ПЕЧЕРСК


Погребальная Радунка 7

Погребальная Радунка 7

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

С этим поучительным документом тоже познакомимся в полном объеме, дабы получить представление, как тогда решались земельные споры, и как легко урочища переменяли свои положения согласно показанию свидетелей-старожилов и вмешательствам заинтересованных сторон.

Року тисяча семсот чотирнадцятого, мсця июля двадцять семого дня. За видомом его царского пр-свитлого величества Войска Запорожского обоих сторон Днепра гетмана ясне велможного его милости пана Иоанна Скоропадского перед судом его царского прсвитлого величества Войска Запорожского енералным было право законников мнастира СтоМихайловского Золотоверхого киевского о розграни-ченю кгрунтов презентованное, которое ку вечисто-му записаню, як ся оное в себи мает до книг судовых принятое в такый текст:

Року Бжого тисяча семсот четвертого мсця июля двадцат четвертого.

До рук ясне в Бгу преосвщенного его милости отца кир Варлаама Ясинского Бжиею милостию православного архиепспа метрополита киевского, галицкого и всея России, подали супплику законники монастира Сто-Михайловского Золотоверхого киевского, жалостно у скаржаючися на превелебного

отца Евстратия Чудикевича, игумена мнастира сто-Троецкого Болницкого заворотного Киево-Печерского, в той способ, иж оны, законники сто-Михайловские, маючи от славной памяти гетмана п. Богдана Хмел-ницкого по небожчику пану Яну Викгури, в том же Михайловском мнастири погребенном, село Викгу-ровщину для виживленя за небожчика отца Феодосия Софоновича, игумена михайловского ж року 1654 наданное, а року 1657, по указу того ж славной памяти гетмана п. Богдана Хмелницкого и по росказаню п. Павла Яновича Хмельницкого, полковника киевского, киевским же полковником наказним п. Василием Дворецким при притомности людей з трох сторон многонародной, на он час доводне огра-ниченние, а сими часы превелебный отец игумен свято-троецкий з поддаными троецкими на их кгрун-ту викгуровском оседаючими, много кгрунтов вик-гуровских около борка в правой руце неведать яким правом отбирает, надто еще вдирается аж по самое городище старое князя Семена Олелковича.

Законники (юристы) Свято-Михайловского Златоверхого монастыря подали суплику (прошение, жалоба, от латинского suplices literae) Варлааму Ясинскому, православному архиепи-скому метрополиту киевскому, галицкому и всея России, на преподобного отца Евстратия Чудикевича, игумена монасты-ра Свято-Троецкого Болницкого.

Законники утверждали, что монастырь их Михайловский владеет, от покойного Яна Викгуры, в том же монастыре погребенном, селом Викгуровщиной, отписанной монастырю при покойном игумене Феодосии Софоновиче в 1654 году. В 1657 указом Хмельницкого было проведено полковником Василием Дворецким ограничение, то бишь размежевание. Но в последнее время преподобный отец игумен свято-троецкий со своими подданными, осевшими за викгуровской земле, невесть по какому праву прибрали к своим рукам много викгуровских участков по правую руку от борка, добравшись «аж по самое старое городище князя Семена Олелковича».

Слово «право» здесь имеет не совсем привычное значение, а именно - разумеются документы, в которых подтверждается владение участком земли и прописаны его границы.

На якое поле месяца июля числа 21 в пятницу против субботы вночи, важился отец игумен святотроец-кий насподевание наслати людей служалих бровар-ских и забрати пожатого жита на сто коп, а стоячого на пни, возами и конми шкодливе потратовати.

Что послушник свято-михайловский городничий викгуровский иеромонах Иакинф послишавши, кгды в поле виехал боронити того жита, теды и того городничого на кони сидячого поймавши, и держачи за руки тие насланники игуменские нещадно побили киями, по голове, по пличах, по руках, в великим увеччем здоровя, мало аж не ку смерти, когда бы без клубука и подкапиа зрозшарпаною рясою не умкнул до викгуровщины за оброного людей тамошных.

21 июля, в ночь с пятницы на субботу, игумен «насподевание» (внезапно) прислал на поле, служащее предметом разбираемого ныне земельного спора, «людей служалих бро-варских»476, которые забрали на сто коп477 сжатого жита478, а несжатое («стоячого») потоптали возами и конями.

Выехав в поле на коне, послушник Михайловского монастыря, городничий викгуровский, иеромонах Иакинф пытался помешать увозу жита. Его поймали и, держа за руки, беспощадно побили киями (палками) по голове, рукам, плечам -изувечили почти до смерти, если б не вырвался и в разорванной рясе не убежал в Викгуровщину под защиту тамошних людей.

а любо велебный отц Никифор, намисник сто-Ми-хайловский, завчасу забигаючи такому зуфалству, избил до отца игумена троецкого з своими правами и крипостми вишше именованими, просячи, жебы не велил своих перехвалок виконивати, леч абы, ал-бо полюбовне рачил обийтися, албо правне з нами поступити, есми ему якая диется кривда, еднак отц игумен сто-троецкий и приобицавши свою любов и спокойност, важился самоволне несподиванную мна-стиреви Михайловскому вышше описанную учинити обиду и укоризну.

За какое-то время до этого, отец Никифор, наместник святоМихайловского монастыря, отбыл к игумену Троецкому со своими «правами и крепостями» - документами на землевладение - вышеупомянутыми (имеется в виду ограничение Дворецкого и так далее), надеясь решить дело про спорный участок полюбовно, однако святотроицкий игумен, пообещав в этом деле «свою любов и спокойност», осмелился самовольно нанести Михайловскому монастырю неожиданную обиду, описанную выше.

А при той суплици Клым Бутенко и Марко Куриленко, козаки старожитние выкгуровские, подавали супплику, жалуючися в той способ, иж и оныи отци их еще за Выкгуры небожчика свободне свои поля за городищем порожным Олелковым орували, сивали и збирали, ны от кого не збороные. А тепер отц игумен сто-троецкий, наславши своих людей служалих бро-варских, забрали им в копах жито, а гречку, просо и остаток жита на пни внивец потолочили и возами, и конми потратовали.

При той жалобе, поданой законниками михайловскими митрополиту, выгуровские казаки- старожилы, тоже подали суп-плику по тому же поводу, что отцы их еще при Выкгуре свободно на своих полях за пустым городищем Олелковым пахали, сеяли и собирали урожай, и никем это не воспрещалось. А теперь отец игумен святотроицкий, наслал людей служилых броварских, они забрали у козаков сжатое жито, а гречку, просо и остатки жита потравили конями и возами.

Где просили преосвященного пастра его милости, жебы албо вложился за ними, до кого належит, албо жебы им позволил ехати з челобитною до ясне вел-можного добродия его милости пна гетмана в войско, кгдыж там синове их горлуют, а оны, яко господари, зоставшися для зобраня пашенки своей при великой утрати праци своей насиловани зостали невиные.

В жалобе, козаки просили митрополита, чтобы или разобрался сам, кому земля принадлежит, или позволил им ехать с челобитной к ясновельможному пану гетману в войско, где служат их сыновья, а они (козаки, подавшие жалобу), как хозяева, оставшиеся для сбора урожая, невинно пострадали и понесли большие убытки.

Тие обидви суплики ясне в Бгу преосщеный пастир его милост милостивно принявши, посилал до ясне в Бгу превелебного его милости отца Иоаса-фа Кроковского, архимандрита свтой Лавры КиевоПечерской, подаючи той жал скаржачихся до высокой уваги и разсуждения, откуду посланый пастир-ский из скорым и праведным отвитом возвратившися, донесл, иж всечесный его милост отц архимандрит певных особ послал на осмотр побитого городничого и тоей оглядити шкоды.

Приняв обе суплики, митрополит передал жалобы Иоасафу Краковскому, архимандриту Лавры. Вскоре от того прибыл ответ, что его милость отец архимандрит послал своих представителей, чтобы осмотреть побитого городничего и оценить ущерб.

Так теж з согласием пастира его милости назначили днь пятничный числа 28, того ж мсця июля, абы так отц игумен сто-троецкий, яко и отц намис-ник сто-Михайловский з своими правами виехали на тое поле, о которое спор миют межи собою и при людех видаючих врочища осмотрили и уважили, в чиим ограниченю зостает, жебы певного временны, то есть третего дня по праздници Рождества Прстой Бци сего ж року 1704 мсца септеврия дня первого-надцат для спокойного в потомние часы тых выкгу-ровскых и троецких кгрунтов уживаня совершенне межи обима сторонами мощно учинити разграни-чене, а тепер жебы видати, кому належит зобрати останки потолоченного збожя з тоей спорной нывы,

С согласия митрополита назначили день пятничный, 28 июля, чтобы как игумен святотроицкий, так и наместник святомихайловский выехали со своими правами (документами) на то поле, о котором спор, и при свидетелях, которые покажут урочища, разобрались, где чьи границы земель, чтобы 15 сентября 1704 года можно было произвести ограничение, а покамест дабы понять, кому собрать остатки потолоченных злаков с той спорной нивы.

теды всечесный его милост отц архимандрит Киево-Печерскый при отцу игумени рачил послати на осмотр двоих особ з обители Печерской - економа, велебно-го иеромнаха Илию, з еромонахом печерским Вениамином.

А преосвщеный пастир его милост при отцу на-миснику михайловском и при иеродиакони Николаю, економу михайловском же, двох также особ рачил ординовати з катедри митрополитанской, нижей на подписи сего розсмотру именованных.

Архимандрит Киево-Печерский при игумене (святотроицком) распорядился послать на осмотр земель двух особ из Печерской обители - эконома, иеромонаха Илию, да иеромонаха Вениамина. А митрополит, при наместнике михайловском и при экономе иеродиаконе Николае, приказал направить двух особ с митрополичьей кафедры, указанных в подписи сего рассмотрения.

Прето по блгословению преосвщенного пастира его млсти и соизволению всечесного его милости отца архимандрити оби сторони вышше описанного часу в пяток, числа 28 июля, зехалися под Троеч-чину и там читано было право троецкое от Жикг-мунта, короля полского, данное старцам болныцким по словесной их повисти на поле церковное именем Чуриловское, пред тим з милославщанами, а тепер з викгуровщанами граничачое, которое ограничене так описанно:

В пятницу 28 июля обе стороны съехались под Троещину и там зачитано было право троецкое от короля польского Жикгимунта (Сигизмунда), данное монахам Троицкого Больничного монастыря по устному их прошению на церковное поле под именем Чуриловское, которое прежде граничило с милославщанами, а теперь с викгуровщанами, и что ограничено следующим образом:

почавши ныжей села Милославского з Днепра через ричку Радунку, а одтоль долиною ку кладовищу, а от кладовища подле борка к городищу порожному, где был двор кнзя Семена Олелковича, а от того городища так же подле борка в прудец, а от пруд-ца долиною живцом около стойла на конец кривой нывы аж по ричку Угнор и тим Угнором к полю, а оттоль ку красному дубу тим же Угнором, а от красного дуба жавцом у Золотное озеро, а от того озера в Десну ку Баклянскому острову и к верхнему концу, а оттоль на ныз Десною округ Калинова рогу, также до Днепра, до того ж мисца.

Всё места уже на слуху!

По вычитаню тых врочищ ограничающих кгрунта Викгуровские, вибрано з межи громады Викгуров-ской двох человек старинных Клима Бутенка й Марка Кириленка под сумненем обовязуючи их жебы не оглядаючися на жадную сторону признали, где тое врочище первое Радунка речка,

По прочтении урочищ, служащих опорными точками границ владений, из числа жителей Викгуровщины выбрали двух старожилов, Клима Бутенка и Марка Кириленка, обязав их свидетельствовать, не взирая ни на одну их сторон спора, где находится первое из названных урочищ - речка Радунка.

тие под сумненем сознаючи, привели и показали под троеччиною речку виходячую з днепра яко в праве обоих сторон описанно,

Старожилы, свидетельствуя с подписью своей, показали под Троещиной некую речку (еще не Радунку), выходящую из Днепра. Троещина находилась прежде на берегу русла, которое мы называем Черторыей, где ныне улица и переулок Старосельские, а позже сместилась на восток. Но впервой ли такое перемещение? Не могла ли Троещина стоять поначалу на берегу Днепра, эдак на острове Муромце?

В протоколе комиссии сказано про речку - выходящая из Днепра, «яко в праве обоих сторон описанно» - то бишь как описано в земельных документах, зачитанных комиссией. В

описи киевского замка за 1545 год, при «держаньи» Фредриха Пронского, есть строка: «Села на Днепре: Незвадичи, Погре-бы, Милославьцы» - но Погребы стоят на Десне, а Незвадичей след простыл. Это к соображениям про то, что могли называть Днепром.

и провадили тоею речкою до того месца где ков-банка глубокая, а з тоей ковбанки закривилася Ра-дунка в село Троеччину, которая речка месцами сухая, а месцами такие ж ковбанки шаваром, и иншим зелием позаросталие всобе мают, тею речкой вменя-ючи еи за долину провадили менование два человеки чрез село Троеччину аж до озерца которе впадает в чорторию,

Неименованной речкой граница шла «до того месца где ковбанка глубокая, а з тоей ковбанки закривилася Радунка в село Троеччину, которая речка месцами сухая, а месцами такие ж ковбанки», что толкую как - в неименованной речке было глубокое место, ковбанка, от которого в село (либо к селу) Троещину отходила речка Радунка, местами мелкая (сухая), местами тоже с «ковбанками», заросшими шаваром -аиром, а другим «зелием».

Понимая пропасть лет между началом 17 века и серединой 19-го, осторожно предположу на карте Шуберта русло, которое старожилы показали как Радунку. Даже не делаю попыток отождествить с чем-либо неименованную речку и озерцо, что впадает в Черторыю.

Полагая «тою речку» (Радунку) за «долину» из давнего ограничения земель, два старожилы проводили комиссию через село Троещину до озерца, впадавшего в Черторыю. Неясно, севернее ли Троещины это озерцо или южнее?


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU