прибытием народов богини Дану - в то время Ирландия находилась под властью народа Фир Болг. Фир Болг и народы богини Дану выводятся в преданиях из общего рода, от Неме-да33, а в предка Немеду ставят Ноя. Замечу, что христианские хронографы поступали подобным образом даже с языческими божествами - так, в греческих хронографах Зевс, его отец Крон, да и все боги-олимпийцы вписаны в родословное дерево библейских героев, и Зевс не бог, а лишь правитель.

«Библейская» привязка может быть вызвана несколькими причинами. Первая, логическая - по Библии, после Потопа спасся только Ной и его сыновья, Афет, Хам и Сим. Стало быть все, кто появляются в истории после Потопа - их потомки. Другая - только увязкой с Библией эти сведения удалось сохранить в составе Анналов. Третья причина - речь идет об указании на местность, откуда происходят определенные народы, ибо по Библии, части света были поделены между Хамом, Симом и Афетом.

Народы богини Дану сражаются с Фир Болг, побеждают, правление временно передают Breas, пока Nuandhat не вылечит руку (сначала ему приделали серебряную, а потом отрастили настоящую живую). При этом у Breas мать - из народа Фомойри.

Народы богини Дану и Фомойри скрылись загадочным образом - в местах, что для человеческого глаза выглядят холмами или развалинами, но для истинных обитателей - городами и замками. Эти народы продолжили, но редко, взаимодействовать с людьми и стали восприниматься так же, как в других странах - волшебный народ (фэйри), скрытый народ (хулду-фолк), эльфы (элвы, альвы).

У ирландцев, шотландцев, гаэльцев, уэльсцев слово «эльф» не было в ходу, пользовались именованиями вроде «сиды», Мирный народ (Daoine Shi, Shi), Добрые соседи, Хорошие люди (Daoine matha), фэйри.

Существуют записки 17 века, шотландского священника, переводчика «Книги псалмов» на гаэльский, фольклориста Роберта Кирка (Robert Kirke), известные ныне под заголовком «The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies» («Тайная

жизнь Элвов, Фаунов и Фэйри»).

Их предваряет описание:

Природа и действия Подземного (и, в большей степени) Невидимого народа, известного под именем Элвов, Фаунов и Фэйри, или подобных, среди населения южной и восточной части Шотландии (Low-Country Scots), как они описаны теми, кто имеет Второе зрение; и теперь, для дальнейшего изучения, собранные и упорядоченные Осмотрительным исследователем среди Шотландско-Ирландского населения Шотландии.

В этом небольшом произведении дается, с христианским оттенком, толкование необычных существ, способов их наблюдения, и взаимодействия с ними. Рассуждения, обобщения, многое размыто. Ощущаются недоговорки. По Кирку, фэйри или эльфы - отдельная раса, промежуточная между людьми и ангелами. У них тоже рождаются дети, бывают свои свадьбы и похороны. Среди них попадаются двойники людей из «нашего» мира.

Считается, что Кирк умер в 1692 году.

Уолтер Скотт в своих «Письмах о демонологии и ведовстве» (Letters On Demonology And Witchcraft), изданных в первой половине 19 века пишет, со слов священника Патрика Грэхема из Абэрфойла34, что смерть Кирка была необычной. Под вечер он вышел на прогулку по соседнему холму фэйри (dun-shi), и был найден в бессознательном состоянии, которое приняли за смерть. Преподобный Грэхем отметил, что знающие поняли бы, что это состояние вызвано сверхъестественным влиянием людей, чьи границы Кирк нарушил.

После похорон, Кирк однако неким образом посетил родича, и попросил его передать на словах послание их общему двоюродному брату Грэхему из Дачрэя. Дескать, Кирк не мёртв, а пленен в стране Фэйри (Fairyland), и чтобы он смог вернуться, надо выполнить следующее. Жена Кирка осталась беременной. Когда она родит, Кирк будет в компане при крещении младенца. Тогда же брат должен бросить нож или кинжал поверх головы Кирка, и тот сможет вернуться к людям35.

Кирк в самом деле появился на крещении, его видели, но Грэхем не выполнил просьбу, и Кирк лишился возможности вернуться.

Понятие «эльфов» и «фэйри» довольно размытое, отличается от местности, и со временем стало общим название, а не обозначением определенного вида существ. Можно сказать, что к эльфами относили сообщества людей с особыми способностями, так и действительно иные биологические виды. Например, исландцы делили своих «альвов» на черных (подземных)36 и светлых (живут в Алфхэйме). Бытовало и мнение о трех видах, выраженное Йоуном Гвюдмундссоном Ученым (Jon ter5i Gu5mundsson, 1574-1658) в рукописи «Собрание сведений и фактов для лучшего понимания Эдды» (1641)[23]:

Люди полагают также, что эльфы - это народ, делящийся на три рода, или имеющий три основных места обитания. Одно - в море. Второе - внутри земли или под землей, которое люди называют «Эльфо-мир», а иногда - подземный мир, что многие наши истории поясняют. И люди видят, что этот род не имеет носового хряща между ноздрями. Живут же они половину обычного нашего срока (на земле). Третий род, который мы называем Сокрытым Народом или льювлингами также населяет холмы и скалы; и часто сочетались они с нашим родом. Этот эльфийский род живет дольше, отличается красотой и имеет правильную форму, как у нас.

С эльфами связано иное течение времени. Это проявляется в следующих случаях. Ребенок, рожденный от эльфов (чистый эльф или полукровка) растет быстрее (среди людей), нежели дитя человеческое. Люди, попадавшие в мир эльфов, возвращались в мир людей спустя долгие годы, при этом для них прошло совсем немного времени. Значит, в мире эльфов время течет медленнее, чем в нашем. Однако возвращаясь оттуда, некоторые люди быстро старели, едва не на глазах. Любопытно, что мы знаем еще один мир с иным течением времени - мир снов, в котором время течет быстрее нашего. Таким образом выстраивается цепочка «миров», различных по скорости времени - расположу по возрастающей: мир эльфов ^ мир людей ^ мир снов.

Некоторые из героев ирландских анналов и сказаний, например Луг, были обожествлены кельтами, стали языческими богами. Выдающаяся личность сегодня, через век ее почитают за божество, а спустя еще пару столетий, когда переменяется вера - уже называют демоном.

Ирландским анналам повезло, их не сократили под корень, оставив ирландцам прошлое. Наши же летописи, относящиеся к Киеву, словно отрублены на уровне князя Кия. И кто знает, повествование о каких событиях мы бы прочитали за предшествующие годы, и какие бы люди - или нелюди - действовали в них?

Но заглянуть за эту черту таки возможно, ведь кроме летописей, существуют и другие, внешние источники.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском