ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
Аллогия 2

Аллогия 2

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Однажды Сигурд въехал со своими спутниками в усадьбу Реаса, когда мальчик Олав играл с другими молодыми людьми.

[Сигурд узнаёт в Олаве племянника и выкупает его и Торгильса]

Тогда купил Сигурд Торгильса за марку золота, а Олава за 9 марок золота. Привез Сигурд обоих мальчиков с собой в Хольмгард и никому из людей не открыл происхождения Олава, и обращался с ним хорошо во всех отношениях. Тогда было Олаву 9 лет.

9 марок золота - большие деньги. В другом варианте саги вместо Реаса - Эрес. Олав был младше Торгильса, и хозяин вообще не хотел его продавать, поэтому заломил цену заведомо большую, но Сигурд все же уплатил.

Далее рассказывается, как Олав на торгу встречает убийцу Торольва. В саге используется слово torg, и ученые чего-то полагают, что это новгородский торг. Будто в Киеве не было торга!

Случилось однажды, что Олав Трюггвасон был на торгу. Там было очень много народа. Там он узнал Клеркона, который убил его воспитателя Торольва Вшивобородого. У Олава был в руке маленький топор, он подошел к Клеркону и ударил его топором по голове так, что разрубил ему мозг.

В иной версии Олав, узнав Клеркона, вернулся к Сигурду и рассказал об этом. Просил дядю помочь наказать врага. С отрядом воинов идут на торг, хватают там Клеркона и уводят за город. Дают Олаву в руки большой топор. Олав бьет Клеркона в шею и отрубает голову. В этой версии саги нет последующей просьбы Сигурда к Ольге уберечь Олава от кары за преступление, а Ольга берет Олава под своё крыло посредством загадочных массовых смотрин, определяя человека, про которого пророчествовала мать Владимира.

Но вернемся к «Большой саге»:

тотчас же побежал Олав домой и сказал Сигурду, своему родичу. А Сигурд сразу же отвел его в покои княгини Аллогии и рассказал ей новости, и попросил ее помочь мальчику.

Она поглядела на мальчика и сказала: «Не следует убивать такого красивого мальчика». Велела она тогда всем своим людям прийти туда в полном вооружении. В Хольмгарде была такая великая неприкосновенность мира, что следовало убить всякого, кто убьет неосужденного человека.

Вот бросился весь народ, по обычаю своему и законам, бежать за Олавом, куда он скрылся. Хотели они лишить его жизни, как требовал закон. Говорили, что он во дворе княгини и что там собрался отряд людей в полном вооружении, чтобы охранять его.

Обычно ученые, комментируя эту сагу, не верят, что у Аллогии (ученые опускают имя, пишут просто «княгиня») была своя дружина и отдельный двор. Твердят - быть такого не может, чтобы княгиня имела столь странную обособленность и независимость. Но как мы помним из русских летописей, именно такой независимостью обладала княгиня Ольга.

Ранее сага называет Сигурда человеком Владимира. А теперь, когда надо укрыть племянника, Сигурд почему-то прибегает к помощи Ольги. Ольга жестко попирает закон - обеспечивает охрану для Олава, пока Владимир не прибывает со своей дружиной и разруливает положение. У Ольги была некая веская причина, чтобы спасти Олава.

Затем это дошло до конунга. Пошел он тогда быстро со своей дружиной и не хотел, чтобы они бились. Устроил он тогда мир, а затем и соглашение. Назначил конунг выкуп за убийство, а княгиня заплатила.

С тех пор был Олав у княгини, он был очень любим ею, и весь народ был к нему очень привязан. В Гардарики были законы, что там не могли находиться люди королевского рода, кроме как с разрешения конунга.

Тогда сказал Сигурд княгине, какого рода был Олав, и о том, по какой причине он туда приехал, что он не мог жить в своей стране из-за немирья и вражды своих недругов; просил Сигурд ее поговорить об этом с конунгом. Она сделала так и попросила конунга помочь этому сыну конунга, с которым так сурово поступили; привели к тому ее уговоры, что конунг обещал ей то, о чем она просила; взял он тогда Олава под свое покровительство и обращался с ним прекрасно, как и положено было обращаться с сыном конунга.

Именно Ольга, а не Сигурд, уплачивает выкуп за убийство. Ольга заручается поддержкой Владимира, чтобы Олава никто не трогал длительное время. Что это со стороны Ольги? Небывалая благотворительность? Свои четкие планы на Олава -например, захват власти в Норвегии, свой человек в Норвегии? Нечто иное? Несколько позже я сделаю предположение, которое объяснит многие странности и нестыковки.

Кстати, на протяжении всей саги Владимир поступает лишь так, как хочет Ольга. Но двинемся дальше.

Пробыл Олав там девять лет в Гардарики у конунга Вальдамара. Он был всех людей красивее, выше и сильнее и превосходил в искусствах всех северных людей, о которых рассказывается.

Сцена «массовых смотрин», где Ольга ищет человека из пророчества, в «большой саге» опущена, вместо нее стоит урезанный текст, к тому же иначе, чем ранее, объясняющий благосклонность Аллогии к Олаву. Прежде причиной тому была открытая Сигурдом родословная Олава, а теперь - принятие Олава за человека из пророчества, но не матери Владимира, а просто неких многих безымянных вещунов:

В то время, когда Олав приехал в Гардарики, было в Хольмгарде много тех людей, которые предсказывали многие будущие события. Они все говорили в своей мудрости одно, что духи-хранители одного чужестранца, молодого по возрасту, пришли в эту страну, обещающие такое счастье, что ни у одного человека не видели они духов более прекрасных. Но не знали они, где или кто был тот человек, и все же они многими словами, доказывали что тот ясный свет, который сиял над ним, рассеивался по всему Гардарики и повсюду в восточной части мира.

А поскольку княгиня Аллогия была умнейшей из всех женщин, то поняла она тотчас по внешнему виду Олава, как только она взглянула на него в первый раз, что этот мальчик должен был обладать тем большим счастьем, на которое перед этим указывали прорицания, что он завоюет большую честь Гардарики. Поэтому пользовался он наибольшим благорасположением конунга и княгини и большим поклонением людей мудрых и благородных.

Вырос Олав там в Гардарики и скорее развивался по уму и силе и зрелости, нежели по годам. Конунг Вальдамар любил Олава так, словно он был его собственным сыном, и приказал обучить его хорошему владению оружием и рыцарскому делу, и всякого рода искусствам, и всему, необходимому для хёвдин-га. Он скорее приобретал физическое и духовное совершенство, чем многие другие люди.

Ускоренное развитие Олава сходно с подобным у самого Вольги. Ольга, возможно, чувствует близкого по крови (12 лет отроду, Олав уже просит Владимира выделить ему воинов и корабли для военного похода).

В другом варианте саги этот эпизод описан подробнее -впрочем, здесь опущена сцена, где Сигурд прибегает к помощи Ольги для спасения Олава (убившего Клеркона). Ольга желает найти человека из пророчества, и устраивает большие смотрины:

В это время было в Гардарики много прорицателей, тех, которые знали о многом. Они говорили в своих пророчествах, что в эту страну пришли духи-хранители какого-то благородного человека, хотя и молодого. И никогда раньше они не видели ни у одного человека духов более светлых либо более прекрасных, и доказывали они это многими словами, но не могли узнать они, где он был. И таким, говорили они, замечательным был его дух, что тот свет, который сиял над ним, рассеивался по всему Гардарики и повсюду в восточной части мира.

А потому что, как ранее было сказано, княгиня Аллогия была умнейшей из всех женщин, то посчитала она все это очень важным. Вот она конунга в красивых просит словах, чтобы он велел созвать тинг353, чтобы люди пришли туда из всех близлежащих местностей; она говорит, что она придет туда и распорядится «так, как мне хочется».

Конунг откликается согласием на все затеи Аллогии. А затевается ведь странное. Аллогия по некоему своему соображению намерена выбрать человека из толпы.

Вот делает конунг так; приходит туда огромное множество людей. Вот приказывает княгиня, чтобы образовали круг из людей, из всей толпы, «и должен каждый стоять рядом с другим, так чтобы я могла видеть внешность каждого человека и выражение, и особенно глаза, и я надеюсь, что я смогу почувствовать, кто владеет этим духом, если я увижу зрачки его глаз, и никто тогда не сможет скрыть,если такова его природа».

По зрачкам глаз. Вот признак, по коему Аллогия определит нужного человека. Как не вспомнить тут ирландские да осетинские сказания с их героями, у которых было по нескольку зрачков в глазу? А странных седых с рождения людей из скифских народов, также с несколькими зрачками и с завораживающим взглядом, про коих писал Исигон Никейский?

Послушался тогда конунг ее речей. И длится этот многолюдный тинг два дня. А княгиня подходит к каждому человеку и осматривает внешность каждого человека, и не находит никого, кто показался бы ей похожим на человека, которому выпал такой великий жребий. И когда тинг продолжался два дня и настал третий день, то увеличился тинг.

Шли тогда туда все по его приказу, а иначе их сочли бы виновными.

Не просто так собрание. Из-под палки, многолюдно. Два дня Аллогия кого-то упорно высматривает среди становящихся в круг людей. Значит, ей очень нужно.

Вот образовал весь народ круг, а эта славная женщина и знаменитая княгиня осмотрела внешний вид и выражение каждого человека.

Подходит она через некоторое время туда, где перед ней стоял юный мальчик в плохой одежде; он был в широком плаще, и капюшон был откинут на плечи. Она посмотрела в его глаза, и поняла она тотчас, что это у него было такое большое счастье, и ведет она его к конунгу, и стало тогда ясно всем, что нашелся на этот раз тот человек, которого она долго искала.

Вот взял конунг этого мальчика под свою власть. Открыл он тогда конунгу и княгине род свой и достоинство, что он не был рабом, но открылось теперь, что он был украшен королевским происхождением.

С тех пор стали конунг и княгиня воспитывать Олава любовно, с большой лаской. Одарили они его многими дорогими вещами, как своего собственного сына.

Этот мальчик вырос в Гардах, рано достиг совершенства по силе и уму и развивался не по годам, так что через немного лет был он далеко впереди своих сверстников во всем том, что может украсить хорошего вождя. И как только он начал проявлять себя и свое физическое и духовное совершенство, то выглядело это очень хорошо со многих сторон, и через короткое время научился он всему рыцарскому обычаю и военной мудрости, как те люди, которые были самыми искусными и доблестными в той области.

Понятно, почему «смотрин» нет в «большой саге» - ибо противоречат сцене, где Сигурд прячет Олава у Аллогии. Подробная сцена смотрин и сцена «Сигурд - Олав - Аллогия» содержат взаимоисключающие описания приближения Олава к Аллогии и Вальдамару.

Но я догадываюсь, как увязать в один сюжет обе сцены. Полагаю, что они были перепутаны местами. Вначале были «смотрины». Ольга выбирает Олава среди множества кандидатов на человека из пророчества. Приближает его к себе. Затем, спустя какое-то время, Олав на торгу встречает злодея Клеркона и убивает его. У кого искать защиту? Конечно у покровительницы. Вот почему Сигурд сопровождает Олава во двор Ольги и та устанавливает охрану до прибытия Владимира.

Только так логично раскладываются обе сцены, и попутно проясняется, почему Сигурд укрывает Олава у Аллогии и она платит выкуп.

Вернемся к «большой саге». Об Олаве говорится, что даже будучи юным, не одобрял он исполняемые Владимиром ритуалы:

Но одно было, что не любил конунг в нем, что он никогда не хотел восхвалять языческих идолов и противился всяческому жертвоприношению.

Постоянно ходил он с конунгом к храму, но никогда не входил внутрь, стоял он снаружи у дверей храма, в то время как конунг приносил жертвы богам. Конунг говорил часто о том, что ему не следует так поступать, что он вызовет гнев богов и погубит этим цвет своей молодости. «И о том прошу я тебя, -говорит конунг, - чтобы ты славил богов и относился к ним со смирением, поскольку в противном случае я боюсь, что они обрушат на тебя некий ужас своего бурного гнева и зла, такого большого, какому ты себя подвергаешь».

Олав отвечает: «Никогда не испугаюсь я богов, которым ты поклоняешься, потому что у них нет ни речи, ни зрения, ни слуха, и у них нет никакого разума. И потому, думается мне, я скорее всего могу различить, какова, вероятно, их природа, что мне всегда представляется твое конунгское достоинство, воспитатель мой, и твое лицо с милым и ясным выражением, кроме как когда ты ходишь в храм и приносишь жертвы богам. Тогда видишься ты мне с темным лицом и в то же время несчастным. И после этого знаю я, что эти боги, которым ты служишь, должно быть, правят мраком. И потому я никогда не буду им поклоняться. Но я не буду бесчестить их, так как я не хочу оскорбить тебя».

Не приемля богов, правящих мраком, Олав вовсе не миролюбив.

Так говорится, что, когда Олаву Трюггвасону было 12 лет, попросил он своего воспитателя дать ему боевые корабли и войско. Конунг тотчас выполнил его просьбу.

Не навеяна ли эта поспешность княгиней Ольгой? Всё-то ладно получается. Захотелось боевые корабли и войско пацану - пожалуйста! Причем Олав отправился не просто убивать и грабить, но восстанавливая государственность.

Снарядил он тогда свои корабли и войско. И прежде чем он отправился прочь, спросил он у конунга, нет ли там каких-нибудь городов или округов, которые прежде были под властью конунга Гардов, а теперь бы ушли из-под его власти.

Конунг сказал, что были большие и сильные государства, которые долго находились под властью

Хольмгарда, а теперь другие хёвдинги и воины покорили их силой и войной. Как только конунг разъяснил Олаву это дело, Олав впервые вывел свои боевые корабли из Гардов. У него было прекрасное войско, но небольшое. Таков был обычай у викингов, что если сыновья конунга предводительствовали войском, то их называли конунгами, хотя они и не управляли землями. Поэтому воины дали Олаву имя конунга.

Тут неясно. То ли Олав открыто всем рассказывал, что является сыном норвежского конунга, то ли его принимали за сына Владимира.

Обнаружилось тогда вскоре, как хорошо он умел управлять войском, хотя и был юным по возрасту, поскольку он убил некоторых хёвдингов, а некоторых изгнал прочь, из тех, что несправедливостью и пиратством утвердились в землях, обязанных данью конунгу Вальдамару. Имел он с ними большие битвы и во всех одержал победу.

И вернул назад в первое лето все те государства и земли, обязанные данью, которые раньше принадлежали конунгу Вальдамару. Вернулся он назад в Хольмгард осенью, и были у него многие и редкие сокровища, которые он привез конунгу и княгине, из золота и драгоценных камней, и великолепные одежды. Приняли его конунг и княгиня и весь народ с радостью и весельем. Так длилось некоторое время, что Олав по летам был в военном походе и охранял Гардарики смело и стойко от викингов, на него нападали, и подчинил которые он конунгу Вальдамару многие города и округа в Аустрвеге.

Аустрвег - в переводе значит «восточный путь». Считается, что это другое название Руси, наряду с Гардарики, более раннее - и по смысловому употреблению так и получается. Однако зачем тогда в сагах употребляют рядом и Гардарики, и Аустрвег?

В поздних сагах, название Аустревег «смещено» на юговосток Балтики - Эйстланд, Винладн, Финнланд, Курланд и так далее.

Он часто бывал по зимам в Хольмгарде и имел достойный прием от конунга и любовь княгини. Имел он тогда собственный большой отряд воинов на свои средства, те, что давал ему конунг. Олав был щедр на имущество со своими людьми, поэтому был он любим.

Владимир дает Олаву достаточно денег - тот может содержать за них небольшую дружину.

И тогда случилось так, как часто может произойти, если чужеземцы достигают большого могущества или большей славы, чем люди в этой стране, что многие стали завидовать тому, как Олав был любим конунгом и не меньше княгиней. Говорили эти люди конунгу, что он должен остерегаться слишком возвышать Олава, «ибо, - говорили они, - такой человек для тебя всего опаснее, если он захочет посвятить тебя тому, чтобы нанести вред тебе или твоему государству, особенно поскольку он лучше других людей владеет искусствами, любим, обладает физическими и духовными совершенствами. И мы не знаем, о чем они с княгиней постоянно разговаривают».

Не только известность и возвышение Олава вызывают у людей недовольство и подозрение. Спевка Олава с Аллогией. О чем они постоянно разговаривают?

А далее мы увидим странное государственное устройство на Руси при Владимире и Ольге. Хотя составитель саги упоминает «обычай», этот обычай более никогда в исторических источниках не возникает. Вероятно, описанное ниже положение дел показалось странным и составителю саги, а он решил пояснить сие обычаем. Во всей летописной истории Руси, из княгинь только Ольга обладала подобной независимостью и силой.

Таков был обычай могущественнейших конунгов, что княгиня должна была владеть половиной дружины и содержать ее на собственные средства и для этого собирать требуемые дань и налоги. Вот так было и у конунга Вальдамара, что княгиня владела не меньшей дружиной, чем конунг, и они постоянно соперничали из-за родовитых людей. Каждый хотел заполучить их себе. Вот случилось так, что конунг поверил советам этих людей, которые оклеветали Олава.

В чем же его оклеветали? Сага умалчивает.

Сделался конунг несколько раздражительным и сдержанным по отношению к нему. А когда Олав это заметил, сказал он княгине среди прочего и о том, что он хочет отправиться в Нордрлонд354, сказал, что его родичи владели там государством.

Запахло жареным, и Олав вдруг вспоминает о Нордрлонде. Струхнул именно Олав, не Аллогия.

«Мне кажется, - раньше говорит он, - что там я всего больше преуспею». Княгиня пожелала ему счастливого пути. Она сказала, что он везде будет считаться благородным, где бы он ни находился.

[...]

Вскоре снарядил Олав свои корабли и войско и держал путь из Гардов в Эйстрасальт355. Корабли те были защищены щитами с обоих бортов, быстроходные и хорошо слушающиеся ветра. И когда конунг Олав плыл с востока, подошел он к Боргундархоль-му356, высадился там на берег и грабил. А жители острова подошли к побережью и дали ему битву. Олав одержал победу и захватил много добра.

[Олав плывет на юг, к берегам Винланда. Женитьба Олава на Гейре. Три года в Винланде. Смерть Гейры от болезни.]

Виндланд (страна Вендов) - север Германии и Польша. Был населен Вендами (Вандалами) и другими Славянами, которые потом местами были вытеснены, смешались с германскими народами либо онемечились.

Отправился он тогда на корабли и поплыл сначала в Данмарк, а оттуда собирался он на восток в Гарды. Вполне можно думать, что с его горем мог он сперва повернуть туда, где он раньше долго был и образом жизни своим был более всего доволен.

[...]

После того события направил Олав свои корабли на восток в Гарды. Был он там неплохо принят конунгом Вальдамаром и княгиней Аллогией. Провел он зиму в Хольмгарде со своими людьми.

Какой это примерно год в общепринятой хронологии? Как видим, Аллогия вполне жива еще. Гардарику Олав покинул в 986 или 987 году, три года в Виндланде, туда-сюда пара лет. Ну, скажем, самое начало 990-х.

Далее, по саге, Олав во сне зрит каменный столб со ступенями. Поднимается на небо, а там красота райская да благоухание, и люди светлые в белых одеждах. Люди эти радостны. Олав слышит над собой голос, одобряющий неприятие Ола-вом поклонение идолам. Голос вещает - мол, ты хочешь стать «божьим человеком», но еще не вполне готов и не крещен. Отправляйся-ка в Грикланд357 и просветись насчет истинной веры. Олав глядит со столба вниз - там разворачивается страшная картина ада, где мучаются язычники, в том числе Вальда-мар и Аллогия. Олав плачет и просыпается. Впечатлённый, отправляется на кораблях в Грикланд, где

отыскал он многих превосходных проповедников, тех, что открыли ему имя господа Иисуса Христа, и говорят, что тогда Олаву было дано prima signatio.

Prima signatio («первая отметка крестом») было ритуалом, при котором христианский священник, под молитву об изгнании злых духов дышал на посвящаемого, а затем рисовал на его лбу крест. Этот ритуал предшествовал крещению, не подменяя его.

Далее саге рассказывает, как Олав способствовал крещению Руси, а поначалу Ольги и Владимира. Привожу почти без примечаний, ибо вопрос крещения Руси выходит за рамки моей книги. Но любопытно, что миссионерская деятельность Олава примерно, плюс-минус половина десятилетия, совпадает с летописным временем крещения Руси при Владимире.

Затем просил он епископа, того, что звали Палл358, чтобы он поехал в Гардарики и провозгласил там божественное крещение языческим народам. Епископ Палл был великий друг Божий. Он сказал, что он поедет в Гардарики, если Олав поедет вперед и разъяснит его дело, чтобы хёвдинги не противились тому, что он будет насаждать там Божественное крещение.

[...]

Отправился тогда конунг Олав назад в Гарды и проповедовал там святую веру, сначала тайно конунгу и княгине. Конунг сначала сильно противился, а княгиня была менее непреклонной. Но все же случилось так со временем, что по побуждению княгини конунг велел созвать многолюдный тинг.

И когда там собралось много знатных людей и множество народа, и был начат тинг, встал Олав и сказал так:

[Олав рассказывает о преимуществах христианства перед язычеством.]

Конунг Вальдамар ответил на его речь и сказал так:

«Из тех малых лучей, которые сияют моему разуму из твоих прекрасных увещеваний, я думаю, что мораль христиан лучше нашей. Но долговременная привычка к прежней вере удерживает меня, так что я плохо понимаю, что более достойно. И кроме того, мой разум говорит, что было бы безрассудством покинуть ту веру, которую мои родичи и предки сохраняли всегда во всю свою жизнь, один после другого. Поэтому я хочу об этом трудном деле послушать мнение сначала княгини, которая гораздо умнее меня, потом всех других хёвдингов и наших советников».

Конечно, Владимир поступит только как скажет Ольга. Видно, кто принимает самые важные решения. Ей слово!

Была тогда большая овация после речи конунга.

И когда наступила тишина, княгиня начала свою речь так:


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском