ПЕЧЕРСК


Ольга

Ольга

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Глава 4

Ольга

Об имени. Любят наши ученые делать Ольгу скандинавкой Хельгой. А известно, что имена давние были прозвищами. Они и теперь такие, на разных языках. Берем русский. Лыбедь это наверное Лебедь или Лебеда. А Ольга - дерево ольха. Учтем, что тогда скорее всего «г» была мягкой, как «х». Ольга и есть Ольха. В старину то, что нынче называют ольхой, произносили как вольха или волха.

Другой вариант - Вольга, Вольха это искаженное «волхв». Тогда приставка Вещий становится просто летописным «переводом», трактовкой имени - мол, не зря Волха так прозвали Волхом, Вещим. Прозвище же княгини Ольги было «премудрая». Одно из значений слова «волхв» - мудрец.

Кстати имя «Ольга» употребляется в летописях реже, чем Олга, Волга или Вольга. Это уже в позднейшие времена в ходу стало привычное современному уху «Ольга». Причем зачастую в одном и том же списке идут и Волга, и Олга. В «Кронике» Стрыйковский пишет - Holha, Olha.

По Иоакимовской летописи в пересказе Татищева, Ольгу, до переименования её князем Олегом, звали Прекрасой.

Летописное происхождение княгини Ольги туманно. Олга, дщерь торокана, князя половецкого. Олга, внучка Гостомысла, великого князя Новгородского. Правнучка Гостомысла. Олга, дочь самого Олега. Олга, дочь Гостомысла. Либо такое: «от языка Варяжска, от рода же не Княжеска, не Вельможеска, но от простых людей».

А откуда? Из Пскова. Прежнее его название - Плесков. Другие летописи местом рождения Ольги кладут город Изборск, что в 30 верстах к западу от Пскова. Кстати это у Словена был сын Изборск, который погиб от укуса змеи. В Изборске княжил Трувор, брат Рюрика. В 1303 году город возродили на новом месте, в 30 верстах от Пскова.

Изборск нынче знаменит вот чем. Это Словенские ключи - мощные родники, льющиеся из обвалившегося склона горы. Далее - крепость. Труворово городище. И Труворов крест на сельском кладбище деревни Старый Изборск (Городищен-ское кладбище) - считается могилой Трувора. На кресте есть полустертые надписи. Ну и - красивейшая природа!

В житиях святых находим невесть откуда взятые сведения, что Олга родилась в веси Выбутовской, «яже ныне есть близ Пскова, града же онаго тогда не бе». Не бе потому, что создание Пскова-Плескова приписывают самой Ольге. Однако псковский летописец относит существование Плескова по крайней мере ко времени жизни Рюрика.

Гиляров приводит сведения, указывающие, что Олег удалил Игоря из Киева куда подальше, в этот самый Изборск -княжить:

А Рюриков сын Игорь княжаще в Зборьске. Ркп. Ундол. №77. Игорь же князь, сын великого князя Рюрика, княжаще в Плесковской области, во граде Зборские.

Кстати отмечу - имя «Игорь» выбрано для употребления историками, как звучащее привычно, согласно ближайшим столетиям. А в списках летописей и иностранных хроник царит разнобой: Ихор, Икор, Иор, Игорь. С течением лет имя могло «осовремениться». А Татищев всюду упорно писал «Ин-горь».

Существует такоже предание летописное - яко нецыи по-ведаша дивно сказание - где юный Игорь, будучи в Псковской области, собрался порыбачить в одном клёвом месте, и не мог туда перебраться через реку. Глядит - ладейца плывет. Подозвал к берегу, пристала. В ладейце - Ольга вельми юна суща, доброзначна же и мужественна. Игорь «разгореся желанием на ню, и нецкие глаголы глумлением претворяше к ней». На что Ольга, «не юношески, но старческим смыслом» читает ему проповедь. Чем немало его озадачивает - пристыженный, он молча удаляется, а после возвращается в Киев. И затем проходят годы, Игорь взрослеет, настает пора ему жениться. Он вспоминает об Ольге и посылает за ней князя Олега.

Как в прошлой главе и всей этой части книги, я воспользуюсь общепринятой датировкой событий, хотя полагаю ее многократно ошибочной. Однако это поможет выявить некоторые странности и закономерности, воздействие дат на смену имен действующих лиц, а также сделает повествование привычным для тех читателей, которые доверяют сим датам.

Согласно Ипатьевской летописи в «подготовленном» издании ПСРЛ, в 912 (6420) году умирает Олег и спустя год:

поча княжити Игорь по Ользе. В се же время поча царьствовати Константин, сын Леонтов. И Деревляне заратишася от Игоря по Олгове смерти.

Прочуяв, что Олег мертв, Древляне выходят из подчинения. Не дают ни дани, ни войска. Получается, что всё держалось на авторитете Олега. Стал княжить Игорь - можно смело посылать. Впрочем уже в 914 году Игорь военной силой заставляет Древлян платить дань еще большую, нежели при Олеге.

Тогда же на историческую сцену выступает воевода Свен-тельд (Свенальд, Свенельд, Свенелд, Свинтелд, Свиндел, Свен-гельд). Игорь налагает на Угличей и Древлян дань именно в пользу этого воеводы.

Только один город не поддался Игорю - Пересечень. Где он был - историки ломают голову. Игорь осаждал его три года и таки взял. Древлянская дань Свентельду велика - «по черне куне от дыма», и дружина Игоря возмущается: «се дал еси единому мужу много». Летописец добавляет, что об этом расскажет после - «по сем последи скажем».

По ряду списков, данниками Свентельда становятся не все Древляне, а токмо городов Углича и Пересечня. Свенальд сей не раз еще появится на страницах летописи и переживет Игоря и его сына, Святослава, когда тот погибнет в 972 году.

Таким образом Свенальд, как и многие герои летописи, и в глубокой старости - 58 лет воеводческой деятельности по крайней мере при Игоре и после него - сохраняет завидную бодрость и силы. А нам говорят, что раньше жили меньше!

Воевода Свенальд личность загадочная. У него своя дружина, которой достается большая добыча, чем дружине Игоря. Это не раз отмечается в летописи, и по основным спискам послужит косвенной причиной смерти самого Игоря. Свенальд постоянно «при дворе» начиная с Игоря, но как давно? Нестор молчит.

В 915 году на земли Руси впервые вторгаются Печенеги, заключают с Игорем мир и следуют к Дунаю. В 920-м «поставлен царь Роман в Грекох. А Игорь воеваше на Печенеги». Про Ольгу доселе, после свадьбы, ничего не слышно, но в том же 920 году кое-где в списках появляется:

Тогож году родился Игорю сын, и нарече его Олга Святослав.

Вариант имени - Цветослав, а в старейших списках, Лаврентьевском и Ипатьевском, а также древнейшей редакции Проложного331 жития Ольги - Отослав. Между тем произношение этого имени как «Сфендослав» в греческих источниках дает основания думать, что при жизни его называли как-то ближе к «Светослав».

Заметим, что не Игорь дает сыну имя, но Олга. Сколько же лет Олге (если не придерживаться ереси о том, что князь Олег и княгиня Ольга - одна личность), учитывая, что мы её «омолодили» по датировке, то есть за год рождения приняли 893? 27 лет. На 17-м году замужества - ребенок, удостоившийся летописи.

По Татищеву, у Ольги был еще сын или пасынок Улеб, и сего Улеба Ольга крестила после того, как сама крестилась в 945 году, когда ей исполнилось 52 года. А в «Записках о Московской войне» Рейнгольда Гейденштейна Святослав вообще назван сыном Рюрика и Ольги Плесковинской: «Ruricus ex Olga Plescoviensi Sventoslaum». Игоря у Гейденштейна в помине нет. Но оставим пока Святослава в стороне.

Вот в одном списке, за 921 (6429) год появляется: «Игорь и Олга пристроиста корабля многи и въи бесчислени». В ином, упомянутом в примечании к Софиевскому списку, было «Олег», но зачеркнуто позже киноварью. В прочих списках Олги и Олега нет, только Игорь. Войско было собрано, чтобы идти «на Греки», но летописец сообщает об Игоре - поврежден был. Хотел идти на Греков и был побежден. Кем? Греками? Или не дошел, разгромили в пути? Неясно. И зачем было идти на Греков? В Ипатьевской летописи за 921 год пусто. Итак, по крайней мере в двух списках, на 921 приходится поход

Игоря и Ольги-Олега на Царьград. Олега историки считают уже мёртвым, а зря.

Есть список, в коем Олег с Игорем долбят Царьград три года подряд. В 928 году - идет один Игорь, на 1000 кораблях, терпит поражение. В 929 - накопив силы, уже с Олегом. Наконец в 930 - поход Олега без Игоря. Хотя по общепринятым датировкам Олег уже 18 лет как покойник.

В Лаврентьевской, Ипатьевской и Софиевской летописях следующее сообщение об Игоре - через 20 лет, за 941 (6449) год. По ряду списков - годом раньше. Игорь идет на Греки и отступает, разгромленный! Здравый смысл подсказывает мне, что это событие надо отдалить ровно на 20 лет назад, как в упомянутом выше списке. Не мог Игорь 20 лет ничего не делать!

Но историки считают, что именно в 941 году состоялся первый поход Игоря на Греков. Событие это описывается в основных летописях так.

Игорь выступил на Греков. Болгары предупредили Царьград о 10 тысячах скедий (кораблей) во флоте русов. Другое число - 30000 воинов. Поначалу Русы сражались в Вифин-ских странах (северо-западная часть полуострова Малая Азия, ныне часть Турции), окрестных землях, добрались до царьградской гавани - Суда. Попутно всё громили, сжигали церкви и монастыри, распинали, расстреливали людей, вбивали в лоб гвозди.

Однако пришли Греки - 40 тысяч при деместике Панфире, да патрекий Фока с Македонянами, стрелат Федор с Фраками. Окружили Русов. Пешее сражение. Русы едва отбились. Прорвались вечером к лодьям, начали отступать. Но тут Феофан встретил их на лодьях греческим огнем. Летопись можно читать двояко, как предыдущее предложение - то ли Феофан был сам на лодьях, то ли с суши встретил Русов, которые плыли в лодьях.

Уцелевшие Русы, вернувшись, рассказывали: «якоже мо-лонья, иже на небесех, Грьцы имуть у собе, и се пущающе жежагаху нас; сего ради не одолехом им». Игорь не сдался и послал за море по Варягов, чтобы договориться с ними о новом походе на Греков.

Некоторые списки утверждают, что именно в 941 году у Игоря родился Святослав. Сколько лет тут Ольге? 941-893=48. Поздний ребенок в Киевской Руси. И это у нас уже вторая дата рождения Святослава. Любимая историками и попавшая во все учебники и прочие книги. Так говорит наука!

Первая дата рождения была 920 год. Снова эта разница почти в 20 лет. Налицо два смежных события - рождение Святослава и сопутствующий поход Игоря на Греков - с повтором через 20 лет. В каких летописных списках впервые произошла эта накладка? Какой год верный? Случайно или умышленно два события размножились в четыре? Почему 20 лет между ними - темное молчание?

И речь идет не только о каких-то малоизвестных списках. Например в Софиевском, сохранилась запись за 921 (6429) год: «Игорь и Олга пристрои вои многи и корабля безчислены». Это точный кусок из сюжетной пары - рождение Святослава и поход Игоря на Греков. Но в Софиевской летописи перо останавливается, за 921 год больше ничего нет. Конечно, это свидетельствует о составной природе списка, куда насовали данные из разных источников, некоторым образом упорядочив по годам. А поскольку именно с годами похода Игоря и рождением Святослава наблюдаются странности, правщик Софиевской летописи решил путем усекновения текста противоречия устранить.

Упомянут ли, с именами (не просто на уровне Русов) поход Игоря, или два похода, 921 и 941 годов, в каких-нибудь византийских источниках, что позволило бы нам уточнить количество походов и дату либо даты?

О походе, но без даты, а заодно о последующем заключении мирного договора между Царьградом и Игорем, пишет Лев Диакон в своей «Истории»[27]. Сфендослав (Святослав, сын Игоря), нанятый Греками, не хочет покидать завоеванные для них земли Мисян332. Император Иоанн хочет вести с Святославом переговоры.

А с катархонтом войска Росов, Сфендославом, он решил вести переговоры. И вот [Иоанн] отрядил к нему послов с требованием, чтобы он, получив обещанную императором Никифором за набег на мисян награду, удалился в свои области и к Киммерийскому Боспору, покинув Мисию, которая принадлежит Ромеям и издавна считается частью Македонии. Ибо

говорят, что Мисяне, отселившись от северных Ко-трагов, Хазаров и Хунавов, покинули родные места и, бродя по Европе, захватили во времена правившего тогда Ромеями Константина, называемого Погонатом, эту [область] и поселились в ней; по имени своего родоначальника Булгара страну стали именовать Булгарией.

[...]

Сфендослав очень гордился своими победами над мисянами; он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью. Объятых ужасов испуганных мисян он умерщвлял с врожденной жестокостью: говорят, что, с бою взяв Филиппо-поль, он со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцать тысяч оставшихся в городе жителей и тем самым смирил и [обуздал] всякое сопротивление и обеспечил покорность.

Ромейским послам [Сфендослав] ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же Ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и пусть убираются в Азию».

Император Иоанн, получив такой ответ от Скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: «Мы верим в том, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неоскверненным и благодаря споспешествованию Бога неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и оговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога - Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против

вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря333, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на Германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, - ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи».

И еще[27, стр. 75]:

Тем временем показались плывущие по Истру огненосные триеры и продовольственные суда ромеев. При виде их Ромеи несказанно обрадовались, а Скифов охватил ужас, потому что они боялись, что против них будет обращен жидкий огонь. Ведь они уже слышали от стариков из своего народа, что этим самым «мидийским огнем» ромеи превратили в пепел на Евксинском [море] огромный флот Ингора, отца Сфендослава.

Так пишет Лев Диакон. Приводит ли он даты? Нет. Война его со Сфендославом относится к первым годам правления Иоанна I, который начал царевать с декабря 969 года.

В русском Амартоле целая страница посвящена посещению Царьграда Русью и Варягами, когда Феофан пожег их лодьи огнем. Есть дата, но по индикту.

Иоуна же мца 18 днь 14 индикт приплоу Роусь на Константин гра лодиами тысящ 10, иже и скеди глем, с рода Варяжеска соущим.

14-й индикт. Можно ли вычислить дату по индикту? Попытаемся, согласно правилам общепринятой хронологии. Мы знаем, что Русь с Игорем приходила на Царьград при василев-се Константине Багрянородном, который правил с 913 по 959 годы. Индикт под номером 14 выпадает в этом промежутке на следующие годы: 926, 941, 956. И если мы хотим что-то проверить по греческим хроникам с индиктами, то в любом случае окажемся в плену 15-летних циклов. 941 год? Хорошо. Почему не 926 или 956?

944 (6452) год по Лаврентьевскому, Ипатьевскому и Со-фиевскому спискам. Новый поход Игоря на Греков, с целью отомстить своё поражение. На сей раз с Игорем «вои многи» - Варяги, Русь, а также Поляне, Словени, Кривичи, Тиверцы, наконец конные Печенеги тоже на его стороне. Это уже весомо. Корсунцы стучат императору Роману - идет Русь, а с ними нанятые Печенеги. Болгары сообщают тревожную весть о том же. Роман отправляет к Игорю (тот уже достиг Дуная) послов, чтобы договориться - «не ходи, но взми дань, еже имал Олег, и придам еще к той дани». Отдельно откупается от Печенегов.

Игорь советуется с боярами, как быть. Воевать или принять откупное? Бояры рассудили - ежели драться, то еще неведомо, кто победит. А так, берем и уходим. Игорь согласился на условия Романа, возвратился в Киев, а Печенегам повелел завоевывать Болгарскую землю.

Спустя год, в 945-м, царьградские василевсы Роман, Константин и Стефан направили к Игорю послов с предложением мира. Игорь - ответных послов в Царьград, заключается договор, текст коего приведен в летописях. Я не буду приводить его целиком, а ограничусь началом, где перечислены свидетели подписания со стороны Русов. По Лаврентьевскому списку:

Равно другаго свещанья, бывшаго при цари Рамане, и Костянтине и Стефане, христолюбивых владык. Мы о рода Рускаго сли и гостье, Ивор, сол334 Игорев, великаго князя Рускаго, и обчии сли: Ву-ефаст Святославль335, сына Игорева; Искусеви Ольги княгини; Слуды Игорев, нети Игорев; Оулеб Воло-диславль; Каницар Передславин; Шихберн Сфандр, жены Улебле;Прасьтен Турдуви; Либи Арфастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, нети Игорев; Кары Тудков; Каршев Турдов; Егри Евлисков; Воиков; Истр Амидонов; Прастен Бернов; Явтяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка ....; Ал-дав Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купец Адун, Адулб, Иггивлад, Олеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турбид, Фурстен, Бруны, Роалд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моны, Руалд, Свен, Стир, Алдан, Ти-лен, Апубьксарь, Вузлев, Синко, Борич, послании от Игоря, великого князя Рускаго, и от всякоя княжья и от всех людей Русия земля. И от тех заповедано обновити ветхий мир [...]

Обновити ветхий мир - обновить старый мирный договор, заключенный, если верить спискам, Олегом.

Главный сол, посол от Игоря - Ивор. Сол - единственное числ, слы - множественное. Вуефаст (Буефаст) - посол от сына Игоря, Святослава. Икусеви (Искоусев) - сол от княгини Олги. Слуды - нетий, племянник Игоря, посол от него же.

Вопрос. Если Святослав родился в 941 или 942 году, как считает наука, мог ли он отправить посла в 945 году? Государственный младенец, как у Салтыкова-Щедрина? Либо существовало положение о представительстве княжеских детей в посольстве?

Если же всё это происходит на 20 лет раньше - и война Игоря с Греками, и рождение Святослава - то и тогда Святославу посол не нужен был.

Значит, если только князь-ребенок в те времена не должен был иметь посла по протоколу, рождение Святослава и подписание договора с Царьградом надо развести по времени не на промежуток в несколько лет, а гораздо более - несколько десятилетий. Что конечно же спутает историкам все карты.

Вернемся к договору. Четко прописывается от кого посол. Например, «Улеб, Володиславль» - Улеб от Володислава. А что за племянники Игоря, нетии? Существование племянников подразумевает, что у Игоря есть братья или сестры купно с потомством. Это потомство и есть племянники. Некоторые списки обмловливались про других детей Рюрика, помимо

Игоря. Но мы мало знаем про тогдашние нравы, общественный статус фавориток и фаворитов. Помните, кем назывался Дантес относительно своего старшего любовника, Геккерна? Племянником. Возможно ли такая трактовка в договоре?

И кажется, соблюдается традиция гибели русских князей ровно в год подписания мирного договора с Византией. То Олега змея кусает, то надвое разрывают Игоря.

В том же 6453 году, после заключения мира с Греками, осенью Игорь «нача мыслити на Деревляны», собираясь взять большую, чем прежде, дань. Причиной тому были жалобы то ли собственной дружины, то ли бояр, а вероятно бояр представляющих дружину. Ведь Древляне платили дань Свенельду, и судя по всему именно она являлась источником процветания воеводы и его людей. И вот бояре жалуются Игорю: «отроци Свенелжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази; поиди, княже, с нами в дань, да и добудеши и мы».

Древляне исправно платят дань Свенельду, а тут заявляется по дополнительную дань Игорь, ибо его люди «нази», то бишь нагие. Как минимум 68-летний, Игорь отправляется с дружиной выбивать с Древлян дань. Насилием достигает своего.

По пути обратно, Игорь поступает совершенно безумно. Только псих может отпустить большую часть дружины и вернуться с малой её частью к обозленным Древлянам, чтобы взять дань повторно. Летопись повествует:

Идущу же ему вспять, размыслив рече дружине своей: «идите с данью домови, а я возвращюся, по-хожю и еще». Пусти дружину свою домови, с малом же дружины возвратися, желая больша именья.

Слышавше же Деревляне, яко опять идет, сдумав-ше со князем своим Малом: «аще ся ввадить волк в овце, то выносит все стадо, аще не убьють его; тако и се, аще не убьем его, то вся ны погубить»; и послаша к нему, глаголюще: «почто идеши опять? поимал еси всю дань».

И не послуша их Игорь, и вышедше из града Из-коростеня Деревляне убиша Игоря и дружину его; бе бо их мало.

И погребен бысть Игорь, есть могила его у Искор-стена града в Деревех и до сего дне. Вольга же бяше в Киеве с сыном своим с детьском Святославом, и кормилец его Асмуд, воевода бе Свенельд, тоже отец Мистишин.

На что я обратил внимание? Идти с малой дружиной за повторным побором, а по сути даже третьей данью - самоубийство. Игорь и его «малая дружина» должны были понимать, что их просто уничтожат. Второе - помните эпизод 914 года с роптанием дружины Игоря на распределение дани в пользу Свенельда? 945-914=31 год. 31 год недовольные, ходили «на-зи» и наконец вынудили князя заняться грабежом? Нелепо! Так и хочется эти два события сдвинуть по времени ближе. Но Игорь, еще живой, подписывает договор с Греками - стало быть, надо к этому подтянуть первое наложение Игорем древлянской дани в пользу Свенельда.

Зачем летописец, рассказывая о недовольстве Свенельдом в 914 году, добавил - «по сем последи скажем»? Не является ли это указанием, что остальная часть развития этой истории, впритык примыкающая, и есть последний поход Игоря со смертельной развязкой? У меня нет ответа.

Игорь, осведомленный о том, что в народе такое распределение налогов считается несправедливым, не пересматривает его. Ему проще силой взять дань с Древлян, нежели ущемить Свенельда. Сей воевода занимает какое-то особое положение.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU