ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 17

ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 17

В правление преосвященного митрополита Гавриила более, нежели когда-либо прежде, находилось в Киеве и Киевской епархии разных преосвященных, пребывавших на покое, а именно: Павел Конюскевич, митрополит Тобольский, с 1768 г. живший в Киево-Печерской Лавре и там 1770 г. ноября 4 скончавшийся; Феофан Чарнуцкий, епископ Нижегородский, там же пребывавший и скончавшийся 1780 г.; Кирилл, епископ Севский, с 1778 г. живший в Златоверхо-Михайловском монастыре и в 1795 г. скончавшийся. Сверх того, из 10 греческих архиереев, во время и после войны с турками выехавших в Россию: Анатолий, епископ Морейский, с 1772 г. определен был в глуховский Петропавловский монастырь с управлением оного и там скончался 1775 г. февраля 2; Серафим Анин, нареченный патриарх Константинопольский, в 1775 г. определен в Спасский максаковский, а в 1777 г. переведен по просьбе его в лубенский Мгарский монастырь и там скончался 7 декабря 1779 г.; Серафим, митрополит Лакедемонский, с 1777 г. жил в Лавре и в 1789 г., апреля 30, там скончался; Никодим, архиепископ Реондский, с 1777 г. жил в Выдубицком монастыре, а в 1788 г. во время шведской войны испросил от императрицы дозволение быть главным начальником над духовенством Северного российского флота, но там во время сражения скончался. Все они имели назначенные себе пенсии, а от Св. Синода благословение исправлять священнослужение в своих местах и вне оных с ведома епархиального преосвященного митрополита Киевского.

Преосвященный митрополит Гавриил скончался на 76 году от рождения своего 9 августа 1783 г. и на другой же день пребывавшими в Киеве преосвященными с панихидой внесен в соборный склеп, а по указу Св. Синода священническим погребением отпет 17 сентября преосвященным Феофилом, епископом Черниговским, коего сам он назначил в завещании своем. Епархиальные же дела впредь до будущего митрополита поручены Илариону, епископу Переяславскому.

Сей Преосвященный прилагал также попечение о Киевской академии, для коей построил он на берегу Днепра, где ныне семинария, каменную в один этаж бурсу, вместо деревянной, построенной преосвященным Арсением и в 1775 г., августа 1, до основания сгоревшей; а также для ректора устроил каменные кельи; сверх того, на содержание бедных учеников академических завещал своих 73 тысячи рублей серебром положить в Московский опекунский совет для получения процентов. Сумма сия в 1812 г. по переводу на ассигнации составила уже 200 тысяч рублей. Но при нем в 1780 г. февраля 29 Академия лишилась важнейшего своего сокровища многочисленной библиотеки, состоявшей из редких печатных и рукописных книг и грамот, чрез 150 лет собранных, почти без остатка погибших от пожара. Потерю сию старались вознаградить многие Преосвященные великороссийские и некоторые ученые, воспитывавшиеся в сей Академии, завещанием оной своих библиотек, из коих составилась нынешняя, до 4000 книг простирающаяся.

63. Самуил Миславский, родился Глуховского полка в селе Полошках от священника именем Григория 1731 г. мая 24, как написано на портрете его в Киево-Софийском соборе, и при крещении наименован Симеоном; обучался в Киевской академии, монашество принял в Киево-Софийском монастыре 12 июня 1754 г.; в иеромонахи посвящен 6 января 1756 г. и проходил учительские звания в той же Академии при разных нижних классах; с 7 ноября 1757 г. определен префектом и философии, а с 1759 г. сентября 4 богословия учителем. В 1762 г., февраля 10, посвящен во архимандрита Киево-Братского училищного монастыря с наименованием ректора Академии и члена киевской Консистории. Богословие преподавал он до вакации 1764 г., потом по болезни

оставил и паки обучал сей класс с 1766 г. по 1768 г., в коем по указу Св. Синода от 12 августа переведен в киевский Пустынно-Николаевский монастырь и в ту же осень вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург, где пожалован того же года епископом в Белгород и 28 декабря посвящен. В 1771 г. указом 24 сентября переведен в Москву на Крутицкую епархию с пожалованием в члены Синодальной конторы, и поручено ему было доканчивать обновление московских соборов. За сии труды пожалован он от императрицы, бывшей тогда в Москве, 1775 г. февраля 17 титулом члена Св. Синода, а июня 14 алмазной панагией. 1776 г. марта 17 он переведен в Ростовскую епархию; в 1777 г., сентября 22 пожалован архиепископом; в 1783 г., сентября 22—митрополитом Киевским с предоставлением ему и титула члена Св. Синода, а ноября 13 высочайшим указом, объявленным Св. Синодом, дозволено ему по примеру киевских предместников своих носить и белый клобук. В Киев прибыл он 29 ноября.

Сей Преосвященный, сам воспитывавшийся в академии Киевской и долго исправлявшей в ней учительские и начальнические должности, а после того видевший в Москве и в разных епархиях великороссийские училища, заметил, что тогда последние предвосхищали уже славу у первой, ограничивавшейся необширным кругом словесных наук и преимущественно древними только языками, хотя по временам заводимы были классы и для новых. В самих философских и богословских науках здесь держались еще старинных систем и схоластического способа преподавания, но не было общих гимназических наук, по крайней мере всегда и беспрерывно, не было также попечения и о чистоте русского языка, и лучше знали латинский ,28. Посему Преосвященный вскоре по вступлении своем в Киевскую епархию обратил первое свое внимание на Академию и с 1784 г. учредил в ней особые классы арифметики, истории, географии и языков — русского и французского, прибавив к ним еще рисовальный, а когда указом государыни императрицы Екатерины II 1785 г. мая 15 повелено было духовным училищам присвоить способ

|ММы не имеем еще обстоятельной истории Киевской академии. Первое описание оной собрал российский историограф Герард Фридер. Миллер и поместил частью в периодическом издании, выходившем с 1773 г. в С. П. Б. под названием Старины и Новизны, а частью в Древней Росс. Вивлиофике, 2 издан., XVI том с дополнением Н.Н. Бантыша-Камен-ского. Каталог ректоров ее напечатан В. Г. Рубаном в его Московском Любопытном Месяцеслове, 1776. Из всего сего составлена с некоторыми прибавками история сей Академии, помещенная в I части Истории Росс, иерар-хии. Но нигде еще не описано прежнее распоряжение сего училища и обычаи оного, сохраняющиеся доныне только в памяти старожилов и давних воспитанников его.

учения народных российских училищ, и Св. Синод указом 27 декабря того же года предписал употреблять и классические книги тех училищ, то весь прежний способ учения в Киевской академии был переменен, а с назначением в следующем году и достаточного жалованного на учащих и учащихся оклада прекращены и все прежние средства содержания их. Для приучения учителей к новому способу преподавания Св. Синод предписал отсылать их в народные училища, а для образования в высших науках Преосвященный отправил двух студентов и в Московский университет. В 1787 г., когда императрица, бывшая тогда в Киеве, указом 15 марта позволила ему «на щет Академии посылать студентов и в иностранные университеты для приобретения лучших знаний в науках, дабы Академия могла снабдить себя искусными учителями», то он послал еще двух студентов и в Виленский университет, а между тем, обучавшийся в венгерских училищах воспитанник академии Киевской Иван Фальковский * (после бывший Ириней, епископ, викарий и коадъютор Киевский) обучал уже юношество чистой и смешанной математике. По возвращении первых в университеты посыланных студентов он определил их учителями, а в Московский отправил еще двух.

Но важнейшая по Киевской епархии перемена при преосвященном Самуиле последовала преобразованием оной в штатное положение и управление, по примеру великороссийских, и сим-то наипаче достопамятно время его пастырства в оной. Ибо, хотя с учреждения еще Св. Синода епархия сия по образу иерархического правления время от времени подводима уже была под одни с духовенством великороссийским правила и законы, и даже указом 1722 года назначено было и в оной штатное число белого духовенства, но малороссийские архиереи удерживали еще свои древние вольности и обыкновения как в распоряжении духовенства, так и в способах управления и содержания оного. Само духовенство, им подчиненное, пользовалось еще отличными правами и преимуществами, жалованными ему от литовских великих князей и польских королей, каких не имело духовенство великороссийское.

Для сравнения прежнего состояния сей иерархии с последовавшим обозрим здесь вкратце важнейшие перемены оной, описанные уже выше в разных статьях, дополнив некоторыми замечаниями прежде сказанное:    1) о

правах и власти прежних Киевских митрополитов; 2) о пространстве их области; 3) об образе управления; 4) о нравах всего подчиненного им духовенства и 5) о средствах содержания оного.

1. Из предшедшего описания уже известно, что Киев был первой кафедрой всероссийской митрополии в виде областной экзархи и Константинопольского патриаршего Престола, от коего сначала избирались, посвящались и присылались сюда митрополиты в звании не только Киевских, но и всея России, с уполномоченном и почти независимой властью во всех делах церковного правления, а потому без отношения уже к патриархам распоряжали они своей Иерархией: на основании правил 4 и 6 Вселенского первого, Никейского, Собора утверждали и постановляли избранных князьями и духовенством всех российских епископов, судили их в распрях между ними и в жалобах на них от паствы сами или Соборами, кои созывали они для рассмотрения важнейших церковных дел. Великий князь Владимир Святославович сверх того, на основании Номоканона и уставов Восточной Церкви, предоставил суду митрополита и епископов преступления и мирян против веры и благонравия, также все семейственные союзы и нарушение оных, богоугодные заведения, каковы школы, богадельни, больницы, странноприимницы и проч., и даже некоторые полицейские дела, на совести основанные, как, например, верность торговых весов и мер. Все сие было в полном ведении митрополита безответно. Ибо хотя по уставам Восточной Церкви подлежал суду братии своей и митрополит, но в России не было такового случая, кроме одного над митрополитом Исидором, на Флорентийском Соборе отступившим от православия и за сие Московским Собором в 1441 г. осужденным, и то потому, что тогда не было в Константинополе православного патриарха. Во всех других случаях жалобы на митрополита относились только в Константинополь к патриарху, который или вызывал его самого к себе, или присылал своих экзархов для рассмотрения. Иногда же и сам митрополит в недоуменных случаях своей иерархии или в затруднительных сношениях с князьями ездил для разрешения к патриарху и от него только получал повеления. Но не было примера, чтобы и патриарх когда-нибудь осуждал или отрешал посвященного и определенного собою в Киев митрополита. Великие князья имели, однако ж, власть не принимать им неугодного митрополита или отказывать ему от митрополии. Таким образом в 1158 году спорившие о наследии Киевского престола князья Ростислав и Мстислав отказали от правления вместе двум митрополитам, Клименту и Константину; в 1382 г. великий князь Димитрий Иванович Московский выслал из Москвы Киприана, а в 1415 г. Литовский великий князь Витовт отказал Фотию от Киевской митрополии, но и то Соборным Определением своих духовных. Напротив того и сами князья при распрях своих и дележах нередко предавались на суд митрополичий, и один только пример в сем случае неповиновения ему показал мятежливый князь Олег в 1096 г. Митрополит с епископами имел власть великим князьям делать представления, полезные государству, как, например, о прекращении разбоев советовал он и Владимиру Святославичу. Иногда ходатайствовал он о помиловании князей и городов, подпадших гневу великого князя, иногда для укрощения возмущенных ездил сам на место или посылал епископов. Нередко епископы бывали посланниками и от князей. В Новгороде бывали случаи, что епархиальные архиереи управляли городом и областью как княжие наместники, а при республиканском правлении сего города в приговорах и грамотах вечевых всегда вначале писалось имя архиепископа. Некоторые великие князья хотели себе присвоить право избрания митрополитов с посвящением их своими епископами, как, например, Ярослав Владимирович в XI, Изяслав Метиславич в XII и Витовт в XV столетии, но патриархи после того всегда возвращали свое право. В XIV столетии московские великие князья начали сами с духовенством избирать себе митрополитов, но для посвящения посылали их к патриарху; а между тем, и патриархи не переставали иногда присылать собою избранных и посвященных. С 1449 г. Московские митрополиты перестали ездить в Константинополь и для посвящения, но не отрекались еще от повиновения Константинопольскому патриарху, пока по согласию всех восточных патриархов уставлен был в Москве 1589 г. свой патриарший Престол. В Киевской митрополии, с 1474 г. совершенно уже отделившейся от Московской, начали также избирать митрополитов князья, бояре и духовенство вольными голосами, но по утверждению сего выбора великим князем Литовским, а в последовавшие времена — польским королем, избранные или сами ездили для посвящения в Константинополь, или посылали послов для испроше-ния у патриарха благословения на посвящение своими епископами в присутствии присылавшихся на сей случай от патриарха экзархов. Епископов же по избрании таким же образом утверждали короли, а митрополиты соборне посвящали. По введении с 1596 г. унии и митрополиты униатские удерживали все права, данные православным от Константинопольских патриархов и от православных князей, но для утверждения и посвящения своего относились уже к папе. А с 1620 г. восставлена Киевская православная митрополия с отношением к патриарху Константинопольскому на прежних правах, но выбор митрополитов, по-прежнему, предоставлен своему духовенству и дворянству с утверждением короля. С 1686 г. по присоединении Киевской митрополии к Московской патриаршей иерархии хотя Гедеон, митрополит Киевский, подчинен уже был Московскому патриарху, но по одному только посвящению, а в прочем оставлен, по древним преимуществам, независимым и самовластным в управлении своих иерархических дел по малороссийским и польским православным епархиям с титлом только Малый, а не всея России митрополита. Сие право предоставлено было и двум его преемникам, а со времени учреждения Св. Синода (1721 г.), поелику в ведении Киевского митрополита не было уже никаких епископов, кроме своего коадьютора, то он совершенно подчинен указам Синодским наравне с прочими епархиальными епископами и с тех пор в указах не именован он митрополитом и Малыя России, а также прекращены и выборы митрополитов Киевских вольными голосами, и даже вместо митрополитов до 1743 г. были только архиепископы.

II. Область первых митрополитов Киевских простиралась на все российские епархии, коих сначала при великом князе Владимире Святославиче учреждено было только шесть:

1) Киевская, 2) Новгородская, 3) Ростовская, 4) Владимирская на Волыни, 5) Белогородская, близ Киева и 6) Черниговская. До нашествия монголо-татар было уже в Киевской иерархии 18 епископских престолов, а именно, сверх шести вышеупомянутых, учреждены с конца XI столетия: 7) Юрьевский, близ Киева на реке Рось, после называвшийся и По-росский, 8) Переяславский, 9) Хельмский, 10) Тмутаракан-ский, 11) Туровский; с начала XII столетия: 12) Полоцкий, 13) с 1128 или 1137 г.— Смоленский, 14) с 1157 г.— Галицкий, 15) с начала XIII века — Муромский и Рязанский, 16) Суздальский, 17) Перемышльский на Волыни и 18) Пе-реславля-Залесского. После того, до разделения митрополии, прибавилось еще шесть епархий: 19) Сарайская, с 1261 г. в столице монголо-татарских ханов, после переведенная в Москву и называвшаяся Крутицкой, 20) Тверская, с 1271 г., 21) Луцкая, на Волыни с начала XIV столетия, 22) Коломенская, с 1353 г., 23) Брянская, с 1354 г,, 24) Звенигородская, близ Москвы, с 1391 г. Прочие в Великой России учреждены уже после отделения Киевской митрополии, а потому к ней не принадлежали. Границы областей сих всех епархий и число их церквей и монастырей, также духовенства нам неизвестны. Ибо летописи сохранили нам только названия епархий с означением некоторых начала и имен епископов. Но Киевский митрополит в древние времена, кажется, не имел особой епархии, кроме столицы своей Киева. Так, по крайней мере, заставляют заключать весьма близкие около Киева епархии: Белгородская, Юрьевская, или Порос-ская, и Переяславская, учрежденные еще до нашествия мон-голо-татар. Впрочем, по обычаю Восточной Церкви, митрополит мог иметь и в епархиях подчиненные непосредственному своему ведению церкви и монастыри, особливо по своим вотчинам. Какие епархии в свое ведомство получили митрополит Феодорит, посвященный Болгарским патриархом в 1352 г., оставшийся, вероятно, в Галиче, и другой митрополит Роман, посвященный Константинопольским патриархом Филофеем и определенный им в Литву и Волынь, неизвестно; а Киприан, сперва управлявший отдельно Киевской митрополией, имел под своей властью только те епархии, кои были в завоеванных литовскими князьями русских провинциях. В 1415 г., при отделении паки великим князем Литовским Витовтом Киевской митрополии от Московской, исчисляются 9 епархий, подчиненных первой, а именно: Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Луцкая, Владимирская на Волыни, Галицкая, Хелмская, Червенская и Туровская. Сими епархиями управляли православные митрополиты до введения унии 1596 г.; а по восстановлении православной митрополии с 1620 г., хотя посвящаемые были на оные православные епископы, но иные от гонения не могли в них пребывать, а иные, пребывая, терпели крайнее стеснение своей власти. К 1686 г., по трактату между Россией и Польшей, тогда заключенному, четыре только епархии остались в ведомстве Киевского митрополита Гедеона, тогда же подчинившегося Московскому патриарху, то есть Галицкая, Львовская, Луцкая и Перемышльская, и те скоро превращены в унию. Но сей митрополит составил себе по обе стороны Днепра особую митрополичью епархию, которая простиралась на левой от Козельска, Нежина, Батурина и Глухова по всем малороссийским полкам до Запорожской Сечи, а на правой от белорусской Могилевской епархии (которая еще с 1654 г., кроме монастырей тамошних, причислена к Московской патриархии) до пределов киевской и подольской Украины и сверх того под своим ведением имела все в Белоруссии, Литве и польско-русских провинциях оставшиеся православные монастыри, коих тогдашнее число нам неизвестно. А в 1715 г., когда определен был в Переяславль викарием епископ Луцкий Кирилл Шумлянский, то в ведение его отделены на левой стороне Днепра церкви Переяславского полка, а на правой Корсунского и Богуславского. Первую ведомость, однако ж еще не полную, о числе монастырей и протопопий Киевской епархии представил Св. Синоду в 1722 г. от 8 июня преосвященный Варлаам Вэнатович, архиепископ Киевский. По ней значится в городе Киеве монастырей мужеских (кроме Лавры, Кафедрального и Межигорско-го) 6, девичьих 3, заднепровских мужеских 11, пустынен 6, девичьих 7, епаршеских протопопий 20. Литовские, белорусские и польские монастыри и протопопии не были включены в сию ведомость. По ведомостям 1743 г. в Киевской митрополии значится мужеских монастырей 20, скитков, или пустынен, к ним приписных —13, девичьих монастырей 12, церквей приходских 1110, протопопий 21. По ведомости 1756 г., по отделении уже указом Св. Синода июля 4 к Переяславской епархии двух протопопий, Крыловской и Новомиргородской, число монастырей мужеских и женских и скитов показано то же, и в них архимандтитов 6, игуменов 12, строителей 7, наместников 21, экономов 17, казначеев 13, иеромонахов 212, иеродиаконов 123, монахов служебных и прочих рядовых 300, больничных 17, всех 728; игумений 9, наместниц 10, казначеев 8, монахинь 518, больничных 3, всех 548. Церквей в Верхнем Киеве ружных 3, приходских 4; на Подоле 1 собор и приходских 14, а в епархии церквей соборных 39, ружных 7, всех с приходскими во всей епархии 1141; протопопов 23, попов 1708, диаконов 169, дьячков 1245, пономарей 1162. Уездных протопопий и при них правлений:


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском