ПЕЧЕРСК


ПРИБАВЛЕНИЯ № 41

ПРИБАВЛЕНИЯ № 41

ПРИБАВЛЕНИЯ № 41

Краткое сведение о начале Киевской академии, ее прежних учреждениях, обыкновениях, порядке и переменах

Первые христианские училища в Киеве и по всей Киевской иерархии с Евангельскою верою ввел великий князь Киевский Владимир Святославич. Преподобный Нестор свидетельствует о нем, что он послав, нача поимати у нарочитым чади (у лучших людей) дети и даяти на учение книжное. Ярослав имел уже многих переводчиков книжных, а потомки его умножили школы. Но сии училища были большей частью только монастырские и приходские при церквах школы, в коих обучали русскому чтению, письму, пению церковному и Уставу. Название сих школ доныне еще при многих церквах Киевской и других малороссийских епархий осталось в зданиях церковных, на сей конец устроенных. В них наемные дьяки издревле обучали детей всех состояний; в киевских же после заЕшмали сию должность жившие в сих зданиях академические студенты и ученики риторики, на таковом же основании, получая от прихожан за то плату деньгами, дровами и часто кормом. Но до 1765 г. участвовали с ними и дьяки, имея в школе особый стол первоначальных учеников. Ныне все таковые оставшиеся школы обращены уже в жилище причту церковному.

Первое в Киевской православной митрополии словесных наук систематическое училище, по примеру католических польских, во второй половине XVI столетия завел острожский князь и киевский воевода Константин Константинович в княжеской своей столице Остроге. Следуя его примеру, православные монахи Виленского Свято-Духова монастыря, по благословению Константинопольского патриарха Иеремии II, с 1588 г. открыли такое жив своем монастыре, а вскоре за тем, с благословения всех четырех Вселенских патриархов, и Львовский епископ Гедеон Болобан завел у себя подобные училища во Львове и Стрятине. Во всех сих первоначальных систематических училищах Киевской православной митрополии обучали детей, сверх русского языка, греческому, латинскому и польскому и риторике и печати книги на всех оных в заведенных при них типографиях. Патриарх Иеремия, в 1589 г. возвращавшийся из Москвы через Киев, дал благословение завести такое ж училище и в Киеве при знатнейшей тогда из киевских русских школ, находившейся у Богоявленской церкви, которая имела уже тогда для содержания оной и особое Братство и доходные маетности, как видно из одной купчей от киевского жителя Андрея Обухова записи 1594 г.— на Свер-гановский пляц на Подоле, уступленный сему Братству, Но когда Богоявленская школа сия сгорела, то жена маршалка Мозырского Анна Гугулеви-чивна отдала под школу свой дом со всею усадьбою и пристройками, находившийся на месте нынешнего Братского монастыря. Сия отдача дома, как говорит историограф Миллер по урядовой выписи земских киевских книг, в Братском монастыре имевшейся, значится в 1613 г., а по доношению 1773 г. Св, Синоду от преосвященного Гавриила Кременецкого показана в 1615 г. И тогда же вкладчица Анна Гугулевичивна ввела в сию школу учителей монахов для обучения детей шляхетных и мещанских, а начальство над школою поручила евященномонаху Исайе Копинскому и сверх того учредила при школе сей гостиницу для приходящих из заграницы странных восточного исповедания. Но тогда школа сия не называлась еще монастырем, а Братством, и в ней, сверх русской грамоты, обучаемо было юношество только латинской словесности, как свидетельствует Сильвестр Косов в своей Апологиикиевских школ. В 1620 г, возвращавшийся из Москвы через Киев и остановившийся в гостинице сего Братства Иерусалимский патриарх Феофан грамотою своею 17 мая подтвердил оное и разделил на две степени, то есть иа старшее и младшее, или, как в грамоте его сказано, младенческое, а другою грамотою, мая 26, учредил еще при упомянутых братствах Братство церковное и Братство милосердия для попечения о детях и странных, а круг наук повелел распространить еще обучением эллинского и польского языков; церкви же, училищную Богоявленскую, недавно пред тем основанную, и гостиничную Благовещенскую, наименовал своими ставропигиями патриаршими, независимыми от митрополита и епископов245. В следующем, 1621 г. июня 5 Братство сие купило еще для своей усадьбы у инокини Параскевы Кучинской пляц в Скольниках по подгорью против церкви Рождества Христова со строением и с 17 куничними (оброчными) дворами. Но по отъезде патриарха Феофана восставшее от католиков и униатов гонение на новопосвященного им митрополита Киевского Иова Борецкого и других православных епископов разрушило сие заведение. А хотя церковь Братскую обновил в 1622 г. гетман Войск Запорожских Петр Конашевнч Сагайдачний и Братство поддерживал, но училища восставить не смел без дозволения польского короля, и уже в 1629 г , февраля 19, получил от короля Си-гизмунда III грамоту, дозволяющую иметь Богоявленскому братству церковь для совершения Божией службы по закону греческому с училищем и при них Братство милосердия по чину Великого Василия и богадельню для людей убогих, старых и увечных. Но и тогда Братство сие не названо еще было монастырем. А когда в 1631 г. Киево-Печерский архимандрит Петр Могила вознамерился завести в своей Лавре в Троицком больничном монастыре особое училище, то Братскому предстояла опасность упадка. Посему митрополит Исаия Копинский с православными его митрополии епископами, гетманом Иваном Петрижицким и старшинами Запорожского Войска упросил Петра Могилу не заводить особого училища, а соединить оное с Братским, на что он в 1632 г. и согласился. С сих пор шляхетство определило для снабжения учащих и учащихся содержанием ежегодно избирать старост, а Петр Могила принял звание Старшего Брата, Опекуна, Смотрителя и Защитника сего училища, определил к оному из Печерской Лавры несколько ученых монахов, а начальником училища иеромонаха Тарасия Земку, перевез из больничного Троицкого монастыря некоторые деревянные здания к братской Богоявленской церкви для жилища учащим и учащимся и для содержания их дал из лаврских вотчин две волости, Вышенскую и Гнедин, и две деревни. Продев и Ревное. Сверх того, снабжал своими деньгами246, а в 1633 г., бывши депутатом от киевского духовенства при избрании и короновании польского короля Владислава IV в Варшаве и при пожаловании его Киевским митрополитом, он испросил у него и всей Речи Посполитой сему училищу марта 14 утвердительную грамоту быть при братстве Богоявленском монастырю, школам, семинарии и типографии. По возвращении в Киев подарил он монастырю еще хутор Позняковщину, а гетман и шляхетство дали селище Борщаговку. Могила завел в школах по примеру иезуитских коллегий полный круг словесных наук от нижних классов до философии и богословия и училище начал именовать Коллегиею, а монастырь кол-легиатским Братским и подчинил его уже своей епархиальной власти (ибо Ставропигия патриархом Феофаном дана была не монастырю, но просто бывшим церквам его). Учеников разделил на два разряда высший и низший; первые назывались Sodales Majoris Congregationis и состояли из студентов философии и богословия, а другие Sodales Minoris Congregationis из учеников риторики и низших. С тем вместе построена н конгрега-ционная училищная церковь, сперва деревянная, во имя благоверных князей Бориса и Глеба, двухэтажная. Настоятелем сей церкви обыкновенно бывал из монашествующих иеромонах, учитель риторики, и назывался Pater Congregationis. Но для служения, которое обыкновенно бывало здесь только по воскресным и праздничным дням, определялся особый из учителей же белый священник, который был и духовником учеников, больных напутствовал таинствами, а умерших погребал.

монастыря; в 1680, августа 2 от дьяка Порфирия Трофимовича-Семеникова паяц Бобыловский на Подоле близ бурсы.

Польские короли, Владислав IV (1638 мая 12 и 1640 июля 7), Казимир (1650 г. февраля 20) и Михаил Корибут (1670 октября 10) утвердили во владение Братскому монастырю грунты церквей Кресто-Воздвиженской и Трех-Святтельской. Гетман Мазепа в 1703, августа 18, дал двор мещанина Иосифа Скородки на Подоле близ Ильинской церкви, а царь Петр Алексеевич в том же 1703, мая 21, дал шесть пляцов на Подоле.

Из поместных владений гетман Богдан Хмельницкий в 1651, января 11, дал село Мостищи и Плисецкое; а грамотою 1655 г. июня 18 дозволил на праздники сытить мед и продавать, что подтвердил и сын его Юрий 1660 мая 7. Сей последний дал еще 1662 марта 6 села Ксаворов, Мухриды, Черногородку, пляц праздный Рыльского в Киеве и костел доминиканский. Полковник киевский Василий Дворецкий 1666 июня 28 дал грамоту на Бир-ковский бор при Которских дорогах и на урочище Стрельники. Митрополит Иосиф Тукальский дал вкладом 1669 г. марта 27 местечко Стайки с перевозом на Днепре и со всеми принадлежностями, пожалованное ему в том же году, февраля 7, от гетмана Дорошенка на столовое содержание его персоны, и прислал в Братский монастырь самую грамоту Дорошенкову, Король Михаил Корибут 1670 октября 10 местечко Новоселки с приселками его за Мостищами, Богушовкою, Звонками и Лобковщизною. Гетман Иван Самой-лович 1686 мая 19 отдал грунты приКорниловке и хуторец Лутаву, завла-денные полковником Солониною, который и сам после уступил Братству два приселка, Косачевку и Лутаву, с мельницею. Но все владения, по трактату 1686 г. между Россией и Польшей оставшиеся за границей российскою, отошли от Братского монастыря, как и от других. Уже гетман Мазепа в 1691, августа 4, подтвердил Братству остальные маетности и возвратил села Карпиловку, Косачевку и Лутаву со всеми принадлежностями, грунтами, покосами, лесами, озерами, борами и всеми угодьями и то же подтвердил грамотой 1693 июня 15 с селом Лозняками; в 1694, июля 30 дня, дал мельницы и грунты Которские, что подтвердил и государь Петр 1 грамотами 1694 января И, 1700 апреля 1 и 1706 августа 5. Еще Мазепа 1702 мая 1 и октября 27 дал В луков остров с озерами и всеми угодьями и то же подтвердил 1705 мая 2; в 1707 г,, июля 15, возвратил местечко Стайки, что и госу-

Пока жив был основатель сего училища митр о над ит Петр Могила, то оное процветало, хотя и при нем иезуитами заведенная в Киеве училищная Коллегия старалась подрывать оное, а по смерти его начало упадать, наипаче от возгоревшейся с 1648 г. у Козаков с поляками войны, в которую были увлечены и ученики высших классов, так что классы почти опустели. От граждан же нельзя было уже ожидать пособия и прочим бедным ученикам. Притом и Лавра данные на них Петром Могилою волости отобрала назад, хотя он в духовном завещании своем и просил преемника своего оставить их еще хотя на три года. Бывший 1649 г. в Киеве проездом Иерусалимский патриарх Паисий подтвердительной своей грамотой, данной Братскому монастырю мая 23 247, хотя старался ободрить учащих, но без пособий трудно было поддержать их. Для сего то некоторые православные епископы с преемником Петра Могилы митрополитом Сильвестром Косовым {по примеру униатских, Кобринским Собором 1626 г. сентября 6 определивших складку на свою генеральную семинарию) согласились было для поддержания киевского училища давать также от себя ежегодно денежные вклады, как то; Антоний Винницкий епископ Перемышльский и Самборский, по 100 злотых, Дионисий Хелмский и Белжский по 200 злотых, Иосиф Витебский, Оршанский, Мстиставский и Могилевский по 500 злотых. Однако ж и сие было ненадолго. Ибо Киев занят был в 1651 г. поляками и хотя в 1654 г. освобожден гетманом Богданом Хмельницким, поддавшим оный и всю Малороссию царю Алексею Михайловичу, но продолжавшаяся кровопролитнейшая война с ними не дозволяла и помышлять нио каких прочных учреждениях. По смерти митрополита Сильвестра Киевские митрополиты до 1686 г. в Киеве уже не жили и не заботились об училищах. Преемник Хмельницкого гетман Вы говений трактатом с поляками 1658 г., заключенным в Гадяче, исходатайствовал было Братским школам титло и права Академии, равные Краковской, и хотел восставить оные, но сам в том же году низложен был царем Алексеем Михайловичем, который, хотя в 1660 г. подтвердил сии права Академии, однако ж не снабдил ее никаким содержанием; а вскоре за тем поляки опять заняли всю киевскую Украину и самый Киев, и с тех пор Киево-Братский монастырь с училищем своим совершенно был опустошен. Уже ректор Братских школ Варлаам Ясинский начал возобновлять Братское училище, и во-первых, для содержания оного получил от митрополита Иосифа Нелюбовича-Тукальского в 1669 г. местечко Стайки, о коем выше сказано, а потом, в 1670 г., испросил у польского короля Михаила Вишневецкого две грамоты, одну от 25 апреля на возобновление монастыря со школами и на подтверждение оному владения местечком Новоселками, купленным до того от монастыря на вкладные деньги за шестьдесят тысяч польских злотых, и прочим прежним монастырским и училищным имением, а вторую от 10 октября на восстановление училища. Но в сей грамоте оно названо только Коллегиею, а неАтдемиею, и школы открыты уже с 1673 г. при ректоре Сильвестре Головинче по прежнему порядку. Ученики начали умножаться, и поелику на содержание всех их не доставало уже мо-пастырских доходов, то заведен был доброхотный сбор подаяний. А когда ректор Иоасаф Кроковский возобновил и конгрегации, учрежденные Петром Могилою, то с сих пор ежегодно за месяц до праздника Зачатия Св. Анны, во имя коего была основана первая в странноприимном Анны Гу-гулевичивны доме церковь (после бывшая Трапезною), ученики обеих конгрегаций под начальством настоятеля коигрегационного избирали двух префектов, Majoris et Minoris Congregations, и сей обряд, совершаемый торжественно, назывался элекциею, а окончание выбора и объявление избранных на праздник Св, Анны промульгацией) К каждому из префектов сих назначаемо еще бывало по два ассистента и по одному секретарю, Должность их состояла в том, чтобы с белою книгою, называвшеюся Album, испрашивать на конгрегационпую церковь подаяния от киевских и поветовых граждан, но к знатнейшим людям с книгою сей ходил и сам Pater Соп-gregationis с префектами Сверх того, в конгрегационной церкви всегда стояла сборная иа учеников кружка На сии, однако ж. сборы содержались только ученики, жившие в бурсацких комнатах при Братском монастыре. Прочие ж бедные, коих было гораздо большее число, жили по приходским церковным школам и за исправление в тех церквах божией службы получали от прихожан пособия пищею и дровами, и сами чрез то навыкали церковному Уставу и порядку служб. А в тех приходах, где лучшее было им содержание, ученики и студенты заводили и певческие партесные хоры. Сверх того, малые дети ежедневно под окнами у граждан испрашивали пищи в обеденное время пением стихов: мир Христов да водворяется в сердцах ваших за молитвами отец наших и проч. Такое испрашивание называлось миркованьем. Студенты же по вечерам испрашивали таким же образом с пением при воротах разных кантов, что называлось спеваньем. Иногда по вечерам для ночующих на Житной площади певали они канты, сочиненные в честь святых и икон чудотворных Богоматери Ахтырской, Каплуновской и проч. Во время праздника Рождества Христова отборные студенты и ученики ходили по домам со звездами, с вертепом или райком, представлявшим куклами Рождество или Воскресение Христово, Но после сии представления предоставили цеховым мастерам, а вместо того представляли диалоги, драмы н говаривали поздравительные речи. В вакации летние, составив из себя артели, уходили они по разным губерниям и слободским полкам для сбора подаяний, певали по церквам приходским службы, а по домам разные канты, и также говорили речи, представляли диалоги, комедии, трагедии и проч. Сии хождения назывались епетициами А многие и оставались в сих путешествиях, нанимаясь в домовые учители н другие должности. Ибо они записывались в училище и выходили по произволению, и, будучи из разных состояний и народов, имели полную свободу возвращаться в отечество или куда угодно и даже за границу. Некоторые ж по оставлении училища целую почти жизнь свою странствовали в Польше, Венгрии и на Востоке. Одни только бурсаки обязаны были пребывать до окончания курса наук. Лучшие студенты и ученики по выбору и назначению Академии префекта имели пропитание от шляхетных достаточнейших детей, живших по квартирам, нанимаясь у них в инспекторы над учением и поведением, и такой наем назывался кондициею. Сии инспекторы отъезжали с учениками своими в домы их, а иногда, с дозволения начальства, оставались у них на год и более, с обязательством представить их успешнейшими. В доношений Св. Синоду 1773 г. от преосвященного митрополита Гавриила Кременецкого сказано еще, что ректор киевский с некоторою братией ездил и в Москву для испро-шения милостыни на свое училище. Таково было по нужде содержание Киево-Братского училища, не имевшего еще никакой помощи от правительства! Но самая сия нужда и бедность избавляли учителей, инспекторов и учеников от рассеянности и убеждали их лучшими успехами и прилежанием заслуживать себе пропитание.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU