ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЦЕРКВЯХ В КИЕВЕ ДО СОЗДАНИЯ КИЕВО-СОФИЙСКОГО СОБОРА

О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЦЕРКВЯХ В КИЕВЕ ДО СОЗДАНИЯ КИЕВО-СОФИЙСКОГО СОБОРА

ГЛАВА 1

0    НАЧАТКАХ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ В КИЕВЕ

Неоднократно в России полагаемо было основание христианской веры. Но было ль оно где-нибудь в другой стране прежде Киева, неизвестно, а известные основания все начинались от Киева. По Киевскому Синопсису считается пять, по предисловию Кормчей Книги — четыре, а по Степенной Книге — собственно только два обращения России в Христову веру.*

Первая проповедь Евангелия в киевских странах, по сказанию преподобного Нестора, была еще в первом христианском веке чрез святого Апостола Андрея Первозванного, который, по словам Несторовым, из Синопа чрез Корсунь по Днепру дошел до гор Киевских и, став на берегу под горами, ученикам своим предсказал, что на горах сих возсияет благодать Божия и град велик имать быти и церкви многи имать Бог воздвигнут, и вшед на горы сия и благослови я, и постави крест и помолися Богу, и слез с горы сея, идеже после бысть Киев, и по йде по Днепру горе. и прииде в Слове-ны, идеже ныне Новгород и проч.! Сие сказание преподобный Нестор заимствовал от греков, которые того же Апостола Андрея признают основателем и своей византийской церкви. Оно, сверх того, некоторым образом основывается н на свидетельстве 4 века церковного историка Евсевия 68

Памфила, епископа Кесарийского, который г сам, ссылаясь на Оригена, церковного писателя 3 века, говорит, что св. Апостол Андрей проповедовал в Скифии, под именем коей греки разумели все северные страны Земного шара69. Как бы то ни было, но Церковь Российская приняла уже сие мнение, и на месте, где почитается св. Апостол Андрей водрузившим крест, издавна в память сего существовала деревянная церковь во имя Воздвижения Честного Креста, построенная в 1212 г. великим князем Мстиславом Романовичем, потом—каменная в 16 веке, а в 1744 году императрица Елизавета Петровна, бывши тогда для богомолия в Киеве, основала близ оного места на горе великолепнейшую новую каменную во имя св. Апостола Андрея, существующую и доныне.

Вторая проповедь Евангелия у славян, собственно болга-ров, по Несторову леточислению, полагается в 858 г.70 Но есть свидетельство, что скоро после сего времени проникла она и в Россию. Ибо Фотий, патриарх Константинопольский, в окружном своем к восточным епископам послании, писанном в конце 866 года, говорит, что россы, дерзнувшие нападать на Римскую империю, исповедуют уже Христа. Константин Багрянородный, император константинопольский, также пишет, что князь русский и бояре его крестились во время императора Василия и патриарха Игнатия, то есть около 867 года, и послан к ним епископ71; а в сие время, и именно, по Несторову леточислению, между 863 и 866 годами, киевский князь Оскольд ходил войною на Константинополь. Посему некоторые заключают, что и князь Оскольд сделался христианином, и что посему-то на могиле его после поставлена была церковь св. Николая, именем коего, якобы, он был назван в крещении72.

Третия проповедь славянам, между 860 и 867 годами, была собственно для моравских славян и до славяноруссов не принадлежит, разве только по заимствованию от них церковных книг, на славянский язык у них переведенных, и церков-нослч жителей при Ольге и Владимире, а может быть еще и при Оскольде73,

Четвертая проповедь, или продолжение второй и третьей, замечается в Киеве со времен великого князя Игоря и великой княгини Ольги, супруги его. Ибо в 14 статье Игорева 945 г. с греками договора ясно говорится, что между россиянами были уже христиане. При Святославе, сыне Игореве, по сказанию Нестора, также мнози беша Варязи Христиане, и, хотя им ругались, но никому не запрещали креститься74 75. Мать Святослава, великая княгиня Ольга, путешествовала в Константинополь и там, по Несторову —в 955 или вернее по Константина Багрянородного леточислению — в 957 году приняла крещение и имела при себе домового священника , но не могла к вере Христовой убедить сына своего. Ибо он отвечал ей: како аз ин закон один хошу принта, а дружина моя сему смеятися начнет? Других же она учаше крести-тис я76.

Пятая, всеобщая уже по России, чрез Киев, проповедь Евангелия последовала уже при внуке Игореве и Ольгином Великом князе киевском Владимире Святославиче. Известно изописания преподобного Нестора77, что он, поколебавшись в праотеческом идолослужении, которое он даже усилил, принимал проповедников всех вер и, наконец, избрал православную восточную греческую, и 988 года получил крещение в таврическом греческом городе Корсуни, где вместе с ним и многие из дружины его крестились, а по возвращении в Киев низвергнул им самим поставленных идолов, крестил киевский народ и детей своих и старался распространить веру Христову не только по всем своим областям, но даже и у соседних языческих народов, ему не подвластных. Впрочем, при нем еще до его крещения были христиане в Киеве, и российская церковь признает первыми тогд^а мучениками своими двух варягов, Феодора и Иоанна, отца и сына, убитых идолопоклонниками78.

ГЛАВА 1

О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЦЕРКВАХ В КИЕВЕ ДО СОЗДАНИЯ КИЕВО-СОФИЙСКОГО СОБОРА

Со времени проповеди св. Апостола Андрея Первозванного, поелику не существовал еще тогда и Киев, не можно полагать никаких здесь и церквей. О первой или, по крайней мере, в первый раз о христианской соборной церкви в Киеве упоминается в договоре Игореве с греками 945 года. В заключении сего договора у Нестора сказано: Христианскую Русь водиша к роте (присяге) в церкви святого Илии, яже есть над ручаєм, конец Постничи Беседы в Козарех. Се-бобе Соборная церковь79. Великая княгиня Ольга, поелику, по словам Нестора, содержала у себя священника, то, вероятно, и церковь имела домовую. Киевский Синопсис говорит80, что Ольга построила церковь св. Николая на Оскольдовой могиле в урочище, называвшемся Угорским, ниже нынешнего Николаевского монастыря к Днепру, в Печерской части города. Но преподобный Нестор пишет только, что Оскольд погребен там, где в его время был Ольмин двор, и на той могиле поставил (неизвестно кто и когда) церковь святого Николы81'1. А Шлецер* из сего заключает, что Ольма и создал сию церковь82.

Со времени крещения великого князя Владимира и киевского народа на местах, где стояли идолы, созданы им многие церкви, как свидетельствует Нестор. Но какая была первая, о том различно гласят летописи. Степенная Книга упоминает о первой во имя мученика Турова, может быть, Феодора Тирона, при Днепре, где крещен киевский народ, на месте, прозванном Святым. Нестор именует только одну во имя св. Василия, тезоименитого Владимиру в крещении, поставленную на холме, где находился идол Перунов,* на месте, как думают, нынешней каменной Трехсвятительской83 84. Л летопись по Воскресенскому списку и Софийский временник17 первою церковию Владимировою именуют св. Георгия.* По сем в 989 году создал Владимир в Киеве греческими художниками каменную — во имя Богородицы, на том месте, где был двор первых киевских мучеников (двух варягов, убиенных идолопоклонниками в 983 году), и украсил ее привезенными из Корсуня иконами, сосудами и крестами. Сия церковь именована Десятинною потому, что на содержание ее с причтом и всеми церковными заведениями Владимир назначил десятую долю от своего имения и годовых доходов. Почему церковь сия и почиталась соборною в Киеве до Софийского собора, как и Степенная Книга называет оную18. Кроме киевских церквей Владимир, как свидетельствует Нестор, Иана ставити по градом церкви и папове, и лю-

18 Нестор, стран. 84, 85 и 87; Степей. Книга, стран. 152, изд. в М., 1775 г.— Из первоначальных церквей две, Васильевская и Десятинная, от древних времен уцелели частию и доныне. Первая, ныне именуемая Трехсвятительская, прежде второй построена была Владимиром, может быть для поспешности деревянная, как и прочие. Ибо для второй, каменной, Десятинной, вызывал он мастеров из Греции. Но и Васильевской здание каменное, доныне оставшееся, очевидно, весьма древнее и если не Владимирова же, то, по крайней мере, ближайшего к нему времени. Она длиною, кроме новой, уже пристроенной паперти, 25, шириною в 16 аршин и 10 вершков со стенами; вышиною 14 аршин 7 вершков, а верх ее стен с карнизом и по стенам пилястры, также окна сделаны уже новые. Одно только узкое окно к северу в притворе алтаря оставлено древнее. В старинных сметных или городовых книгах она описана следующим образом: «Церковь каменная Трех Святителей в длину во основании со олтарем 7 сажень, внутри от западных дверей до олтаря полчетыре сажени, олтарь в длину 3 сажени с аршином; поперег тое церкви и олтаря 4 сажени с аршином; на той церкви глав и сводов нет, обвалились и во многих местах стены разселись». Десятинная церковь была гораздо обширнее оной. По следам ее стен, отрытых в 1824 г., заметно, что она была чет вероугольная, длина средины — около 24, а ширина 16 сажень. Освящена в первый раз 996 г. мая 12, по сказанию Киевской Следованной Псалтыри, изд. 1756 г,, а во второй раз 1039, по свидетельству Нестора. Нынешняя же, именуемая Десятинная длиною, кроме пристроенной колокольни, 20 аршин 3 вершка, шириною 8 аршин и 12 вершкоз со стенами. На верху ее надстроена еще деревянная церковь во имя ев. Апостолов Петра иПавла. Сильвестр Косов в своем Патерике Польском, издан, в Киеве 1635 г. (стран. 181), свидетельствует, что еще митрополит Петр Могила древнюю церковь при бывших Градских Вратах приказал откопать от развалин. А печерский монах Афанасий Кальнофойский (в книге своей Тератургиме, издан. 1638 г. в Киеве, стран. 53) пишет, что там в 1636 г. найдены и мощи Владимировы. В описании Киево-Пенерской Лавры, издан. 1817 г., стран. 106, подробнее сказано, что митрополит Петр в недальнем расстоянии от ныне существующей, бывшей якобы во имя св, Николая, церкви (о коей, однако же, ни Косов, ни Кальнофойский не упоминают) нашел два мраморные гроба, в которых, по свидетельству надписей на них, почивали кости в. к. Владимира и супруги его, и взяв только главу его, положил в церкви Преображения Господня на Берестове близ Печерской Лавры, а потом того же года перенес в Лаврскую Великую церковь, где она и доныне обретается. Но немецкий летописатель, Мерзебургский епископ Дитмар, современник в. к. Владимиру, умерший 1018 г., пишет, что Владимир погребен был в церкви св. Климента близ супруги своей Елены (Анны), и гробы-де их (sarcophagi) видны посреди церкви. (Dithmarus restitutus in Leibnitii Scriptor. Rer. Brunsvicensium. Hannoverae, in folio, 1707 an, tom. I, pag. 418.) Для соглашения сего разноречия историограф Н. М. Карамзин (в своей Истории государства Российского, издан. 2, том. I, прн-меч. 488) думает, что в Десятинной церкви мог быть придел, св.Клименту посвященный. Ибо там находились и мощи сего папы, как сказано в житии в. к. Владимира в Четиях-Минеях*. В сей же церкви, по сказанию Степенной Книги, Владимиром положено было и блаженной Ольги тело, которое во время Несторово было еще нетленно {Нестор, стран. 60). Обе церкви, Васильевская и Десятинная, складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстой известковой с толченым кирпичем подмазке, как и Киево-Софийская. На южной стороне нынешней Могнлиной церкви, Десятинной, вставлены пять отломков гранитной полосы с греческими буквами, составлявшими какую-то надпись, коей значения, однако ж, за потерею прочих частей ди на крещение приводит, и послав нача поймати у нарочитий чади дети и даяти на учение книжное и проч. Киевский Синопсис приписывает ему еще построение какой-то великой Спасской церкви в Киеве прежде прочих. То же пишет и Кальнофойский, ссылаясь на 4 книгуХроники Стрыковского. Но Стрыковекий смешал сказания Несторовы и вместо церкви св. Василия, построенной на месте идола Перуна, назвал оную Спасскою, а Васильевскую — второю, не упомянув даже о Десятинной85. По свидетельству же Нестора, Спасская церковь построена 989 г. в городе Василеве, а не в Киеве.

В остатке летописи, приписуемой первому Новогородскому епископу Иоакиму, сказано, что первую Софийскую церковь, деревянную, в Киеве построила еще великая княгиня Ольга и для оной получила иконы от Константинопольского патриарха86. Сколь ни сомнительною почитается сия летопись, но и Дитмар пишет, что при великом пожаре киевском 1017 г., о коем и Нестор упоминает, сгорела там церковь св. Софии. Историограф Н.М. К- (Карамзин—Т.А.) сею сгоревшею церковию почитает Ярославову, якобы первую Софийскую, по свидетельству летописей, древней Новогородской, Софийской и Никоновой, в том же 1017 г. построенную. Но Ярослав, только вступивший на киевский престол в сем году и занятый войною с польским королем Болеславом Храбрым, которым в следующем году и изгнан, не имел времени заняться строением сгоревшего Киева, и если занялся построением новой Софийской церкви вместо сгоревшей, то разве основал только оную и тогда еще не совершил. Ибо помянутые летописи говорят, что он заложи, а не соверши церковь св. Софии, что можно разуметь и о нынешнем Софийском соборе, как ниже сказано будет. Дитмар, сверх того, говорит,что в 1018 г. Киевский архиепископ(Корсунский протопоп Анастасий) встречал в монастыре св. Софии Болеслава Храброго, взявшего тогда Киев, Сяе еще более может подтверждать до новой, Ярославом созданной, Софийской церкви существование прежней, по сгоремии коей оставался дел монастырь ее.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском