ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
Ольга 4

Ольга 4

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Амартол, в русском древнем переводе, пишет:

Роди же Леон сна Костантина именем, и Зоа, чет-вертыа его жены. семоу на ржтво явися звезда велиа, лоуча на всток испущаа, 7 дний и нощи являя.

Парное наблюдение комет, за 905 (903) и 959 годы - а значит и годы рождения и смерти Константина, будем считать верными. Возможность ошибки? Конечно существует. Всегда и везде. Пока же условимся, что даты точны. Удастся ли найти такое парное наблюдение, с таким промежутком между датами, в русских летописях?

Первым делом обратимся к небесным явлениями за 911 и 912 годы. Нельзя однозначно сказать, что тут нет ошибки датировки и оба явления не есть одно. Описания их разнятся - звезда копейного образа и огненные столпы, зимой ходящие от Руси к Царьграду.

Комета Галлея, которая, как полагают ученые, появилась на нашем небосводе в мае-июле 912 года, не может быть этими «столпами» по причине разных времен года и внешнего вида. Вот звезда копейного образа - может. Другое её описание, снова за 6419 (911) год кстати таково: «Явися звезда великая на западе, яко куст».

Будем считать, что на эти годы выпало два «знамения», одним из которых была летняя комета Галлея, а другим -зимние движущиеся огненные столпы. О природе последних я судить не берусь.

Про комету 911 года в сборнике Гилярова сказано еще такое:

В лето 6419 (911). Явися комета, си есть, звезда копейным образом на западе. (Далее смерть Льва, царя греческого)

Лев VI умер в 912 году. После него 1 год правил Александр, а потом, с 913-го - Константин Багрянородный. Не могла ли комета, датированная 905 годом, быть кометой 911-912 года, но ошибочно приписанной к 905 году? Это просто предположение.

И всё. В ближайшие «нужные» нам годы, никаких комет в русских летописях нет. Зря все эти рассуждения выше? А быть может, кому-то пригодятся для дальнейших размышлений.

Возвращаюсь ко крещению Ольги. Как же разрулить совпадение вычисленной в системе традиционной хронологии дату ея крещения (969-970) и летописную дату смерти? Не знаю.

Чем больше я погружался в эту тему, тем больше уставал от нее, ибо летописные списки подсовывали всё новые и новые данные. То Ольгу крестил Михаил (правил с 842 по 867), появлялся также патриарх Фотий (патриаршил в годы 858-867) -что получается до вычисляемого по летописям года рождения Ольги. То после крещения в 6463 году, на следующий Ольга отправляется устанавливать погосты и дань к Новгороду. В других списках пишется, что Ольга крестилась при «цари романе греческом», и это ему она говорила знаменитое, мол, крести меня сам.

Кое-где читаем любопытное - после крещения Цимисхием, Ольга возвращается в Киев, «тайно храняще веру христову». Но по иному списку, вернувшись, она ставит у себя на дворе «церковь малу во имя пречистыя богородицы». Еще вариант, что Ольга первым делом поставила «церковь святаго Николая на Оскольдовой могиле». Более того, в Степенной книге сказано, сравнивая Ольгу с матерью Константина Царя, Еленой: «Тако и сия блаженная Ольга, новая Елена, обходяще грады и все во всей Рустей земли, всем людем благочестие проповедая, и учаше их вере христовой, яко истинная ученица Христова, единоревнительница Апостолом, дани и оброки легки уставляющи, и кумиры сокрушающи, и на кумирских местах кресты Христовы поставляющи, и от тех крестов многа знамения и чудеса содевахуся и до сего дня». Эти слова -обобщение из списков проложного жития Ольги.

Кстати, сообщают ли Греки о долговременной осаде Константинополя русскими, перед 969 годом? Я такого не читал. Впрочем Греки и о крещении Ольги не пишут. Может и писали, но вестимо дело - крестоносцы, когда в 13 веке жгли Константинополь, не пожалели огня на знаменитую библиотеку, а спустя два века дело закончили Турки.

После крещения, Ольга продолжает жить в Киеве, пытает-ся привести в свою веру Святослава, но тот и слышать об этом не желает. Если же хотят креститься другие, Ольга «не бра-няху, но ругахуся тому» - то бишь, не возбороняет, но ругает, порицает.

В религиозной литературе встречается пояснение причины, почему канонизировали Ольгу - способствовала распространению христианства на Руси. Летописи свидетельствуют против такого утверждения. Запрещать креститься не запрещала, но ругала. А неодобрение такой личностью, как княгиня, много значило. Летописец впрочем трактует отношение Ольги ко крещению соотечественников так, что Ольга не хотела, дабы принятие веры было внешним, без искреннего чувства -«неверным бо вера хрестьяньская уродство есть».

Язычник же Святослав отказывается принять христианство: «како аз хочу ин закон прияти един? а дружина моа сему смеятися начнуть». Ольга же отвечает: «аще ты крести-шися, вси имуть тоже створити». Далее, по летописи, Ольга оставляет попытки обратить сына в свою веру, денно и нощно молится за него и людей, и воспитывает Святослава до его совершеннолетия.

По Ипатьевскому списку это продолжается 9 лет, с 955 по 964. Проверяем, сколько лет Ольге? 964-893=71. А Святославу? Если считать его год рождения за 941, то 964-941=23. Вполне совершеннолетний. Всё хорошо, коль не вспоминать про странный временной люфт в летописях с 921 по 941 годы. Если упёрто считать, что в эти годы ничего не происходило, то конечно, можно признать возраст 23 правильным. А коль предположить, что таки происходило, то Святославу здесь уже 43. Несколько похоже на вечного «детища» Игоря, при котором Олег был вечным же регентом.

Можно ли вне русских летописей проверить, чем занимался Святослав и в какое время? О Святославе времени правления Цимисхия много повествует Лев Диакон. Сразу прикинем, сколько лет Святославу было во время венчания Цимисхия на престол. Цимисхий начал править в 969. Примем, что Святослав таки молод и 20 лет летописного небытия не существует. 969-941=28. 28 лет Святославу при воцарении Иоанна Цимисхия. Мы обратимся к этому по мере течения времени, плывя дальше по датам Ипатьевской летописи.

По ней, в 964 (6472) году, Святослав (Стослав) подрос, возмужал и

нача воя совокупляти многи и храбры, бе бо и сам хоробр и легок, ходя аки пардус, войны многи творяше. Возь бо по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину или зверину или говядину на углех испек ядяше; ни шатра имяше, но подклад постилаше, а седло в головах; тако же и прочии вои его вси бяху.

И посылаше к странам глаголя: «хочю на вы ити».

И иде на Оку реку и на Волгу, и налезе Вятичи, и рече им: «кому дань даете?» Они же рекоша: «Козаром по шьлягу от рала даем».

В то же время, в списках, Ольга «отделяет» сына:

Тогдаже отрети Олга Княжее, а уложила брать от жениха по черне куне как Князю, так Боярину, от его подданого.

Спустя год Святослав идет на Козар и побеждает, и берет град их Белую Вежу. Также побеждает Ясов и Касогов.

Хазарский город Белая Вежа, или Шаркил (Саркел) был построен, как считается, примерно между 834-837 годами при участии византийских инженеров. После взятия Святославом, Белая Вежа перешла к русским, сохраняя и тюркское население. В 1117 году город разорили Половцы и затем - годы забвения. Никто не знал, где искать летописную Белую Вежу. При СССР, в 1934-1936 годы по итогам раскопок с Шаркилом связали большое Цымлянское городище на левом берегу Дона. Раскопки продолжались до 1952 года, когда местность затопили при сооружении Цимлянского водохранилища. Однако у археологов продолжаются споры. Есть еще два городища, в которых предполагают Белую Вежу.

В 966 (6474) Святослав побеждает Вятичей и накладывает на них дань.

За 967 (6465) год Ипатьевский список сообщает:

Иде Стослав на Дунай на Болгары. И бившемся, одоле Стослав Болгаром, и взя городов 80 по Дунаю, и седе княжа ту в Переяславци, емля дань на Грецех.

Лев Диакон в своей «Истории» много говорит о Святославе, именуя его Сфендославом. Стослав из Ипатьевской летописи звучит сокращением, ибо Греки подтверждают произношение, близкое к Святославу, а скорее Светославу.

Сфендослав появляется у Диакона в пятой главе, еще при василевсе Никифоре. Будто бы существует точная астрономическая привязка, предшествующая этому - полное солнечное затмение 22 декабря 968 (6466) года. Тогда Никифор воевал в Сирии. В то же время патрикий Калокир был послан Никифором в Русь (к Тавроскифам), чтобы убедить Сфендослава с войском выступить против Мисян (в будущей Болгарии) и удерживать захваченную землю. Калокир также посулил помощь в борьбе за престол Византии. Было ли это частью некоего хитрого замысла василевса Никифора, или самодеятельностью Калокира, не знаю.

Один русский список, вероятно знакомый с сочинением Диакона, за 967 (6465) год сообщает:

Святослав, елико по призыву Никифора Царя Гре-ческаго на Болгар, толико по своей обиде, что Болгары помогали Козарам, пошел паки к Дунаю

Далее рассказывается о походе Святослава на Болгар и Козар и взятие 80-ти их городов. Сам же остался жить в Пере-яславце, «куда ему Греки уложенную погодную дань безспор-но присылали», сообщает Татищев. Это и есть емля дань на Грецех. Впрочем, также он емля дань на Болгарех.

Войско у Святослава было нехилое - 60 тысяч, кроме обоза. Мисяне смогли выставить против этого фалангу в 30 тысяч, были поражены и отступили в Дористоль, а у предводителя Мисян, Петра, от неудачи совершился эпилептический припадок. Вскоре Петр умер.

Святослав под влиянием византийского уже ренегата Калокира смешал планы василевса Никифора, и последний заранее, еще до похода Святослава, решил отдельно заручиться с Мисянами дружбой, отправив к ним посольство. Таким образом Никифор хотел переиграть свой же план установления влияния над Мисянами - в новом развитии событий византийцы выступили бы освободителями Мисян от Руси, а не захватчиками. А может, это было заложено в план Никифора изначально - дождаться истощения армии Святослава в сражениях, нанести по нему удар и в любом случае подчинить разбитых Святославом Мисян.

Как бы всё случилось, неведомо, ибо супруга Никифора, Феофано, убедила мужа вызвать из деревни в столицу Иоанна Цимисхия, да женить его. Ведь, по словам Феофано, Иоанн был вдов - жена его, Мария, умерла от болезни, «разлагающей члены».

Цимисхий вернулся и стал вхож во дворец василевса. Через тайный ход проникал он в покои Феофано. Плодом этой связи был заговор против Никифора. 10 декабря Никифора мучительно убили. Прожил он 57 лет, а царствовал 6. Цимисхий же захватил власть.

Лев Диакон пишет, что на рассвете 11 декабря, 6478342 (вычисляют как 969-й нашей эры) года по городу уже скакал отряд воинов, провозглашая Иоанна Цимисхия новым васи-левсом. Он начал со смены ключевых фигур в государстве, поставив на высокие посты своих людей, а прежних, никифоровых, удалив по сёлам. Затем сменил топархов областей -можно сказать, губернаторов. По Диакону, во время вступления на престол, Цимисхию было 45 лет.

Именно в это время он, при Полиекте и будучи вдовым, мог свататься к Ольге. Сказано ли у Льва Диакона об этом сватовстве и крещении Ольги? Нет.

Но я забежал вперед. В русских летописях, в 968 (6467) году, или годом раньше, а то и вообще на три позже, в 972-м, Ольга снова - после крещения и попыток убедить Святослава принять христианство - возвращается на страницы истории. Печенеги вторгаются на Русь, избрав подходящее время, ибо Святослав находится в Переславце343.

Печенеги осаждают Киев, где затворилась Вольга с внуками своими: Ярополком, Ольгом и Владимиром, возможно тем самым будущим Красным Солнышком, хотя по источникам эта связь не прослеживается. Вдруг был и другой Владимир, внук Ольги?

Обратите внимание - в летописи нет имен жены либо жен Святослава. И детей этих опекают не матери, но бабушка -Вольга. Сколько тут лет внукам, неясно. Историки придумали себе дату рождения Владимира - 960 год. Мол, раз в 968 году Владимир еще мал, внук, то значит ему лет 8.

Но я отвлекся. Киев осажден. В городе начался голод, не хватало воды. На левом берегу нерешительно стояло некоторое местное войско с воеводой Претичем (Притичем, Прити-цем)344, из Киева были видны его лодьи. Киевляне послали туда ловкого отрока, знавшего язык Печенегов. Чтобы добраться до воды, отрок, покинув окруженный град, ходил среди врагов с уздечкой и спрашивал, не видел ли кто его коня? Так он потихоньку достигнул реки и, «сверг порты», бросился вплавь. Печенеги стреляли тщетно вслед.

С левого берега отправилась лодья, подобрала отрока и отвезла к Претичу. Гонец передал тому слова вероятно Ольги - если завтра не подступитесь к городу, сдадимся Печенегам. Претич задумал наутро подплыть и попытаться увезти княгиню и княжичей на левую сторону, иначе Святослав вернется и убьет Претича с дружиной его.

Спозаранку воины Претича выступили в лодьях, «воструби-ша вельми» и с боевыми криками. Печенеги решили, что это возвращается Святослав и отступили от града. Ольга с внуками и своими людьми смогла безопасно спуститься к лодьям. Это увидел печенежский князь и один вернулся к Претичу. Спросил его:

- Кто се приде?

- Людье оноя страны.

- А ты князь ли еси?

- Аз есмь муж его, и пришел есмь в сторожех, по мне идет полк со князем, бес числа множьство.

- Буде ми друг.

- Тако створю.

Обменялись подарками - печенежский князь дал Претичу коня, саблю и стрелы, а Претич - броню, щит и меч. Затем Печенеги отступили от Киева к Лыбеди:

и не бяше льзе коня напоити: на Лыбеди Печене-зи.

Воспользовавшись передышкой, киевляне посылают к Святославу:

ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив, малы бо нас не взяша Печенези, и матерь твою и дети твои; аще не поидеши, не обрани-ши нас, да пакы ны возмуть, аще ти не жаль отчины своея, ни матере, стары суща, и детий своих.

Святослав возвращается с дружиной и прогоняет Печенегов «в поле», и «бысть мир».

Далее по летописи, в 969 (6477) году, на который или на следующий я вычислил крещение Ольги Цимисхием и Поли-ектом, Святослав еще сидит в Киеве и жалуется матери и боярам:

- Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве разнолич-ныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воск, мед и челядь.

Волга отвечает:

- Видиши мя болну сущю; камо хощеши от мене ти? Погреб мя иди, яможе хочещи.

Мол, как можешь меня больную оставить? Дождись уж моей смерти, похорони и тогда иди куда хочешь.

Через три дня Ольга умирает, и возможно, прожила бы дольше, отпустив сына без условия.

и плакася по ней сын ея, и внуци ея и людье вси плачем великом, и несоша и погребоша ю на месте; и бе заповедала Ольга не творити трызны над собою, бе бо имущи презвутер, сей похорони блаженую Ольгу.

Софиевская летопись добавляет, что пресвитера Ольга имела втайне. Таки скрывала, что была христианкой? Загадка. Но ведь церкви-то построила, одну или две...

Пресвитер, по-гречески прєаРитєро^ - значит старец, старейшина. Это чин после диакона, но перед епископом. Иные названия пресвитера: иерей, священник. И выходит, что Ольга только ему одному доверила себя похоронить, в маленьком каменном гробу. Согласно одному списку - тайно.

Тайна действительно есть, ибо летописи загадочно молчат о месте захоронения345. «Идеже бе заповеда Олга», и всё тут. Татищев впрочем, не ссылаясь на источник, пишет: «и погребли ея у церкви со Христианы, яко заповеда сама». Татищев может передавать прочитанное верно либо искаженно - так, у него детеск Игорь копьем пробивает коня насквозь, вместо ранения в ногу по причине неспособности мальчика орудовать копьем.

Пресвитера и крест (который вроде бы стоял потом в Софи-евском соборе в алтаре на «десней стране») Ольга получила при крещении в Константинополе. На кресте будто была надпись: «обновися руськая земля святым крьстмь, его же приять Ольга. благоверная княгыги».

Разные списки дают несколько различные даты смерти и возраст Ольги, но обычно это 969 (6477) год и 11 июля, «на память святыя Великомученица Евфимиа». Густынская летопись относит это событие к 973 году (6482). Мы же примем пока 969. Сколько Ольге было лет, всяк летописец толкует по своему разумению, вплоть до 88. Мы же подсчитаем, как прежде считали, взяв за основу, что Ольге было 10 лет при вступлении в брак. 969-893=76 лет.

По Степенной Книге выходит такая математика:

Преставися же в лето 6477. месяца июля в 11 день, живщи в супружестве лет 42 от девства своего; по смерти же мужа своего в 10 лето сподобися возприяти благодать святаго Крещения. Пребысть же во святом Крещении благочестно и богоугодно до старости маститы лет 15, всех же лет живота ея бяше близ осмидесяти лет.

Неизвестный возраст до замужества положим равным 10. 10+42+10+15=77. В самом дело, около 80 лет.

Насколько я понимаю, былинный Вольга обладал способностью входить в транс, сознание его при этом блуждало по иным местам, в иных телах. Народные предания сохранили истории о таких людях, перешедших в иной режим жизни, о том, как нетленными они оказывались по вскрытии гроба, ибо пребывали в этом странном для внешнего наблюдателя состоянии.

Спустя несколько десятилетий после смерти Ольги, приурочив к возведению Десятинной церкви, князь Владимир открыл её гроб. Тело оставалось нетленным и светилось. По летописи выходит так - в 989 году Владимир задумал создать церковь, и началось строительство, которое длилось до 996 года.

Открытие мощей Владимир совершил прилюдно и торжественно. Это было на десятое лето крещения самого Владимира, при постройке Десятинной церкви. Церкви потребовались мощи. Вот зачем Владимир решил раскопать могилу своей бабушки. Она была канонизирована, вероятно, при царьградском патриархе Сергие II (патриаршил с 1001 по 1019).

Князь купно с первосвятителем Леонтием и другими церковными деятелями, взяв иконы, кресты, свечи, с песнопениями шли к тому умалчиваемому во всех источниках месту погребения Ольги. Степенная книга гласит:

и дошедше велеша окопати землю, и обретоша Святую имущу уды по образу лежаща, и ничтоже от первого образа изменися, и ничем не неврежено, и бяше цело и со одежею.

Из этого мы можем заключить, что Ольга была похоронена в земле. «Уды по образу лежаща» - уды суть члены тела, то бишь руки и ноги. Теперь становится ясным значение слова «удовольствие» - расслабление членов.

Тело положили в церкви, в малом каменном гробу. Непонятно, тот ли это гроб, который выкопали, или другой. Гроб, в котором тело пребывало в Десятинной, был странным. Я бы сказал, технологическим. В «Похвале равноапостольному князю Владимиру» сказано, повторяя редакции проложного жития Ольги346:

и на верху гроба оконце сътворено, и туда видети тело блаженыя Олгы, лежаще цело, да иже с верою придеть, отворится оконце, и видеть честное тело лежаще цело, и дивися чюду таковому, толико лет в гробе лежащу телу неразрушимуся347. И челове-ци же вернии, видевше чудо толико, славять Бога, дивящеся милости Божией, юже имать на святых своих. О дивное и страшное чюдо, братие, и преславно! Достойно и похвалы всякоя тело то честное: в гробе цело, акы спя, почивает! Поистине дивен Бог во святых своих, Бог Израилев. То ведяще, вернии че-ловеце прославить Бога, прославляющаго рабы своя.

А другым, иже не с верою приходять, не отворится оконце гробное, и не видять тела того честнаго, но токмо гроб.

Значит, гроб с окошком в области головы, и для одних окошко открывалось, для иных - нет. А в гробу тело «цело, аки спя, почивает».

В фантастических фильмах подобные штуки называют камерами для анабиоза. Лежит там человек, подходит техник и смотрит в окошко на состояние спящего.

Мне пришла в голову мысль, что «тайный священник» Ольги подготовил её к долговременному пребыванию в капсуле и закопал в землю. Знал ли об этом Владимир? А быть может, выставленный им в церкви «гроб» вовсе не содержал тела, и окошко было экраном, который при определенных условиях включался и показывал картинку? Что в таком случае случилось с Вольгой?

Судьба удивительного гроба по историческим источникам не прослеживается - обрывается на рассказе о «страшном чюде». Стоял ли гроб в Десятинной церкви до разрушения ее Батыем, или был куда-то перемещен? Существует странное сообщение Эриха Ляссоты, в конце 16 века посетившего Киев. Он побывал в Софии и видел там гробницу «княгини Юльцы, матери Владимира».

Десятинная церковь рухнула при штурме Киева Батыем в 1240 году.

Спустя четыре столетия, в 19 веке Петр Могила принимается за раскопку неких загадочных развалин348 возле нынешнего Исторического музея, и объявляет их остатками Десятинной церкви. Вся последующая привязка названия «Десятинная церковь» и этого места основана только на утверждении Могилы.

с а © ЙЛьлуи є ос о

Перерисовка надписи со стены этих развалин. Из «Описания Киева» Берлинского.

Ни при Могиле, ни после, никакого гроба-саркофага с окошком и женскими останками там не обнаружили. В разное время, с 19 века, при раскопках на месте голословной «Десятинной» и около, находили разные гробы-саркофаги, похожие больше на старинные вещевые лари, нежели на те египетские штуки, что возникают в воображении у читателя при слове «саркофаг». Некоторые из этих саркофагов ученые пытались называть гробом Ольги. Из книги в книгу кочует снимок одного такого, за подписью, что это предположительно саркофаг Ольги - а иногда без этой оговорки, утвердительно.

Сей огромный - не «гроб мал» - шиферный саркофаг, без каких-либо признаков окошка, украшенный по бокам крестами вперемежку с листьями папоротника, а на крышке узорами, ныне стоит в трапезной Софии. Подробности его обнаружения в 1909 году освещала газета «Киевлянин». Будто бы саркофаг сей находили и прежде, о чем писал в своей книге Закрев-ский, сообщавший, что кроме скелета, при раскопках под руководством митрополита Евгения Болховитинова и архитектора Ефимова, в 1826 году, там была обнаружена «истлевшая женская одежда, парчовое покрывало и башмаки». Тогда же содержимое саркофага ограбили, сняв драгоценности и сдвинув кости. Вероятно, одежду тоже выкинули, иначе бы в 1909 году не вспоминали написанное Закревским. В статье 1909 года умалчивают, что саркофаг этот нашли вне границ древней якобы «Десятинной» церкви, хотя конечно для версии о том, что это «княгиня Ольга», чей гроб покоился внутри церкви, опущение такой подробности просто необходимо. По одежде тогда определили и пол умершего.

А вот в 1909 году пол останков вызывал споры. Одни врачи и археологи говорили, в гробнице - скелет женщины преклонных лет. Однако некий доктор Жук утверждал обратное -скелет мужской.

Тогда во время раскопок с гробницей поступили довольно странно. Отыскав оную, оттуда без разбора вынули все кости. Ученые (а где они раньше были?) спохватились позже. В статье А. Савенко (Киевлянин, 24 августа 1909 г., № 234), которой считает, что речь идет о саркофаге княгини Ольги, писано:

Я знаю одного ученого архитектора, который плакал, увидав, что сделали с гробницей. На днях я пошел еще раз посмотреть гробницу и мне стало невыносимо больно: гробница по углам обломана, крышка переломана, а внутри гробницы сидел рабочий и своими толстыми сапожищами топтал место вечного упокоения величайшей русской женщины...

Кости вынули вечером, при свечах, и разложили на бумаге. Потом из них составили целый скелет, выставленный в «Десятинной» же церкви. Дальнейшие его перемещения в истории я не смог проследить. Учитывая, что духовенство в 1909 году никак не сообщило об «открытии мощей Ольги», надо думать, что это событие если и не прошло мимо него стороной, то по крайней мере скелет не был признан им, духовенством, за скелет княгини Ольги.

Итак, вне остатков именованной Могилой «Десятинной» церкви, был найден гроб, вовсе не похожий по описанию на тот, в котором лежало тело Ольги. Значит, не там и не такой. В обнаруженном разоренном гробу находился скелет человека невесть какого пола, а также кусочки материи и кожи от обуви. Всё. На основании этого сложно делать какие-либо четкие выводы. Трудности определения пола частично льют воду на мельницу моей ереси, что Вещий Олег и Ольга - одна личность. Но, повторюсь - данные слишком скудны, чтобы использовать их в рассуждениях.

О Десятинной церкви. Летописи говорят, что Владимир построил ея на месте дома принесенных их в жертву Варягов-христиан, отца с сыном. Раскопки, однако, показали, что церковь возле Исторического музея была построена на кладбище с многочисленными именно христианскими погребениями, помимо языческих.

Причем христианские захоронения датируются временем начиная примерно за сто лет до княжения Владимира. Хоронили там и после разрушения церкви, а последние могилы относятся к 17 веку. При древнейших покойниках найдены монеты разных василевсов, например Михаила III (842-867 годы), Василия Македонянина (867-886), однако не позже последнего. Выходит, не только до Владимира, но и до Ольги здесь было кладбище, а окрестности продолжали служить той же цели и после возведения церкви. Саркофаги могли принадлежать кому угодно.

Учитывая, что при Петре Могиле оставались только развалины здания, кладбище и руины в течении многих лет грабили все, кому ни лень. Могила взял из выкопанного саркофага (где лежали два тела - в отличие от расхожей версии, что нашли два саркофага, Владимира и его жены) голову покойника и руку, и назвал их мощами Владимира. А на саркофаге будто было написано, что тут покоятся Владимир (Василий) и его жена Анна.

По данным же Хроники Титмара Мерзебургского, два саркофага, Владимира и Анны, пребывали в Киеве посередине церкви «мученика Христова папы Климента».

При Могиле на развалинах стояла деревянная церковь Николы Десятинного. Могила снес ея, возвел новую - Рождества Пресвятой Богородицы, с каменной башней и деревянным притвором. В 19 веке её убрали и поставили ту похожую на дородную купчиху церковь, которую в 1936-м разобрали на кирпичи. При устройстве калориферного отопления той последней Десятинной церкви, в 1905 году, рабочие прокладывали трубы и нашли пустоту, оказавшейся нишей в древней части фундамента. А там - гробница из красного шифера, с грудой костей, где чего только не было, кроме черепа и правой руки. Решили, что это и есть тело, от коего Могила отделил голову. Сей саркофаг стоял в Десятинной, под спудом, до 1936-го, а что случилось с ним после, я не знаю. След же головы тоже теряется с конца 1930-х.

Но про Ольгу. Казалось бы, говорить уже нечего - умерла, могила ее потеряна, чего же боле?


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском