ПЕЧЕРСК


ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 14

ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 14

А Киевская и Московская иерархия и прежде всегда была едина, и патриарх Московский уставлен и признан изначала восточными патриархами равным себе и патриархом всех российских и северных стран; ныне же, поелику малороссийский народ присягнул уже в подданство Российскому престолу, то желает, чтобы и духовный чин в таком же был подданстве. По всем сим причинам гетман просил у Константинопольского патриарха увольнительного благословения Киевскому митрополиту, духовенству и народу под власть Московского патриарха и разрешения Гедеону от обещания, данного им при посвящении своем во епископа Луцкого, о подчинении Константинопольскому патриарху. А как зависящие от митрополии Киевской остались еще в Польской державе еиископии, архимандрии, монастыри и Ставропигион именующееся братство (Вилене -кое) и при них многое число не отпадших еще от восточного исповедания, то дабы предписано было всем им открытою грамотою патриаршею признавать Киевского митрополита Гедеона и по нем будущих за истинных своих пастырей и оказывать им послушание. В заключение еще гетман присовокупляет просьбу, что если бы кто из епископов Польской державы или из иных властей писанием или посланниками к Константинопольскому Престолу начал домогаться начальства Киевской митрополии, то бы не верить таковому. На сии просьбы в следующем апреле получены были удовлетворительные ответы от Константинопольского патриарха Дионисия Музелима, преемника Иаковлева, и от Иерусалимского Досифея, бывшего тогда в Адрианополе. А российские цари и патриарх Московский вскоре прислали в Киев и свои о том известительные грамоты, которые гетманом обнародованы были всем православным.

Сие событие встревожило униатов, а еще более того заключенный в Москве 26 апреля 1686 г. между Россией и Польшей Вечный мирный договор, по коему первой уступлены все провинции на восточной стороне Днепра, начиная 221 от Смоленска, с козацкой Украиной обеих сторон Днепра, кроме немировских, паволочских и белоцерковских Козаков, и сверх того за Днепром Киев, Триполье, Стайки, Васильков с округами и все земли между реками Ирпенем и Стугною, а в ширину на пять миль до Василькова, и в 9 статье сего договора обещано всем православным епископиям (коих тогда под польским правлением оставалось еще пять: Луц* кая, Галицкая, Перемышльская, Львовская и Полоцкая) и их монастырям и архимандриям (Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской), и иным игуменствам и братствам, и церквам православным, в Королевстве Польском в Великом княжестве Литовском находившимся, быть при своих правах и вольностях и не принуждать их к унии, а старшему духовенству их—посвящаться от Киевского митрополита. Взаимно и Россия обещала всем римского исповедания пребывающим в ней духовным и мирянам безопасность, свободу веры, непринуждение к отступлению и защиту от всех притеснений и обид. Но Россия все сие ненарушимо исполнила, а уния116, презиравшая и прежние все о том постановления Сеймов и присяжных королей своих при коронациях обещания, тем меньше уважала сей договор с иноверной державой и продолжала с православными прежние свои поступки. Митрополит Гедеон и преемник его беспрестанно доносили о том патриарху Московскому с жалобою и просьбою о защите заграничных своих православных, одако ж без успеха. Даже и частое предстательство за них государя Петра I им не помогало. Униаты завладели и всеми митрополичьими деревнями, ?а границу отшедшими, так что Гедеону осталось только в киевском округе две деревни — Погребки и Зазимье, из коих последнюю оспаривала еще у него Лавра, потому что покойный митрополит Петр Могила уступил ей часть ее земли, хотя только по жизнь свою, но Лавра присвоила оную и навсегда, с притяжением и других Софийских угодий. Защищать же Софийский монастырь было некому. Ибо после Петра Могилы беспрестанные войны и перевороты в Киеве, а после Сильвестра Косова непризнавание здесь митрополитов через 28 лет затмили даже и сведение межевых границ между поместьями. Гедеон же не нашел в Софийском доме и поместных своих крепостей, потому что (как писал он в одной жалобной о сем грамоте к ближнему боярину и наместнику новгородскому князю Василию Васильевичу Голицыну) митрополит Петр Могила, будучи всегда гоним и ненавидим киевским воеводой Тышкевичем, и киевским ка- 222 толическим бискупом Соколовским, прежде кончины своей всю церковную Софийскую утварь и свои архиерейские одежды и крепости монастыря Софийского перенес в Лавру, опасаясь, что по смерти его униатам опять отдана будет Софийская кафедра. Но ни утварей, ни одежд, ни крепостей не мог уже возвратить из Лавры ни преемник Могилы митрополит Косов, ни его преемники, и даже не показано оных и Гедеону. Посему уже в 1689 и 1690 гг. гетман Мазепа снабдил его грамотой на владение местечком Муровским, селом Цер-ковищем, местечком Белогородкою, селами Рословичем, Малою Бугаевкою, Снетинкою, Крушинкою, Мархеловкою, Жилянами и местечком Трипольем со всеми к оному принадлежностями. С другой стороны, сильно обижал митрополита Гедеона Львовский епископ Иосиф Шумлянский, с 1673 г. именовавшийся администратором Киевской митрополии и надеявшийся быть Киевским митрополитом. Гедеон, ограбленный им и изгнанный еще из Луцка, не имел от него покоя и в Киевской епархии по смерть свою и незадолго до оной (в 1689 г. от 8 февраля) грамотой жаловался патриарху Иоакиму, что Иосифовы приказчики ездят по софийским деревням, берут с крестьян софийских медовую и пашенную дань и другие поборы, а старосты его поповские с попов Киевской епархии взыскивают деньги за новые антиминсы и св. миро; выданные же Гедеоном отбирают и отвозят к Иосифу, который наругается им и оплевывает. При всем том сам-де Иосиф еще жалуется и клевещет патриарху и царям российским на него, Гедеона, разными доносами, а себя оправдывает в православии веры, якобы невинно оклеветанного в преклонности к унии, в которой Гедеон некогда обличал его лично на Гродзенском Сейме 1679 г. и на люблинских переговорах 1680 г. Таким же образом насилуемы были и к унии наклоняемы все православные церкви и монастыри, оставшиеся на Волыни и в Литве. От сего-то из пяти православных в Польском государстве оставшихся епархий, четыре— Луцкая, Львовская, Галицкая и Перемышльская — вскоре обращены в унию, и в Могилевской 200 церквей отторгнуто в оную же. В самых даже и тех провинциях, которые уступлены Российской державе, тайные подсылаемые проповедники униатские и католические старались всевать смущение и соблазн, так что в Москве начинали уже сомневаться о твердости в них благочестия, и патриарх Иоаким присылал к митрополиту Гедеону и Черниговскому архиепископу Лазарю Барановичу вопросную грамоту от 29 марта 1688 г.: в чем состоял Флорентинский Собор, и принимает ли Малороссия оный? Такой же вопрос в июле того же года гетман предлагал и Киево-Печерскому архимандриту Варла-

аму Ясинскому с братией. Поводом сему было еще и то, что в малороссийские печатные книги вошли уже папистические и униатские превратные толкования о времени пресуществления Евхаристии, а многие малороссийские ученые и в Москве так толковали. Но митрополит Гедеон ответной грамотой от 15 мая, а Киево-Печерский архимандрит от 26 июля за подписанием своих и всех киевских властей черного и белого духовенства, а в то же время и Лазарь Баранович уверили патриарха, что они не приемлют ни толка сего, ни правил Флорентийского Собора, а стоят твердо при восточном благочестии и непоколебимыми пребудут в православной вере223.

Впрочем, митрополиту Гедеону, сверх наветов от католиков и униатов, предлежало много труда в исправлении порядка и по всей Киевской иерархии. Ибо долговременное небытие в Киеве митрополитов и беспокойства гражданские произвели повсюду своевольства, а Софийский собор и монастырь пришли паки в ветхость и оскудение. Он испросил у государей для сей церкви разные сосуды, утвари и облачения и большой колокол, а для монастыря— оклад хлебного и денежного жалованья. Много и своего иждивения употребил он на Софийскую церковь. В его же время Московский патриарх Иоаким своим иждивением построил в Межигор-ском монастыре великолепную Преображенскую церковь (оконченную в 1690 г.) и грамотой 1687 г. февраля 28 подтвердил сему монастырю титул и право патриаршей ставропигии, а в знак особенного благоволения и благодарности к сей обители прислал в оную свой портрет, находящийся и доныне там в церкви. Ибо патриарх сей в том монастыре принял свое пострижение.

Митрополит Гедеон управлял Киевской иерархией только 4 года и скончался 6 апреля 1690 г., а погребен, по завещанию его, в Софийском соборе, в той церкви, где лежит великий князь Ярослав, на левой против него стороне. Подлинное его духовное завещание сохраняется в Московском иностранных дел архиве между делами малороссийскими. По кончине его до избрания нового митрополита царским указом поручено было архиерейское священнослужение в Киеве приехавшему тогда сюда греческому епископу Хрисанфу Червенскому.

56. Варлаам Ясинский, был с 1665 г. ректором Киевской академии, но с 1673 г., отказавшись от сего звания, определился проповедником в Киево-Печерскую Лавру; в 1680 избран и произведен игуменом Пустынно-Николаевского монастыря, а в 1685 г.— Киево-Печерской Лавры архимандритом. По кончине Гедеона, когда гетман Мазепа представлял государям о позволении сделать избрание нового митрополита и спрашивал: допустить ли на избрание в кандидаты Черниговского архиепископа Лазаря Барановича для его первенства и старости и Киево-Печерской Лавры архимандрита Варлаама Ясинского, мужа, в Божественном Писании искусного и у всех в любви имеющегося, и на том елекцию оканчивать ли или иного кого избрать будет повелено, то на сие указом государей ответствовано: «Митрополита новаго избрать по древнему чину и обычаю и по гетманским статьям вольною елекциею при собрании киевских и других малороссийских духовных и мирских знатных особ, мужа в Божественном Писании искуснаго, из тамошних природных обывателей с ведома боярина и воеводы князя Ромодановского (начальствовавшего тогда в Киеве) наблюдая, чтобы избрай был такой, который бы в догматех Церковных был совершенно Восточной Церкви сын и Великим Государям верен и доброжелателен; а кто избран будет, того прислать для посвящения в Москву». Но боярину князю Михайле Григорьевичу Ромодановскому с воеводами не велено мешаться в Соборное избрание. Посему, когда гетман окружными грамотами пригласил всех к съезду, то собором, сшедшимся в Софийской церкви в присутствии и Лазаря Барановича, продолжавшимся два дня, 1 и 2 июня 1690 года, избран был Варлаам Ясинский, архимандрит Киево-Печерский, а гетман от 12 того же месяца донес о том государям. Вследствие того Варлаам вызван в Москву, прибыл туда 31 июля и принят, как и предместник его, с почестями на содержание царское со всею свитою до самого отъезда, а 31 августа того же года в московском Успенском соборе посвящен патриархом Адрианом и соприсутствовавшими епископами. Настольные грамоты получил он от патриарха 26, а от государей 28 сентября 1691 г. В сих грамотах подтверждены ему все те права и преимущества, которые пожалованы были предместнику его, митрополиту Гедеону, и притом возвращен под ведомство Киевской митрополии и Софийской кафедры Вы-дубицкий монастырь224, отдан ему костел доминиканского монастыря119, а в старом Киеве запустевшая древняя церковь Васильевская т и близ нее такая ж Екатерининская; подтверждено право на деревни и маетности, данное предместнику его, Гедеону, гетманом Мазепой в 1689 и 1690 гг., и возвращены в митрополичью епархию три протопопии: Глу-ховская, Конотопская и Борзненская, бывшим митрополитом Дионисием Болобаном в 1658 г. уступленные Черниговскому архиепископу, но архиепископ сей и Киево-Печерский архимандрит оставлены, по-прежнему, независимыми от него. Впрочем, митрополит Варлаам домогался еще возвращения себе титула екзарха Константинопольского или, по крайней мере, Московского патриаршего Престола и прибавления к титулу митрополита всея Малыя России.

При нем и академия Киевская в 1694 г. января 11 получила от государей царей Иоанна и Петра Алексеевичей подтвердительную на права свои грамоту и в ежегодное жалованье по 50 рублей и по 50 четвертей ржи, а при том повелено ей не принимать в школы свои отступников и еретиков; то же подтверждено и другою грамотою 1701 г. сентября 26 и запрещено академистов судить светским властям, а велено быть им под судом только ректора, префекта и митрополита.

Государь Петр I преосвященному Варлааму, для слабости его здоровья, первому из Киевских митрополитов дозволил в 1698 г. по совету с гетманом избрать и посвятить себе коадъютора-епископа, со званием Переяславского, распространив сию привилегию и на преемников его, и первый таковым коадъютором посвящен им 1701 г. игумен Золотоверхо-Михайловского монастыря Захарий Корнилович 121. Сей митрополит много пекся об устроении киевских церквей и монастырей и учредил было на сей конец сбор разных пошлин, которые, однако ж, грамотой государевой 1699 г. ему запрещены, а попечение о строении Софийского собора поручено киевской ратуше, но вместо того грамотой 1700 г. апреля 1 ему пожалованы многие угодья и деревни. Отданный ему на Подоле доминиканский Николаевский монастырь, разоренный в 1648 г. гетманом Хмельницким, он весь обновил и переименовал Петро-Павловским, в тезоименитство госу- 225 226 даря Петра I, и в нем устроил придел св. Алексия Человека Божия, в тезоименитство родителя его царя Алексея Михайловича, с определением 12 братий монашествующих. В 1703 г. указом, февраля 12, государь подчинил ему и Межи-горский монастырь. Но в 1710 г. по указу государеву же, марта 11, опять оставлен оный с правом патриаршей Ставропигии, а по указу 1722 г. июня 2—подчинен Св. Синоду. В его время не было уже ни одного католического костела в Киеве, и даже в Академии своей не позволял он обучаться иностранцам, по силе грамоты 1694 г., что, однако ж, указом после дозволено ему.

Но православные в Польше и Литве терпели в его время такие же притеснения, как и прежде. Преосвященный Варлаам в жалобной своей грамоте к царям от 28 марта 1691 г. писал, что епископ Львовский Иосиф Шумлянский с братом своим Афанасием, епископом Луцким, поступают с заграничными православными монастырями, церквами и духовенством так же, как поступали при предместнике его митрополите Гедеоне, отбирают антиминсы киевские и св. миро и раздают свое, запрещают православным вспоминать в церковных молитвах Киевского митрополита, владеют митрополичьими маетностями под самым почти Киевом, приверженных к Киевской иерархии настоятелей, монахов, священников и мирян проклинают, ограбляют, в темницы заключают и в суды забирают, а Иосиф продолжает именоваться блюстителем Киевской митрополии и архимандритом Киево-Печерским и даже старается стать особым митрополитом Галицким. Козаки польской Украины также терпели принуждение к католической или униатской вере, и за крещение детей в веру восточную польское духовенство взыскивало с них даже пеню по 6 ефимков. Но Россия не могла их тогда защитить. Ибо война с шведским королем Карлом XII и польским Станиславом Лещинским угрожала и ей опасностью. В сие-то время государь Петр I в первый раз, 1706 г. июля 4, прибыл в Киев и встречен был торжественно преосв. митрополитом Варлаамом и Академией; а в следующем году августа 22 митрополит сей скончался. В последние лета своей жизни он так был слаб, что его носили уже в церковь, а прежде и по монастырям на служение ходил пешком. Он погребен по завещанию своему в Киево-Печерской Лавре.

57. Иоасаф Кроковский, обучался сперва в Киевской академии, потом для усовершения себя в науках странствовал по чужим землям и в Риме слушал философию и богословие; по возвращении же постригся в Киево-Печерской Лавре при архимандрите Варлааме Ясинском; после, с 1693 до 1694 г., был ректором Киевской академии и вместе игуменом Киево-Братского, а потом Пустынно-Николаевского монастыря. В 1695 г. митрополит Варлаам Ясинский представлял его государю с прошением о посвящении себе в коадъюторы, и он вызываем уже был в Москву, но неизвестно, почему не посвящен, а в 1697 г. избран Киево-Печерским архимандритом. По кончине же Варлаама, в 1707 г. октября 19, советом киевского духовенства и чиновников малороссийских по древним правам вольными голосами избран на Киевскую митрополию и по представлению малороссийского гетмана Мазепы утвержден государем Петром I 1708 г. января 19, посвящен в московском Успенском соборе 15 августа Стефаном, митрополитом Рязанским и Муромским, бывшим тогда блюстителем Московского патриаршего Престола, и другими российскими епископами. Настольную грамоту от государя получил он уже в 1709 г. августа 14. В сей грамоте подтверждены ему все права и преимущества, жалованные предместникам его, Гедеону и Варлааму, но также исключены из подведомства его Черниговский архиепископ и Киево-Печерский архимандрит, а подчинены только Переяславский епископ, его коадъютор и город Нежин со всем своим и уездным духовенством, а в 1708 году пожалована ему подтвердительная грамота на вотчины. В то же время, когда открылась измена гетмана Ивана Мазепы, предавшегося шведскому королю Карлу XII, то государь Петр I, прибывши 6 ноября 1708 г. в Глухов, вызвал туда на Собор сего митрополита, Черниговского архиепископа Иоанна и Переяславского епископа коадъютора Захарию, которые там с окружным духовенством в глуховском соборе 12 ноября по литургии и молебне в присутствии государя и чиновников мало-российских соборне прокляли Мазепу с приверженными к нему, а митрополит обнародовал сие проклятие печатными листами с увещанием малороссийского народа пребывать в верности и преданности государю и новоизбранному гетману Ивану Скоропадскому. После знаменитой над Карлом XII Полтавской победы 1709 г., когда государь 22 июля прибыл в Киев, митрополит Иоасаф торжественно встречал его и приветствовал при молебствии. В то же время бывший тогда префект Академии иеромонах Феофан Прокопович в Софийском соборе пред государем произнес славный свой панегирик ему и воспел его победу целою поэмою на латинском и польском языках. Все киевские церкви праздновали также сие торжество. В следующем, 1710 г. государь пожаловал сему митрополиту подробнейшую грамоту на вотчины. Но в правление сего митрополита много страдала и паства его, и Иерархия, и, наконец, сам он, а именно: с марта того же 1710 г. до января 1711 г. продолжавшаяся в Киеве моровая язва, вместе с нею — налетевшая саранча и оставшиеся за порогами приверженные к Мазепе козаки опустошили киевскую Украину. С 1713 г. турки, паки открывшие войну против России, добегали почти до Киева, а до 1716 г. и татары с Запорожским Кошем мазепиных Козаков, поддавшихся им, угрожали беспрестанными нападениями, так что гетман Ско-ропадский с войском своим почти неусыпно долженствовал охранять Киев. В 1718 году погорела вся Печерская Лавра и весь Подол с церквами. Православная российская церковь, с другой стороны, в то же время много потерпела от поляков, которым по силе Прутского с турками в 1712 г. договора уступлена была и козацкая Украина правой стороны Днепра. В том же 1712 г. выехал в Киев последний, гонимый на Волыни, бывший Луцкий и Галицкий епископ Кирилл Шумлянский, с 1715 г. определенный митрополичьим коадъютором в Переяславль. А в 1717 г., хотя трактатом Польши с Россией обещано было православным церквам и духовенству возвращение прежних прав и вольностей, но по случаю тогдашней шведской войны польский Сейм под общим именем о диссидентах, или несоглашающихся с римским исповеданием, постановил, чтобы все диссидентские церкви, недавно в городах, местечках, селах и в самых домах заведенные, уничтожить и запретил не только в них общенародные собрания, но и частные, и проповеди, и пения, а на всех несоглашающихся с римским костелом назначен штраф, и всем отказано право чинов и общественных должностей Наконец, сам преосвященный митрополит Иоасаф в 1718 г. позван в С.-Петербург, по сказанию Голикова , якобы для объяснений по делу царевича Алексея Петровича, и, отправясь из Киева уже больным, на пути скончался июля 1 в Твери, где и погребен 24 августа в соборе Варлаамом, епископом Тверским.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU