ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
О ВЛАДЕНИЯХ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ ПРЕЖНИХ И НЫНЕШНИХ

О ВЛАДЕНИЯХ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ ПРЕЖНИХ И НЫНЕШНИХ

О ВЛАДЕНИЯХ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ ПРЕЖНИХ И НЫНЕШНИХ

Киево-Печерский монастырь имел в подведомстве своем многие другие монастыри и многие волости крестьянские и поземельные.

Сверх двух древних, Лавре принадлежащих, пещерных монастырей и третьего, Больничного, основанного при Печерском монастыре еще князем черниговским Николаем Святошею с 1106 года, великий князь Андрей Юрьевич Бого-любский подчинил ей Пустынно-Николаевский в Киеве монастырь, в Новгород-Северске Преображенский, в Чернигове Успенский Елецкий, в Брянске Богородицкий Свенекий и, между речками Тетеревкою и Микою, бывший Николаевский, предоставив архимандриту печерскому самому определять в них игуменов, старцев и весь причт. Но сии монастыри в несчастные времена упадка Лавры отошли от ее ведения, и уже с начала 17 столетия, по возобновлении Лавры, начали к ней приписываться другие монастыри и пустыни окрестные. Некоторые благочестивые бояре, устрояя оные по обещанию на свое иждивение, сами отдавали их под покровительство Лавры. Так, например, польский шляхтич Константин Богданович Дол мат с женою своею Анною Юрковского, устроив Дятловицкий в Польше монастырь, отдал его в 1622 г. архимандриту Елисею Плетенецкому; а черниговского скарбника жена Екатерина Угорницкая, устроив Рож-дество-Богородицкий, на острове между реками Остром и Остришем, Омбышский монастырь, отдала его е Омбышскою и Лосинове кою своею волостью и угодьями Лавре в 1649 г. пр„и архимандрите Иосифе Тризне. Митрополит и архимандрит киево-печерский Петр Могила по Грамоте польского короля Владислава IV 1633 года возвратил под свое ведомство Киево-Николаевский пустынный монастырь и создал Голосеевскую пустынь в 1631 г. Грамотой царя Алексея Михайловича, дайною архимандриту Иннокентию Гизслю 1658 г. августа 31, а потом и Грамотою польского короля Михаила Корьтбута 1669 г. ноября 15, возвращены Лавре нов-город-северский Преображенский, черниговский Успенский и другие, древле бывшие в ведении ее, монастыри, но после они паки отошли. Грамотой царя Федора Алексеевича 1680 г. мая 9, по прошению того же архимандрита, за оскудением Лавры от военных обстоятельств и от разорения в Польше находившихся се полостей, также для убежища лаврским монахам во время гонений, отдан ей в ведомство

трубчевский Чолнский Рождества Христова монастырь, и дозволено печерским старцам в четвертый год приезжать в Москву дли испрошения милостыни; а по Грамоте того же государя 1681 г. марта 1 и по прошению того же архимандрита возвращен Лавре брянский Свенский монастырь также для безопаснейшего убежища архимандриту и братии в военное время, с переименованием сего монастыря Ново-Печерским и с тем, чтобы архимандрит имел там наместника своего и содержал сей монастырь во всякой лепоте и благочинии, подобном Киево-Печерскому. Почему из обоих тех монастырей русские монахи высланы, а введены киево-пе-черские. В 1702 г. по прошению архимандрита Иоасафа Кроковского и по представлению блюстителя московского патриаршего престола Стефана Яворского, митрополита Рязанского, Грамотой царя Петра Алексеевича ноября 30 приписан к Лавре в Белогородской епархии Змиевский Преображенский монастырь, вместо вотчин и рыбных ловель, по трактату и разграничению с Польшею отшедших от оной. По той же причине в 1703 году на просьбу того же архимандрита и на представление митрополита Стефана Яворского Грамотою царскою января 2 приписан к Лавре из Белгородской епархии Синянский Покровский монастырь. Сверх сего, в ведении Лавры состоял еще на печерской стороне бывший Кловский Ризположенский монастырь, где ныне губернская гимназия, и две ближние к Киеву пустыни: вышеупомянутая Голосеевская и Китаевская, построенная или возобновленная в 1716 году киевским губернатором князем Димитрием Михайловичем Голицыным. О сих пустынях ниже сказано будет обстоятельнее. Все сии монастыри со своим имением непосредственно зависели от Лавры, и по рассмотрению архимандрита ее определяемы были в них игумены, наместники и братия, а от епархиальных начальств ни в чем не зависели.

Поместные владения Киево-Печерская Лавра имела многие и во многих местах. В Патерике Печерском еще при начальнике сего монастыря, преподобном Феодосии, упоминаются уже монастырские села284, но имена их наиззестны, кроме одного, в Патерике на обороте 51 листа названного Лесники, куда преподобный Феодосий удалялся на уединенную молитву в пещеру, и где после был Глинецкий монастырь *. В Несторовой летописи под годом 1096 упоминается двор Печерского монастыря в Суздале. Князь Ярополк Изяславич подарил своему монастырю около Киева земли и волости — Негнотовскую, Деревскую и Луцкую. Дщерь его, княгиня Анастасия, супруга князя Глеба Вссславича, в 1158 году при смерти завещала Печерскому монастырю все свои деревни. Великий князь Киевский и Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский 1159 г. отдал монастырю сему (наименованному им уже Лаврою и Сгавропигиею) два города, Василев, ныне именуемый Васильков, где родился преподобный Феодосий 3\ и город Мическ, со всеми принадлежавшими к ним волостьми по рекам Стугне, Бете, Мике, Тетеревке, Ратче, Бельце, Иршс и другим, с десятинами, оброками и поземельными угодьями 'Г Вероятно, подобные вклады в том же веке жертвованы и от других князей и бояр. Посему при всех своих в XI и XII столетии разорениях обитель сия легко могла поправляться, пока нашествие Ба-тыево совершенно не разорило ее и не опустошило всех ее волостей. Но она сохранила важнейшее и нетленное свое сокровище чудотворную икону заступницы и ходатаицы своей Божьей Матери и целебные мощи начальников своих и учеников их, богоугодников печерских, к помощи коих притекающие никогда сами не оставляли без пособий сие святое место, и от них-то оно приобрело паки средство к восстановлению и украшению своему, по проречению начальника ее, преподобного Феодосия, уповавшего, яко сам Господь попечется подати и тая, я же суть кроме нужды ко украшению паче обители сеям'. Литовские великие князья, с 1320 до 1569 г. владычествовавшие над Киевом, хотя сами были чуждого вероисповедания, однако ж не препятствовали ее устроению; а православные их наместники, сколько обстоятельства позволяли, покровительствовали ее. С XVI столетия обитель сия возвратила, как выше сказано, некоторые иреж- 285 ние угодья и волости и стяжала новые, которые утверждаемы были и польскими королями, иноверными ей. Выше также сказано, что король Сигизмунд I Грамотою 1522 г, защитил Печерский монастырь от обид; а король Сигизмунд Август 1350 г. и Стефан Баторий 1578 г. подтвердил его Грамоту. Сигизмунд Август Грамотою 1567 г. принял оный под свою особенную защиту. В последовавшее время, хотя владения Печерского монастыря подвержены были разным нападениям, но король Сигизмунд III и тогда дал оному привилегию, 1624 г. июня 14, на перестройку Васильковского монастырского замка и на ярмарочные там доходы. Король Иоанн Казимир Грамотами 1650 февраля 15 и 1653 г. августа 12 утвердил все находящиеся во владении его вотчины, угодья, доходы, перевозы на Днепре и других реках, мостовые места и приписные монастыри в ненарушимом сохранении, уничтожая все крепости на имения оного, испрошенные другими То же повторил царь Алексей Михайлович Грамо-тачи 1654 и 1658 года и король Михаил Корыбут Грамотою 1669 ноября 15 с подтверждением и подведомственных Печерскому монастырей Правда, с 1654 года, то есть со времени подданства Киева и Малоросии престолу российскому, все сии привилегии от беспрестанной войны были уже ненадежны; а со времени трактатов 1666 и 1686 г. между Россией и Польшей по разграничению все киевских монастырей волости и поземельные угодья, оставшиеся за границею, отошли от них. Но гетманы малороссийские и цари российские снабдили Печерский монастырь новыми в своих владениях. Все сии жалованные волости и угодья прописаны в Грамоте юсударя Петра I, данной Печерскому монастырю 1720 г. октября 16.

Больничный Троицкий при Лавре монастырь, имевший издревле особые свои жалованные, вкладные и покупные вотчины, получил также в 1616 г. от польского короля Сигизмунд а III подтвердительную, а от гетмана Скор он аде кого в 1704 г. охранную Грамоту. В 1680 году подтвердил все его владения и царь Федор Алексеевич, а в 1720 и Петр Алексеевич.

До 1706 г., или до устроения Печерской крепости, около самой Лавры было крестьянских дворов: 300 в Спасском приходе, 100— в Воскресенском, 200 в Феодосиевском, 200 в Предтечсвском, 155 в Пятницком, всего 955 дворов. Лавре принадлежало около ее 70 с половиною десятин земли, и на них было 121 торговых лавок, с коих она получала 5007 р. 73!/г к. ежегодного дохода. Но все сии места взяты под крепость, заложенную того года октября 8, и крестьянские дворы перенесены на печерское предместие и за город, а до 1786 г. находилось еще их на Печерске 263 души мужеского пола. Сверх того, Печерская Лавра имела во многих городах для пристанища своей братии подворья, как то: в Глухове, Воронеже Черниговском, Стародубе, Кролевце, Кромне, Козельске, Нежине, Короне, Чернигове, Остре и в самом Киеве, а всех волостей до 1786 г. Лавра имела по Киевской губернии 53, по Черниговской 34, по Новгород-Ссвсрской 49, и во всех их мужского пола крестьян — 28 510 душ. Монашествующих в Лавре с приписными монастырями бывало более 300 братий.

В 1786 г. при преобразовании малороссийских епархий в штатное положение * приписные лаврские монастыри Сиенский и Чолнский отошли в Орловскою, Омбышский в Черниговскую, Змиевский и Синенский в Белоградскую, а Дятловицкий в Минскую епархию. Крестьяне и подворья отписаны по принадлежности в ведомство казенных палат Киевской, Черниговской и Новгород-Северской. Все на них жалованные от королей польских и государей российских грамоты, купчие, вкладные и променные записи, межевые книги и планы и тяжебные волостные дела отобраны также в Киевскую казенную палату М Печерской Лавре положен штат и денежный оклад, равный Лавре Сергиевой, на 100 монашествующей братии и на 100 служителей, с церковными, починочными, ризничнычи и провизскими суммами. В числе монашествующих повелено иметь здесь половину из ученых, к высшим степеням приуготовляемых. Назначено было и Киевской Академии находиться при Лавре, но сие отменено именным Указом того же 1786 года июля

13. Из ближайших около Киева приписных бывших к Лавре пустынь велено, по рассмотрению митрополита, назначить одну для уединения престарелых лаврских братий, и назначена Китаевская, а Голосеевская со штатным третьего класса окладом оставлена по смерть на пребывание бывшему Лаврскому архимандриту Зосиме Валкевичу под непосредственным его начальством. По новым духовным штатам 1797 года, декабря 18, при сей Лавре положен еще штат «10 соборных иеромонахов из окончивших с успехом и пользою свое учение в семинариях и академиях, по дозволению

Из Печерской Лавры тогда сдано в Киевскую казенную палату грамот, крепостей, записей, целых книг со вписанными грамотами и других документов 298 и 48 планов, а из всех бывших тогда в Киевской епархии монастырей 2760 документов и 420 планов Многие грамоты писаны па пергамине со всеми дипломатическими украшениями, с серебряными позолоченными в ковчегах печатями государственными и проч Любопытные могут найти в них много исторических, хорографических* и топографических известий

Св. Синода на сии вакансии определяемых, с обязанностию, чтобы они упражнялись в переводах, сочинениях, в проповеди Слова Божия и в преподавании наук по академиям и семинариям, а сверх того в том месте, где состоят соборными, отправляли собором своим Службу Божию в назначенные им дни, как то в первейшие Господские праздники, також во дни рождения, тезоименитства и коронования государского, и вообще чтобы они не в праздности обращались, но прямо на пользу церковную и государственную служили, отличаясь добрым поведением, а тем и могли бы достигать помещения на степени архиерейские».

Из угодий поземельных оставлены Печерской Лавре мельница на реке Лыбеди, лес от Китасвской Пустыни до села Пирогова с пасекою, земля при бывшей Голосеевской пустыни и Самборках, рыбные ловли с сенокосами на Днепре при урочищах Жуковке, Телбине и особый сенокос в Темном Луге, подворье в Киеве на Подоле Подольское, на Печерском Конюшенное, Судовое, Каменного Затона, Пещерное с плодовитым садом, Гостиничное под Лаврою, а за городом Лы-бедское при мельнице и кирпичных заводах, Голоееевское и Самборское при скотных дворах, Жукозское, Телбинское и в Темном Лугу при рыбных ловлях и сенокосах. В 1817 году государь император Александр I всемилостивейше пожаловал еще Лавре восемь рыбных озер в Остерском повете: на Днепре Черниговской губернии, именуемые' Тарасовекое, или Яма, Ковпыт; Старик; Закотное, и на Десне —- Старуха, Перевышень, Колодснь и Елизеровна.

XII

О ДРАГОЦЕННЫХ УТВАРЯХ И УКРАШЕНИЯХ ВЕЛИКОЙ ЛАВРСКОЙ ЦЕРКВИ И НА ОБЕИХ ПЕЩЕРАХ НАХОДЯЩИХСЯ ЦЕРКВЕЙ

Благочестие усердствующих к святыням Печерской Лавры снабдило их весьма многими драгоценными украшениями, а все церкви таковыми же утварями. Патное описание их составляет обширную статью в описи церковной. Но здесь исчислим только замечательнейшие.

Первую святыню Печерской Лавры составляет чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, и потому украшена она паче всех святынь сей Лавры. Она писана древней греческой живописью на кипарисной деке шириною в 9, а вышиною в 6 с половиною вершков, и на пей изображена почившая на одре Божья Матерь; пред одром стоящее Евангелие; при главе и ногах по пяти Апостолов, из коих

Петр при главе с кадилом, а Павел особо, с левой стороны припадающий к мощам ее. При средине одра с левой же стороны — Спаситель, держащий в пеленах душу ее, а около главы его приникающие крылатые два Ангела, держащие в руках убрусы. Вся икона сия, кроме лиц и рук, покрыта чистого золота ризою. Верхний и нижний край одра Божьей Матери обнизаны сплошь крупными алмазами, а венцы на Спасителе и Божьей Матери крупными бриллиантами. В венце Спасителеве, сверх того, большой солитер; прочие же венцы Апостолов и Ангелов и Евангелие украшены бриллиантами поменьше. По краям иконы кругом наложены также украшения из бриллиантов и между ними большие яхонты. Икона вставлена в большой сребряный позолоченный и звездами из топазов и аквамаринов испещренный, в поперечнике с лучами в 15 вершков, круг. На сем круге чеканною работою изображены по сторонам два крылатых стоящие Ангелы, придерживающие икону, а над нею Бог Отец, ниже коего в облаках Дух Святой в виде голубине. Глава Бога Отца украшена венцом из бриллиантов с таковыми же лучами. В средине венца большой аметист, обнизанный бриллиантами. Весь круг по краям обложен сплошь чеканными главами крылатых херувимов. Место сей иконы — над Царскими Вратами в средине длинных на все стороны сребрянных, белых и позлащенных лучей Пред нею всегда неугасимая горит лампада. Для поклонников, желающих лобызать, она вместе со звездным крутом спускается на шелковых вервях вниз и паки поднимается в свое место. Память явления сей чудотворной иконы совершается мая 3 на день преставления преподобного Феодосия Печерского.

Иконостас Великой церкви в пять ярусов состоит из пяти рядов разных икон, из коих 42 покрыты сплошными серебряными позолоченными ризами, а некоторые унизаны и драгоценными каменьями. Остаются только под серебряными венцами без риз 22 иконы верхних. Нижний ряд становых икон в 1823 году поновлен и починен в некоторых украшениях, а также переделаны тогда пред ними и серебряные висячие лампады. Из икон в Великой церкви замечательна одна ос-мушная, Спасителя благословляющего, под золотою кованою ризою с венцом, составленным из 25 больших и малых бриллиантов с искрами на буквах, коею императрица Екатерина II благословила князя Григория Александровича По-темкина-Таврического при отпуске на бывшую 1788 г. войну с турками. Сия икона подарена Лавре графинею Александрою Васильевною Браницкою. Позолота иконостасной резьбы вся поновлена была по разобрании иконостаса в 1809 и 1810 году. Царские Врата решетчатые, из трав, серебряные под позолотою, были сделаны еще в 1713 г. иждивением фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, но в 1749 г. переделаны больше, иждивением сына его графа Сергея Борисовича Шереметева.

Престол и жертвенник в алтаре обложены все серебряными позолоченными деками чеканной работы с разными святыми изображениями. Первый устроен в 1755 'г. на пожалованные 10 000 рублей императрицею Елизаветою Петровною в бытность ее в Лавре 1744 года; а второй иждивением разных подаятелей. В окладе престола весу серебра 8 пудов 28 фунтов и 73 золотника, и на позолоту его употреблено 486 червонных; а в окладе жертвенника 4 пуда 7 фунтов серебра и 170 червонных в позолоте.

Паникадило большое пред Царскими Вратами, серебряное, о 24 подсвечниках, весом 7 пудов 33 фунта серебра; другое —серебряное, о 28 подсвечниках, среди церкви, в 7 пуд 9 фунт, и 45 золотников; третье серебряное, в паперти, о 36 подсвечниках, в 5 пуд 2 фунта и 32 золотника. Прочие многие паникадила также серебряные, весом меньше.

В правом крыле Великой церкви в приделе святого Архистратига Михаила при южной стороне серебряная рака для главы св. равноапостольного князя Владимира Святославича, на кою верхняя доска с чеканным изображением во весь рост сего св. князя сделана в 1826 г. с отверстием к самой главе. В левом крыле при северной стене придела архидиакона Стефана серебряная же рака для мощей св. Михаила, первого митрополита Киевского. В правом западном углу под балдахином серебряная ж рака преподобного Феодосия, начальника Печерского монастыря, а напротив ее в левом углу иод таковым же балдахином серебряная рака дли частиц мощей всех печерских угодников, устроена в 1825 г. О мощах сих сказано будет подробнее при общем описании всех мощей Киево-Печерской Лавры.

Есть многие драгоценные украшения и в церквах на обеих пещерах, как то: на Ближних в церкви Воздвиженской Царские Врата серебряные с позолотою по местам, устроенные в 1784 г., весом в 2 пуда 17 фунтов и 2 лота и на позолоте 95 червонных; а в 1786 г. престол и жертвенник обложены медными позолоченными досками с накладными серебряными украшениями. На Дальних пещерах в Рождеетво-Богородицкой церкви также Царские Врата серебряные в 2 нуда и 8 лотов и на позолоте из 66 червонных. Они устроены в 1784 году. Престол в 1785, а жертвенник в 1787 году обложены такими же позлащенными медными деками с серебряными накладками, как и вышеписанные.

Из напрестольных утварей замечательнее прочих, в числе 63 Евангелий, одно большое под золотою доскою сверху, а серебряною снизу, и на корне унизанное 763 алмазами и бр иллиантами, а сзади стразами *, деланное в Киеве и оконченное 5 февраля 1811 года при преосвященном митрополите Серапионе из вкладов многих подаятелей, в числе коих наиболее пожертвовала алмазами и деньгами донская генеральша Екатерина Якимовна Дьячкина и надворная советница Екатерина Евфимовна Галаганова. Евангелие сие оценено тогда в 17 173 рубля.

Из напрестольных 72 сосудов многие золотые с драгоценными каменьями. Из 7 дарохранительниц замечательна одна большая со вставленною внутри ее иконою под золотым окладом, украшенною от разных вкладчиков многими бриллиантами, из коих некоторые солитеры. Из 36 поставных крестов (из коих некоторые золотые) замечателен один большой, сделанный от разных вкладчиков из 8 фунтов 31 золотника золота, а с серебром 26 фунтов 67 золотников. Из 22 поклад-ных напрестольных крестов некоторые золотые со вложением Святых Мощей, украшенные алмазами, бриллиантами, рубинами,, и другими драгоценными камнями. Паникадил в церкви 9, большею частью серебряные. Лампад серебряных 33.

В ризнице митр 25, панагий 40, крестов наперсных 19, фелоней, или риз, одинаких 173, парных риз 170, подризников 98, саккосов архиерейских 37, омофоров 20, мантий настоятельских 8, стихарейодинаких 169, епитрахилей 423, по-лиц 39, воздухов с покровами 104, поручей 255 пар, поясов 58, орарей 88, набедренников 19, покровов на мощи св. Михаила, первого митрополита Киевского, 40, пелен аналойных 13; многие из сих облачений весьма драгоценные, а митры и панагии с алмазами, жемчугом и другими дорогими каменьями. Одна из митр, низанная сплошным жемчугом с алмазами, рубинами и другими драгоценными каменьями, сделана в 1827 г. и оценена в 20 000 рублей. Из панагий драгоценнейшие суть две: пожалованная государем императором Александром I и вкладная канцлером графом Николаем Петровичем Румянцевым, сделанная из бриллиантов, жалованных родителю его, фельдмаршалу графу Петру Алексан- * дровичу Румянцеву, в Лаврской церкви погребенному.

В ризнице хранится и фельдмаршальский жезл его и лавровая ветвь, бриллиантами украшенные, отданные также на память сыном его.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском