ПЕЧЕРСК


Поляны 6

Поляны 6

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Сии ж князи словено-рустии, иж таковыя высо-кия чести сподобишася от всего державнаго того самодержца прияти и сию пречестнейшую еписто-лию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяху-ся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца

Прежде чем двигаться дальше, остановлюсь на любопытной подробности. Я не буду рассуждать, поддельна ли эта грамота. Обращу внимание на другое. Александр ссылается на «греческих», языческих богов, дескать, сказанное в грамоте - с их позволения. Отсылка с богам не редкость и осталась в поговорке «бог в свидетель».

В дохристианское время был обычай, заключив договор, клясться богам. Взамен приносились жертвы. Словно отголосок, что некогда, более сильным существам люди платили за то, дабы те следили за соблюдением договора.

Александр называет себя сыном богов, в частности Юпитера. Юпитер то же, что Зевс. В древности среди Греков нижней дельты Нила и восточного побережья Ливии Зевс совмещался с египетским Аммоном, и в статуях изображался рогатым. Черт с рогами! Языческий бог - в христианстве кто? Черт рогатый!

Так вот, на некоторых древних монетах у Александра Македонского тоже есть рога. Именно эти, «рогатые» монеты отчеканены при Лисимахе, полководце Александра, после кончины императора. Александр называл себя сыном бога, но и сыном земного царя. Следовательно, полубогом. Или, если угодно, полукровкой. Выдающийся полководец и государственный деятель был человеком лишь частично.

Зевс Аммон.

Монета с Александром Македонским. Фото PHGCOM, сделанное в Британском музее.

Александру Македонскому одно время поклонялись, как богу, хотя этот культ получил меньшее распространение, чем почитание Зевса Аммона. Кстати, только ли в Египте да Ливии чтили Зевса? Перун обладает многими свойствами Зевса. Оба -громовержцы. Священное дерево обоих - дуб. Как отмечались празднования в честь Перуна? Неизвестно. Считалось ли, что он рогат? Нет сведений.

Однако на ум приходит образ «вождения козы», приуроченный то Щедрому или Васильеву вечеру (канун 13 января), к колядованию. Ясно ведь, что это отголосок языческого обряда, от коего осталась, вероятно искаженная, только внешняя сторона. Что же лежало в основе? Не отсылка ли к рогатому божеству? Или жрецы подражали ему своим видом?

Часть рельфа алтаря Ara Pacis Augustae в Риме, датируется 9 веком до нашей эры.

В древнем Риме существовала такая должность, Flamen Dialis - главный жрец Зевса-Юпитера. Всего было пятнадцать жрецов, фламэнов, на каждое из верховных божеств. Фламэны носили особые головные уборы («апэксы»), увенчанные «антеннами» (как полагают, деревянными) с пупочкой на конце. Этим жрецам запрещалось выходить к людям либо даже покидать храм без апэкса на голове. Если апэкс хотя бы случайно слетал, жрец переставал быть жрецом. Фламэн Диалис подчинялся большему числу ограничений, чем другие жрецы. Ему нельзя было ходить ночью, касаться лошадей, собак, рыбы и мертвецов, снимать одежду на открытом воздухе, спать вне своей кровати более трех ночей подряд, и так далее.

Какую еще известную личность изображали с рогами? Библейского пророка Моисея. Известна даже статуя Микеланджело в римском соборе святого Петра, и многие другие изваяния и картины. В Библии написано, что когда Моисей повторно вернулся с горы Хорив с новыми скрижалями с заповедями взамен разбитых, то не знал, что на голове у него возникли -в подлиннике обозначено «qrn». Аарон и другие израильтяне увидели эти qrn и боялись подойти к Моисею133.

В русском синодальном переводе вместо «qrn» - лучи, лицо Моисея сияет. В церковнославянском переводе - размытое «зрак плоти лица его». Но что за «qrn»? В древнееврейском не писали гласных. Надо догадываться. «Qrn» можно дополнить гласными до «qeren» - рога. Или до «qeren» - лучи. А также «qaran» - сиял, излучал. Как хотите, так и толкуйте.

В Европе, Моисей на скульптурах и картинах поначалу именно с рогами. А затем, позже - с двумя лучами вместо рогов. Глядя на изваяния Моисеев и не зная заранее, кто это, трудно сказать, Моисей это или Зевс Аммон. А если не видеть нижнюю половину тела, то Пан или сатир.

Моисей. Скульптура Микеланджело в Соборе Святого

Петра.

Но вернемся ко славянским князьям.

Потомки Асана, Авесхасана и Великосана, князья Халох и Лахерн (Алахерн), воевали с Царьградом. Лахерн там погиб (в самом деле, в Стамбуле есть местность Лахерна), а раненному Халоху удалось бежать обратно, да еще с награбленным добром. Обширный вариант сказания завершается тем, что старейшина Словен (новгородцев) Гостомысл завещает идти за море в землю Прусскую, и призывать на княженье потомков Кесаря Августа. Так, спустя какое-то время по смерти Гостомысла, и призваны были Рюрик с братьями Тривуром и Синеусом, да с ними Олег.

Что до князей Асана, Авенхасана и Великосана, то варианты предания приписывают им создание градов Словенска, Руссы и Суждали134, а пределы подчиненных им земель простирались не только по Хвалимского, но и Венецийского моря, а также до «восточной страны Сибири».

И Александр Македонский хотел было идти на них войной, послал угрозу, поминая богов Аполлона, Марша, Юпитера и богинь Вердеру, Венусу и Артемиду. Покоритесь, князья, говорит! Но трое братьев рассудили, что силушки оборониться хватит, и Александру отказали. Тот прикинул - воевать далеко, да и условия плохие - леса, болота, водные глубины. Не полез. Выписал пресловутую грамоту на владение землями. Ее повесили в божнице Велеса, причем в городе Ростове Великом. А потом эту грамоту видели в турецком архиве в Стамбуле, прежнем Константинополе. По другим спискам, грамоту получают за военную помощь отцу Александра, Филиппу, а потом и самому Александру.

На след по крайней мере имени такого - Ассан- можно выйти через описание «Путешествия в восточные страны» Рубрука, за 13 век. Он пишет, что «Etiam vltra Danubium versus Constantinopolim, Valakia, quae est terra Assam» - за Дануби-ем, против Константинополя, лежит Валакия, которая есть земля Ассанов. Эту землю, по его словам, населяет народ Илак (Блак), у которого язык (набор слов) общий с Полонов и Рутэнов. А поскольку далее Рубрук говорит про то, что язык Склавян и Вандалов одинаков, можно понять, что у Полонов,

Рутэнов, Илак он тот же самый. Илак, Блак, Валакия это Валахия. Современные ученые, как обычно, отказывают Волохам в славянских корнях, хотя Рубрук, как видим, иного мнения. Онто слышал их тогдашнюю речь! Да и Нестор отождествляет Волохов с Болгарами, а последние, как известно, пользуются языком славянским.

Повесть о Словене и Русе знает Куманов (Половцев). Они в родстве со Словеном и Русом:

По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своих и от рода своего от западных стран, и коснушася полуденных стран, и вселишася во Ексинопонте, и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы и умножи-шася зело, и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: первый Словен, вторый Рус, третий Болгар, четвертый Коман, пятый Истер.

Таким образом к роду скифову причислены Словене, Русы, Болгары, Команы и Истры.

Разбирая сказание о Словене и Русе, нельзя обойти грамоту, которую, по словам Мавро Орбини, выдал Александр Македонский народу Агриан. Ныне считается, что Агриане «фракийский народ» что обитал севернее Македонии. Есть еще кстати библейские Агаряне - кочевники, производимые от Аврама и Агари, матери Исмаила. Однако на Руси вплоть до 18 века Агарянами кликали тюрков, вообще магометан.

Но у нас - Агриане. Глава про Агриан озаглавлена в переводе книги Орбини так: «О Агрианех народе Славянском Иллирика». Мавро де Орбини пишет - приведу выдержки:

Сии имели жительство между горы Родопа и Ему. Вначале Агриане имели войны неуступные с Александром Великим, и с отцом его Филиппом Царем Македонским. Потом же примиришися со Александром, ясные показали знак своей верности в союзе, хотя развращали некоторые способники Дарию Царю

Персскому, неприятелю Александрову: но Агриане и непристутствующу Александру, под правительством Лагара Царя своего, укротили оную дерзость оных способников, расторгая, и разбивая их полки, обя-щующе их пребывати в смирении. Александр за сие воздав Лагару достойное благодарение, почтил его драгими подарки, обещева ему в жену сестру свою скоро дати, егда возвратитися в Пеллу. Но оный брак пресече тогда смерть Лагарова с великою печалию Александровую.

Тут сведения перекликаются со Сказанием о Словене и Русе двояко. Первое - упомянут «царь Лагар», а в сказании был князь Лахерн. Весомо! Далее, некоторые списки Сказания упоминают о военных заслугах Словен перед Филиппом и Александром Македонским, за что и получили грамоту.

Конница Агриан немало сделала, чтобы помочь Александру разбить войско Дария. Таким образом, Сказание и Мавро говорят об одном и том же, только там Словене, а там - Агриане.

Мавро Орбини продолжает. Он перечисляет, какие страны Александр покорил при помощи непобедимых Агриан, и в благодарность выдал оным грамоту.

Того ради, да признается некаковым образом заслуга Агриан Иллирийских, а во оных и весь род Славянский. Царь Александр дал грамоту жалованную, славную, которую по нескольку сот лет некто Иулий Валтасар, секретарь Цесарский, обрел в книгохранилище в Константинополе, в ней же написано сице:

«Мы Александр Филиппович, Царь Македонский, Государь Монархии, изобразительный начатель дер-жавства греческого, Великого Диабога сын чрез на-тавана возвещен обладатель Августов, и брахманов, и арбонов, от Восхода Солнечного, даже до Запада, от Полудни до Севера, благородной породе Славян, и их языку, милость мир, и здравие от нас, и от наших наследников, которые во управлнии света по нас наследовати будут. Понеже нам всегда были есте в вере правдивы, во оружии мужественны, и наши проводницы, и силные ратоборцы, за сие вам даем и сообщаем богатодарно, вечно, всю часть земли Северныя, даже до границ последних Полудня Италийского и до гор Персидских, таково, да бы никто дерзал там пребывати, обитати, или жителствовати, разве токмо ваши. А ежели некоторые восходят населятися, да будут вам неволники и дети их, да будут неволники ваших сынов.

Дана во граде Новои Александрии, который основан нами на великой реке Ниле, в лето второе наде-сять нашего Царствования предстателствующу нам великому богу Иовишу Марсу и Плутону, и богине Минерве. Свидетели сего дела суть высокородный Алцета наш канцлер и прочие единандесят князи, которых по смерти нашей без наследия нашего, оставляем наследниками нашими и всея вселенныя.»

Сия грамота жалованная есть едина от древнейших, какову ни един иный народ вселенныя может показати, во свидетельство мужества наших предков.

[...]

Град же Агриа, сущий в Дакии, был создан от сих Агрианов.

Что же, очевидно сходство этой грамоты с грамотой из Сказания. Трудно понять, когда было сложено Сказание, вероятно это происходило постепенно, ибо оно соткано из лоскутов. Один из них - либо переделка того же источника, что использовал Орбини, либо напротив, в руки Орбини попала грамоты переделка из Сказания.

Подобная грамота всплывает в «Чешской хроники» Вацлава Хаека (Vaclav Hajek z Libocan) 1541 года издания, однако доступные мне переиздания выходили значительно переделанными, и редакторы выбрасывали оттуда грамоту, считая ее подделкой. Посему я грамоту из «Чешской хроники» не читал, знаю по отсылкам к ней и сравнить ни с чем не могу.

На фракийско-иллирический след Славена и Руса можно выйти по Татищеву с его палочкой-выручалочкой, «Иоаки-мовской летописью»135, где, в выдержке от самого Татищева, сказано:

Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи и град великий создал, во свое имя Славенск нарек.

А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитать, питаясь от скота и грабительства, и прозвалась страна та Скифия Великая.

После устроения Великого града умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал, правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.

Татищев несомненно обладал такими источниками, что нам и не снились. Между тем «Летопись Иоакима», никем более не виданная, и отрывочно, в пересказе приведенная Татищевым в его «Истории» вызывает у меня ощущение черновика построения исторической модели.

Грамота Александра Македонского, текстом близкая к той, что привел де Орбини, помещена в Густынскую летопись со ссылкой на чешские хроники. Оная грамота была дана Ене-там (Венедам). «Сии же Енеты, или Словяне, иже во Ильлири-ку», по словам летописца, населили всю Истрию, Далматию, Мисию по обеим сторонам Дуная. Их-то, Енетов, и наделил Искандер грамотой на владение землями аж до северного «океянского Ледовитого моря».

В Annales Stanislai Orichovi Okszi (17 век), Македонский выдает подобную грамоту князьям (дюкам) Чеху и Леху Роксоланским, причем народы Полоны и Роксоланы в ней различаются.

Нет дыма без огня, и хотя многие исследователи (вообще-то их мало, кого это зацепило) полагают, что «огонь» находится в хронике у Вацлава Хаека и происхождения весьма сомнительного, я не могу строить суждения на столь зыбкой почве.

Чем больше источников мы привлекаем, тем более несуразной и противоречивой получается картина. Сужая набор источников в рассуждениях, мы получаем различные решения «варяжского вопроса». Основных пока - три.

По наиболее узкому набору источников, причем из числа русских летописей, составляется норманская теория. В ней не привлекаются, например, скандинавские саги - потому, что про Рюрика там ничего не сказано. Нет и свидетельств, что купцы-скандинавы бойко плавали в Византию, или посещали тамошних василевсов. Основу норманской теории составляет узкий набор летописей, игры с иностранными словами, и находки в курганах предметов, где норманисты усматривают скандинавские черты.

По более широкому набору источников можно сделать вывод, что Варяги Русь - это Прусы, жившие на южном побережье Балтийского моря. Некоторую смуту вносит лишь упоминание «за море». Эта версия с происхождением Рюрика от балтийских славян кажется мне наиболее обоснованной, если бы я не знал или не хотел замечать остальное. Балтийскими славянами Русью, кстати, могут быть не только Прусы, но и Руги. Помимо юга Балтики и юго-запада Скандинавии, Руги обитали также в Норикуме, откуда Нестор выводит славянский род вообще136. В давнее время Ругов порой отождествляли с Русами, но верно ли? Однако Прусы - не другое ли, либо измененное имя Ругов?

Огромный - более ста - набор списков Сказания о Словене и Русе позволяет решить «варяжский вопрос» как расширенный вариант с Рюриком от Прусов. Ведь Сказание завершается именно призванием прусского Рюрика, из рода Августа. Уязвимые места здесь - подозрительное сходство Пруса с Русом и производных от них слов, да шаткость составляющих частей самого Сказания. Также сохраняется неопределенность с «за морем». Однако появляется зацепка за скифское прошлое.

Мутный, смешивающее все карты четвертый ответ на «варяжский вопрос» невозможен сейчас, без изложения множества предварительных сведений, посему откладываю разговор до одной из глав части «Киев-Троя». Это новое решение не учтено ни норманистами, ни противниками оных, многому противоречит, многое запутывает, но и проясняет.

Порассуждаю о слове «Варяги». Исходное его значение от меня ускользает. Если проследить упоминания Варягов в летописях и устной речи, то получится следующая картина.

Сначала Варяги предстают народами, живущими по берегам Варяжского моря. Летопись умалчивает, какие именно Варяги облагали данью Словен, Чудь, Мерь и так далее. Однако данники смогли изгнать Варягов «за море».

Затем Варягов, а именно знатных представителей народа Русь, приглашают княжить. Словены и другие уже не просто становятся данниками, но «встраивают» в себя загадочный варяжский народ Русь, превращаются в «русских».

Далее в летописях Варяги, без указания их народности, изображены как наемники, обычно приближенные к князьям.

Владимир Красно-Солнышко приходит к Новгороду «с варягами». Много позже «в лето 6523 хотящу ити Владимеру на Ярослава, сына своего. Ярослав же посла за море и приведе варяги, бояся отца своего» - уже сын Владимира Ярослав нанимает за морем Варягов, опасаясь своего отца. Сказано в летописи еще такое: «Уведавши же Святополк, яко еще дышит (князь Борис), посла два варяга прикончить его». Не просто «два вои», а именно два варяга. Нанятые варяги служили князю.

Становится понятной украинская поговорка «скачи, враже, як пан скаже». С чего бы врагу плясать для пана?

Не потому ли, что слова «враг» и украинское «ворог» - то же, что «варяг»? Пословица сохранила представление о назначении, функции варягов. Только в таком значении - наемный человек - она имеет смысл.

Слово «враг» появляется в летописях в годы, когда слово «варяг» уже не употребляется. Никто этой странности не замечает. Когда в летописи исчезают упоминания о варягах, язык летописный обогащается словом «враг», причем в значении «неприятель». Это значит, что, во-первых, к тому времени варяги-наемники, успев насолить народу, воспринимались отрицательно. Во-вторых, варяги именно как наемники отошли в прошлое.

А кем они стали? Откроем словарь Даля:

Варяг м. скупщик всячины по деревням; маяк, тархан, орел; или кулак, маклак, прасол, перекупщик; или офеня, коробейник, щепетильник, меняющий мелочной товар на шкуры, шерсть, щетину, масло, посконь и пр.

Подобно тому, как некогда воинственные запорожские казаки оседали, занимались торговлей, так и варяги наверное превратились в перекупщиков.

Какие еще слова русского языка напоминают о варягах? Варежка - вязаная рукавица. В словаре Даля есть вариант - варьга. Кроме прочего, варежки в старину надевали под кожаные рукавицы. Но при чем тут Варяги, я не знаю. Может, им были присущи вязаные рукавицы, и потом такие в народе стали звать варежками.

Вновь обратимся к Далю - он пишет про архангельское словцо «варяжа»:

ВАРЯЖА об. арх. (Варяг?) заморец; заморье, заморская сторона.

Вместе с тем, по Далю, «Варяга» - это «вор». Но что же, всё население вокруг моря воровало?

Отметим - самих Варягов никто не грабит. Они облагают других данью, участвуют в военных действиях как наемники. Но кроме известного случая «изгнания за море» Варягов, их больше не трогают. Вроде должны быть богатыми. Но когда какому-то князю хочется воевать, он идет на Новгород, на Киев, «на Козаре», «на Греки» - куда угодно, только не «на Варязе». Причем, чаще всего в составе «воев» княжеских непременно есть эти самые Варяги.

Думаю, слово «варяги» в каких-то участках летописи вообще означает уже наемника в чистом виде, без привязки к географическому происхождению. Возможно также, что в определенных местностях варяги стали уже местной военной кастой, подобно детям боярским, казакам, стрельцам.

Предположу еще. Варяг - от слова «варта», стража. Что значит слово «варта»? Караул меняется по кругу, «вертает-ся», вращается137. Варяг - тот, кто стоит в варте, в карауле, стражник, телохранитель. Варягами примерно в этом значении окружали себя не только наши князья, но и византийские императоры.

Норманисты, доказывая свою правоту, часто ссылаются, особо не вникая в подробности, на скандинавские саги138.

В самом деле, там есть некие варингьяры (vaeringjar), весьма созвучные с Варягами. Но варингьяры эти встречаются в сагах только как царская стража в Константинополе! Из прочитанных мною саг, только в одной рассказывалось именно про скандинава, который, прибыв в Константинополь, поступил на службу в эту стражу и дослужился там до высокого чина.

Странное дело - варингьяров в Скандинавии нет! Наши летописцы помещают Варягов по морю Варяжскому, а саги да византийские источники помещают варингьяров и Рараууоі (вараггои) в Константинополь, на стыке Черного и Средиземного морей. Это еще одна монетка в копилку догадок, что летописное Варяжское море может быть и Балтийским, и Средиземным.

К сожалению, в научных работах, разных энциклопедиях и прозе к Варягам относят летописных персонажей, не имея на то оснований. Например, Вещий Олег посылает к Грекам послов установить мир. В летописи перечислены имена послов, но не сказано, что это Варяги. Имена таковы: Карлы, Инегелд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Карп, Фрелав, Руря, Активу, Труан, Лидулфос, Стемид. И вот их уже считают Варягами, исключая впрочем тех, у кого проскальзывает некий славянизм.

Но летопись не называет этих послов Варягами. Летопись не говорит, что Варяги - скандинавы. Более того - у меня греческое имя, но я не Грек. А возьмем дворянство России в 19 веке, которое французский знало лучше русского, да имена себе брали под стать - всякие там Пьеры да Жюли. Они французами, что ли, были?

Но в разного рода литературе вопрос вообще снят - там вышеупомянутые послы давно стали действующими лицами произведений, персонажами-Варягами, причем особенно полюбился сочинителям Веремуд. Еще с 19 века. Был такой писатель, Александр Красницкий, Веремуд у него действует в романе «Князь Святослав» - уже тогда писали прозу, где все кричат в рупоры нарочито старинными словесами.

Есть еще более внушительный список послов в договоре уже Игоря с Греками. И этих послов, у кого из норманистов доходят руки, тоже записывают в скандинавы.

Между тем и антинорманисты судят поверхностно, трактуя летописное:

А Словенеск язык и Рускый один; от Варяг бо прозвашася Русью, а первее беша Словене; аще и

Поляне звахуся, но Словенская речь бе. Полянми же прозвашася, занеже в поле седяху; язык Словенесый бе им един.

Антинорманисты здесь усматривают отождествление языков - наборов слов. В то время как Нестор указывал на родство народов. Мол, сперва беша Словене, Полянами еще назывались, и была у них речь Словенская. А потом, от Варягов Руси, Словенский язык (язык племени Афета) прозвался Русью. Потому Словенеск и Рускый - это один и тот же язык, ветвь племени Афета.

Вообще происхождение народа Руси, подмявшего под себя Славянские народы и как бы растворившегося в нем - загадка. Ломоносов справедливо рассуждает, что в нашей речи должны были остаться слова этих Русов. Однако «скандинавских» слов нет, хотя полно тех, которых, как считается, мы набрались от скажем Татар, соприкасаясь с ними исторически. Возможно, Русы были весьма совместимы со Славянами по набору слов, будучи некой ветвью Скифов и (или) Сарматов. Вместе с тем, судя по отрывку о порогах у Константина Багрянородного, Славянские названия порогов мы можем понять куда лучше, нежели Росские.

Имя Рюрик похоже на Рорик, бывшее в ходу у северян, в частности известен король Данов или Юдов Рорик, дед Амлета

- ведь Шекспировский «Гамлет» имеет историческую основу. Хотя если выстраивать происхождения, исходя из имен, то выйдет, что Петр I был Греком.

Что до «скандинавского» звучания имен Рорик и Рюрик, то давайте сравним. Саксон Грамматик в книге пятой приводит имя правителя Склавов (Славян) - Струник (Strunico, Sclavorum rege). То же окончание, что в «Рюрик». При этом Грамматик отличает Склавов от Рутенов (Ruthenos) - последние живут в Русции (Ruscia). Имена двух правителей Рутенов

- Олимар и Даг. Олимар величался также «правитель Восточный Олимар» и «король Олимар» (rex Olimar). Побежденный Олимар был послан Данами в Свэтию (Suetiam), а позже назначен ими же префектом Холмгарда.

В Персии властвовал Исдигерд - тоже скандинав?

Призыв на княженье Рюрика иногда кажется мне странным, иногда нет. Во времена сомнений я допускаю, что Рюрик с братьями просто воспользовался междоусобицами Словенов,

Чуди, Мери, чтобы захватить власть - и для облагораживания сего, в Повесть временных лет позже был добавлен кусочек о «призвании». В одном списке, в полном согласии с понятиями нынешних норманистов, сказано, что Варягов умоляли прийти княжить: «они же бояхуся зверинаго их (славян) обычаа и нрава, и едва избрашася три браты».

Предание о «призвании» Рюрика словесно узаконивает его и его потомков власть. И ничего-то у нас нет больше из источников, кроме этого летописного.

По летописям приходится судить и о первых князьях в Киеве. Первых в том смысле, что сведения о предшествующих не сохранились. Здесь тоже, как в случае с «призванием Варягов», путаница начинается сразу же, стоит сделать шаг в сторону от общепринятых представлений.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU