ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
Поляны 5

Поляны 5

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» сообщает, что Немцы называют Вандалами (Vuandalis) всех, кто говорит по-славянски. Гельмольд фон Босау в «Славянской хронике» относит Винулов или Венетов, прежде именующихся Вандалами, к Славянам. Ну а польские историки, как мы помним, прямо сопоставляют с Вандалами Полян-леховитов, грядущих Поляков, связав оных с сыном или дочерью Крока, по имени Вандал или Ванда.

Итак, хотя множество источников указывают на славянство Вандалов, а сами Германцы называли Вандалами Славян, нынешние ученые угрюмо повторяют, что Вандалы - «древнегерманский союз племен». Не хочет наука признавать, что Венецию основали Славяне. А ведь от Венеции до страны Словении меньше ста километров!

Не буду затрагивать подробно Готов или Гетов, Мессагетов, Остроготов и прочих, о которых в давние времена много сказано, что говорят они одинаковой речью с Вандалами и Аланами. К готским народам Прокопий Кесарийский относит Аланов, и утверждает, что готских народов было много, но самыми большими из них слыли Готы, Вандалы и Визиготы, коих прежде называли Савроматами и Меланхленами. Про Вандалов же Прокопий сказывает, что прежде они жили возле Мэоти-ды, то бишь Азовского моря, вместе с Аланами двинулись ко Франкам, на реку Рейн, затем поселились в Испании.

Полагаю, Вандалы, которые Финны - те же Вандалы, что у Мэотиды, и по Висле, только разделенные пространством и временем. Идя через разные земли, они смешивались с теми же Франками, перенимая их свойства. Известно расселение Вандалов и по Африке, вплоть до Ливии и Мавритании114. При правителе Вандалов Гизерихе, бок о бок с южными Вандалами сражаются Аланы, вторгаясь в Италию, Сицилию, Грецию, Иллирию.

Традиционные «готские» и «вандальские» имена вроде Ала-рих, Атилла, Гизерих, Ильдерих звучат вовсе не славянскими. Среди них встречаем и греческое имя Гиларис, и невесть какие Гензон, Год, Аммата, Годигискл, Готфея, Фуския, Гели-мер, Оамер и Евагей. Хотя довольно переменить окончание «рих» на «рич» и получим вполне нашенское. Было, скажем, Гонорих, а станет Гонорич. Ты чей? Гонорич, от «гонор» производное.

А с Оамером любопытно. Это был племянник правителя Вандалов, Ильдериха (сын Гонориха, а тот - сын Гизериха). Оамер служил своему миролюбивому дяде полководцем и слыл «Ахиллесом Вандалов». После дворцового переворота Ильдерих, Оамер и брат его Евагей были схвачены. Оамера ослепили. Имя его весьма сходно с греческим Омером (Хомером), коего наши переводчики переиначили в Гомера.

Готы появляются на историческом поприще тоже, будто высвеченные вспышкой фонарика. В исторических источниках прослеживаются войны с ними, а потом ррраз - куда-то пропали Готы. То же со Скифами. Раз - и пропали Скифы. Пропасть они не могли, просто их перестали так называть. Теперь это Славяне.

Но почему в давних источниках они Склавы или Склави-ны, откуда этот корень «склав»? Мы знаем, что летописное произношение было через «о» и без «к» - Словене. В основе лежит «слово». А что значит «слово»? Мы знаем слова «слагать», «слагаемое», а значит, «слово» - это краткий вариант «сложенное». Слово из букв сложено, потому и «слово»!

Мы не только «слагаем», но и «складываем». Вот здесь проступает «скл». В русском - «слог», в украинском - «склад» с тем же значением. В каком-то давнем славянском говоре, «слово» звучало как «склово» либо «склаво», потому и Склавы, Склавины. В то время, вероятно в более-менее общем славянском языке, так было. Позже «к» почему-то выпало, склово стало словом, за ним и Склавины превратились в Славян, а вот внешний мир отстал и еще долго писал через «к».

Вернемся к Адаму Бременскому! Он замечает в своем сочинении, что по другую сторону Оддары первыми живут По-мерани (Pomerani), затем Полани (Polani), от которых далее живут Пруззы (Pruzzos), Бэхэмы (Behemos) и восточные Руззы (oriente Ruzzos). Слово «Померани» восходит буквально к «по морю». Полани - позже Поляки, хотя Полания или Полония это не совсем современная Польша. Менялись границы и население. Например, Полония 15-го века занимала только часть нынешней Польши, а в 15-м веке Полония лежала южнее тогдашних Пруссии и Литвы. Полани Бременского - такие же Поляне, как на Киевщине, но живущее западнее.

Адам продолжает:

Народы Склавские (Populi Sclavorum) многочисленны, первые соседствуют на западе с Черезалбий-скими Вайграми (Transalbianis Waigri), их город у моря - Алдинбург (Aldinburg)115 Затем следуют Обод-риты (Obodriti), ныне зовомые Ререги (Reregi), и город их Магнополис.

Также перед нами Полабинги (Polabingi) с городом Разиспургом (Razispurg). За ними - Лингоны (Lingones) и Варнабы (Warnabi). Следом живут Хиз-зины (Chizzini) и Цирципане (Киркипане, Circipani), которые отделены от Толосантибов (Tholosantibus) и Рэтэрей (Retheris) рекой Пан (Panis), город их зовётся Димин (Dimine). Там заканчивается Гамбургский приход.

Другие Скалаванийские народы, обитающие между Альбой (Albia) и Одром - Хэвэлды (Heveldi), живущие близ реки Хаболам (Habolam), а также Доксаны (Doxani), Лэубуззы (Leubuzzi), Вилины (Wilini) и Сто-дэраны (Stoderani). В середине их живут наиболее многочисленные - Рэтарии (Retharii) со своим городом Рэтрэ (Rethre), местом идолопоклонства.

Город Димин ныне именуется Деммин (Demmin), а река Пан стала «Пеене». Это сейчас земли Германии. Какие же города окружают Деммин? А вот какие, с очень «немецкими» названиями: Занцков, Рандов, Пензин, Волков, Рустов, Мечов, Гачов, Крукков, Тутов, Фиров, Пасов, Трантов, Медров, Цар-неков, Упост, Янков, Доров, Стрелов, Бронков, Раков, Грабов, Грибов, Пустов, Древелов, Буров, Постлов, Куммеров (вероятно от Киммерийцев), Волшов, Гневков, Россин и прочие.

Алденбург теперь зовется Олденбург в Хольштайне (Oldenburg in Holstein).

Но продолжим читать о Рэтрэ:

Там построен большой храм для демонов, из которых принцем является Редигаст (Redigast). Его золотая статуя - на фиолетовом постаменте116.

У города девять ворот, со всех сторон его омывает глубокое озеро, перейти оное можно по деревянному мосту, через который пропускают лишь тех, кто идет совершить жертвоприношение или спросить ответ117.

[...] Следующие с этой целью от Гамбурга достигают храма за четыре дня.

За Лэутициями (Лютичи, Leuticios)118, иначе называемыми Вилзи (Wilzi), течет Оддара, богатейшая река страны Склавании. В ее устье, входящего в Скифское озеро, лежит знатный город Иумнэ (Iumne), благоприятный для стечения с окрестных мест варваров и Греков. О славе этого города сказано многое, однако не всё заслуживает доверия, с удовольствием отмечу несколько вещей. Это действительно крупнейший город на краю Европы, где со Склавами живут другие народы, Греки и варвары. Прибывшие Саксоны (Saxones) получают равное право на жительства, если открыто не объявляют себя христианами.

Ретру и Юмну ныне многие ищут, да лишь предполагают. Греки живут в Юмне вместе со Славянами - кажется, вовсе не скандинавы были тогда вездесущи, но Греки да Славяне. Что до Вильцев-Лютичей, то - в выписке из третьей книги второго тома второго русского издания «Славянских древностей» Шафарика, с припиской «у Схолиаста» я обнаружил такое: «Alani lingua earum Wilzi dicuntur crudelissimi ambrones, quos poeta Gelanos vocat» - что значит примерно «На языке Аланов, именуемых Вилзами, говорили жестокие амброны, как поэт назвал Гэланов».

Адам Бременский говорит о жителях Юмны:

Хотя они еще заблуждаются в своих языческих обрядах, нигде более вы не найдете такого честного щедрого и гостеприимного народа. Город богат товарами северных народов, ни одна диковинка там не редкость. Там есть Котел Вулкан (Olla Vulcani), именуемый местными греческим огнем, о нем вспоминал Солин. Нептун проявляется там тройственной природой: три пролива омывают остров, один зеленый, другой белый, течение третьего постоянно бурно.

Из этого города в краткий срок лодки с гребцами добираются, по этой стороне реки, до города Димина (Dyminem), что находится в гавани реки Пэны (Peanis), где также живут Руны (Runi), а далее к области Семланд (Semland)119, которой владеют Прузы (Pruzi).

Устройство пути таково: от Хаммабурка (Гамбург, Hammaburc) или от реки Албии (Albia)120 к городу

Иумны (Iumne) семь дней пути по суше, по морю же лодками от Слиасвига (Sliaswig) или Алдинбурга (Aldinburc) добираются до Иумны.

На 14-й день пути от города под парусом добираются до Острогард Руззиэ (Ostrogard Ruzzia)121. В которой столичным городом есть Кивэ (Chive), соперник скипетра Константинополя, светоносного украшения Греции.

Кстати, давайте получим представление о германской географии 11 века. Адам Бременский в четвертой книге своего ценнейшего для нас труда подробно описывает Балтийское море и его окрестности. Перескажу, время от времени делая выписки.

Балтийское море или залив, у Адама именуется также Варварским и Скифским. Некие местные жители именуют его Балтийским от слова «балт» или «белт», что переводится как «пояс». Ибо море это, как поясняет сочинитель, словно поясом тянется через земли Скифов до Греции (такое представление сходно с несторовым из описания пути от Варяг в Греки, если там понимать «по тому же морю» как непрерывность Варяжского). У Англичан, Норвежцев, Немцев «belt» значит «пояс», и выходит, именно неславянское население побережья называло сие море Балтийским. А наши летописи именуют его Варяжским. Датчане из своей страны добирались по нему, при попутном ветре, до Острогарда Руси за месяц плавания.

Адам Бременский сначала приводит слова Эйнхарда, что вокруг Балтийского моря живет множество народов, перечисляет их и пускается в дальнейшие пояснения.

Даны (Датчане, Dani) и Свэны (Шведы, Sueones), которых мы называем Нортманнами (Nortmannos) -на северном берегу и всех прилегающих островах. Южное побережье принадлежит Склавам (Славянам, Sclavi), Хэйстам (Haisti) и другим разным народам, в особенности Вэлатабам (Welatabi), которых называют еще Вилзами (Wilzi).

Данов и Шведов и прочее население по всей Дании, историки Франков (Francorum) именуют Норт-маннами (Nortmann), хотя римские писатели называют так Ипербореев (Yperboreos), много хвалимых Мартианусом Капеллой.

Итак, первыми в устье вышеназванного залива122, по южному берегу, напротив нас, живут Даны, которых называют Иуддами (Iuddas)123, до озера Слиам (Sliam). Отсюда начинается граница Гамбургского прихода, что через побережье Склаворских народов длится до реки Пан (Panim), где граница нашей епархии (diocesis).

Отсюда вплоть до Оддары обитают Вилзы и Лэути-ци, а через Оддару обосновались Помераны (Pomera-nos).

Далее распространяется большая земля Поланов (Polanorum), которая соединяется с царством Руззиэ (Ruzziae).

И последней лежит большая область Винулов (Wi-nulorum provintia)124, которая завершает залив.

Если вернуться к выходу из Балтики с севера, первыми встретятся Нортманны, затем Скониа, область Данов, выше граничит с Готами (Gothi), что живут до Бирки (Bircam). После, на долгое расстояние простираются земли под владением Свэнов (Sueones) до Земли женщин (terram feminarum). Далее следуют Виззы, Мирры, Ламий, Скуты и Турки (Wizzi, Mirri,

Lamiy, Scuti et Turci)125, обитающие до Руззии, в которой находится конец залива. Итак, по югу моря расположены Склавы, севером владеют Свэды (Суэ-ды, Шведы, Suedi).

Знатоки тех мест говорят, что возможно добираться из Свэнии (Sueonia) до Греции по суше. Однако сему препятствуют живущие посередине варварские народы, поэтому предпочитают опасное плавание.

Далее Адам Бременский подробно перечисляет острова в Балтийском море, говорит, что большинством владеют Даны и Свэны, а некоторыми Славяне. Острова Нортманнов -преимущественно христианские, однако большой Курланд (Churland) выпадает из обоймы, там живут идолопоклонники, у которых много золота и отменные лошади. Курланд переполнен языческими жрецами (divinis), авгурами (auguribus) и нигромантами (nigromanticis)126. К прорицателям туда съезжаются со всего света, особенно из Испании и Греции. Впрочем, есть там и христианский храм.

Еще Адам Бременский говорит о другом большом острове, Эстланде (Aestland), около шведской Бирки. На Эстлан-де не знают бога христиан, а почитают крылатых драконов (dracones adorant cum volucribus) и приносят им в жертву людей, покупая оных у купцов. При этом важно, чтобы у обреченного не было на теле пятен, иначе драконы отвергнут жертву. Сей остров лежит около земли женщин.

Описав «шведские» и прочие острова, Адам переходит к островам напротив славянского, южного побережья. Остров Фэмбрэ (Fembre)127 лежит напротив Вагров (Wagris) и его видно, как и другой остров, Лаланд (Laland)128, из Алдинбурга (Aldinburg). Другой остров лежит против Вилзев (Wilzos), им владеют Рани или Руни (Rani vel Runi), сильный народ Склавов. Адам отмечает, что по закону, их участие обязательно в решении государственных вопросов129. По сему можно догадаться, что тамошние славянские народы имели общее государство, и принимали решения сообща. Возможно, было нечто вроде союза республик. Адам также упоминает о некой дружбе Ранов с богами - и поправляется - «или, скорее, демонами, которым они поклоняются усерднее прочих». Оба славянских острова изобилуют пиратами и разбойниками.

Третий остров, Семланд (Semland), близок к землям Руззов и Поланов (Ruzzis et Polanis), а населяют его Сэмбы или Пруз-зы (Sembi vel Pruzzi), доброжелательный языческий народ. Адам добавляет, что у Пруззов пострадал за веру бомиорум-ский (Boemiorum, Богемия) епископ Адальберт (Adalbertus) -не следует путать с архиепископом Адальбертом. Пруззы, по Адаму, мирно уживались с христианскими Германцами, разве что не пускали их ко своим священным рощам да источникам, боясь осквернения. Описаны как синие, краснолицые и волосатые (Homines cerulei, facie rubea, et criniti). Живут в болотах, не терпят над собой господ.

Оставив острова, Адам переносит повествование на материк. Где-то возле южных берегов он помещает Амазонок (Amazonas), обитающих в Земле женщин. Сведения о причине их беременности противоречивы - кто говорит, что это происходит от глотка воды, иные же, что от купцов, или от пленников, живущих среди амазонок, или от каких-то местных чудовищ.

Когда они [Амазонки] рожают, то мальчики выходят Песиголовцами (Cynocephali), а девочки - красивыми женщинами. Они живут вместе, но презирают общество мужчин, а если те приходят, прогоняют их. Песиголовцы - те, кто имеет голову на груди; в Руззии их часто видят пленными, в речи у них слова перемешаны с лаем.

Есть и те, кого называют Аланами или Албанами (Alani vel Albani), себя они именуют Виззы (Wizzi), они - безжалостные амброны (crudelissimi ambrones); от рождения седые; о них пишет Солин (Solinus).

Их отчизну защищают собаки. В сражении, собаки выстраиваются в боевом порядке.

Там также есть люди болезненные, зеленые и мак-робии (macrobii), которых именуют Хусами (Husos), и те, кого называют Людоедами (Antropofagi), ибо едят они человечью плоть.

От других чудовищ, наблюдаемых моряками, Адам Бременский отмахивается, не веря россказням.

Кроме «Деяний епископов Гамбургской церкви» Адама Бременского и «Прусской хроники», любопытствующих читателей отсылаю к «Славянским хроникам» Гельмольда и Арнольда Любекского (это два одноименных сочинения), «Деяниям Саксов» Видукинда Корвейского, а также «Хронике» Титмара Мерзебургского, дабы иметь представления о событиях, приведших к уничтожению и изменению Славян Германии да Балтики.

Относительно мягкое введение христианства на Руси при Ольге и Владимире (как увидим далее в этой книге, Ольга приложила к этому более усилий, нежели Владимир) было, возможно, просчитанным на много лет вперед геополитическим ходом, обезопасившим Русь от посягательств крестоносцев на религиозной основе. Если бы Русь оставалась языческой, у Германцев был бы постоянный повод прийти сюда и предать Славян огню и мечу так, как это некогда делали в пределах нынешней Германии.

Неужели, однако, убили всех Славян, проживавших прежде в землях современной Германии, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии? Некоторая часть уцелела, однако постепенно переменила свою речь, и ныне их потомки от славянства своего открещиваются.

Но Славяне ли Варяги Русь? Названия порогов Днепра можно крутить и так, и эдак. Есть еще имена послов от Руси, их мы обсудим позже. Русы в договорах с Византией отмежевываются от Славян, то же различие проводит Константин Багрянородный. По германским источникам, Прусы это, во всяком случае большей частью, народы славянские, да и названия городов говорят про то же. Но Прусы ли Русы?

Вне выяснения последнего вопроса, выстроился более-менее понятный вариант истории. Русы это Прусы, жили в Балтике либо южнее, потом стали княжить где их призвали. На побережье, в современной Германии, существует даже город с названием, схожим с Рюриком - Рерик, в окружении селений с опять же славянскими именами - Панцов, Буков, Речов, Царф-цов, Сатов и прочих. Ну что тут поделаешь? И приход Рюрика если не именно отсюда, то из тех краев, кажется мне более обоснованным, чем скандинавское происхождение Варягов Руси.

Если бы не другие, еще более малоизвестные списки, и настойчивая отсылка к Варягам «за море». У Гилярова находим, например, такое[61, стр. 114]:

В лето 6405-го приидоша словяня из нова града великого торговати за море к Варягам в немецкую область, во град, нарицаемый прусы и рекоше сло-вяне князем варяжским: «земля, господине, наша, рекомая словенска русь, зело добра и обилна всяким угодием, да нет у нас урадников, да не владеет нами никто: поиидите вы, господине, к нам княжити и володети нами».

Здесь новгородцы живут в земле, именуемом Словенска Русь, и приглашают к себе из-за моря, от Варягов, из города Прусы, князей. Наш стройный карточный домик еще не разрушается, но покренился. Если верить этому списку, Русь не Прусы.

Много позже в этой книге я сообщу о Прусе и его деятельности вещи, которые внесут полную сумятицу в сказанное ранее.

Не хочу дуть на карточный домик, вытаскивать из него карты, ведь ладно всё получается. Но и у норманистов ладно, если не все летописи читать. Давайте попробуем выстроить рядышком другие домики, из других карт. Для затравки такое.

Мы уже читали, что Рюрик - от Немцев. А был такой молдавский город - Немцы. В летописном перечислении городов «Руских» (они вынесены отдельно от киевских) сказано:

На Молдове: Немец на горах, Корочюнов камень, Сочова, Сереть, Баня, Нечюн, Коломша, городок на Черемоши, на Днестре Хотень, то Болгарский и Во-ложский городок.

Посему Рюрик мог происходить из «руского» города Немца. Что за город был и где?

В нынешней Румынии, где есть и «Сочова» (Сучава, Suce-ava), и прочие города. Около Молдовы, и на части её бывшей территории, до сих пор существует жудец (уезд) Неамц с одноименной рекой, притоком реки Молдовы. Наши современники часто пишут «Нямц», но Румыны произносят «Неамц». Столицей уезда является город Пиатра Неамц, есть там другой город - Таргу Неамц («таргу» - торг, город был торговым), он же просто Неамц.

С летописным утверждением, где Русь выводится от Варягов Русов, мы познакомились. Но есть и другие, тоже летописные утверждения. Например, что Словене, поселившиеся возле озера Илмеря (будущие новгородцы) назвались Руссами по реке Руссе, впадающей в озеро.

Известно такое «Сказание о Словене и Русе и городе Сло-венске»130, где, примерно в 3099 год «от Адама» (сотворения мира)131, либо во время Александра Македонского, действуют скифские князья Словен и Рус. Они с родами своими по какой-то причине покидают отчизну у Эвксинпонта, моря Черного. Бродят, ищут, где бы осесть. И добираются до большого озера Мойска (Словен позже переименовывает его в Илмерь по имени своей сестры).

Волхованье присуждает князьям селиться здесь. Словен основал город Словенск Великий (позже на том же месте или поблизости возник Новгород Великий)132, а Рус обосновался неподалеку от Словенска, построив град Русу, ныне Старую Руссу. Русса, как и Словенск, в свое время пришла в запустение. Её возродили на прежнем месте. На карте это выглядит так - Великий Новгород, к югу от него огромное Ильмень-озеро, и строго на юг от него - Старая Русса, издавна славная добычей соли (при Иване Грозном в ней было 400 соловарень). 60 километров между обоими городами.

По именам князей Словена и Руса стали называться их подданные - Словяне и Русии, Русы.

Предание о Словене и Русе весьма развито в поздних списках летописей. В некоторых остается упоминание про Александра Македонского, однако вместо князей Словена и Руса, «Словены и Русы» выступают то ли в качестве страны, то ли объединения народов. При этом князья их зовутся Великосан, Асан и Авенхасан. Находим в предании даже текст послания к ним Александра Македонского - надо полагать, это перевод, причем судя по языку, века эдак 16-го, с уклоном в земли нынешней Украины:

«Александр, царь царем и над цари бичь божий, презвитяжный рыцарь, всего света обладатель и всех, иж под солнцем, грозный повелитель, к покорным же мне милосердый пощадитель, к непокорным же яростный мечь, страх всего света, честнейший над честнейшими, в далекоразстоятельном и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердому народу словенскому, зацнейшему колену русскому великим князем и владцом от моря Варяжского и до моря Хвалимского, велебным и милым мне храбрственному Великосану, мудрому Асану, счастному Авехасану вечне поздравляю, яко самех вас лицем к лицу любезне целую, сердечно приемлю яко други по сердцу моему и на-греднейшии подданицы нашему величеству и сию милость даю вашему владычеству.

Аще каковый народ вселится в пределех вашего княжества от моря Варяжскаго и даже до моря Хвалимского, да будут вам и потомку вашему подле-жимы вечной работе, во иныя ж пределы отнюдь да не вступит нога ваша.

Сие достохвалное дело замкнено сим нашим листом и подписано нашею цысарскою высокодержавною правицею и за природным нашим государьским златокованным гербом привешеным.

Дано вашей честности в вечность в месте нашего дела в Великой Александрии изволением великих

богов Марша и Юпитера, и богини Верверы, и Венуса месяца примоса начальнейшаго дня».

А припинье царские руки верх строк златопернатыми писмены написано сице:

«Мы Александр, царь царем и над цари бичь, сын великих богов Юпитера и Венуса в небе, земский же Филиппа силнаго царя и Алимпиады царицы, нашею высокодержавною правицею утвердих вечне».


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском