ПЕЧЕРСК


Зверинец 4

Зверинец 4

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Ребенком, пэтэушников я видел только на их спортплощадке, оградой выходящей на Бастионную, и знал, что школьники, которые не хотят заканчивать все 10 классов и поступать в институт, с восьмого идут в ПТУ. Гуляя по Собачке, однажды я нашел в кустах здоровенный разводной ключ и сразу сообразил - его потерял пэтэушник. Кто же еще? Ключ до сих пор служит мне верой и правдой, когда надо поменять смеситель. Смутно припоминаю, что мы с пацанами ходили к цеху ПТУ искать выброшенные напильники, ржавые, без деревянных ручек.

Рабочие мастерские располагались по одной из сторон Бастионного переулка (бывший Доманеевский либо Святотроицкий). Переулок сей отходит у перекрестка Бастионной со Струтинского, по другую сторону от 133-й школы. После невысокого сталинской эпохи дома, на пригорке стоят белые высотные дома времен советских. К востоку они упираются в бетонную опорную стену крутого холма Собачки, к северу ограничиваются частным сектором улицы Мичурина, сразу после пятнадцатиэтажки номер 4, наверх которой я неоднократно восходил для обозрения окрестностей. Именно восходил, по лестнице рядом с лифтом.

Перекресток около школы 133, пересекаются улицы Бастионная, Струтинского, Билокур (ранее Евгении Бош).

Я не люблю переименования улиц, но мне больше по душе Екатерина Билокур. Художница-самородок, безвредный человек. Улочка в честь ее тихая, зеленая, на ней стоит школа №88, где после Великой Отечественной войны, в образовавшейся от разрыва бомбы воронке получилось озеро, и люди там купались. А сама местность, пустырь, называлось Пожарище. С востока здесь возносится холм, по его краю идет Бастионная.

На север от перекрестка отделяется улица Струтинского, по ней можно свернуть круто под гору на Мичурина.

Дальше Бастионная начинает подъем к северо-западу. Возле 133-й школы - остановка троллейбуса и автобуса. Конечно, было козырнее сесть наверху у ботсада, на конечной. Там я был кум короля - выбирай любое место. А внизу поди знай, может кто уже занял у самой кабины возле окна, моё любимое. Из-под кабины доносилось музыкальное электрическое урчание. Троллейбус пел! Это когда старые округлые «Шкоды» сменились новыми, с квадратными очертаниями.

За школой, в сторону Печерского моста - переделанный теперь под что-то бассейн «Юность». Нас туда водили со школы, а потом я посещал сам по абонементу. Сначала ходил в «Динамо», помню очень большой, но холодный плавательный бассейн. В «Юности» было два водоема, открытый и закрытый. В первом вода была тёплой. В память врезался запах резиновой шапочки, вьетнамки, скрипуче квецающие по плитке пола, да жесткие пенопластовые доски для плавания. Берешь в руки, ложишься на такую и плывешь. В то время я плавал своеобразно, методом «скольжения» - в воду лицом вниз, сложенные лодочкой руки вперед, да шевели ногами. На глубину заплывал по-собачьи, постепенно осваивал кроль и брасс. Конечно, на реке научился лучше.

Про «Юность» времен девяностых годов ходили слухи, что

там происходят какие-то оргии, после чего из бассейна в огромных количествах вылавливают презервативы. К счастью, я уже туда не ходил.

За «Юностью» можно свернуть в переулок и попасть в музыкальную школу. Если не поворачивать и шагать дальше, будет перекресток с короткой улицей Кургановской, что завитком спускается по холму к бульвару Дружбы народов. Курганов, впрочем, не заметно - улица обжита с конца 19 века, ныне с застройкой советских лет.

Перекресток слыл опасным, могла сбить машина. Странный случай произошел в 1986 году, как раз после того, как бабахнул Чернобыль. Снизу по Бастионной ехал экскаватор. Он свернул на Курганную. В кабине никого не было. Я видел это вместе с мамой. Объяснения не нахожу!

Перейдя Курганную, в первом же доме был маленький одноэтажный детский сад, без двора. Вообще там все дома соединены, высокие и не очень, составляют массив зданий буквой П, и в самом главном доме, под номером 1, есть арка для входа в обширный, общий внутренний двор.

Там жили друзья моего детства, Оля и Костик, и Андрей. Однажды мы пошли на Печерский мост смотреть салют, на праздник. Оля пролезла сквозь ограду моста и оказалась по ту сторону, над шоссе. Мы тогда все были маленькими, потом юными, все разъехались по другим районам, я позже остальных. Оля так и осталась юной, она погибла - выпускной класс? Не помню. Помню черные похороны, запах сосновых досок на поминках в каком-то кафе - я вышел, и там были штабеля этих досок, и промозгло так, а пару часов назад у Оли в квартире играла классическая музыка, потому что Оля так попросила, зная, что умрет. А в солнечном детстве, мы все живы, просты и шагаем по ботаническому саду в круглых шапках, в подпоясанных пальто, с шарфами, забираемся на курган с каменной бабой.

В доме номер 1 рядом с аркой был знаменитый овощной магазин «Дари ланів». Внутри просторно, прохладные сумерки. Овощи в больших клетках, здоровенные бочки с мочеными яблоками, солеными арбузами, огурцами. Отдел соков. Справа - отдел, где ветеранам выдавались пайки, и на стене висели разные грамоты в рамках. Сколько я потом ездил в родной край, всё эти «Дари ланів» держались, пока не закрылись на ремонт, после чего там открылся автосалон, а затем банк.

И рядом, где нынче тоже банк, было крыльцо магазина «Трикотаж». Мне казался он скучным, там продавалась одежда, ткани, застежки, пуговицы всяческих калибров и цветов, нитки, иголки. Единственное, на что стоило поглазеть - наперстки да брелоки.

Это мы уже подобрались к перекрестку возле Печерского моста. Вбок отходит улица Киквидзе, бывшая Военная дорога. На той стороне, подле углового дома 2/34, со стороны улицы стояла так называемая «Стекляшка» - торговый павильон, где торговали рыбой, мясом, замороженными продуктами. На пятачке между нею и яром с бульваром Дружбы Народов, зимой устраивался елочный базар, единственный на всю округу. Выбирали подходящую сосну либо ёлку, и тарабанили её домой на санках или в руках.

Припоминаемые события прошлого иногда получают у меня сразу несколько оценок - современную и дня минувшего. Сейчас мне не нравится, что к Новому году рубят хвойные деревья. Пусть бы росли и служили домом жукам да белкам. Но сказочное ощущение Нового года детства отгонять я не могу и не хочу.

У нас на антресолях стояло несколько коробок с елочными игрушками. Некоторые старые, может пятидесятых годов -самые раздолбанные, но наиболее мною любимые. На первом месте, конечно, серия «Доктор Айболит», состоявшая из доктора с растерянным взглядом и белой бородой, да желтого попугая. В лапах он держал голубой пакет с надписью «Аптечка». Мне нравились игрушки-фигурки. Шары меньше. Шары чаще и проще бились, их можно было продавить пальцем.

В коробках игрушки перекладывались электрическими гирляндами, пачечками цветной фольги, ватой (ею укутывали низ елки - видимость снега), сверкающим мягким «дождиком» и пожелтевшими газетами. Сии газеты, извлекаемые на свет раз в год, таким образом, сохранялись десятилетиями. На одной были заголовки статей: «С сердцем в Чили», «Нет -режиму Пиночета!».

Серпантин в упаковках-колбасках и бенгальские огни мы покупали примерно во время открытия елочных базаров. Тогда же в магазинах появлялись все эти новогодние штуки -игрушки, маски, конфетти, хлопушки. Петард к счастью не было. А хлопушки я не любил.

Гораздо больший выбор елочных игрушек, нежели в наших «Культтоварах», был в «Детском мире». Сначала мы ездили в этот магазин на Крещатик в Пассаж. Потом на левом берегу возвели новый «Детский мир», здание-соты. И вот однажды мы туда отправились нарочно за елочными игрушками. От станции метро «Дарница» до самого здания - пустырь и бетонные плиты через него. Ни торговых точек, ничего. Внутри оказался целый отдел с елочными игрушками, хотя довольно обыкновенными, исчезла из них душевность, прежняя выдумка.

2003 год, Печерский мост.

На снимке 2003 года, с моста открывается примерно тот же вид, что в советское время. Не построены огромные дома справа, закрывающие дальнейший обзор. До восьмидесятых, на бульваре Дружбы Народов было меньше полос, посередине дорога разделялась кустами.

А еще прежде тут была Автострада, дорога, соединявшая Наводничи с Демиевкой. Старожилы рассказывали мне, что после войны, в окрестностях будущего Печерского моста обитал людоед, который делал из жертв пирожки и продавал их на базаре. Его потом арестовала милиция.

Мы ходили на Печерский мост в праздники смотреть салют. Их пускали над холмом с Родиной-Матерью. А до того, глядеть на салюты мы ездили на площадь Леси Украинки. Вместо здания ЦИК были деревья, скрывающие остатки старинной стены, и дальше, на террасах Царского села, где теперь высотки, располагался частный сектор - от него остался, условно, квартал вдоль Старонаводницкой и Панфиловцев.

А вот найденный мною в сети снимок за 23 октября 1953 года. Кто фотограф, я не знаю.

Это снято примерно от перекрестка у Печерского моста. Направо уходит улица Киквидзе, на месте сквера виден пустырь и часть дома «с аркой» на Пятачке, в низине. За ним следующей дом - по девяностые жилой, теперь учреждение.

Мы смотрим вдаль, на Бастионную улицу. Она намного уже современной.

Светлый дом слева, по четыре окна на этаже - школа номер 133. Прямо по курсу - пустые еще холмы, где возведут дома 11 и 11-А. Нет и кинотеатра «Славы» и корпусов ПТУ.

Налево отходит Кургановская улица. Между нею и школой, на месте бассейна «Юность», был переулок Печерский.

Гора на заднем плане слева - теперешняя Собачка и начало улицы Мичурина. Прежнее название, Ломаковская, сохранялось в обиходе по шестидесятые, хотя улицу переименовали в сороковых. Под именем Ломаковской она известна с 1860-х, однако прослеживается на картах конца 17 века, а учитывая более давнюю населенность места, и что это единственный возможный путь по всему краю холма, думаю, что дорога эта гораздо древнее.

Именно на ней расположены Зверинецкие пещеры, ученые их относят по меньшей мере к 11-12 векам. Восточной частью Ломаковская приближается к месту, где предполагают Красный двор князя Всеволода. Эта северо-восточная часть главного Зверинецкого холма, где ботсад, обжита давно - археологи нашли мусор за третье тысячелетие до нашей эры, оставленный некими представителями «позднетрипольской культуры» - черепки, глиняные грузила от сетей, кремневые орудия. Найдены следы «древнерусского» культурного слоя. Здесь было даже большое строение из кирпича-плинфы, его-то прочат в остатки Красного двора. Примерно там же и остатки гончарной слободы 13-14 веков.

Сколько помню я и некоторые старожилы, на Мичурина нет магазинов и городского транспорта. Казалось бы, основная улица на северном склоне Зверинецкого холма, к ней присоединяются другие улицы и переулочки, а ничего. В советское время стояли водные колонки, почтовые ящики, да два телефона-автомата. Ближайшие торговые точки поныне -на Бастионной.

На отрезке между Печерским мостом и по бульвару Дружбы Народов до холма с Родиной-матерью прежде проходил длинный яр с маленькими домиками по обоим берегам, и кладбищем на северном. Яр и теперь остался, сглаженный и частично застроенный. В месте, где в него вливается улица Струтинского, в ложбине, несколько веков, прослеживаемое в источниках по 1860-е годы, было Святое озеро. С нескольких сторон к нему сходились овраги - по ним проходят нынешние улицы Струтинского и бульвар Дружбы Народов.

В бытность Зверинецкой крепости, от её северо-западного угла можно было по прямой линии спуститься к озеру, по ветке улицы Ломаковской. След сего спуска сохраняется поныне. На его линии лежат - усадьба со входом в Зверинецкие пещеры (Мичурина 20), затем Мичурина 19, мимо нее к Мичурина 15, и далее к автозаправке в самом низу улицы Струтинского.

На кусочке карты 1843 года, ориентированной вовсе не на север, четко виден Зверинецкий форт. Его правый угол, четко просматривающийся даже на современных (2015 год) спутниковых снимках благодаря остаткам земляных укреплений, направлен строго на Святое озеро.

На холму над озером, где теперь - поликлиника 4-го управления (построенная в 1980-х на части Зверинецкого кладбища), в сторону Печерского моста, располагалась Святоозёр-ская слободка, известная с 1850-х. На 1766 год там насчитывалось 38 хат, где обитало 45 семей, 190 жителей обоего пола. При слободке была церковь Рождества Иоанна Предтечи со школой, рядом же на холме - Зверинецкое кладбище.

Церковь эта стояла, разрушалась и возрождалась на протяжении веков. В «Географическом описании Киева Новгород-цева» 1784 года[71] сказано:

церковь рождества святаго Иоанна Предтечи, состоящая за киево-печерскою крепостью в слободе Зверинец, деревянная, с такоюж оградою.

В оное именование на показанном месте устроена была церковь еще за бывшаго в Киеве печерской лавре архимандрита Иоанникия Сенютовича, который сам был той церкви и фундатор, чему уже будет до 60 лет; а за обветшалостью оной в тож именование, и на том же месте вновь устроена коштом и старанием тойже церкви прихожан и прочих христолюбимых дателей 1763 г.

Похилевич в книге 1865 года «Монастыри и церкви Киева» тоже уделил ей внимание. Предположение Похилевича относительно Красного двора на месте Зверинецкого кладбища, и что Мышеловка это Предславино - предположения любопытные, но их разбирать не буду, мне важно указание, что кладбище - «выше церкви на горе», а это вероятно значит, что церковь стояла под холмом с кладбищем, стало быть в низине, возле озера. Однако на ряде старинных карт, где видны озеро и церковь, последняя вроде бы находится сверху, над озером.

Предтеченская церковь в предместье г. Киева Зверинце.

Деревянная церковь эта построена 1763 года от Киево-печерския Лавры, на место давнейшей, обветшавшей, о которой упоминается в описании Киева 1682 года, с объяснением, что она находится «в виноградном Лаврском огороде». Впрочем в 1864 году Зверинская церковь 1763 г. разобрана и на том же месте оканчивается постройкою новая деревянная же церковь. Выше церкви на горе, где теперь кладбище, стоял в древности Красный княжеский дворец, упоминаемый в летописях, а вокруг его парк и Зверинец, давший название предместью. Причт для Зверинской церкви и жалованье для него назначены по штату 5-го класса сельских церкве и в пользование ему отведено 12 десятин пахатной и 20 сенокосной земли, которая большею частию отдается причтом в оброчное содержание от 75 до 90 рублей; для квартир построено два деревянных дома. Приход состоит из предместьев: Зверинца, Демиев-ки, Саперной слободы и Мышеловки (в древности село Предславино). В 1860 году было следующее православное население на всех этих предместьях по сословиям; духовных 17, дворян 69, военных отставных 664, мещан 493, казенных крестьян 333, лаврских служителей 325; итого 1901 обоего пола. Кроме того много иноверцев, особенно евреев. Доход свечной и венчиковый исчисляется в 40 руб. кошельковый 200, кружечный в 350.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи называли еще Свя-тоозерской. При взрыве на Зверинце 6 июня 1918 года разрушились близлежащие школа и дом причта. Сама церковь сгорела в 1935 году.

В издании «Киев теперь и прежде» 1888 года, Захарченко поместил, пожалуй, единственное известное сейчас изображение той местности за конец 19 века. С подписью: «Иоанно-предтечинская церковь на Зверинце»:

Предположу, что вид запечатлен с перекрестка Струтин-ского и Дружбы Народов, лицом на северо-восток, к больнице и кладбищу. Стой наблюдатель выше, то на горизонте была бы заметна Лаврская колокольня. Иоанно-предтечинская церковь - ближе к правому краю картинки.

Фрагмент плана 1803 года.

На старинных картах в обозначении озера - разнобой. Генеральный план Киева 1750 года, и план де Боскета за 1753-й именует его «Святое». На других планах и картах оно вначале безымянное, потом, с течением лет, появляются названия - Бусловка (на карте 1865 года), Пруд. Закревский в своей книге 1868 года называет озеро Зверинецким.

К его берегам со всех сторон, по ярам и склонам сходят улицы, прежние и новые, пока озеро не исчезает с карт и на его месте возникает здоровенный перекресток - подозреваю, что пересохшее озеро просто засыпали, поскольку оно мешало соединению улиц. Каких же именно?

Распутать этот клубок улочек, сходившихся там и разложить всё по годам крайне сложно. Они переименовывались, входили частями в другие улицы, прерывались и меняли направление. Постараюсь сообщить хоть что-нибудь четко.

На месте бульвара Дружбы Народов, от Печерского моста в направлении холма с Родиной-Матерью, был яр. По середине его протяженности - перекресток, место бывшего Святого озера. Сейчас, на северном берегу от него - больница Четвертого управления и Зверинецкое кладбище, на южном -улица Струтинского, роща Орешка, а за нею улица Мичурина и ботсад.

Под Родиной-Матерью сходятся яры, прорезавшиеся вдоль нескольких гор - основной Зверинецкой, затем той, что с кладбищем, далее горой над местностью Неводничи или Навод-ничи, и горой с музеем ВОВ и монументом Родиной-матери. Отсюда, от площади Героев Великой Отечественной Войны (бывшей Наводницкой), уже общим яром, вероятно носящим ранее название Глубокой долины, широкое удолье следует в сторону Днепра к мосту Патона. И сюда мы еще вернемся, пока же перенесемся опять к мосту Печерскому.

К северо-западу от него и от бульвара Дружбы Народов, есть улица Верхняя. Раньше она называлась Церковной, как путь к Иоанно-предтечинскому храму. По верху шла она к церкви и Зверинецкому кладбищу, что тогда было больше, и немного вдоль него.

Одна ветвь Церковной в 1940-х выходила через холм, огибая кладбище с севера, на Старонаводницкую улицу. Для меня существует загадка относительно улицы командарма Каменева, между Суворовским училищем и Верхней. По некоторым данным, это бывшая часть Церковной, отделенная и переименованная в послевоенное время в Лейтенантский переулок, а в 1970-х - в улицу Каменева. По другим, вся Церковная была переименована в Лейтенантскую улицу, а потом разделилась на Каменева и Верхнюю. По третьим - это вообще отдельная улица, параллельная Верхней-Церковной.

Нынешний переулок Верхний - Церковный переулок. Там на пригорке, под высоченным домом, построенном на месте частного сектора, ютится в зарослях двухэтажный психоневрологический диспансер. По другую сторону моста, под коим проходит бульвар Дружбы Народов, к юго-востоку от него, к Бастионной примыкает Кургановская. До войны, отрезок современной Бастионной между Кургановской и Церковной был частью улицы Печерской.

Теперешний перекресток, где в Дружбу народов вливаются улицы Струтинского (Болсуновская) и Верхняя (Церковная), раньше вбирал в себе еще Ломаковскую (Мичурина) - позже и по сей день там остался спуск в виде двух лестниц, уже в качестве соединения от переулка Мичурина. Западнее присоединялась Кургановская. Этот перекресточный узел существовал в месте, где ныне небольшой скверик под террасами с больницей 4-го управления (Верхняя 5) - иными словами, непосредственно внизу улицы Струтинского.

Переулок Печерский отходил на восток в месте бассейна Юность, огибал 133-ю школу и соединялся с Болсуновской около современного начала улицы Мичурина, там где она вздыбилась на гору от Струтинского.

Со стороны нынешнего Печерского моста в направлении перекрестка у школы 133, еще в 1940-х шла улица Печерская. От Печерской в сторону Днепра отделялись Церковная, затем Кургановская (перебегая через яр - бульвар Дружбы Народов - к Церковной) и строго на восток Печерский переулок около бассейна «Юность». Там же начиналась Свято-Троицкая, ставшая частью Бастионной от бассейна до верха ботсада.

Нынешняя улица Струтинского - бывшая Болсуновская. От длины прежней Болсуновской остался кусок, обрывающийся перекрестком на современном бульваре Дружбы Народов. Вплоть по 1930-е, Болсуновская поворачивала от перекрестка вправо, параллельно Ломаковской и шла дальше по ущелью, как и современный бульвар, к холму с музеем ВОВ. Именно эта часть улицы стала называться Автострадой и превратилась потом в отрезок бульвара Дружбы Народов.

Чем дальше от наших дней к началу 20 века, тем меньше роль Болсуновской, и тем более она укорачивается вверх, как бы втягивается к былому Святому озеру. Ибо в 19 веке, основной дорогой там была Ломаковская. Болсуновская же вырастала из нужд, для удобного соединения со Старонавод-ницкой. Впрочем с Ломаковской был на будущую площадь Героев ВОВ краткий спуск по склону, там где сейчас лестница, некогда подходящая к Пирятинской улице.

Вид с площади Героев Великой Отечественной Войны на холм со Зверинецким кладбищем. 2015 год, в пойме Навод-ницкого ручья ведется строительство:

Площадь Героев Великой Отечественной войны - перекресток под кладбищем, у пересечения Дружбы Народов, Старо-наводницкой, Лаврской. От площади, куда мы еще вернемся, бульвар между горами сворачивает к Днепру и мосту Патона через него.

Самое время поговорить о Наводницкой балке, ручье в оной, и об озере Проклятом.

Долгое время я сам всем рассказывал, что оное озеро находилось точнехонько на месте площади Героев ВОВ, однако сейчас не могу этого утверждать. Давайте обо всем по порядку.

Вдоль северного склона горы со Зверинецким кладбищем, между ним и соседней к северу горой (где была Печерская крепость), лежит местность Неводничи или Наводничи. На плане Ушакова это «буерак Душегубица», однако нигде более я сего названия не встречал.

Здесь издавна протекает ручей. Ныне он журчит в коллекторе мимо низменной части улицы Старонаводницкой. До 2013 года поверх коллектора в русловом овраге, заросшем высоченными деревьями, заметна была еще некоторая часть ручья, принимая в себя родники с северо-восточного склона Зверинецкого кладбища. Но затем там началось строительство. Затронули остатки русла, срыли часть кладбищенской горы. Прежнее состояние этих мест мы успели запечатлеть в фильме «Киевская сиюта».

Относительно Наводничей в старых земельных документах и позднейших книгах краеведов 19 столетия встречается некое озеро. Закревский, следом за Максимовичем, называет его Проклятым.

Приведу слова самого Максимовича из второго тома альманаха «Киевлянин» за 1841 год:

Что касается до озерка в Неводницкой долине, из коего вытекает поток, то оно прозвано было потом, неизвестно по какому случаю, проклятым озером.

Под этим именем упоминается оно в первый раз в делах 1694 года.

Где упоминается - неясно. На имеющихся у меня картах, в русле Наводничьего ручья, озеро не показано. По современному рельефу, можно прикинуть, что оно могло быть на площади

Героев ВОВ, либо несколько к западу по Старонаводницкой, около поворота и подъема ея к Царскому селу, возле адресов 16, 10. Там теперь небольшая промзона. Истина, кажется, посередине. Об этом чуть позже.

По земельным грамотам вычислить положение сего озерца невозможно, ибо утеряно положение других урочищ, относительно которых приводится озеро. Вот например определение границ из грамоты Жикгимонта Августа в подтверждение Михайловскому Выдубицкому монастырю права на владение землей Зверинец, пожалованной этому монастырю «великими князьями Рускими», 5 июля 1568:

почавши от реки Днепра уверх озера Затона, а з того озера в долину Глубокую, ровчаком и поточком Наводницким, простуючи до колодезей у верб граничных, в яких колодезях были и знаки граничные положены: два сошники у жорна;

от верб граничных и колодезей, тоюж долиною Наводницкою, ровчаком и поточком на озеро, которое в долине межи лесом стоит, а с того озера на борок, от борочка на Перепелич долину долину и чрез гостинец578 Триполский, тою долиною простуючи в Лыбедь (а там в Лыбеди млын Выдубицкий вместный, пополам с Печерскими, а они тот млын за Выдубицкими за чотыры дворища на Зверинце выменили);

оттоль Лыбедью наниз, на-задки, до млына другого Выдубицкаго звечистаго на Лыбедь же, тою Лы-бедью знова на Днепр.

Что отсюда можем понять? Во-первых, около моста Патона был рыболовецкий залив - Затон. Вероятно, ему в некоторых пределах соответствует Выдубицкое озеро. От Затона можно было свернуть в Долину Глубокую - явно удолье между Зверинецким холмом (с ботсадом да улицей Мичурина) и холмом с Родиной-матерью. Учитывая, что перевоз через Днепр в окрестностях моста Патона именовался Наводницким (Невод-ницким), а по «долине Глубокой» протекал «ровчак и поточек Наводницкий», предположу, что долиной Глубокой в то время именовался отрезок от моста Патона до площади Героев ВОВ, либо еще и овраг с улицей Старонаводницкой.

Граница шла «ровчаком и поточком Наводницким, простуючи до колодезей у верб граничных». Куда это? Неясно. Хотя вербы поныне растут у нижнего поворота Старонаводницкой579.

И далее - «от верб граничных и колодезей, тоюж долиною Наводницкою, ровчаком и поточком на озеро, которое в долине межи лесом стоит, а с того озера на борок». Уже не разыщешь тот борок.

От борка - в «Перепелич долину и чрез гостинец Трипол-ский, тою долиною простуючи в Лыбедь (а там в Лыбеди млын Выдубицкий вместный, пополам с Печерскими)». Здесь относительно последней остановки понятно, что речь идет о низовьях Лыбеди, но как спускалась туда описанная граница? О Перепелич-долине остается только догадываться. А гостинец Трипольский - что это? Нынешний бульвар Дружбы Народов в сторону Московской площади? Улица Киквидзе? Тимирязевская?

Название «Неводничи» широко используется уже в начале 17 века в документах, относящихся к земельным спорам между Лаврой и Выдубичам. Например, 1 мая 1613 года спорящие стороны подписали соглашение, и произошло это

на месцу Рожнице там, где делится долина Зве-ринская Неводничи, з озерка поточком з ровчаком в Затон идучим.

Указано озерцо, откуда «поточек з ровчаком», а не просто «поточек». Ровчак - местное именование рукотворной канавы, поточек - ручеек в естественном русле. Рожницей названо место, где долина Зверинская Неводничи «делится». Что значит делится? Разделяется ручьем вдоль?

Рожница. Предлагаю два толкования названия.

Первое - от слова «рог», то есть «угол». Рожница - нечто на углу например холма.

Второе - Рожница это «Рожаница», известная по давним христианским сочинениям с обличениями язычества. Сведений о ней, о них - мало. Рожаница женского пола, род -мужского. Кстати, как не вспомнить левобережную Родунь, да речку Радунку с ее погребальным валом.

В Паисиевом сборнике примерно за 14-15 века, в славянском переводе «Слова святого Григория» сказано любопытное: «откуду извыкоша елени класти требы артемиду и артемиде рекше роду и рожанице» - то бишь известная нам эллинская богиня Артемида (Артэмис) предстает двумя богами, мужским Артемидом и женской Артемидой, им же ставятся в соответствие Род и Рожаница. Вероятно переводчик, зная, что Артемида была кроме прочего богиней рожениц, отождествил ее со славянскими «рожаницами», а попутно придумал бога Артемида, дабы уравнять его с отечественным «родом».


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU