ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
Ольга 3

Ольга 3

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

И в тот день княгина олга нача мудростию над греки помышляти и повеле горячую серу обвязывать в лапки (платки?) к ногам и хвостам, да егда солнце на закате, в кое время птицы по гнездам своим сядут, и княгина повеле в то время пущати голуби и воробьи, а серу повеле зажигати огнем. Голуби же и воробьи полетеша по граду и нача садитися по граду, под кровью и по хоромам и по затрещинам и по наистопкам и по гнездом своим, где же которои были и водилися; и от тех птиц загореся весь град

царь, и несть такова места во всем царе граде, идеже не горит.

И встужився цареградстии цари михайло и костан-тин и все людие цареграда того и начаша плакати, глаголаше: великой прелестии прелстила нас княги-на олга.

И побегоша все людие с женами из града, плачуще и глаголюще сице: помилуй нас, княгина олга, умилосердись до нас до бедных.

Княгина же олга повеле их сещи, а огнь во граде повеле угасити. И потом встречаху княгину олгу гре-честии цари михайло и константин с патриархом и со всем вселенским собором и клиросом и несоша в стретение ко княгине олге святыи иконы и живоносные кресты и несоша чудотворную икону образ пречистые богородицы одегитрею, еюже написа лука евангелист; и по сем показаше ею и завесу церьков-ную, не неиже написаны страсти господни господа бога и спаса нашего исуса христа.

Княгина же олга воздивися, узрев толикое божие милосердие страсти господни. И по сем ведоша ю в церковь господню великую софею премудрость божию и тако совершают в том время в церкви божественную литоргею. Княгина же олга в церкви стоя-ше дивляхуся: не вем, стою на земле во святилищи; а не вем, стою на небесех со ангелы божиими, а гласы аки аньгелские ликовствують и благоухание испуща-ють рапския воини на люди ваши (Далее крещение Ольги). Ркп. С.Б. № 964, л. 56 и след.

В другом списке, за год 6463 (955 от рождества Христова -год, которому относят крещение Ольги) сказано про второй поход Ольги на Царьград. Следовательно, был и первый поход, вероятно укладывающийся в традиционно умалчиваемые 7 лет.

Выдержки из списка. Начинается он невесть каким годом, повествуя о разорении Древлян.

И в то время прииде святослав княжич, сын княгини олги339, с силою многою и победи всех мужей древлянских. И тако княгиня ольга нача пленити всю землю древлянскую и пленив прийде под град их колец и с сыном святославом и крепко ста около его.

Древляне же часто посылающе ко олге о миру добывати челом, дабы у них повелела имать дань по вся лета. И рекоша к ней древляне: великая княгиня олга, возми у нас дань и пойди в киев.

И повеле княгиня олга град колец раззорити до основания, а князя малая повеле убити. И по повелению ея киевляне град весь разориша, а князя малая убиша. Она же, слышав о побиении, паки возвратися вспять с великою победою. И была радость великая по всей земли.

И по сем княгиня олга с сыном своим ходила на печенеги за дон, и много пленив, возвратися с великою победою в Киев.

О втором походе великия княгини олги ко царю граду и о крещении ея. В лето 6463 великая княгиня киевская и всеа роси олга помысли итти во царь града с великим имением и скоро собирает бесчисленное воинство словян и древлян и печенегов воинство безчисленное, и поиде к царю граду в трех болших кораблех и сына своего сьтослава остави в киеве, а сама пойде с воинством своим пленити землю греческую.

Русстии осадиша царь град. И приде великая княгиня олга под царь град с великим воинством бесчисленным и осадиша его весь кругом. И царие гре-честие михаил и костантин повеле град затворити и вся заклепы твердо устроити и бияхуся о граде крепко даже и до семи лет.

И на осмое лето начаша царие благочестии ко олге послы своя посылати и добивати челом о мире и глаголати: возложи на нас, великая княгиня олга, дань, елико хощеши, и поиди от града прочь.

Далее идет краткий договор о снабжении купцов русских, установление Ольгой дани, затем посул отмены дани на три года и знаменитая просьба о трех голубях и трех воробьях со двора. Пожар, люди выбегают из Царьграда, воины Ольги их рубят и режут. Русь входит в город. Ольга «повеле огнь погасити, яко да нигде курева никакова не было».

После этого происходит торжественный въезд победительницы на трех больших кораблях. Встреча с почетом. Ольга также подносит василевсам дары. Запомните еще имя патриарха - Полиект.

Вхождение великия княгини олги во царь град. Великая княгиня киевская и всеа россии олга с великим имением в трех болших кораблех поиде ко

царю граду......И по сем втретиша великую княгиню

ольгу с великою честию царь михаил и царь константин с патриархом цареградским полиектом и со всем осьщенным собором и причтом церковным и изнесо-ша к ним честныя кресты и сьтыя иконы, наипаче же изнесоша чюдотворную икону пресвятыя богородицы одигитрия, юже жив святый апостол и евангелист писал.

Княгиня же олга прииде во царь град со многою силою своею и з дарами великими и многоценными и з богатством многим и поднесе дары великия благочестивым царем михаилу и константину. Они же приять благовейно и честь велию воздаваша ей.

(Из двух царей сватается к Ольге Михаил: «зане-же царь михаил вдов бяше». Затем следует описание перваго со стороны Ольги отказа). (прим. Гилярова - Семилетов)

И по сем царь и патриарх показав ей церковную красоту, на ней же написаны страсти господа нашего иисуса христа. Княгиня же олга, воззрев на церковную красоту, паки зело удивися и почюдися о сем толикому божию милосердию, паче же нача дивитися красоте ея. И по сем поведоша ю в церковь господню софию премудрость божию. И в то время совершив божественную литургию цареградский патриарх полиект со всем осьщенным собором. Цари же, ту предстоящии, и вси людие моление и хвалу богу возсылающе. Олга же о сем удивися о действе божественныя службы и таковому преславному пению и нача плакати от великия радости, паче же душею горя содействием пресвятаго духа, и зело

полюбися ей сия истинная вера христианская.

Царь же и патриарх велми ея поучающе божественней вере христианстей; олга же, во церкви сто-яше, дивляхуся пению церковному и красоте ея и рече: дивлюся аз: не вем, стояю на земли; не вем, на небеси со ангелы божиими, и пение их и гласы аки ангелы ликуют и воспевают и благоухание и ароматы испущают.

В основных летописях крещение Ольги описано другими красками, и с другими действующими лицами. Сватается не Михаил. Михаил кстати какой? Ведь полагают, что Михаил III Пьяница умер в 867 году!

Ипатьевская летопись называет имя того, кто сватался. «Царь Константин, сын Леонтов», то бишь знаменитый Константин VII Багрянородный. Он устраивает ученых.

Но в давнем проложном житии Ольги, а также Лаврентьевском, Софиевском и некоторых других списках, крестившим Ольгу и сватавшимся к ней назван другой, несколько позднейший василевс - Иоанн Цимисхий340. «Црь иманем Цемьский», он же «Иоан Цимисхиль» и даже «Чемьскый Иван».

Цимисхий - переложенное на греческий лад армянское слово, означающее «туфелька» - так он был прозван за малый рост. Принято считать, будто Цимисхий правил с 969-го по год своей смерти, 976-й. Если в византийских источниках чехарда с датами подобна нашей летописной, то делать какие-либо временные сопоставления более чем трудно.

Полиект, кстати, был патриархом и при Цимисхии - важно! Цимисхий вытурил Святослава из Болгарии, а того после убили Печенеги на порогах Днепра. Есть даже картина Клавдия Лебедева «Святослав Игоревич. Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная».

Вопрос крещения Ольги занимает историков уже много веков. Я не доверяю датам летописей и хроник, но доверился бы именам, да разнобой ведь! То Константин, то Роман, то Михаил, то Цимисхий! Легко представить, как правщики летописей вольно меняли имена и даты, из разных побуждений. Был допустим сначала Цимисхий, а когда летопись упорядочивали по Годовому слою, то при сравнении вышло, что Цимисхий на эти годы не приходится. Не беда - сменили Цимисхия на Константина! Это к я примеру.

Посему далее, говоря о крещении Ольги, не буду особо заморачиваться с годом этого события и называть имени ва-силевса. Я их не знаю.

Богословы пишут, что Ольга приняла христианство по склонности души. Но ежели слова летописей вроде Лаврентьевской правдивы, то со стороны Ольги крещение - дипломатический ход. Ольга-то как соглашается креститься? С условием.

При встрече василевс видит Ольгу «зело лицем и смыслену, удивися царь разуму ея беседова к ней». Еще бы! И решил на ней жениться, чтобы вместе царствовать. Говорит:

- Подобна еси царствовати в граде с нами.

Ольга тут же смекает и отвечает:

- Аз пагана есмь, да аще мя хощеши крестити, то крести мя сам; аше ли ни, то не крещюся.

Мол, язычница я, но ежели хочешь меня крестить, то сам крести, иначе не крещусь. Василевс с патриархом крестят её.

По редкому списку, сюжет несколько расширяется. Ольга, услышав предложение василевса, говорит:

- Аз погана есмь; да аще мя хощещи видети царицею себе, то первее крести мя.

Царь посылает к патриарху, Ольга тем временем идет в церковь. Не видит там царя. Спрашивает:

- Кому мя крестити?

Патриарх рече:

- Аз крещу тя.

Ольга же посылает к василевсу:

- А мя хощеш крестити, то сам мя крести: аще ли не кре-стиш сам, то не крещуся.

Приходит василевс и вместе с патриархом крестит Ольгу. Она получает христианское имя Олена, или Елена - по имени матери Константина Великого. Глаголит патриарху:

- Молитвами твоими, владыко, да схранена буду от сети неприязнены.

Вскоре василевс опять сватается:

- Хощю тя пояти собе жене.

- Как хочеши мя пояти, - спрашивает Ольга, - крестив мя сам и нарек мя дщерею, а в хрестеянех того несть закона, ты сам веси.

- Переклюкала мя еси, Ольга, - отвечает василевс.

Сам дочерью назвал и жениться хочет! Нет у христиан такого закона.

Переклюканный василевс одаривает Ольгу подарками. Это «драги многи, злато и сребро, паволоки и съсуды различныя». Затем Ольга направляется к патриарху, прося благословить в дорогу домой. Христос спасет! - отвечает патриарх. В летописи сказано более развернуто.

Княгиня вернулась в Киев. Долго ли, коротко, являются послы от василевса. Напомнить Ольге, что он-то подарков много ей надарил, а она в ответ многое посулила, да запамятовала. «Яко много дарих тя; ты бо глаголаше ко мне, яко аще возвращюся в Русь, многи дары прислю ти: челядь, воск, скору, и вои в помощь».

На что Ольга через послов11 передала василевсу:

- Аще ты такоже постоиши у мене в Почайне, якоже аз в Суду, то тогда ти дам.

И отпустила послов, сие рекши.

По общепринятой дате, к 955 (6463) году русские летописи относят крещение Ольги, с той разницей, что по одним спискам, семь лет до крещения заполнены войной с Царьградом, а по другим - бысть тишина, а затем внезапно вдруг Ольга срывается с насиженного Киева, отправляется креститься.

Сколько лет Ольге на этом этапе, по датам, которыми пользуется большинство ученых? Напомню, что наука обходит молчанием год рождения Ольги, но в рамках традиционной хронологии это около 893 года. По меньшей мере. Если сделать позже, то Игорь женится вообще на младенце. Итак, нехитрый подсчет, отнимем от года крещения год рождения. 955-893=62 года.

Очень неудобное для историков число. Может поэтому нигде в школьных учебниках не поднимается вопрос о возрасте Ольги во время тех или иных исторических событий? Неудобно. Что-то странное получается с числами. Вообще среди ученых разнобой в дате крещения. Летописи им говорят -955 год. Некоторые ученые этому не верят и прибавляют два года, а иные отнимают один год.

Положим, 955-й, а Ольге 62 года, однако она еще «зела лицем» и смыслена вельми, и Константин хочет на ней жениться. Почему Константин, а не Цимисхий? Ну по времени подходит, 341 и вот же, Ипатьевская летопись глаголит - Констатнин, сын Леонтов.

Но бе вдов Михаил, не Константин. Жену Константина Порфирородного звали Елена Лекапене. Отметим, что имя совпадает с христианским именем Ольги. Эта Елена Лекапене была дочерью Романа I, родилась в 910 и умерла в 961 году, как описано в хронике Theophanes Continuatus. А бе ли вдов Цимисхий? Если принимать его во внимание, крещение и сватовство переносим, на общепринятой шкале, эдак на 969 год. Сколько лет Ольге в 969? 969-893 = 76.

Византийские императоры-христиане не были многоженцами. Вывод. Нам нужен вдовствующий император.

Что еще поможет разобраться в вопросе? У нас есть одна зацепка, если только она не вставлена летописцем ошибочно.

Патриарх Полиект (Полиевкт) упомянут как проводивший крещение - по списку, где одновременно правят Михаил и Константин. Вот тут интересно. Полиект был патриархом с 956 по 970 годы - при Константине, Никифоре и Цимисхие. На высокий пост его, простого монаха, вознес сам Константин Багрянородный, на смену брату Елены Лепеканос, Феофи-лактосу, которого занимали больше лошади, чем религия. Феофилактос погиб в 956 году, упав с лошади.

Полиект сразу проявил независимость, подвергнув сомнению законность брака родителей Константина. Никифор прижал церковную власть, подчинив её себе - поэтому, после убийства Никифора, когда потребовалось возложение патриархом царственного венца на Иоанна Цимисхия, Никифор, тогда уже крепкий старец, поставил условия - устранить подчинение церкви василевсу, удалить вдову Никифора (любовницу Цимисхия) и выдать убийцу Никифора (было указано на непосредственного участника расправы, Льва Валанта).

Но вернемся ко крещению Ольги.

Если Цимисхий, то нам нужно вычислить время, когда он вдовствовал. Как вообще быть со сватовством к Ольге? Удалось ли ей в старости сохранить красоту? Если принять ересь о Киеве и полагать Вольгу полукровкой - наполовину человеком, а наполовину, просто говоря, фэйри, эльфом, то долгожительству и вечной внешней юности удивляется не следует. Если же ересь не принимать, то в датах какая-то чудовищная ошибка и Ольга при крещении должна быть много моложе.

И не стоит забывать о странном временном люфте в 20 лет с 921 по 941 годы. Этот промежуток есть в «основных» списках, но отсутствует в кусках других, которые неизвестны общественности целиком, а что в них после, какие идут даты - неведомо. Сокращение истории на эти 20 лет придало бы возрастам некоторых исторических персонажей большее правдоподобие. Но тогда как утрясти «омоложенных» еще на 20 лет князей и княгинь с датами «внешней» истории? Этим же вопросом, скорее всего, озадачились и те, кто правил летописи.

Кажется, нащупать твердую почву в вопросе крещения Ольги можно всё же около Цимисхия.

Существует несколько, впрочем невесть каких лет, источников о крещении Ольги, где в сюжет введены и другие лица, кроме Цимисхия и патриарха Полиекта. Упомянут предыдущий василевс, Никифор (Nikephoros II Phokas), которого сменил Цимисхий. Жена Никифора, по имени Феофана - она была любовницей Цимисхия, состояла с ним в заговоре против мужа. А ведь некогда Никифор сам отступался от власти в пользу Цимисхия! Гневно порицается василевс, сосватавшись к Ольге, припоминаются его темные дела:

Егдаже по крещению возва ю, и рече к ней: «Ныне времени настоящу и чертогу готову сущу. Се уже посягни за меня, и да будеши ми жена и Царица и всему царству нашему госпожа».

Оле! ненасытства неподобнаго! Оле! Сквернаго рачения. Что глаголеши о Цимисхие! ей же от свя-тыя купели приемник бысть; приемник же тоя, и чертогу не пщуеши быти готову, и не стыдишися, хотя раззорити духовное сочетание.

Не довлели тебе, о Царю! немилостивое погуб-ление сродника твоего святаго Царя Никифора, со-обещницу погубления его, имея блудорачительную его Царицу суровейшую Феофану, ей же законопреступно примесился еси, не усрамився ни помилова, ни снабде, иже по плоти сродства, иже о Никифоре Царе; ныне же и по духу сродствия, иже ко блаженней Ольге снабдевати не рачищи.

О женитьбе Иоанна Цимисхия на Феодоре Порфирородной. Историки относят брак к 971 году, основываясь на Льве Диаконе. Тот сообщает не год прямо, но «второй год правления Иоанна».

Сделаем некоторые вычисления на основе общепринятых дат. Патриаршество Полиекта: с 956 по 970 год. Правление Цимисхия: 969-976 годы. Временной отрезок, на который приходится правление Цимисхия при патриаршестве Полиекта: 969-970. Именно в эти два года могла креститься Ольга, если сведения о том, что её крестили Цимисхий и Полиект, верны. В это время, Цимисхий еще холост, а его любовница -жена Никифора - отправлена в ссылку. Место императрицы свободно.

Итак, 969-970 годы, если, повторюсь, принять указанные выше условия, и есть время крещения Ольги.

Ольге при этом 76 или 77 лет, из расчета, что она вышла замуж за Игоря будучи 10 лет отроду.

Любая другая дата не вычисляется логическим путем - то женат Константин, то еще что.

969 год, однако, официальной историей считается годом смерти Ольги (даже число называют - 11 июля). Это не может быть совпадением. 969 год всплывает, получается, дважды, в связи с двумя событиями - смертью Ольги и её крещением! И тот же 969 год - начало правления Цимисхия.

Вот такая петрушка получается в рамках общепринятой хронологии. Если вы привыкли к таковой и доверяете ей, попробуем продолжить в том же духе и разобраться, чьи датировки заслуживают доверия - из русских летописей или греческих, византийских источников. Как это сделать? И насколько стройна византийская хронология?

Например, Лев Диакон пишет, что Константин Багрянородный умер в ноябре, 3 индикта 6467 (959) года. Ту же дату упоминает историк 11 века Скилица. Кроме того, Лев Диакон пишет, что перед рождением и смертью Багрянородного являлась в небе комета. Возьмем годы рождения и смерти Константина: 905, 959. Вычислим разницу: 959-905=54.

Если мы найдем даты появления комет и они будут примерно равны датам рождения и смерти Константина Багрянородного, сие позволит нам подтвердить эти даты, и от них плясать дальше, соотнося остальные события с точно установленными датами. У нас будет парное наблюдение комет, эдакая метка, с которой мы можем сравнить другое парное, с разницей 54 года между временными границами, наблюдением комет.

Отыскав в русских летописях такую же пару наблюдений комет, расстояние между коими будет 54 года, мы сопоставим «русскую» пару с «византийской» по временной шкале и вероятно, получим представление о смещении нашего летописания относительно византийского. С теми или иными подробностями.

Исходные данные - даты рождения и смерти Константина, у нас есть и нуждаются в проверке. Без проверки они лишены значения для последующих вычислений. Также нам понадобятся общепринятые даты из русских летописей. Выпишем оттуда сведения о разных небесных знамениях. Конечно, не за всё время.

Звезда копейного образа является в 911 году. За 912 год (год смерти Олега) говорится о столбах огненных: «Сея же зимы погоре небо, и столбы огненные ходили от Руси ко Греции сражающиеся». Разницу в один год можем отнести к ошибке, или это разные «знамения»?

У Амартола, в царствование Александра, который правил с мая 912 по июнь 913, предшествуя Константину Багрянородному, «звезда явися велия с запада, копииника его нарицахоу с си злии. та звезда кровопролитие прознаменует в Костянтине граде, глахоу».

Есть ли у астрономов сведения о кометах за 905, 959 годы, а также что-либо про 911 и 912 годы?

В журнале The Observatory, за 1880 год в статье Д. Кирквуда «On the great southern comet of 1880» (О великой южной комете)[96] я отыскал, если правильно понял, про наблюдение этой кометы предположительно около 959 года, с 17 октября по 1 ноября. Также Кирквуд пишет о появлении какой-то кометы осенью 981 года.

Итак, на год смерти Константина комета вроде была. Допустим, год 959 подтвержден.

Обратимся к году рождения Константина, 905. Англосаксонская Хроника, Уорчестерский список, запись за 905 год гласит, в переводе на современный английский: «In that year a comet appeared on the thirteenth night before the Kalend of November». В подлннике: «HER COMETA AETEOWDE XIII K NOUEMBRIS». В том же списке упомянута летняя комета за 975 год.

В статье «Astronomical references in the Anglo-Saxon Chron-icles»[93] автор ея, Darren Beard, использовал три списка этой хроники и новейшие переводы, и подвергнул ряд датировок исправлению, поскольку, по его мнению, в Хронику вкрались ошибки, которые он подробно разбирает. Комету 905 года Биард относит к 20 октября 903 года, а комету 975 оставляет в 975-м.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском