ПЕЧЕРСК


ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 11

ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 11

Все сии постановления, несмотря на протесты униатов, утверждены Сеймом и королем 1 ноября 1632 года, хотя после Сеймовыми же Конституциями некоторые и ослаблены были. Но там же Петр Могила исходатайствовал себе от собравшихся на Сейме православных избрание на Киевскую митрополию вместо Исайи Копинско-го и по утверждении оного королем отправил в Константинополь ректора киевских школ Исаию Трофимовича для получения от патриарха благословения на посвящение свое, как свидетельствует Сильвестр Косов, а получив благословение, вызвал во Львов Волошского митрополита с епископами и там того же года принял от них посвящение в Братской ставропигиальной патриаршей церкви Успения Богородицы. Но Косов несправедливо пишет, что он благословение получил от патриарха Кирилла Лукара, а Киевский Каталог еще несправедливее говорит, что сим патриархом он и посвящен. Ибо после 1631 г. Константинопольским патриархом был уже не Лукар, а Кирилл Контарин Вирейский. Оттуда Петр Могила возвратился опять в Краков на коронацию короля Владислава IV, бывшую 6 февраля 1633 г. Там еще испросил он: 1) поелику за вышеупомянутым прошлого года Сеймовым постановлением вотчинные доходы митрополичьей киевской кафедры предоставлены до смерти униатскому митрополиту Велямину-Рутскому, то предоставить ему, Петру, Киево-Печерскую архимандрию и Никольский пустынный монастырь с доходами; 2) позволить ему в Киеве при заведенных уже им с 1631 г. в Богоявленском братском монастыре школах открыть православную Академию, или Коллегию. Обе сии привилегии даны ему по Сеймовой Конституции, утвержденной 14 марта 1633 г. После сего возвратился он в Киев с указом королевским и объявил себя митрополитом, а предместника своего Исаию Копинского взял из Златоверхо-Михайловского монастыря в Киево-Печерскую Лавру, где он 1634 года и скончался199. Сей поступок мог быть оправдан тем, что при самом Сейме съехавшимися православными престарелый и слабый митрополит Исаия Ковинский признан неспособным к должности и, может быть, не был еще посвящен, хотя, по сказанию Иерлича, и утвержден был королем Сигизмундом Ш.

Как бы то ни было, но митрополит Петр Могила за исхо-датайствование на Сейме многих вышеупомянутых выгод и преимуществ православной Киевской иерархии достоин был своего звания. Иерлич свидетельствует, «что он правительствовал добре, жил воздержно и при благочестивых своих делах всегда пекся о целости Церкви Божией, и охранял овец своих». Доведенный униатами до совершенного упадка Киево-Софийский собор и монастырь по силе привилегии королевской отобрал он у них того же 1633 г. июля 2 через вышеупомянутого ректора киевских школ Исаию Трофимовича и печерского проповедника, белиловского игумена Анатолия Мужиловского и возобновил оный, как свидетельствует Косов в Каталоге митрополитов при Патерике своем, также отрыл и очистил он от развалин Десятинную Владимирову церковь, возобновил Спасскую на Берестове; а наипаче Киевская академия, воспитавшая для всей России знаменитых просвещением и добродетелями пастырей, государственных чиновников и во всех состояниях отличных граждан, есть бессмертным его памятником. Сам он в завещании своем назвал ее своим единственным залогом, который желал он упрочить в потомство . Но он и до участвования в ее заведении старался о распространении просвещения в киевском духовенстве и еще с начала получения сана Киево-Печерского архимандрита, видя нападение на православную церковь от католиков и униатов, беспрестанно издававших на нее ругательные сочинения, и не находя в Киеве ученых мужей, способных писать ответы им, с согласия всего киевского духовенства, избрав несколько молодых монахов и бельцов, отправил в разные иностранные училища для обучения словесным и высшим наукам. В числе сих от него посыланных были славные наши ученые Сильвестр Косов, Тарасий Земка, Исаия Трофимович Козловский, Софроний Початский, Иннокентий Ги-зель и другие. Когда они, кончив свои науки, возвратились в Киев, то он, с согласия всей своей братии, в 1631 г. писал к патриарху Константинопольскому Кириллу Лукару, прося его на заведение учения в Киеве благословения. По получении оного старших из ученых определил он проповедниками при Лавре и церквах, отличив их чинами игуменов, а младшим с 1631 г. поручил обучать детей наукам на латинском и польском языках, назначив им школы при Лаврском боль^ ничном Троицком монастыре. Но поелику прежде того с 1620 г. основанные по благословению Иерусалимского патриарха Феофана на Подоле в Киево-Братском Богоявленском монастыре школы от сего нового училища могли прийти в 200 упадок» то митрополит Исаия Копинский и все епископы Киевской митрополии» также киевское шляхетство, малороссийский гетман Иван Петрижицкий и козацкие старшины просили, дабы он соединил свое училище с Киево-Братским. Почему он, склонясь на их просьбы, того же 1631 г. с 10 декабря решился исполнить оные и начал каменное строение школ в Братском монастыре, где ныне Трапеза, и туда же перевез несколько деревянных зданий из своего Больничного для помещения учащих и учащихся, а в странноприимном Братского монастыря доме (на месте, где ныне построена новая Академия) завел для пришлых бедных учеников особую бурсу и снабжал всех их своим содержанием. Принял на себя звание старшего Брата, Опекуна, Смотрителя и Покровителя сего училища вместе со старостами из шляхетства, ежегодно для попечения о нем избиравшимися, и дал ему на три года из Лаврских вотчин волость Винницкую, село Гнедин и две деревни Процев и Ревное. Получив же сан митрополита, открыл он там, по вышеупомянутой привилегии Владислава IV, короля польского, Духовную академию, или, как он сам в завещании назвал ее, Коллегию, ибо и в грамоте Владиславовой Братские школы не были еще наименованы Академией201; учредил в оной весь порядок классов до философии и богословия, завел библиотеку и типографию, которая, однако ж, там недолго существовала и соединена с Лаврскою. Сверх сей Коллегии основал он еще приуготовительную к ней школу в принадлежавшем прежде Лавре местечке Виннице, а при смерти своей завещал Коллегии своей еще несколько вотчин, вещей и денег202. За сии-то благодеяния Академия долго именовала себя Киево-Мо-гилянской. Но она весьма неприятна была католическим монахам, имевшим уже прежде в Киеве свои училища. Они рассевали в народе на преподаваемые в Академии науки и на учителей ненавистные клеветы, именовали их арианами, калвинистами, лютеранами. Сам народ, возмущенный ими, видя, что ученикам преподаются науки на латинском языке и почитая приличнее восточной церкви греческий, называл их латынниками и униатами, а наставников, учившихся в академиях римских, польских, литовских и цесарских, подозрительными в православии. Для опровержения сих-то внушений и предубеждений Сильвестр Косов, бывший профессором в сей Академии, а потом епископом Мстиславским, издал в 1635 г.Апологию203, в коей, изъяснив различие догматов арианских, калвинских и лютеранских от православных греко-российских, он уверял, что не следуют первым учащие; и хотя сами они обучались в иностранных академиях, но все — природные греческого исповедания и в оном утвержденные, а учат по-латыни для* того, что сей язык нужен русским в польских трибуналах, Сеймах и сеймиках и в судах градских и земских, дабы разуметь в них канцелярское производство без переводчиков, но не пренебрегают учить юношество и по-гречески. При том доказывал, что и прежде православное юношество по привилегии короля Си-гизмунда III обучаемо бывало по-латыни в православных училищах Виленском и Львовском, и никто не зазирал сему; другие ж россияне обучались-де в Инголштадте и Оломоуце; ныне же для облегчения наук российскому юношеству дана от короля Владислава IV такая же привилегия и киевским школам и проч.

Петр Могила сверх того много попечения имел об издании полезных православной церкви книг, коих и для церковной службы тогда малороссийские церкви не имели еще печатных, ни исправных рукописных, а потому иногда духовные принуждены бывали употреблять униатские издания. Он из киево-печерской типографии начал издавать их исправленные, и, сверх того, разные переводы Святых Отец, сделанные в той же Лавре ученым братством, им собранным. Но важнейшим трудом его для утверждения православия было составление Катехитической книги, каковой дотоле не имели еще русские православные. Сперва издал он в Киеве в 1645 г. на малороссийском и польском языке краткий Катехизис, но он недостаточен был для объяснения догматов, а потому поручил он ректору Киевской академии, бывшему тогда Пустынно-Николаевскому игумену, Исайе Трофимовичу Козловскому написать пространнейший и по сочинении созвал в Киеве Собор православных епископов и начальствующего духовенства как для рассмотрения сей книги, так и для поправления других церковных обрядов, испорченных уже униатами. Собор открыт был с 8 сентября 1641 г., и заседания продолжались 10 дней. Сверх решений о многих обрядах и благоустройстве церкви, на нем слушан был Трофимовичей Катехизис, который исправили отцы Собора по общему согласию и определили, переведши на простой греческий и латинский язык, представить Константинопольскому патриарху на рассмотрение и в следующий же Филиппов пост к нему отослали. Два года оставался он там без решения, но в 1643 г. по случаю Собора, по просьбе молдавского господаря князя Ивана Васильевича в Яссах назначенного Константинопольским патриархом Парфением, поручено было патриаршему екзарху иеромонаху Мелетию Сиригу с отцами Собора там рассмотреть и Могилину книгу при киевских депутатах, Пустынно-Николаевском игумене и сочинителе сей книги Исайе Трофимовиче, богоявленском игумене Иосифе Кононовиче и проповеднике киево-печерском Игнатии Оксеновиче. Там книга сия рассмотрена, поправлена и одобрена, а потом на утверждение отослана ко всем четырем патриархам восточным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, которые все согласно также одобрили оную и признали истинным Исповеданием всей Восточной Церкви204. Но Петр Могила не дождался возвращения ее, и она издана уже после смерти его в Москве в 1696 г. и притом не Могилиным подлинником, а уже новым переводом с греческого. Между тем, в 1646 г. издал он для церквей своей Иерархии большой, с греческого исправленный, Требник, присовокупив при каждом чино-посЛедовании богословские, казуистические и обрядные пастырям наставления в предостережение от разврата неправославных. Есть и другие, изданные им сочинения в защиту церкви православной.

В самый первый год (1633) вступления Петра Могилы на Киевскую митрополию возгорелась война между Польшей и Великой Россией и в следующем же 1634 г. кончилась миром; а при оном уступлены были Польше Чернигов, Нов-

город-Северский и Смоленск. Во время войны униатский митрополит Иосиф Велямин-Рутский сильно домогался отнять у Петра Могилы и Киевскую митрополию, но король, свято сохраняя прежний свой Диплом и Конституцию, изданные в пользу неуниатов, не соглашался на сие и новой Конституцией 1635 г. марта 14 потвердил права их, а для успокоения и униатов уступил им права на архиепископство Полоцкое, епископства Володимирское, Пинское, Хелмское и Смоленское с монастырями, церквами и владениями, им принадлежащими, также Троицкий Виленский монастырь с братством, с Пятницкой церковью и с фундушами их; еще монастыри Гродзенский, Жыдиченский, Могилевский, Минский, Новогродский, Он>фриев<;кий, Мстиславский, Пустын-ский, Полоикий, Брацлавский, Лищинский и иные; а в Витебске, Полоцке и Новогродке не дал ни одной церкви не-\ниатам. Сим не удовольствовался, однако, униатский митрополит Велямин-Рутский и старался еще подчинить себе епархии, по замирению с Россией отшедшие под Польскую державу, и обратить к унии все тамошние монастыри, в кои назначил уже и архимандритов своих, а для прочих церквей сделал все распоряжения свои на Виленской конгрегации, бывшей 1636 г. в главном Троицком капитуле, но не успел сего исполнить. Ибо вскоре, заболев, умер 1637 г., оставив преемником по себе Рафаила Корсака из Пинских и Галицких униатских епископов, им самим до смерти еще своей избранного себе в коадъюторы. Сей новый митрополит хотел также удержать за собой вотчины и доходы Киевской митрополии и Выдубицкий монастырь, предоставленные предместнику его только до смерти Конституцией 1633 г. Однако ж Петр Могила не допустил его и, как пишет Косов, Выдубицкий монастырь назначил коадъютору своему, которого он, однако ж, не имел. Сильными защитниками ему и всей православной церкви тогда были запорожские козаки, с 1637 г. восставшие против Польши за притеснения от ее чиновников, определенных у них, которые, сверх обид в имениях, хотели еще через иезуитов принудить их и к принятию католической веры, коей и костелы по всем городкам настроили. Козаки при многих вторжениях своих в Польшу везде старались наипаче схватить митрополита Иосифа Корсака, который, боясь того, бежал в 1639 г. в Рим и там в 1641 г. умер, а на место его в 1642 г. избран и посвящен в митрополиты униатский архиепископ Полоцкий Антоний Се-лява, удержавший за собой и архиепископию Полоцкую, в которой он и пребывание свое имел, но не был и сей спокойнее и безопаснее своего предместника от преследований Козаков и, как пишут униаты, от печали умер в Подляхии, в местечке Тикоцине (1655 г.). Если верить сказанию Ходыке-вича (pag. 236), то разорено козаками с 1648 до 1672 г. по русской доминиканской провинции 30 католических монастырей и убито 444 монахов и послушников их. Но если виновны в сем козаки, то не меньше и утеснители, раздражившие их. Надлежит отдать честь справедливости и великодушию короля Владислава IV, который четырьмя Конституциями (1635, 1638, 1641 и 1647 гг.) старался защитить и охранить утесняемых неуниатов, хотя сам за то подвергался неудовольствию гонителей и доныне ими осуждается. Особенно Конституцией 1641 г. избавил он неуниатов от притеснительной подсудности смесному суду униатов по делам церковным, а предоставил оные реляционным судам. Но и Владиславовы Конституции не везде охраняли утесняемых.

После многих неусыпных трудов для православной церкви митрополит Петр Могила скончался с 31 декабря в ночь на 1 января 1647 г , 50 лет от рождения, и погребен в Киево-Печерской Лавре 19 марта в большой Печерской церкви за левым крылосом между столпами. Преемники его, митрополиты Киевские, не были уже архимандритами сей Лавры, однако ж до митрополита Гедеона Святополка носили титло экзархов Константинопольского патриаршего Престола, данное Могиле еще при архимандритском чине, а некоторые присвоили себе, по крайней мере, одно титло и архимандритов Киево-Печерских.

При всем попечении Петра Могилы очистить свою паству от католицизма и униатства и он не мог воспрепятствовать католическим монахам размножить свои монастыри, коих с 1633 несколько основали они по Белоруссии и Новгород-Се-верской области, а с 1640 г. доминикане в самом Киеве на Подоле построили новый великолепный Никольский (после переименованный Петро-Павловским) монастырь, в котором генерал-викарий доминиканской русской провинции Иероним Грабов Гроховский 8 сентября 1646 г. открыл свой капитул, как пишет Ходыкевич205. Боплан, бывший инженер в службе польских королей Сигизмунда III, Владислава IV и Яна Казимира, в своем описании Киева говорит, что в то же время (около 1646 г.) на Подоле под горою (по замечанию, где до 1796 г. находилась Добро-Николаевская церковь) был еще бернардинский монастырь, а между оным и рекою (где была до 1790 г. Борисо-Глебская церковь) и иезуитский, недавно до того времени построенный, костел, коего училище было под горою Уздыхальницею, ниже Андреевской нынешней церкви, привилегию королевскую получивший в 1646 году. Русских православных церквей во всем Киеве Боплан счел только около десяти и жителей киевских от 5 до 6 тысяч в обеих частях города: Нагорной, которую называет он Епископскою, и Гражданской, именуемой им Муниципальною, на Подоле". Иезуиты завладели также и школами, которые Петр Могила завел в Виннице.

В каталоге книг Московского Донского архимандрита Варлаама Лящевского, завещанных им в Киевскую академию, значится Целая рукописная книга жизнеописания Петра Могилы, но ее нигде не отыскивается, и, вероятно, сгорела она вместе с Академической библиотекой в 1781 г. Была и в Софийской библиотеке целая книга собственноручных Могилиных записок, но недавно также затеряна.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU