ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

Мистическая история и топография Киева, Ляшенко В.А.

Моровые поветрия в Киеве

На Руси испокон веков предпринимались различные меры по борьбе с «моровым поветрием». Так еще в дохристианские времена русичи обкуривали свои жилища дымом или раскладывали огонь на дорогах, что вели от зараженных мест [101]. Иногда опахивали защитной бороздой целые села. Конец XI в. выдался страшным для Руси. В 1091 г. Киев сотрясался от сильного землетрясения. В следующем году весь Полоцк был объят ужасом – Hестор повествует о целом нашествии демонов. В том же году ужасное моровое поветрие опустошило Киев – в течение нескольких зимних месяцев было продано 7 тыс. гробов: «…яко продахом корсты от Филиппова дня до мясопуст семь тысяч». Страшной по количеству жертв была эпидемия 1352 г. А в 1366 г., после особо ужасного мора, большая часть населения покидает город на несколько лет. В 1424 г. вместе с моровым поветрием Киев был разорен татарами. В 1709-11 гг. страшное моровое поветрие «выкашивает» в Киеве 9/10 населения. Перечислим годы киевских эпидемий: 870, 1082, 1092, 1228-29, 1305, 1346, 1352, 1366, 1375, 1419, 1424, 1572, 1603, 1624, 1652-53, 1691 (по Украине), 1703 (по Украине), 1709-11, 1718 (по Украине), 1770-71, 1783 (эпидемия чумы в Украине и Турции), 1831, 1847, 189798, 1907. Известно, что во время войны с наполеоновскими войсками (1812-13 гг.) в Царском дворце содержались пленные французы, на которых напал какой-то мор, отчего многие погибли [13, 102]. В историческом альманахе «Киевская старина» приводится описание эпидемии 1572 г. на примере мещанской семьи Митковичей. В течение нескольких дней чума, посетившая их дом, унесла отца семейства – Митка (Дмитрия) Богдановича, его жену Татьяну Кругликову, четырех дочерей и сына, а также многих слуг и челядников; из многочисленной семьи остались в живых только молодая девушка Ефросиния и ее малолетний брат Федор Миткович [103]. В 1738 г. моровое поветрие поразило военный гарнизон в Очакове. Эпидемию, унесшую жизни более тысячи человек, описал врач Лерхе: «Царила мертвая тишина. Все боялись друг друга. Вокруг всех городов и деревень была выставлена стража и поставлены виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности. Ночью никто не смел подходить близко к заставам из-за риска быть застреленным». Сохранилось описание морового поветрия, постигшего в 1770-71 гг. Киев, составленное доктором И. Лерхе. По слухам, болезнь в городе случилась от одного купца на Подоле, который приехал из заграницы и вскоре, захворав, умер. Но существуют достоверные сведения, что эпидемия свирепствовала еще за полгода до описываемых событий в пригороде Киева – Пирогово и Хотове. Считалось, что эпидемия была занесена по окончании военной кампании из Турции. Зараженных солдат держали в Кловском дворце (сейчас музей Истории Киева), где тогда был устроен военный госпиталь Киевского гарнизона. 2 сентября 1770 г. в Киевский магистрат поступило сообщение, что в одной семье на Подоле умерло сразу трое мужчин и их соседка. Встревоженный писарь послал сообщение в канцелярию генералгубернатора. Хозяйка дома рассказала приехавшей комиссии, что ее сын приехал уже больным, просил, чтобы укрыли потеплее, так его знобило. На следующий день заболели отец, зять и кума-соседка, которой подарили платок, привезенный из Ладыжина (на Виннитчине; в то время принадлежал Брацлавскому воеводству и представлял собой воинское поселение с крепостью). После этого врачи осмотрели трупы, сомнений не осталось – все признаки моровой язвы. Между тем эпидемия на Подоле все увеличивалась. Никаких предохранительных мер еще не предпринимали, народ имел свободное сообщение, многие ходили и на Печерское предместье. Но когда мор сделался уже значительным, то губернатор послал из Госпиталя хирургов и солдат на Подол, и в середине сентября оцепил город. Тогда все открыли глаза, но уже было поздно: ибо через сообщение в город, бывшее до сих пор на рынке и в церквях, Miasma столь укоренилась, что не было никакого спасения. Народ уходил из города через горы, или через реку, в близлежащие деревни и заражал живу 127 щих там. На Подоле с каждым днем становилось хуже. Между тем жители, видя, что дома оцепляют, а умерших от язвы вывозят, стали утаивать больных, мертвых же тайно погребали во дворах и в садах, ночью от 10 до 20 трупов выбрасывали на улицу перед чужими домами и дворами, дабы тем скрыть заразу в собственном доме. Понемногу больные были открываемы, а оставшихся здоровых отправляли на Труханов о-в на карантин. Большая часть умерших была из простого народа. И вот собрался народ перед Магистратом и стал бунтовать, ему не понравились меры предосторожности, особенно, что посылают здоровых на остров; также хотел свободного общения, но после успокоился, а карантин отвели вне города, в Кирилловском мон. Один военнопленный турок объявил губернатору, что сможет избавить город от эпидемии… Он написал несколько записок следующего содержания: «Великий Магомет! На сей раз помилуй ты христиан и спаси их от моровой язвы ради избавления нашего из плена!». Записки привязали к шестам и выставили на колокольнях. Но многочисленные молебны на письменные обращения к пророку, разумеется, не помогли. Напротив, большое скопление людей только ухудшило ситуацию. Комендант генерал-майор М. Шипов в своем докладе киевскому митрополиту сообщил о разорении могил на Подоле. Захоронения погибших от моровой язвы находились на низком берегу недалеко от Днепра. Неожиданное наводнение и продолжительные дожди размыли кладбище. Бродячие собаки довершили разорение, таская по окрестностям полуразложившиеся останки, чем приводили местных жителей в неописуемый ужас. Многие бедные люди поселились в домах, коих хозяева вымерли от моровой язвы, но за новое хозяйство они дорого поплатились. Следовало, конечно, сжигать опустевшие дома, но городские власти опасались большого пожара. Дети и беременные женщины очень редко умирали. В лазаретах же умирали более женщины, нежели мужчины. Начиная от Рождества Христова, в продолжении шести недель, был великий мороз, приостановивший активность эпидемии. Но не все жители свои вещи и платья развешивали, окуривали и мыли. Предполагая, что холод убьет язву, некоторые даже воровали вещи из зараженных домов и закапывали, чтобы весной откопать их. Так после лютых морозов в марте 1771 г. эпидемия опять возобновилась, на этот раз в селении Пирогово, где солдаты продавали одежду умерших. В Софийском мон. умерло около 60 монахов, а из певчих и прислужников более 80. Напротив того, Михайловский мон. остался невредим потому, что эта обитель заперлась и с городом не имела никакого сообщения. В деревне Зверинец, принадлежавшей Киево-Печерскому мон., вымерли многие. По приказу генерал-майора М. Шипова деревню оцепили солдаты. Во время эпидемии три главных части города не имели никакого сообщения; только из незараженных домов могли выходить люди по специальным билетам для покупки съестных припасов. Наконец, в начале весны Старый Киев был открыт. Но 17 марта появление моровой язвы снова ужаснуло людей. Старый Киев по этой причине был снова оцеплен. Число умерших от этой страшной болезни в Киеве достигло почти 6 тыс. человек, хотя некоторые число это значительно увеличивают [104, 105, 106]. В том же 1771 г. в Москве началась ужасная эпидемия чумы. Она зародилась в р-не Лефортово у большого каменного моста и унесла около 100 тыс. человеческих жизней. По преданию, лишь заступлением Пресвятой Богородицы от эпидемии был избавлен Киев. Когда в городе смертность достигла ужасающих масштабов, киевляне отправили делегацию в Почаев. Как только икона Пресвятой Богородицы была доставлена из Почаевской Лавры в Киев – эпидемия прекратилась. Уже в наше время археологи обнаружили на Подоле (на углу ул. Набережно-Крещатицкой и Хоревой) могильник жертв той памятной эпидемии. Сотни тел были сброшены в глубокие ямы без гробов и инвентаря. Подобные захоронения были обнаружены между ул. Межигорской и Верхний Вал, 34/13 [107]. На склонах горы у Кловского дворца, в ту пору – госпиталя, также существует несколько братских могил погибших от моровой язвы. Еще в середине XVIII в. в Киеве была построена централизованная водопроводная и канализационная сеть. Но из-за недостатка бюджетных средств она не поддерживалась в должном состоянии, что неоднократно становилось причиной вспышек эпидемий. В начале XIX в. после колониальных походов Англии на среднем 129 Востоке холера впервые вышла за пределы своего исторического очага. Эпидемия началась в Индии, затем с торговыми караванами попала в Европу и Африку. Уже в 1829 г. холера появилась в России (Оренбург), а в 1847 г. достигла Киева [108]. По другим данным, холера появилась в Киеве почти на 20 лет раньше. Так по преданию, в 1829 г. колокольня в Никольской Борщаговке стала издавать странные звуки. Это сами по себе загудели колокола, как говорили в народе – «перед холерой» [13]. Эпидемия 1907 г. унесла жизнь 389 киевлян: зараженная холерным вибрионом вода из полей орошения (сейчас Минский р-н) разнеслась водопроводом по всему городу. Вот что писала газета «Новое время»: «Киев, 22 октября: В Киеве в земском приюте заболела холерой кормилица; вслед за ней из 45 младенцев, находившихся в приюте, заболело холерой 40, из которых умерло 15». Газета «Русское слово»: «Киев, 27 ноября: В Киеве вспыхнула серьезная эпидемия холеры. Вчера зарегистрировано 14 заболеваний, сегодня 9. Санитарной комиссией принимаются экстренные меры борьбы. На базарах установлены дежурства врачей. Производится осмотр городских окраин. Установлено наблюдение за приходящими пароходами. Киев, 28 ноября: Холерная эпидемия в Киеве принимает угрожающие размеры. Все отделение Александровской больницы переполнено холерными больными. Третья мужская гимназия, где обнаружено холерное заболевание, временно закрыта». При этом заболевании температура подскакивает до 45ºС, происходит обезвоживание организма, человек высыхает, как мумия, и умирает. Среди населения началась паника, которая подогревалась различными, часто бессмысленными слухами. Так, газета «Киевлянин» писала, что в городе разнесся слух, будто виновниками распространения холеры являются студенты Университета Св. Владимира (КНУ им. Т. Шевченко). Однажды произошел даже трагический случай, когда разъяренная толпа буквально растерзала двух студентов, следовавших из университетской обсерватории к учебному корпусу [109]. Чем только не лечили холеру – даже чаем, добавляя в него соляную кислоту. Вот годы крупных киевских эпидемий холеры: 1830, 1848, 1854, 1855, 1866, 1907.

Закономерности киевских эпидемий

Из работ А. Чижевского известно, что солнечная активность самым тесным образом коррелирует с эпидемиями и пандемиями. Осенью 1915 г. ученый выступил в Московском археологическом институте с докладом под названием «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли», где убедительно доказал, что виновником возникновения эпидемий является наше дневное светило. Было установлено, что холерные пандемии, бывшие в XX в., тесно связаны с изменением солнечной активности за этот период. Именно в годы максимальной солнечной активности холерные пандемии резко усиливаются и охватывают огромные пространства. При низкой солнечной активности, как правило, холера не наблюдалась. Анализируя даты эпидемии чумы за период с VI по XVII вв., А. Чижевский показал, что они совпадают с датами максимальной солнечной активности. Построив график смертности жителей Аугсбурга и нанеся на него почерпнутые из хроник сведения о северных сияниях тех лет, ученый выявил между этими, казалось бы, не имеющими ни малейшего отношения друг к другу феноменами, отчетливую взаимосвязь. В разгар холерной эпидемии 1364-1367 гг. китайские летописцы отмечали появление на лике светила настолько крупных солнечных пятен, что их можно было наблюдать невооруженным глазом. Увеличение солнечной активности было отмечено учеными и во время бурной вспышки холеры в Индии в 1769 г. А в 1892 г. максимальное число заболевших при знаменитой вспышке холеры в Гамбурге пришлось на 20 августа, когда Солнце было наиболее активным. Бурный рост Киева происходил в основном за счет притока сельского населения и беглых холопов. Развитие ремесел и торговли на Подоле привлекало новых переселенцев. Крестьяне покидали свои истощенные наделы и гонимые кочевыми племенами искали защиту за стенами крупных городов. Дитмар Мерзебургский так описывал население Киева: «…народу же неизвестное количество, который, как и вся область, состоит из стекающихся отовсюду беглых рабов, и особенно из быстрых данов, которые до сих пор противоборствовали печенегам и других побеждали». Существование демографических циклов в истории было доказа но В. Абелем и М. Постаном в 30-х гг. XX в. Они пришли к выводу, что рост численности населения в XII-XIV вв. привел к исчерпанию ресурсов пахотных земель; это, в свою очередь, привело к нехватке продовольствия, росту цен и голоду. Крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться, уходили в поисках работы в города. Рост городов сопровождался расцветом ремесел, но ремесла не могли прокормить всю массу излишнего населения, города были переполнены безработными и нищими. Голод и нищета приводили к частым восстаниям. В конце концов, эпидемия «черной смерти», разразившаяся в условиях, когда миллионы людей были ослаблены постоянным недоеданием, привела к гибели половины населения Европы. Это была «демографическая катастрофа», завершившая демографический цикл [110]. Как уже отмечалось выше, две вспышки чумы в Киеве – 1346 и 1352 совпадают с годами начала и конца страшной пандемии в Европе 1346-1351 гг. При анализе пяти последних крупных эпидемий в Киеве прослеживаются четкие годовые закономерности. Рассмотрим их по порядку: Эпидемия 1710-11 приходилась на года металлических Тигра и Зайца (по восточному двенадцатилетнему календарю между годами определенного животного с одним и тем же элементом проходит 60 лет). Следующая эпидемия произошла в 1770-71 – это также года металлических Тигра и Зайца. Очередная эпидемия произошла в 183031 гг. – снова металлические Тигр и Заяц. Между этими эпидемиями в 1783 г. (водяной Заяц) юг Украины был охвачен чумой. Московский летописный свод за 1230 г. содержит сведения о значительной эпидемии в Смоленске: «Того же лета бысть мор силен в Смоленсце, сотвориша четыре скуделницы и положиша в дву 16 тысяць, а в третьеи 7000, а в четвертои 9000. Се же бысть по два лета». Этот мор продолжался около двух лет – 1230 и 1231. По восточному гороскопу эти года соответствуют металлическому Тигру и Зайцу. В 1158 (год земляного Тигра) в Новгороде эпидемия скосила множество людей и животных: «Мор бысть мног, в Новгороде в людех и в конех, яко не льзе бяше дойти торгу сквозе город, ни на поле выити, смрада ради мертвых; и скот рогатый помре». В 1278 (год земляного Тигра) моровое поветрие повторилось (между этими датами отмечалось несколько вспышек чумы). Очередная эпидемия холеры поразила киевлян в 1847 г. (Овца, огонь). Следующая эпидемия холеры произошла снова через 60 лет – в 1907 г. (Овца, огонь). Между этими эпидемиями отмечались незначительные вспышки брюшного тифа в 1897-98 гг. Лаврентийская летопись за 1187 г. содержит сведения о сильной болезни, поразившей современников: «Того же лета бысть болесть силна в людех велми не бяше бо ни единаго двора без болнаго, а в ином дворе некому бяше ни воды подати [но вси лежат боля]». По восточному гороскопу 1187 также является годом огненной Овцы. В год Змеи – 1365, великий мор разразился на Руси. Многие города и села запустели, многие семьи полностью вымерли. В 1389, также в год Змеи, «черная смерть» поразила Псков и Новгород. Пугающие закономерности обнаруживаются при изучении пандемии 1346-51 гг. и вспышек «птичьего гриппа» в конце XX – начале XXI вв. В сороковых годах XIV в. страшная эпидемия в Европе была занесена из Азии (восточный Китай). Впервые вирус «птичьего гриппа» был также обнаружен в Азии – в 1997 г. в Южной Корее (провинции Туенк Уанг и Лон Ан). Причем Китай и Корея имеют общие границы, не признаваемые основными переносчиками вируса – перелетными птицами. К тому же, позднее в Гонконге в семье, приехавшей из Китая, был снова обнаружен вирус «птичьего гриппа» (2003 г.). В 1346, в год Огненной Собаки чума достигла Таврического полуострова – Крыма. Габриэль де-Мюсси писал, что в этом году в Причерноморье вымерло бесчисленное количество татар и сарацинов. Огромные пространства опустели, большие населенные города почти обезлюдели. В 1406 г. (Огненная Собака) мор, бушевавший несколькими годами ранее, повторился во Пскове. Менее чем за месяц до начала года Огненной Собаки – 2006, опасный вирус «птичьего гриппа» был обнаружен в Крыму. Моровое поветрие 1770-71 гг. также пришло из Крыма, куда вирус был занесен кораблями из Турции. Киевская эпидемия 1424 г., видимо, также была занесена из Крыма местными татарскими племенами, пытавшимися захватить город. «Птичий грипп» опасен для людей своей возможной мутацией. Так, американские и британские ученые установили, что испанский грипп 1918 г. был смертельным, так как эволюционировал из «птичьего гриппа» и содержал уникальный белок, к которому у человека не было иммунитета. Вспышки чумы в средневековой Европе происходили с периодичностью в 20 лет. Это ровно треть описанного выше 60-летнего цикла. Один полный 60-летний цикл восточного астрологического календаря состоит из пяти 12-летних циклов. 12-летний цикл имеет связь (корреляцию) со средним периодом солнечной активности, равной 11 с лишним лет. В годы максимальной солнечной активности были зафиксированы самые масштабные эпидемии холеры. В такие периоды процессы усиленного клеточного метаболизма способствуют быстрому распространению бактерий и вирусов. А эпидемии гриппа приходятся точно на моменты пика солнечного цикла, начинаясь за два года до максимума активности и заканчиваясь через пару лет после самых высоких значений. Солнечная активность в 2009 г. упала до минимально низкого уровня за последнее столетие. Вскоре нас ожидает обратный скачок. Так газета «Дейли мейл» опубликовала материал, согласно которому в сентябре 2012 г. солнечная активность достигнет рекордного уровня. К такому выводу пришел научный коллектив из американской Национальной Академии наук. ЛИТЕРАТУРА 1. В. Борейко. История заповедного дела в Украине. – К., 2001. 2. Д. Вовк, А. Стеклов. Некоторые киевские тайны. Левобережье. – К., 2002. 3. О. Знойко. Міфи київської землі та події стародавні. – К., 1989. 4. А. Асов. Ведические храмы славян // ж. «Наука и религия», №1 1998. 5. И. Русанова. Культовые сооружения и жертвоприношения славянязычников. – М., 1997. 6. А. Кирпичников, И. Дубов, Г. Лебедев. Русь и варяги // Сб. «Славяне и скандинавы». – М., 1986. 7. С. Климовский. Замковая гора в Киеве. – К. 2005. 8. Я. Боровський. Світогляд давніх киян. – К., 1992. 9. Б. Рыбаков. Язычество Древней Руси. – М., 1988. 10. В. Власов. Капища православных // ж. Вокруг света, №8 1988. 11. В. Борейко, В. Грищенко. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Том 2. – К., 1999. 12. М. Янко. Топонімічний словник України. – К., 1998. 13. А. Макаров. Малая энциклопедия Киевской старины. – К., 2005. 14. М. Каргер. Древний Киев. – М.-Л., 1961. 15. Рашид ад-Дин. Сборник летописей, Т. I, ч.2. – М.-Л., 1952. 16. Э. Мюле. К вопросу о начале Киева // ж. «Вопросы истории», №4 1989. 17. С. Аннинский. «Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах в Восточной Европе» // Сб. «Исторический архив», т. III. – М.-Л., 1940. 18. А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1995. 19. Л. Соколова. Погребение в колыбели Окуневского могильника // ж. «Археологические вести», №4 1995. 20. М. Халяпин. К вопросу о культе змеи у населения срубной культурно-исторической общности // Етнічна історія та культура населення Степу та Лісостепу Євразії: Матеріали міжнародної археологічної конференції. – Дніпропетровськ, 1999. 21. Д. Шльонський, В. Осьмак. Андріївська церква // газ. «День», 29.05.1998. 22. Н. Нікітенко, М. Нікітенко. Меморіально-сакральна функція київських першохрамів // Культурологічні студії, Вип. 2. – К., 1999. 23. Є. Нахлік. Легенда про Золоті ворота в Києві у варіантах М. Грабовського і П. Куліша // Вісник Львівського ун-ту, серія філологічна, Вип. №27 1999. 24. С. Высоцкий. Золотые ворота в Киеве. – К., 1982. 25. Р. Демчук. Храм Софії у символічному просторі Русі-України. – К., 2008. 26. В. Мокрий. Церква в життi українцiв. – Львів, 1993. 27. A. Dempf. Christche Phil�s�phie: Der Mensch Swischen G�tt und der welt. – B�nn, 1952. 28. Н. Никитенко. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. – К., 1999. 29. Г. Лозко. Українське язичництво. – К., 1994. 30. М. Тихомиров. Древнерусские города. – М., 1956. 31. Заметка в газ. «Новое Время», 01.09.1923. 32. Д. Лавров. Киевские чудеса святого Николая // газ. «Сегодня», 20.12.2003. 33. В. Киркевич. Киев для романтиков. – К., 2008. 34. А. Анисимов. Дети подземелья // газ. «Киевский телеграф», 8-14.07.2005. 35. Е. Воронцова. Киевские пещеры. – К., 2005. 36. Материалы информационно-просветительского центра Киево-Печерской Лавры, http://www.lavra.kiev.ua. 37. А. Панченко. Смех в Древней Руси. – Л., 1984. 38. Г. Федотов. Святые Древней Руси. – М., 1990. 39. В. Зноско. Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил. – М., 1996. 40. В. Гриневич. Артемий Ведель умер, молясь в отцовском саду // «Газета по-українськи», 10.07.2008. 41. П. Проценко. Биография епископа Варнавы. – Н. Новгород, 1999. 42. А. Анисимов. На святых холмах 120 лет назад // газ. «Киевские ведомости», 18-24.07.2008. 43. Д. Лавров. Киевские нищие и юродивые // «Газета по-киевски», 28.07.2006. 44. Xриста ради юродивые // ж. «Духовные чтения», №9 1997. 45. Записки священника Сергия Сидорова. – М., 1999. 46. В. Терно. Растрепанные воспоминания о странном детстве. – К., 2003. 47. Л. Некрашевич. На пажити Богоматери. – К., 2006. 48. И. Осипчук. Подземная церковь в Киеве открывает свои тайны // «Наша газета», 05.01.2006. 49. Материалы официального сайта Китаевского пустынного скита, http://www.kitaev�.kiev.ua. 50. И. Басин. Канонизация святых в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: 1993-1996 годы // Вестник Русского христианского движения, №176 1997. 51. А. Сороковиков. Над последним врагом. – М., 2000. 52. С. Девятова. Схиархимандрит Феофил Новый // ж. «Русский инок», №3 2007. 53. Раокриом. Мистический фольклор // газ. «Магия», 1998-2000. 54. В. Левищенко. Тайна подземного кладбища // газ. «Сегодня», 28.08.2000. 55. Л. Короленко. …А святыни вечны // газ. «Зеркало недели», 1319.11.1999. 56. А. Горбовский. Тайная власть. Незримая сила. – М., 1991. 57. С. Соловьев. История России с древнейших времен. – М., 1959. 58. Е. Фонтаний. Ольгинская церковь уничтоженная на Печерске, воскресла на левом берегу // газ. «Сегодня», 07.08.2004. 59. По материалам авторского сайта Раокриома, http://www. ra�kri�mrati.c�m. 60. О. Ефремов. Тьма египетская // ж. НЛО, №31 2001. 61. А. Реутов. Побудова Успенського собору Києво-Печерської Лаври // Восточно-европейский археологический журнал, №1 2001. 62. В. Псаломщиков. Огненные столбы // ж. НЛО, №12 2001. 63. С. Ремезов. История Сибирская. – М., 1989. 64. В. Бехтерев. Гипноз. – Донецк, 2000. 65. А. Епатко. Загадки Ильи Муромца // газ. «Всемирный следопыт», №18 2004. 66. Г. Булашев. Міфи України. – К., 2006. 67. В. Супруненко. Сом живет своим умом // газ. «Планета Диаспор», 18.11.1999. 68. В. Бурлак. Тайны старого Киева. – М., 2007. 69. Ю. Супруненко, И. Шлионская. Места силы на карте России. – М., 2007. 70. А. Анисимов. Лаврские мощи // газ. «Киевский телеграф», 0208.04.2004. 71. И. Винокуров. Энциклопедия загадочного и неведомого. Полтергейсты. – М., 1999. 72. А. Макаров. Первого мая гости привозили студентам... // газ. «Факты и комментарии», 29.04.2004. 73. О. Тулуб. Київ та його давня давнина в творах народних. Збірка фольклорних матеріалів. – Відділ рукописів Наукової бібліотеки УАН ім. В. Вернадського. – Ф. 209. – №3. 74. Д. Лавров. Труханов остров // газ. «Зеркало недели», 02-08.07.2005. 75. М. Грушевський. Історія української літератури. – К., 1995. 76. Ю. Кривошеев. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Л., 1988. 77. П. Толочко. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XII веков. – К., 1980. 78. И. Слободянюк. А наверху вовсю колдует Лысая Гора // газ. «Сегодня», 07.08.1999. 79. П. Позняк. Свидетели истории // газ. «Зеркало недели», 8-14.02.1997. 80. Д. Лавров. На четырех лысых горах Киева завтра будет неспокойно // газ. «Сегодня», 06.07.2002. 81. М. Максимова. Мистическая Гончарка // газ. «Блик», 07.09.2006. 82. С. Никифорова. Тайны Лысой горы // газ. «Аномальные новости», №35 2006. 83. Л. Проценко. Iсторiя київського некрополя. – К., 1995. 84. М. Кальницкий. Антология смерти // «Газета по-киевски», 01.08.2006. 85. «Киев», энциклопедический справочник. – К., 1982. 86. Н. Полищук. Театр здорового образа жизни // «Газета по-киевски», 02.04.2007. 87. Ю. Грищенко, И. Фабрикова. Мистика // газ. «Духовный путь», №2 1991. 88. О. Александрович. Девять уровней легенд «Зеленого театра» на Печерске // газ. «Обзор», 30.07.2007. 89. Б. Денис. Зловещая тень над Зеленым театром. – Портал «Интересный Киев», http://www.interesniy.kiev.ua. 90. Легенди та перекази. – К., 1985. 91. Н. Кирьянова. Жизнь и смерть Лыбеди // газ. «Сегодня», 14.07.2001. 92. В. Антонович. Вибрані праці. – К., 1995. 93. М. Рибаков. Невідомі та маловідомі сторінки історії Києва. – К. 1997. 94. М. Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб., 2000. 95. К. Гинзбург. Образ шабаша ведьм и его истоки // Сб. «Одиссей». – М., 1990. 96. А. Селецкий. Колдовство в юго-западной Руси. – К., 1886. 97. М. Александрович. Антон Михайлович Танський // Антологія українського жаху. – К., 2000. 98. С. Килиевич. Детинец Киева. – К., 1982. 99. Д. Киянский. Странные истории случаются в истории // газ. «Зеркало недели», 22-28.01.2000. 100. Митрополит Iларiон. Дохристиянськi вiруваня українського народу. – Вiннiпег, 1965. 101. А. Приходько. Культ огня в древней медицине // ж. «Агапит», №13 2001. 102. Е. Борисенков, В. Пасецкий. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. – М., 1988. 103. В. Антонович. Паны Ходыки // ж. «Киевская старина», №2 1882. 104. Н. Закревский. Летопись и описание города Киева. – К., 1858. 105. Е. Фонтаний. Стольный град опустошила чума // газ. «Сегодня», 26.10.2002. 106. В. Рожановский. «Был мор силен...» // газ. «Зеркало недели», 1622.12.1995. 107. О. Попельницька. Історична топографія київського Подолу XVII - початку XIX ст. – К., 2003. 108. Холера: эпидемиология, клиника, лечение и профилактика. – Донецк, 1996. 109. Л. Жуковский. Из истории эпидемии холеры в Киеве в 1847 году // ж. «Агапит», №4 2000. 110. С. Нефедов. О демографических циклах в истории средневековой Руси // ж. «Клио», №3 2002.


Назад-----







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском