ПЕЧЕРСК


 КАМЕННОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КИЕВСКОМ ДЕТИНЦЕ КОНЦА X-НАЧАЛА XI ВВ. ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ -БАБИН ТОРЖОК

КАМЕННОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КИЕВСКОМ ДЕТИНЦЕ КОНЦА X-НАЧАЛА XI ВВ. ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ -БАБИН ТОРЖОК

Детинец Киева

13 ІІОНЄСТІ. временных лет. М.. 1УГ)0, Ч. 1, е. Г)6; Рыбаков Б. Л. Истории русского искусства. М.,

19Г)3, т. 1. с. 74.

14 Толочко П. П., Борова,кий Я. Є. Язичницьке капище в «городі

Володимира».— II кн.: Археологія Киева. Доел іджен ни і матеріали К.,

1079. с. 3-7.

Одновременно со строительством новых оборонительных сооружений вокруг города Владимир провел большие работы по застройке его территории. Прежде всего оя соорудил новое большое капище, «вне двора теремного», объединив в единый пантеон всех славянских богов. Летопись красочно описывает это важное событие и языческих богов, поставленных Владимиром в Киеве в 980 г.: «и нача княжити Владимер въ КиевЪ един, и постави кумиры на холму внЬ двора теремного: Перуна древяна, а главу его серебрену, а усъ златъ, и Хорса, Дажьбога и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь. И жряху им нари-чюще я богы» (рис. 30) 13. Но мнению летописца XII в., языческое капище находилось на холме в юго-восточной части детинца, на месте позднее выстроенной церкви ев. Василия (район современного фуникулера) .

Археологическими раскопками 1975 г. в доме Трубецкого (ул. Владимирская, 3) 14 открыто неизвестное ранее языческое капище. На глубине 20—25 см ниже современного уровня пола дома обнаружены вырытые в материковом лессе фундаментные рвы, заполненные в древнерусское время щебнем, обломками битой плинфы и шифера, перемешанные с глиной и кусками цемянки. Глубина залегания фундаментных рвов в северной части достигала 70 — 90 см, в южной — 50 — 60 см. Открытые фундаментные рвы представляли собой остатки сооружения в виде прямоугольника, ориентированного строго но сторонам света, с шестью выступами (лепестками). Ширина сооружения 1,75 м, длина по оси юг — север — 7 м. Диаметр двух больших лепестков 2 м, малых — I м (рис. 31; 32).

По мнению исследователей, не исключено, что открыто культовое сооружение — капище, упоминаемое в летописи под 980 г.

Рис. 32. План раскопок камшца X is,

Ул. Владимирская. 3. Раскопки Р)7Г) г.

58

Рис. ЗГ>. Десятинная церковь. План фундамента. Раскопки 1938— 1939 гг.

Детинец Киева («Город Владимира»). Фрагмент макета. Автор

Д. П. Мазюкевич. Работу

консультировали:

B. И. Довжепок, К). С. Асеев,

11. II. Толом ко,

C. Р. Килиевич, К). С. Каменцов.

59

Округленные симметрические выступы этого сооружения напоминают известные лепестки из святилища Перуна IX в. иод Житомиром 15 и Новгородского храма Перуна на Перыне X в.16 На языческое святилище указывает и яма-зольник, обнаруженная к югу от сооружения, заполненная чередующимися прослойками угля, золы и пережженной глины с включением большого количества костей животных, в основном быков, -которых еще с древнейших времен приносили в жертву Перуну. Зольник представлял собой почти круглую в плане чашеподобную яму диаметром 3 м и глубиной 1,2 м. В заполнении ямы слои сильно обожженной ГЛИНЫ (Г)—10 см толщиной) чередовались со слоями угля и пепла (3—5 см), вокруг которых находилось большое количество костей животных (91% быков из общего количества найденных костей). Среди других находок — фрагменты керамики X в., железный боевой топор, кованые железные гвозди, бронзовые пряжки и др.

В чашенодобной яме обнаружено около семи слоев углей и глины. Обожженная глина, угли и пепел свидетельствуют о том, что в яме время от времени горел сильный огон ь.

Вокруг открытого сооружения X в. к северу, югу, западу и востоку (в сравнительной близости от него) в разное время обнаружены следы больших и малых очагов с пережженными костями животных, углями и пеплом, что нвляется, очевидно, остатками труносожжений и жертвоприношений, которые совершались вокруг капища (рис. 33).

Как видно из текста летописи, Владимир поставил шесть языческих богов, каждый из них, естественно, мог иметь место на одном из шести лепестков открытого сооружения. Создавая единый пантеон богов, Владимир пытался усилить централизацию власти, подчинив языческий культ государственным интересам. Однако язычество, сложившееся в родовом строе, не отвечало запросам новых феодальных отношений.

После принятия христианства в 988 г. Владимир приказал низвергнуть нзыче-ских богов и «повел рубитн церкви и поставляти по мстомъ, идеже стояху кумиры; и иостави церковъ святаго Василья

на холм, пдъже стояше кумир Пе-рунъ» 17. Таким образом на Перуновом холме, на месте языческого капища, была построена христианская деревянная церковь святого Василин.

Принятие христианства укрепило положение господствующего класса, способствовало политическому объединению страны 18. Ф. Энгельс писал, что «в средние века, в той же самой мере, в какой развивался феодализм, христианство принимало вид соответствующей ему религии с соответствующей феодальной иерархией» 19.

В это же время .на месте древнего некрополя вырастают новые дворцовые сооружения, боярские терема, жилища массовой застройки города. Личной резиденцией князи Владимира Святославича становится двор теремной «вне града», где находился «камеи терем», отождествляемый с дворцом княгини Ольги 20. Говоря о вокняженин Владимира, летописец, назвал его «отним», т. е. дворцом отца Владимира — Святослава: «Вшедъ въ дворъ тереми ый отень, о нем же и реже сказахом»21.

В 989 г. кннзь Владимир начал строительство первого каменного храма и Киеве— Десятинной церкви. «Въ літо 6497 (989 г.)... Володимеръ живяше въ законі хрестьянстві, помысли создати церковъ иресвятыя Вогородица, и послав-ь приведе мастеры отъ Грекъ. И начеишю же здати, и яко сконча знжа. украси ю иконами»22 (рис. 34).

Данные археологических раскопок показали, что церковь находилась всего лишь в 4,5 м от края древнего рва, который в связи со строительством церкви был засыпан. Площадь под застройку Десятинного храма была тщательно спланирована23. Строительство церкви было окончено в 996 г. Князь «Створи праздникъ велишь въ тъ день боярамъ и старцемъ градскимъ и убогимъ раздан имінье много»24.

В 1039 с. было второе освящение церкви, связанное, очевидно, с ее перестройкой 25. В 1240 г. она была разрушена во время нашествия монголо-татар. В 1635 г. Петр Могила расчистил руины церкви и соорудил в юго-западном, сохранившемся углу древнего сооружения, небольшую церковь, использовав для этого часті, уцелевших древних стен. В 1824 г. К. Лохвицкий провел первые раскопки церкви, в результате

Па р. Гііилопиті. под Житомиром.— И к її.:

Кул ктура друнной Русл. М.. ИМИ).

10 Седов В. В. Древнерусское

17 ПСРЛ, т. 2.

Инат невская

ЛЄТОІ1ИСІ,. М.

1902, у. 103.

18 Лазарев В. И. Киевская Русі., —

В кн.: История русского искусства.

М., 1953. т. 1, с. 100.

19 Маркс К.,

Энгельс Ф.

Соч., т. 21. с. ЗН.

20 Каргер М. К.

Древний Киев, т. 1, с. 203 - 207.

21 Повести временных лет. ч. 1, с. 55.

22 Гам же, с. 83.

23 ПАК. прнб. к вы и. 48 (хронологи я

и библиография, війн. 23). Спб., 1913 (на вторую половицу 1912 г.), с. 118; ИАК. ириб. к вин. 32. Раскопки на ногисге Десятинной церкви

(1909 г.), с. 132.

24 1ІОВЄУТІ, временных лет, ч. 1, с. 85.

2:’ Гам же.

Рис. 30. Фундамент Десятинной церкви. Раскопки 1931) г.

Рис. 37. Фрагмент мозаичного пода из Десятинной церкви.

Раскопки 1824- 1820 гг.

60

Рис. 38. Мраморнин кяшгггль па Десятинной церкви.

Лохвицкий К. о плане древней Десятинной церкви.-Галерея киевских достопримечательных видов и древностей, 1857, № 6, с. 40--42.

-'7 Кореей М. К. .Древний Киев, М.— Л., 1901, т. 2. с. 18.

ПАК, приП. к вып. 32, с. 7—8;

74—7 а.

Карге)) М. К. Древний Киев, т. 2, с. 25—59.

которых открыл фундамент на всей площади древнего храма . В 1826 г. раскопки произвел архитектор Н. Е. Ефимов, который составил бзлее точный план церкви 27. В 1842 г. на месте древней Десятинной церкви было окончено строительство новой церкви по проекту архитектора В. П. Стасова. Весь строительный материал из древнего храма, плинфа, куски шифера цемянки, по-видимому, использовался для планировки окружающей территории, подсыпки склонов горы.

В 1908—1914 гг. большие раскопки Десятинной церкви произвела Археологическая комиссия под руководством архитектора Д. В. Милеева28. Раскопки проводились в исключительно трудных условиях, поскольку большая часть древнего храма, в том числе и центральная, находились иод новой церковью, выстроенной Стасовым. Милееву предоставилась возможность исследовать только те части древнего храма, которые выходили за пределы нового сооружения.

Согласно описаниям начала XIX в. было известно, что южная и западная стены новой церкви стояли на старых фундаментах древнего храма, и что новая церковь значительно уступала древней по размерам.

Д. В. Милеев прежде всего установил соотношение между новой п старой церквями, а затем заложил раскоп вдоль восточной стены новой церкви, который был расширен на весь восточный участок усадьбы Десятинной церкви.

В результате раскопок были открыты три полуциркульные апсиды древнего храма, средняя из которых выступала на восток более, чем боковые. С юга и с севера к апсидам примыкали прямоугольные пристройки — галереи. На углах эти пристройки имели мощные лопатки, выступавшие на восток, север и юг. Тогда же был открыт фундамент, соединяющий южную стену с южной апсидой.

Д. В. Милеев исследовал также сонорную стену древней церкви, которая находилась в 4 м от новой, а также остальные части старого здания, не понявшие под застройку новой церкви. Наслоикн Д. В. Милеева дали исключительно ценный научный материал для изучения древнейшего храма.

Со временем новая Десятинная церковь, не представляющая никакого значении как архитектурный памятник была разобрана. Ликвидация постройки, в течение многих лет скрывавшей центральную и западную часть древних развалин, открыла новые перспективы полного исследования дпевней Десятинной церкви.

В 1938—1939 гг. Киевская археологическая экспедиция под руководством М. К. Каргера исследовала всю площадь древней церкви, за исключением апсид и северной стены. раскопанных ранее Д. В. Милеевым (рис. 35; 36) 29. Раскопками обнаружено, что наиболее уцелевшими оказались южная и западная стены Десятинной церкви. Кроме фундаментов южной и западной степ, хорошо сохранился фундамент продольной стены, параллельной южной стене храма. На нем была открыта древняя кирпичная кладка, имевшая местами четырнадцать рядов кирпича на растворе. По мнению М. К. Каргера сравнительно хорошая сохранность стоны объясняется тем, что она была включена в состав постройки XVII в., занимавшей юго-западный угол дровней церкви.

Археологическими раскопками исследована сложная система деревянных суб-струкций под фундаментами Десятинной

04

Рис. 39. Шиферный саркофаг

из Десятинной церкви.

65

церкви. План здания, восстанавливаемый на основании сложной сети переплетающихся фундаментов, по мнению автора раскопок, а также других исследователей древнерусского зодчества, свидетельствует о разновременности отдельных частей постройки.

Древнейшим ядром храма было трех-нефное здание с тремя апсидами с восточной стороны. Со временем к южной и северной стенам храма были пристроены широкие галереи. Раскопки 1938—1939 гг. дали исключительно ценный материал для реконструкции плана, архитектурного облика, внешнего вида и внутреннего убранства Десятинной церкви. Многочисленные находки поливных плиток пола, обломков штукатурки с фресковой росписью, мозаики, мраморных капителей *, кладов, шиферных резных плит свидетельствуют о богатстве и роскоши храма (рис. 37—41).

Еще раскопками 1824—1826 гг. в алтарной части были открыты чрезвычайно интересные фрагменты древнего пола храма, со временем перенесенные в новую постройку Стасова. В настоящее время они хранятся в музее Софийского заповедника. Первый фрагмент (размер 1,72X1 м) представляет прямоугольный «мозаичный ковер» — инкрустацию, выполненную разноцветным мрамором. Рисунок второго фрагмента (0,76Х Х0,57 м) состоит из шестиугольных продолговатых плиток белого мрамора и красного шифера между ними, небольших треугольной формы смальт различного цвета. Остальная часть пола была, по-видимому, выложена разноцветными поливными плитками, большое количество которых найдено во время раскопок.

Вблизи Десятинной церкви обнаружены остатки светских дворцовых сооружений. Так, в 1868 г. во время земляных работ с южной стороны усадьбы Десятинной церкви открыта кладка древнего фундамента, состоящего из плинфы и кусков шифера на цемяночном растворе. В 1893 г. при прокладке канализационных труб в том же районе вновь был обнаружен упомянутый выше фундамент, расположенный вдоль Владимирской улицы. В 1910—1914 гг. Д. В. Милеев открыл фундамент западной стены этого же здания и поперечных его стен 30. Восточная и юго-восточная его части расположены за оградой бывшей усадь

бы Десятинной церкви на ул. Владимирской.

На основании открытых фундаментных рвов и частично сохранившейся бутовой кладки фундамента, постройка, по определению автора раскопок, представляла правильный в плане прямоугольник, вытянутый по оси север — юг, расположенный под углом к южному фасаду Десятинной церкви. Длина здания вдоль тротуара Владимирской улицы — 45 м, ширина —

11,5 м. Два поперечных фундамента делят внутреннее пространство на три части, из которых средняя почти в 2,5 раза больше крайних, которые имели квадратную форму. В засыпке рвов найдены обломки фресок, мозаики. План постройки свидетельствует о том, что сооружение было гражданским, дворцовым. По характеру строительной техники М. К. Каргер относит его к концу X — началу XI в.31

С. П. Вельмин высказал предположение о более ранней дате этого сооружения, чем Десятинная церковь 32. Свои доводы он аргументировал тем, что здание расположено под углом к Десятинной церкви и что в щебне, заполнявшем рвы фундамента, нет никаких находок XI в. По свидетельству С. П. Вельмина, над засыпанными фундаментными рвами дворцового сооружения была обнаружена кладка из кирпича-сырца, которым была выложена вся спланированная после окончания постройки Десятинной церкви площадь. М. К. Каргер подверг сомнению наличие вымостки из сырцовых кирпичей над засыпанными рвами дворцового здания, ссылаясь на то, что Д. В. Милеев в официальном отчете не сообщает об этом наблюдении 33.

О более ранней дате открытого дворцового сооружения отмечалось также в сообщениях периодической печати 1911 г.34 Это предположение высказывалось на основании того, что ширина фундамента открытого здания (1,8 м) шире фундамента Десятинной церкви (1,2 м). Глубина заложения фундамента дворцового сооружения также больше глубины фундамента Десятинной церкви (рис. 42). Нам представляется, что все приведенные факты о Золее ранней дате постройки дворцового здания, чем сооружения Десятинной церкви, заслуживает серьезного внимания.

30 ИАК, приб.

к вып. 44. Спб., 1912 (за вторую половину 1911 г.); Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 67—72.

* Одна половина капители была найдена в 1948 г. около Десятинной церкви.

В 1974 г. Г. Ю. Ивакин обнаружил вторую половину капители на Подоле в забутовке столба католического кафедрального собора XVII в. Капитель хранится в лапидарии «Софийского музея».

31 Каргер М. К. Древний Киев, т. 2,

с. 71—72.

32 Вельмин С. П. Раскопки Археологической комиссии в Киеве в усадьбе

Десятинной церкви летом 1911 г.— Университетские известия. Киев, 1914, октябрь, приб. 11.

Отчет о деятельности

историко-

этнографического

кружка при

\гниверситете

Св. Владимира за

1911 —1912 гг.

33 Каргер М. К. Древний Киев,

т. 2, с. 72.

34 Раскопки на погосте Десятинной церкви.— ИАК, приб. к вып. 44. Спб., 1912. с. 98.

35 Каргер М. К. Древний Киев, т. 1, с. 55, 267.

Рис. 40. Золотой колт с перегородчатой эмалью. Из раскопок Десятинной церкви.

I-

Рис. 41. Фрагменты фресок

из Десятинной церкви.

Рис. 42. Фундаментные рвы с остатками деревянных субструкций дворцового сооружения X в. к югу от

Десятинной церкви. Раскопки 1911 г.

Рис. 43. План развалин дворца на Десятинном переулке, 5—6. Раскопки 1914 г.

36 Поаесть временных лет, ч. 1, с. 86. о/ Раскопки вблизи Лесятинной церкви.— И АН. приб. к вып. 57 (Хронология и библиография), вып. 27. Пгр., 1915, с. 42—43; ОАК за 1913—1915 гг. М.,

1913, с. 167—169; Наргер М. И.

Древний Киев, т. 2. с. 73—76.

38 Повесть временных лет, ч. 1, с. 80.

Возможно, открытое здание представляло собой «гридницу» — дворцовое сооружение, предназначенное для больших собраний — пиров княжеской дружины и «нарочитых мужей»35. «Гридница» впервые упоминается в летописи под 996 г. Рассказывая о знаменитых воскресных пирах, которые устраивал князь Владимир, летописец писал: «по вся неділя устави на двор'Ь въ гридьнищЬ пиръ творити н приходити боляром, и гридем, и съцьскымъ, и десяцьскым, и нарочитымъ мужемъ, при князи и безъ князя» зб.

В 1914 г. в 60 м от Десятинной церкви, на Десятинном переулке, обнаружены фундаменты другой дворцовой постройки 37. По плану и особенностям строительной техники она напоминает руины дворца, открытого в 1911 г. у южной стены Десятинной церкви. С. П. Ведьмину, производившему раскопки, удалось открыть только незначительную часть здания (около 35 м в длину), представлявше

го собой вытянутый по оси северо-запад — юго-восток прямоугольник, пересекавший под углом Десятинный переулок. Оба его конца уходили под современные постройки в усадьбах № 6 п № 8 по северной стороне переулка и № 5 по южной. На некоторых участках сохранились крупные блоки каменной кладки и фундаментные рвы, на подошве которых обнаружены остатки деревянных субструкций. Остатков кирпичной кладки стен здания не найдено. Но многочисленные находки обломков плоского светло-желтого кирпича свидетельствуют о том, что по характеру кирпича это здание не отличалось от других построек конца X в.

В связи с расширением города перед княжеским дворцом, расположенным к северо-востоку от Десятинной церкви, создается новая городская площадь, упоминаемая в летописи под названием «Бабин Торжок». Площадь была украшена античными статуями и бронзовой квадригой ко

69

ной. Как свидетельствует летопись, князь Владимир Святославич, возвращаясь в 988 г. с корсупьского похода, «Взя же идя м'Ьдин'Ь дв'Ь капищи, и 4 кони медяны, иже и нын’Ь стоят за святого Богородицею» 38.

Согласно летописному тексту М. Ф. Берлинский, 13. Б. Хвойка п другие исследователи размещали «Бабии Торжок» за Десятинной церковью, понимая летописный текст «за святою Богородицею» как за апсидами церкви, а не перед западным ее фасадомзэ.

В. Л. Богусевич помещал «Бабин Торжок» в другом месте — между западным фасадом Десятинной церкви и северо-восточной стеной дворцового сооружения на Десятинном переулке 40. С северо-западной стороны к «Бабиному Торжку», но его мнению, примыкали четыре боярских двора (Чудин, Воротиславль, Гордятин и Никифоров) и один Демесников двор. Вход на площадь был с юго-восточной стороны между южным краем каменного дворца (гридницей) и каменным дворцом на Десятинном переулке. «Перед входом в храм» помещает «Бабин Торжок» и П. Г1. Тол очко41. О. М. Тихонович п М. М. Ткаченко считают, что «Бабин Торжок» находился между Федоровским монастырем и Мстиславовым двором 42.

Напомним, что «Бабин Торжок» был не только парадной городской площадью, на нем размещался также торг, о чем говорит само название площади «Торжок». Как известно, «торги», «торжища» устраивались па бойком месте, большей частью на перекрестке дорог. По мнению В. А. Богу-севича, центральная площадь города была с трех сторон замкнута княжеской, боярскими и церковной усадьбами и только с юго-восточной стороны — между дворцом, обнаруженным на Десятинном переулке, м «гридницей», возможно, был проезд.

Полагаем, что сообщение летописи о размещении «Бабиного Торжка» «за святою Богородицею» рисует вполне реальную картину исторической топографии киевского детинца. «Бабии Торжок» находился к северо-востоку от Десятинной церкви, перед дворцом, который летописец называет «отним» дворцом Владимира. Следует учитывать и то, что статуи и «кони медяны» были вывезены из Херсоиеса еще до строительства Десятинной церкви и, ес

тественно, были установлены на ужо существовавшей площади, которая находилась не где-то на отшибе, а в центре, куда сходились основные городские улицы: одна — главная — шла от Софийских ворот по направлению к Великому кияжему дво-ру, другая — летописный Боричев взвоз — спуск к Подолу, а третья, начиная с XII в., шла от площади к Михайловскому отделению города.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU