ПЕЧЕРСК


Кого называли змеями? 2

Кого называли змеями? 2

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Остров Перун до затопления:

Тоже остров Перун:

.+ в

Приступим к изучению источников. Для удобства упорядочу их по времени публикации, что позволит сделать любопытные замечания. Боплан с его рассказом о Таволжаном острове будет процитирован к месту.

У Афанасьева-Чужбинского в «Поездке в Южную Россию. Очерки Днепра» (1861), составленной на материале его статей, напечатанных несколькими годами ранее в «Морском сборнике», я отыскал легенду о Змеиной скеле[73, том VII, стр. 116], как еще называли остров Перун. Приведу что пишет Чужбинский:

Пройдя Языкову, барка принимается за весла и огибает большой остров Таволжаный (названный у Боплана Таволжаном), покрытый хорошею растительностью. Прошлый год мне рассказывали, что на этом острове есть глубокое озеро, и в нынешнюю поездку я отправился на Таволжаный. Действительно озеро существует в обрывистых берегах, и, как говорят, рыбное. В Языковой мне рассказывали, впрочем, что не далее как прежний владелец напускал туда рыбы и таким образом развел её.

Огибая Таволжаный остров, барка делает усилие держаться ближе к его берегу, чтобы не зацепиться за Змеиную скелю. Это отдельный утес, брошенный в Днепр у самого левого берега и придающий местности какой-то дикий колорит. Название Змеиной скели всегда возбуждало мое любопытство, и прошлый год, плывя первый раз через пороги, я останавливался возле нее и лазил в пещеру, вход в которую в летнее время не залит водою. По рассказам лоцманов в этой скале жил когда-то змей, именно в описанной пещере, которая, будто бы, после разных изгибов выходит на верх утеса. В настоящее время она небольшая и весьма низкая.

Меня однако же не удовлетворило это весьма краткое и голое предание.

Прошлою осенью и нынешней весною, проживая на порогах, я продолжал мои расспросы как у лоцманов, так и у береговых жителей, и хотя собранные мною сведения тоже довольно бедны, однако все же дают некоторое понятие о том, что в прежние времена баснословные предания об этой скале имели размеры гораздо обширнее.

Когда-то в ней жил змей-царь, у которого была дочь красавица. Змей о трех головах берег свою дочку, чтобы она не полюбила какого-нибудь русского царевича, и однако же не уберег, потому что красавица уплыла с каким-то витязем вниз по Днепру, в Черное море. С тех пор змей сделался свирепее и каждый день вылетал куда-нибудь в окрестность за новою жертвою.

Это предание древнее, а новейшие говорят, что на скале множество змей, длиннее обыкновенных, очень свирепых, и, будто бы, лет тридцать назад небезопасно было входить в пещеру, а тем более взбираться наверх.

Любопытство туриста заставило меня вскарабкаться на Змеиную скелю. Это было очень недавно, следовательно змеи могли бы разгуляться по своему владению, однако в течении получаса мы не встретили там ни одного пресмыкающегося.

Искал я и выхода знаменитой пещеры, но и того не оказалось.

Есть два углубления, похожие на следы человеческого жилища, но это будет без всякого сомнения землянки каких-нибудь лугарей.

В 9 томе (за 1857 год) «Морского сборника» Чужбинский со страницы 19 (неофициальной части) пишет о другой Зми-евой пещере, около села Волошского (жили там и Волохи, и Украинцы).

Положение села чрезвычайно живописно, в особенности нижняя часть его часть, окружающая огромную отдельную скалу, упирающуюся с Севера в Ло-ханский порог и одетую с этой стороны больших размеров глыбами гранита. На самом верху тоже разбросаны громадные камни, и оттуда превосходный вид на оба порога и окрестности. Мне кажется, если бы красота видов села Волошского была известна, многие проезжающие сворачивали бы сюда из Ека-теринослава нарочно для того, чтобы полюбоваться интересной местностью.

Кое-где по скале разбросаны небольшие курганчики, изрытые искателями кладов.

Южный бок этой скалы огибает овраг, на противоположной стороне которого высится такой же вышины гора, одетая гранитом. В последней, под одним камнем есть пещера, по словам местных жителей, проникающая в глубину саженей на десять. Говорят, что там ничего нет, но что очень сыро и холодно.

Бывая в Волошском, я хотел осмотреть эту пещеру, но проникнуть мог лишь аршина на два, а дальнейший вход засорен так, что требовалось бы много хлопот. В другое время эти хлопоты меня не испугали бы, он имея в виду совершенно другие занятие и тем более живя на порогах, я употреблял все свое время на плавание между камнями, в обществе рыбаков - местных лоцманов, что было мне необходимо для основательного изучения местности.

Об этой пещере рассказывают, что в ней жил когда-то змей, пожиравший людей - сказка, повторяющаяся во многих местах и, к сожалению, лишенная всяких подробностей.

Но вернемся к Перунову острову. Развею неточность. В сети можно прочитать, что «исследователи Одесского общества истории и древностей» в 1863 году нашли в Змиевой пещере на Перуне человеческие кости, и дается ссылка на 5-й том «Записок Одесского общества истории и древностей» (Одесса, 1863). На деле эти «исследователи» - перевод Д. Ч. Шершеневича с польского отрывка статьи Подберезского (корреспондента Общества), и напечатан оный в шестом томе, в 1867 году, под названием «Геркулесовы столбы на Днепре».

Переводной Подберзский весьма много пересказывает работы Чужбинского, причем очень близко к подлинникам на русском. А толкование географии по Геродоту взято из статьи Н. Надеждина «Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями» из первого тома Записок Одесского Общества Истории и Древностей (1844 год).

Подберзский пишет сразу про две змиевы пещеры:

У третьего, по порядку, Лоханского порога, на правом берегу, расположена в долине деревня Во-лошская, известная красотою своего местоположения. Южною оконечностью своею она примыкает к огромной скале, входящей в порог и установленный, со стороны деревни, огромными торчащими обломками гранита. С ея вершины, также покрытой обломками камней, открывается прекрасный вид на соседний Сурский порог и на шумящий у подошвы ея Лоханский порог.

Южную сторону этой скалы опоясывает глубокий овраг, за которым поднимается другая скалистая гора. Там, под одним из камней находится пещера, идущая, как говорят, сажень на десять в глубину; но вход в нее завален камнями и никто не мог исследовать настоящей ея глубины.

По преданию, в этой пещере обитал змей, пожиравший людей. Вообще, если бы эта местность была тщательнее исследована, то может быть, нашлись бы какие нибудь древности, потому что это место, кажется, имело значение в древние времена, как свидетельствует об этом несколько курганов, стоящих на первой горе, и неизвестно кем разрытых. [...]229

Держась постоянно левого берега, мы миновали большой остров Таволшан, простирающийся на три версты в длину, и известный у Боплана под тем же именем. В конце острова, вдается в Днепр нависшая скала, называемая Змеиною. В этой скале, под уровнем воды, видно узкое отверстие, вход в змеиную нору, засыпанный отчасти песком. Это отверстие внутри расширяется в обширную пещеру, в которой множество человеческих костей; из нее поднимается как бы крутой выход на вершину скалы, но он не был ни кем окончательно исследован.

Г. Чужбинский собрал рассеянные в народе остатки древнего предания (Морской Сборник за 1857-58 годы), из которого видно, будто бы в этой пещере обитал некогда Царь-Змей, у которого была красавица дочь. Змей этот был чудовище о трех головах; он стерег свою дочь, чтобы она не полюбила какого-нибудь

Русского царевича; но это не помогло, потому что красавица полюбила чужеземного героя и бежала с ним тайно, по Днепру, к Черному морю. С этого времени жестокость змея усилилась, и он ежедневно выходил из пещеры искать между людьми новых жертв для своей мести.

Остров Перун как название, не Змиева скеля, а именно Перун, после летописи появляется только в легендарной книге зачарованного казачеством ученого-этнографа Дмитрия Эварницкого (Яворницкого, 1855-1940) «Запорожье в остатках старины», вышедшей двумя томами в 1888 году. Яворницкий облазал и обплавал тот край вдоль и поперек, собирал предания, кроме прочего посещал и многочисленные пещеры.

Дмитрий Яворницкий.

Кстати именно с него Репин срисовал образ писаря для своего полотна «Запорожцы» (пишут письмо турецком султану). Лицо, руки - всё от Яворницкого. На второй, незавершенной, затрапезной версии «Запорожцев», которая хранится в Харьковском художественном музее, писарь еще более похож на своего живого подлинника. Как отличать варианты картины навскидку? На «харьковской» писарь в очках и смеется. Яворницкий снабжал Репина и запорожскими вещами - предметами одежды, курительными трубками и тому подобным.

Плодом деятельности ученого стала написанная с вдохновением книга. В первом томе не обойдены вниманием острова Таволжан и Перун. Поскольку речь идет о вещах исчезнувших, а книга редкая и мало у кого дойдут до нее руки, помещаю важный текст Яворницкого почти целиком, выпуская лишь песню, имеющую отношение к растению таволге.

Ниже Будиловского порога впадают в Днепр балки Трутова или Рединова с правой стороны, Будилка -с левой, на две версты ниже порога: за ними следуют камни Сазоновы, Колесники, балки Рябого, Канце-ская, с правой стороны, камень Червоный, острова Червоный и Осокороватый, иначе Склуб или Рыбачий, против деревни Федоровки (Языковой) на правом берегу, камни Службы, балки Квитяна, Щербина, балка Куценька, у правого берега, выше деревни Ав-густиновки (Сольщи), балки Калинова, Глодовы (две), камни Черево, Черевиня, забора Таволжанская, у Лерберга230 порог Таволжанский и наконец остров Та-волжанский. В этом месте, по словам Эриха Ласоты, у татар была главная переправа через Днепр.

Остров Таволжанский, иначе Таволжанка, по местному произношению Тивильжан, известен был с этим же названием еще Эриху Ласоте, а вслед за ним и Гильому де-Боплану.

«Второй остров231 (Таволжанский) гораздо более длиною около 2000, шириною около 150 шагов: он весь составлен из скалы, но не имеет столько утесов, как первый. Место это крепко от природы и хорошо для житья. Здесь растет много таволы: это - красное дерево, твердое как бук и имеющее силу гнать из лошадей урину. Из него выделывают краску для волос».

В настоящее время остров Таволжанский имеет в длину две версты, в ширину от десяти сажен до одной версты, по края окаймлен лесом, а по середине представляет из себя прекрасную ровную площадь, по которой кое-где разбросаны огромные гранитные скалы, из коих самая высокая носит название Голубиной скели; с этой Голубиной скели открывается прекрасный и далекий вид на д. Августиновку (Смо-льщу), находящуюся у правого берега Днепра, портив правого берега острова Таволжанки, и на самый Днепр, вдоль по направлению от юга к северу.

Видимо, название свое остров Таволжанка получил от растения «таволги», в большом обилии произрастающего на нем даже и в настоящее время. Таволгою (spirea) местные жители называют особый род красной, очень тонкой лозы, производящей жуткую боль, когда ею ударить себя. [...]

Ниже острова Таволжанского, у северного конца его232, стоит остров Орлов233, длины полтораста сажень, против него впадает в Днепр балка Орлова и за балкой Орловой балки Большая Бицулина, Малая Бицулина, Зализна, Гелеверина, потом следуют камень Тарань, балка Безкровная, с правой стороны, балка Таволжанка, с левой стороны, и против нее небольшой, но громкий остров Перун.

Перун, или, как называют его местные жители, Перун или даже Перен, расположен параллельно острову Таволжанскому, только у самого берега Днепра и как раз против балки Таволжанки, идущей к левому берегу Днепра и разделяющей самый остров на две половины; это разделение острова дает повод думать, что некогда он составлял одно целое с левым берегом реки и что на нем оканчивалось устье балки.

Остров протянулся вдоль левого берега Днепра, от севера к югу, причем в северной половине он далеко выше, чем в южной. Длина - сто пятьдесят сажен, ширина в северной окраине - семьдесят пять, в южной - тридцать сажен; высота, при среднем уровне воды в Днепре, в северной окраине - пятьдесят сажен, в южной - тридцать234.

В общем о. Перун похож на огромное чудовище, протянувшееся по Днепру головой на север, хвостом на юг и посередине имеющее как бы перехват. По высоте - это единственный остров на всем Днепре.

На откосе западного берега Перуна есть пещера, носящая название Змиевой, похожая, впрочем, скорее на нору, естественную, чем на то, что мы называем пещерою, и имеющую длины восемь аршин, ширины, при входе в нее, полтора аршина и высоты, также при входе, до двух аршин235.

Кроме пещеры, на острове, в лощине, разделяющей его на две половины, есть еще погреб, стены которого выложены гранитным камнем; длина его -пять сажен, ширина - три сажени236. Кто сделал этот погреб и для какой цели, указаний на это мы не имеем. Может быть, можно было бы сказать что-нибудь положительное на этот счет после раскопки погреба.

Но, к сожалению, едва ли это можно сделать, так как он уже раскопан какими-то искателями клада.

Остров принадлежит двум владельцам: Н. П. Петренку, владельцу села Петровского, и С. П. Иваненковой, владелице села Андреевки. На вопрос, отчего остров Перун получил свое название, отвечают преданием, весьма сходным с тем, которое занесено на страницы нашей русской летописи о низвержении св. Владимиром идола бога Перуна, брошенного, по повелению князя, в Днепр.

«Как поплыл тот Перун по Днепру, так достиг до самого острова Тивильжана, тут же остановился и перекинулся в небольшой остров. Оттого там, где он лег головой, там самая большая высота на острове, а там, где он протянулся ногами, там самая меньшая высота на нем».

- А почему вот та пещера, что в Перуне, называется Змиевой?

«А потому, что в ней жил змий, страшенный змий,

- такой змий, что пожирал людей. Ухватит бывало какую-нибудь людину, притащит в пещеру да там и сожрет. От этого-то змия и пещера стала называться Змиевой. Это давно было, очень давно, еще не за нашу память, да и не за память, вероятно, наших дедов и прадедов».

Расположение двух островов параллельно один другому, в виде естественных плотин, было причиной того, что этом месте уже в очень давнее время существовала переправа через Днепр, как об этом свидетельствует Эрих Ласота.

«В настоящее время тут главная переправа даже за остров Таволжанский (Tawol-Zani), так как Днепр в этом месте не разветвляется и не очень широк».

[69, стр. 29]

[...]

Ниже Таволжанского острова идут: камень Ревун, против о. Перуна.

Из статьи Владимира Данилова «Отзвук былины о змееборстве Добрыни Никитича в украинским фольклоре» (Киевская старина, том XC, 1905 год) я узнал про несколько преданий, помещенных археологом и этнографом Яковом Павловичем Новицким (1847-1925) в статье «С берегов Днепра», напечатанной в изданном к XIII археологическому съезду в Екате-ринославе «Сборнике статей Екатеринославского Научного Общества по изучению края». Тщетно пытался я разыскать сей сборник. Но к счастью, уже в нашем веке стараниями многочисленных институтов, товариществ и академий был выпущен пятитомник работ Новицкого[76], где во втором томе собраны почти все фольклорные прозаические записи ученого, относящиеся к Запорожью. Записи подверглись некоторой правке. Ведь Новицкий записывал украинскую речь, пользуясь русским алфавитом. При издании, тексты «перевели» снова на украинский. Сравнивая их с цитатами в статье Данилова отмечу, что искажений вроде нет.

Поэтому здесь и далее буду пользоваться вторым томом Новицкого как обильным источником легенд и бывальщин.

«Камень Перун» - иллюстрация из книги Эварницкого «Запорожье...» 1888 г.

Давайте почитаем сохраненные Новицким предания. Обратите внимание на постоянное использование слова «змий» применительно к идолу Перуну.

Колись, кажуть, змій був на небі і літав по всьому світу; його всі боялись, а інчі і кланялись йому. Як узнав Бог, шо йому поклоняются, взяв і пооднімав крильця. Він упав з неба в Дніпро і поплів. Ідолопо-клонці бігли берегом і кричали: «Перуне, Перуне, пріплеви до берега»! Преплів він до острова, і показалась йому глибока нора; він туди і пропав. Від того часу прозвано і острів Перуновим.

Дед Тимош Драган, 93 года, село Аврамовка Ека-теринославского уезда, 11 апреля 1890 года.

***

Кажуть, шо Перунового острівка тут не було, а преплив на йому змій відкільсь згори237 238. Як плів він, тоді б то, кажуть, однім боком бігли ідолопоклонці і виклікали на берег, а другім вийшли назустрічь православни і почали молебствовать і заклинать. Де стояли наші с корогвами, туда він підплів і став. -Змієва нора збоку - от Дніпра; вона, кажуть, була дуже глибока, та після того, як змій згінув - скеля зійшлася щільно, і нори нема. Буть то так було, а чи правда цьому, не знаю.

Дед Олексей Курта, 76 лет, село Смольща Екате-ринославського уезда, 12 апреля 1890 года.

***

Нізче трохі Орлового, - острівок Перун. Про цей острів ось що чув я від старих людей. Якийсь то, кажуть, бог Перун плів Дніпром, і його хвилею викинуло на острів; тут його заховано, а потім откопано. На йому, кажуть, було золота 3 пуда, а сам зроблен-ний з дерева. Від того і острів став Перун. На Перуні, від Дніпра, єсть нора: колись, кажуть, жів там змій, і йому носили людей. Нору звалі Змієвою.

Дед Михайло Кнырик, 96 лет, село Языково Ека-теринославского уезда, 3 июня 1886 года.

***

Стіко впамьятку - острів зветься Перуном. На йому висока скала, а в ній від Дніпрового ходу, - скота11. До Христового рожденія, кажуть, жив там змій; він гарбав під себе жінок і дівок, а мужей пожирав. Як Христос народився - змія прокляв, а потім звоював його якийсь богатирь. У змія було, кажуть, три голови і крила. Він як летить - освіщає весь світ, а огонь так і палає.

На Перуні єсть клад. Як був я ще парубком, у нас в слободі жив такий старий дід, шо аж мохом поріс;

йому було більше ста год, а звали Степаном Лисим.

Це чоловік був ще запорожського званія. Він все, було, розсказує про клад на Перуні, тіко, казав, його страшно брать - заклятий. Про преміту казав так: від голови єсть лощина, а в лощині кущ жостіру, отступи від того куща три ступні на полудень і копай: там запорожці сховали каюк грошей і прикрили шкурою. Каюк, казав, такий, шо чоловік десять переїде через Дніпро.

Дед Лукиян Сотченко, 88 лет, село Петровское Свистуново, 13 января 1885 года.

В преддверии запуска Днепрогэса, а это 1927-1932 годы, когда многие земли Запорожья обречены были навсегда скрыться под водой, Дмитрий Яворницкий возглавил археологическую экспедицию, чтобы спасти для истории различные предметы старины. Были сделаны также фотографии и зарисовки мест - всё это лежит где-то в закромах, лишь время от времени извлекаясь для выставок. По итогам исследований, а также снимкам, сделанным ранее на субботних прогулках Яворницкого и его компании, в 1928 году вышел альбом фотографий с географическим очерком «Днепровские пороги» -его переиздали в 2002-м - оба издания редко где сыщешь, в электронном виде есть лишь текст и с дюжину сканов иллюстраций. У букинистов книга 1928 года стоит баснословные деньги.

В «Порогах» дано обстоятельное описание острова Перуна. На первый взгляд цельное, при внимательном прочтении оно распадается на составляющие. Так, начало похоже на переработанный текст из «Запорожья в остатках старины». Предания об острове и змее-Перуне, начиная со второго по счету, взяты у Новицкого, причем в той же последовательности, а первое предание у Яворницкого - из записей Афанасьева-Чужбинского. При этом Яворницкий, стремясь сгладить шероховатость народной речи, искажает смысл. Так, у Новицкого «якийсь бог Перун», то есть рассказчик не знает толком, что за бог такой, а в пересказе Яворницкого бог Перун вполне привычен, «якийсь» же стало «якось» применительно ко времени действия.

Сравнивая описание острова в «Запорожье» и «Порогах», видно, что в новой книге сочинитель увеличил количество используемых источников, свел их в ладное повествование и вложил записанные Чужбинским и Новицким предания в уста столетних дедов-старожилов. Поскольку мы уже знакомы с этими историями в исходниках, при цитировании их опускаю. И да простит меня Яворницкий за разрушение красивой целостности!

Нижче Орлового острова підходять до Дніпра з лівого боку одна за одною балки: Велика Бицулина, Мала Бицулина і Таволжанка, і тут же впадає в очі невеликий, але дуже високий, скелястий, славний своєю назвою острів Перун, за місцевою вимовою Перун, навіть Перен. [...]239

Можна думати, що в давню давнину цього острова зовсім не було, а була висока прибережна скеля, яка дуже висовувалась у лівий берег Дніпра. В одну велику весняну повідь дужий навал води, дійшовши до високої кам'яної прибережної скелі і не мігши зрушити її з місця, з страшною силою одкинувсь од неї ліворуч, розмив поза скелею землю й зробив острів Перун, так само, як це зробила велика вода й нижче, де з'явився острів Велика Хортиця.

Всієї площі землі острова Перуна 7 дес. Острів має 296 саж. довжини, 80 саж. ширини, 50-60 ф. у середній частині своїй і 98 ф. у вищій частині «голови» височини, при повному спаді води в Дніпрі240. Перун вище Стрільчої скелі, що коло Лоханського порога, яка має 30 ф., але нижче сусіднього острова Таволжаного (150-200 ф.) і острова Великої Хортиці (300 ф.)241.

З західньої сторони острів Перун має печеру, яка зветься Змієва і в яку можна влізти тільки в липні місяці або в серпні, як вода в Дніпрі стоїть низько. Вона має в середині 7,5 арш. завдовжки, 1-1,5 арш.

завширшки і 1,5 арш. заввишки;242 кінчається вузькою ущелиною, яка піднімається вгору; з весни й до середини літа печеру заливає вода.

Року 1867 про цю печеру писав польський археолог Підберезький так: «У цій скелі (тобто Перуні) під рівнем води видно вузьку щілину, вхід в зміїну нору, почасти засипану піском. Ця щілина в середині розширяється у велику печеру, в якій дуже багато людських кісток; з неї начебто піднімається крутий вихід на верховину скелі, але його ніхто не досліджував».

Через ту Змієву печеру на деяких планах порожистої частини Дніпра та в деяких дослідувачів острів Перун неправильно називають «Змеиною скалою». У лоцманів і місцевих селян - це острів Перун.

Цей острів добре й гаразд знають старі лоцмани, які доводять, що колись на ньому був чудовий, розкішний, великий, густий ліс: росли вікові дуби, татарські кленки, гнучкі високі лози, густий глід; водились могутні орли, страшні окаті пугачі, дикі кабани, дикі кози, а між ними велика сила гадюк. Од дубів тепер лишились тільки пеньки, а од великих гадюк в розколинах скель дрібна гадючня.

На острові Перуні жили й запорожці, які добували тут так звану слюду (лисняк), що заміняла їм скло. Од запорожців, кажуть, тут лишився й льох, викопаний якраз посередині острова в так званій перепоясці. Кажуть, що в тому льосі запорожці закопали цілий каюк грошей; такий каюк, що в ньому десять чоловіка перепливуть через Дніпро. Щороку в тому льосі кладомани шукають гроші, але й досі не чути, щоб хто находив їх там. Учені люди находили тільки черепки од посуду неолітичного періоду кам'яного віку, та й то поки що не так багато. Про те, чому печера й самий острів Перун прозвали Змієвими, є декілька народних легенд. [...] 243

Супроти середини Перуна, на 16 саж. од правого берега острова, лежить у воді камінь Ревун, на «Ат-ласе части реки Днепра 1863 года» - Реут, на «Карте Генерального Штаба» 1875 року - Ревун.

Коли виміряли зимою 1890 року 3 грудня цей камінь Ревун, то верховина його мала 5 ф., довжина -6 саж. 2 арш., ширина - 5 саж., навкруги - 18 саж. В тиху літню ніч перед зміною години, кажуть, шум Ревуна переходить у глухий стогін, іноді в оглушливий рев, у шум з дзвоном, і тоді його чути далеко-далеко. Коли влітку поглянути на його білі вічноклекочучі хвилі, то здається, начебто стадо баранців скаче або руна шерсти, які підкидають угору. «Ревун кипить, наче в сукновальні сукно перевертається». Через те місцеві селяни на своїй мові звуть камінь Ревун Сукновальнею.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU