ПЕЧЕРСК


О ТИПОГРАФИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

О ТИПОГРАФИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

О ТИПОГРАФИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Киево-Печерская Лавра позже многих других мест и обителей православных учредила у себя сие заведение. Ибо после изобретения типографского искусства (около 1450 года) чрез 40 лет началось уже печатание и славянских книг кирилловскими славянскими буквами, во-первых, в Кракове, потом в Венеции, в Угровлахии, в Черногории, в Праге богемской, в Вильне, в Белграде, в Риме, Москве, Несвиже, Львове, Тибингене, Остроге, Дермапском монастыре, Стря-тине, Заблудове, Галиче, в Эвю (близ Вильны в поместье князя Огинского), в Могилеве, Почаеве, Угорцах, Рахманове, и затем ужс в Киево-Печерской Лавре уа. Без сомнения, скудость и необезопасенное еще от наветов состояние сей обители было причиною, что другие места упредили сс в сем полезном церкви православной заведении.

Когда и по какому случаю заведена Киево-Печерская типография, и откуда получены первые буквы и снаряды оной, то видно из предисловий первопечатных ее книг, о коих ниже упомянуто будет; а сказание, якобы типография Лавре подарена в 1551 году от острожекого князя Константина Ивановича и с 1533 до 1706 года якобы производила уже печа-

В начальной Краковской славянской типографии, заведенной Свя-тополком Фишем, немцем, мещанином краковским, первая киша я 4 листа напечатана 1491 года Часослов с полным Месяцесловом, включающим в себя и Устав службы нарочитых дней, с сокращенным Уставом Триоди Постной, кратким Чином Светлой Недели, с кратким Уставом Триоди Цветной, после коей помещен краткий Устав Петрова поста, избранные псалмы нарочитым святым и праздникам господским, потом правило ко святому Причащению и канон по все дни. В том же году и там же вышел еще Октоих; в Венеции 1493 года Часослов; в Черногории некто Георгий Черневик 1493 года напечатал Октоих, а в 1495 г. там же, в Цетине, иеромонах Макарий Псалтирь с Воеследованием, Канонами, Пасх ал нею, полным Месяцесловом и Уставом. В конце 15 столетия неизвестно где напечатано еще Евангелие, а другое в Угровлахии 1512 г.; в Праге богемской напечатано с 1517 г. до 1519 несколько библейских Ветхого Завета книг переводу полоцкого медицины доктора Франциска Скорины; а в Вильне его же Апостол, Псалтырь, Часослов, Акафистник, Шестоднев и Святцы с Пасхалиею 1525 года; в Угровлахии, Белграде и Вильне напечатаны Евангелия 1552, 1562, 1575 и 1600; в Риме БукварьСлавянский 1553 г.; в Урахе вюртембергском пробный лист кирилловских букв 1561 г.; в Тюбингене, того же года Катихизис с Толкованием и без Толкования и Букварь , и Молитва Отче наш; в Несвиже лютеранский Катихизис Симона Будного 1562 г.; в Скутари Троидь Цветная 1563; в Москве Апостол 1564 г. и Псалтырь 1569 г. Григорий Ходксвич завел типографию в Заблудове 1568 г. и напечатал Воскресное и Учительное Евангелие 1569 и Апостол 1573 г.; потом, сию же типографию перенесши во Львов, напечатал вторично Апостол 1576 года. Князь Константин Константинович в Остроге 1580 года напечатал Новый Завет и Псалтирь, а в 1581 г. издал целую Библию. Он же завел и в Дермане типографию, из коей 1603 года первая книга вышла Октоих; в Стрятине 1604 года Служебник; в Галиче Учительное Евангелие 1606 г.; в Эвю Новый Завет с Псалтирью 16П года; в Могилеве Служебник 1616 года; в Почаеве Зерцало Богословии 1618 года; в Угорцах Собрание Словес от Св. Писания 1618 года; в Рахманове Евангелие Воскресное Учительное иеромонаха и проповедника Кирилла Транквиллиона 1619 года и проч. См. Опыт Российской библиографии Сопикова, часть I, 1813; С.П.6.; Добровского Institu-tiones Linquae Slavicae, Virtdobonae, 1822; ЛелевеляBiblograficznych fcsiag dwoye, tom 1, 1823, Vilno; и Библиографические Листы П. Й. Кеппена, 1825 года *.

тание книг вне Лавры против Николаевского монастыря в деревянном доме, а потом перенесена в Лавру, не имеет никакого основания. Ибо: 1) при князе Константине Ивановиче, скончавшемся в 1535 году, не было еще и в Остроге типографии, а завел оную сын его, князь Константин Константинович Острожский, уже около 1580 года посредством московского типографа Иоанна Федорова; 2) по описи и плану Киевско-Печерской Лавры, помещенных в книге Тературги-ме, сочиненной печерским монахом Афанасием Кальнофой-ским и напечатанной на польском языке в сей же типографии 1638 года, на стран. 21 означена типография в самой Лавре на том месте, где и ныне; 3) доныне неизвестно никакой книги, печатанной в Киево-Печерской Лавре с 1533 до 1616 года. Напротив того, в Настольной Грамоте от патриарха Московского Иоакима, 1688 г. апреля 18 данной киево-печерскому архимандриту Варлааму Ясинскому, приписано заведение здесь типографии архимандриту Елисею Плетс-нецкому, скончавшемуся 1624 года. Впрочем, по сходству почерка букв Киево-печерской типографии с Острожскою, по крайней мере, в книгах, с 1619 года выходивших, вероятно, что после того буквы заимствованы были и от Острожской. Вероятно также, что Константинопольский патриарх Иеремия II, бывший в Литве 1588 года и благословивший Виленскому Свято-Духову монастырю завести для печатания церковных книг типографию, возвращаясь чрез Киев, ободрил таковым же благословением и Киево-Печерскую Лавру. Но заведение сис не скоро последовало. Первая изданная книга была в 1616 г. в малую 4 листа:Часослов с Богом Святым, имеяй нощную и дневную Службу по Уставу, иже в Иерусалиме Великой Лавры, иже во Святых Отца нашего Саввы и проч 280. В предисловии издатель говорит: «умолен быв правоверными, яко да исполнится требование еже в училищах в православном граде Киеве и в прочиих хотящим нам помощию Божиею издаяти свету книги, инако не подобаше, точию от молитвы начати, яже вся предваряющая тогда, яко едино благословение от Преподобных Отец наших Печерских приемлете сию целования нашего книгу, чающе, аще Господь восхощет, вскоре облобызания прочиим сподобитися. Молите же Бога в Троице единого, да поспешит, еже умыслихом типарским делом угодити церквам православным нынешнее и еже быти хощет начинание суду и исправлению восточной церкви предающее. Почерк букв сей книги отличен от выходивших после того книг киево-печерских и, следовательно, не острожский ,i0. Вторая книга была: Ве-зерунк у нот (образец добродетелей) Превелебного в Бозе Его Милости, Господина Отца Елиссея Плетенецкого, архимандрита Киевского монастыря Печерского, друковано в Святой Великой Лавре Киево-Печерской року 1618. Книжка в 4 листа, на 12 страницах, сочинена неизвестно кем стихами в 9 статьях на похвалу Елисею. В сей книге ясно сказано, что Киево-Печерскую типографию завел Елисей Плетенец-кий, купивший оную по смерти шляхтича Федора Юрьевича Болобана из Стрятина. Трети я книга: Анфологион или Трефо-логион, т. е. избранная Минея на весь год, переведенная с греческого игуменом Золотоверхо-Михайловского монастыря Иовом Борецким, а исправленная архидиаконом Заха-риею Копыстенским и иеромонахом Памвою Берындою, на-печ. 1619 г. в лист. В предисловии сей книги сказано также, что Плетенецкий купил типографию после Болобана. Потом Служебник, изданный архимандритом Елисеем Плетенецким 1620 года в 4 листа; Номоканон того же года в 4 листа; Кассиана Саковича, ректора киевских школ, Вирши на погребение гетмана Петра Конашевича Сагайдачного 1622 года в 4 листа; Трипеснец, или Триод ион, исправленный с греческого, с присовокуплением жития преподоб. Марии Египетской 1623 года в лист; Иоанна Златоустого Беседы на 14 Посланий, переведенные и исправленные иеромонахом Захариею Копыстенским 1623 года в лист; того же Златоустого Беседы на Деяния Апостольские с лицевыми изображениями, переведенные архимандритом Елисеем Плетенецким, иеромонахами Гавриилом Дорофеевичем, клириком Львовской церкви, Иосифом Святогорцем, Памвою Берындою и Захариею Копыстенским, коим и предисловие сочинено, 1624 г. в лист; Номоканон, сирень Законоправильник, вторично изданный иеромонахом Захариею Копыстенским 1624 г. в 4; Казачье на погребение архимандрита Елисея Плетенецкого, сочинен, и говоренное иеромонахом Захариею Копыстенским 1625 г. в 4; Апокалипсис с Толкованием Св. Андрея Критского, перевод с греческого 1625 г. в лист; Часослов 1626 г. в 4; Лексикон Славено-Российский Памвы Бе-рьшды 1627 г. в 4 и проч. В сей последней книге есть уже 281 буквы латинские и польско-готические, коими в следующих годах печатались и многие целые книги в печерской типографии. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович во время своего блюстительства Киевской митрополии усовершил сию типографию заведением лучших резчиков и словолитов. Между тем, одним мастером, Спиридоном Соболем, открыта в Киеве еще особая типография в Златоверхо-Михайловском монастыре у митрополита Иова Борецкого и на Подоле 282.

Издание и рассмотрение печатаемых в Лаврской типографии книг зависело от самих архимандритов и соборной братии, как грамотами Московского патриарха Иоакима и царей сие позволено было. Но поелику ни в письменных тогдашних, ни в печатных книгах всех польских, литовских, Волынских и белорусских типографий славянских постоянного правила и единообразия не было еще определено никаким Уставом и образцом, от чего во всех изданиях одних и тех же книг оказывались несогласия, а часто издания последующие той же типографии не сходствовали с предыдущими прибавлением, переменою и опущением некоторых статей, то государь Петр I Указом 1720 г. декабря 22 повелел все в Печерской Лавре и в Черниговской типографии (ибо прочие заграничные еще не были подвластны России) печатаемые книги исправлять и соглашать с таковыми же великороссийскими, в Москве издаваемыми, дабы никакой разности и особого наречия в оных не было, а новые исторические и политические представлять прежде на рассмотрение Духовной коллегии (Свят. Синоду). Но долго и после того удерживался здесь прежний обычай, и уже Указами Св. Синода 1766 г. ноября 7 и 1772 мая 25, последовавшими в подтверждение вышеупомянутого Указа, пресечено сие. Однако ж, поелику некоторым киево-печерским книгам не было подобных, печатанных в великороссийских синодальных типографиях, то по представлению Лавры и киевских митрополитов особы-ми Указами Святейшего Синода на каждую таковую книгу разрешено продолжение печатания некоторых.

До времен преосвященного митрополита Самуила не было в сей типографии русских букв. Но в 1787 году, когда государыня императрица Екатерина II пребывала в Киеве почти целую весну, то по представлению его, Указом марта 15 между прочим в 6 пункте повелено: «При Киевской Академии завесть гражданскую типографию для печатания книг как на российском, так и на иностранных языках, содержа сию типографию в Киево-Печерской Лавре». Почему типография сия со следующего же 1788 г. и заведена покупкою пунсонов, матриц и букв греческих, латинских, польских, немецких и разного почерка русских. С 1822 г. оная умножена еще буквами и станами, а по представлению митрополита Евгения Указом Св. Синода 1824 года марта 24 дозволено в ней не только академические, но и разные печатать всякими буквами книги, духовные с одобрения только духовной, а классические, исторические и нравственные с одобрения и духовной, и гражданской цензуры на счет даже сторонних желающих людей.

После знатнейших славянских православных типографий, Острожской и Виленской, Киево-Печерская издала книг полезных церкви больше их и прочих ЛИТОВСКИХ, ВОЛЫНСКИХ и белорусских, а чистотою букв и тиснения превзошла все подобные себе. В 1701 году государь Петр I присылал из Москвы в Киев московского Приказа книгопечатного дела знаменщика Михайла Дмитриева для научения книжному печатному делу, составлению чернил и всякому книжному искусству В 1828 г. для гражданской типографии выстроен особый каменный корпус, а в 1830 и для фигурной. От Киевской типографии заведены Новгород-Северская и Черниговская. Фигурный снаряд для печатания картин составляет при ней также обширное заведение, хотя еще и неусовер-шенное. Самая святость Лавры всему печатаемому в оной придает преимущественное уважение в народе, и книги ее издания почитаются паче других как по всей России так и у заграничных православных народов; наипаче драгоценны издания прежние, до соображения с московскими книгами печатанные, кои ныне признаются уже редкостью для собирателей библиотек. 283


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU