ПЕЧЕРСК


Глава V Рисунки

Глава V Рисунки

Средневековые надписи Софии Киевской

Глава V

РИСУНКИ

В Софийском соборе наряду с надписями обнаружены рисунки,, часть которых издана в первом выпуске книги в 1966 г. Рисунки выполнены в той же технике выцарапывания, что и надписи, и встречаются в тех же местах. В некоторых случаях рисунки сопровождаются подписями. Но даже там, где сопроводительных надписей нет, хорошо заметно знакомство авторов с христианской символикой, приемами книжной миниатюры. По своему содержанию рисунки делятся на символические и бытовые.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ РИСУНКИ. К этой группе относятся разнообразные изображения крестов, святых, благославляющих рук, знаков и т. д.

251.

Таблицы CXXXV, 1; CXXXVI.

В апсиде Георгиевского придела на южной стене, где встречено много надписей, выцарапано довольно примитивное изображение вооруженного человека. На голове его конический шлем, в правой руке стрела или короткое копье, в левой как будто лук. Глаза, рот и нос нарисованы схематически. Справа заметны остатки надписи. Примерно на уровне глаз крупными буквами написано: «ком...(?)». Далее буквы надписи повреждены. Несколько ниже ясно читается «воин». Внизу слева несколько иным почерком написано имя «Георги», т. е. Георгий. Если это имя относится к рисунку, то он должен был бы изображать святого Георгия, которому, кстати, посвящен придел. Однако подобной атрибуции рисунка противоречит изображение Георгия без нимба, в шлеме и с луком.

1 Л. В. Арциховский. Берестяные грамоты мальчика Онфима.— «Советская археология», 1957, № 3, стр. 213 — 223.

Нами уже было встречено изображение Георгия-воина (№ 70). Он изображен погрудно и имеет сопроводительную надпись «Георгий храбрый». Рисунок воина из Софийского собора по своему характеру удивительно напоминает изображения воинов, сделанные новгородским мальчиком Онфимом на бересте1.

252.

Таблица

CXXXVII.

2 В. Л. Янин. Актовые печати древней Руси X — XV вв., т. I. М., 1970,

№ 140, 141, 142 и др.

253.

Таблицы CXXXVII; CXXXVIII, 1.

Несколько выше изображения святого воина находится трехстрочная, немного поврежденная надпись: «Господи, помоги рабу своему [... и] меня, Рымя-ту...». Необычность этой надписи за

просит не за себя,

3 Н. А. Мещерский. К филологическому изучению берестяных грамот.— Вестник ЛГУ, 1970, вып. 4, № 20, стр. 121 — 127.

В Михайловском приделе на втором от алтаря крещатом столбе выцарапано изображение святого воина во весь рост. Лицо молодое, волосы прорисованы схематически. Большие глаза в виде овалов и нос изображены одной непрерывающейся линией. Вокруг головы нимб довольно правильной формы. Воин облачен в античные доспехи, весьма напоминающие те, в которых обычно изображается Дмитрий Солунский или Федор Стратилат. На нем броня с наброшенным поверх плащом, на груди перевязь. Из-под панциря выглядывает рубаха, изображенная в виде вертикальных полос. В правой руке воина копье, левая опирается на щит. Отождествление изображенного святого воина с Дмитрием Солунским было бы вполне вероятным, если бы рисунок не был выцарапан на стене придела, посвященного святому Михаилу. Поэтому рисунок Дмитрия Солун-ского скорее можно было бы ожидать в северной внутренней галерее, где есть изображения святых воинов. В Михайловском приделе более логичным и понятным было бы изображение архистратига Михаила, но его, судя по монументальной живописи и сфрагистическим материалам, рисовали, как правило, с крыльями — деталь, которую нельзя не заметить2. Правда, на рисунках у плечей фигуры с обеих сторон есть изогнутые линии, возможно, крылья.

Возле граффито справа вверху и внизу выцарапаны еще четыре креста простого рисунка.

ГНП0М0?НРАБУСВг

ел\ук------[н]т

Р21МАТУ_______ ключается в том, что ее автор, прав

доподобно Рымята, в первую очередь а свое имя упоминает вторым. Имя «Рымята» относится к числу встречавшихся ранее имен с окончанием на -ята. Среди софийских граффити было уже имя Воинята (№ 25), а в новгородских берестяных грамотах — Гостята, которое есть основание считать женским3. Вполне вероятно поэтому, что автором рассматриваемого граффито была женщина, просившая за близкого ей человека. Это тем более правдоподобно, что запись сделана на фресковом изображении неизвестной мученицы, по-видимому, патронессы Рымяты.

Для палеографической датировки оснований недостаточно, но, судя по употреблению У (не ОУ), надпись следует отнести к концу XIII в.

К рассмотренному выше рисунку воина настоящая надпись, видимо, не имеет никакого отношения.

254.

Таблица CXXXV, 2.

В переходе из апсидной части Михайловского придела в алтарь придела Иоакима и Анны, на западной стене, немного ниже записи Василия-Владимира Мономаха и митрополита Никифора (№ 131) есть три рисунка благославляющих рук, встреченных и в других местах собора. Рядом с этими изображениями (справа вверху) нарисована небольшая ладонь руки и видны остатки греческих и древнерусских текстов. Внизу читается фрагмент, написанный мелким почерком: «Господи, помоги рабу св(оему)».

Надпись по каким-то причинам не была окончена, и имя автора осталось неизвестным.

255.

Таблицы

CXXXIX;

CXL.

ГНПОАЛО РАБОТА С ВО НАЛА

петрнловн

[6]APNAB€

В алтарной части придела Иоакима и Анны на южной стене непосредственно под рассмотренной выше надписью № 140 есть рисунок шестиконечного процветшего креста с сопроводительной надписью, возможно, сделанной одним и тем же автором:    «Господи, помоги рабам своим Петриле

4 Л. П. Якубинский. Указ, соч., стр. 172.

и Варнаве». Запись интересна тем, что в ней употреблено двойственное число, редко встречающееся среди граффити. Петрило и Варнава были, вероятно, родными братьями или монахами, что и побудило автора применить двойственное число, употреблявшееся на Руси в тех случаях, когда речь шла о парных предметах. Специальные формы двойственного числа (рукома, ногомаи т. д.), по наблюдениям специалистов, отживают на Руси в XIII—XIV вв., а в XV в. исчезают совсем4. Следовательно, рассматриваемая запись относится ко времени, не более позднему, чем XIII в.

Из палеографических особенностей надписи можно отметить употребление дважды лигатуры — МА, так называемое совпадение в точке.

Мужские имена Петрило и Варнава хорошо известны в древнерусской литературе. Варнава — «муж апостольский» — был сподвижником апостола Петра.

256.

Таблица CXXXVIII, 2, 3.

В западной галерее собора, в той ее части, которая находится против Михайловского придела, есть рисунок шести-НИВНСБОГЮ] конечного процветшего креста. Не-[Х]УДУПРНМ6ШУБАБ сколько ниже расположена фрагментарная запись: «1...1 избив свою,

6 Словарь древнего славянского языка ..., стр. 264.

хулу примешь у баб». Речь идет, вероятно, об избиении жены мужем. Глагол «избити» означал — избивать, убивать5.

257.

Таблица CXLI, 1.

На северной стене апсиды Михайловского алтаря обнаружен рисунок молитвенно сложенной руки.

258.

Таблица CXLI, 3.

В южной наружной галерее в проеме окна, кроме описанного нами ранее (№ 89), есть еще одно изображение молитвенно сложенной руки. Рядом с ним двойной линией выцарапан прямоугольник с вписанным в него незаконченным орнаментом в виде равноконечного креста, выполненного из переплетающихся лент или жгутов.

259.

Таблица CXLI, 2.

Близкое изображение четырехконечного креста из переплетающихся лент, правда, не вписанного в прямоугольник, находится в том же Михайловском приделе — в первом членении от алтаря на южной стене. Между лучами креста несколько поврежденные буквы монограммы Христа: IC, ХС, NH, КА («Исус Христос — победитель»).

260.

Таблица CXLIII, 1.

В западном конце Георгиевского придела на фреске, изображающей великомученицу в медальйоне, на южной стене находится рисунок голубя (?), держащего в клюве предмет, напоминающий по форме крест с расширяющимися к краю лучами.

261.

Таблица CXLIII, 2.

Во внутренней западной галерее на стене, выходящей другой стороной в Михайловский придел, выше крупной надписи XVIII в. есть рисунок, представляющий собой сердцевидную с крестом внутри фигуру, выцарапанную двойной линией. Верхнюю часть венчают три лепестка, напоминающие цветок лилии. В нижней части знака заметно основание в виде «ласточкина хвоста». Изображение, вероятно, является каким-то геральдическим знаком.

Немного ниже рисунка заметны следы испорченной греческой надписи, начинающейся словом «агиос» — святой. Надпись, по-видимому, просьба, обращенная к святому, изображенному на фреске.

262.

Таблица GXLII, 1, 2.

263.

Таблица

CXLIV.

В том же самом месте несколько левее есть ряд граффити, описанных выше. Среди них рисунок княжеского знака — трезубца довольно простого, прямолинейного начертания. Знак изображен зубцами вниз, как и у встреченного ранее княжеского знака из Владимирского придела (№ 75). К особенностям начертания знака относится то, что правый его зубец короче левого. Кроме того, слева вверху написана большая заглавная буква М. Немного ниже слева — поздняя надпись, которая читается так: «Помяни, господи, за Трохима». Надпись выцарапана позже знака, о чем можно судить по искривлению вниз ее последней строки, которая в противном случае неминуемо испортила бы левую часть знака. О позднем времени возникновения записи свидетельствуют и особенности ее графики.

О персональной принадлежности знака судить трудно. Указанием на нее, по-видимому, должно служить стоящее рядом М — начальная буква имени князя — владельца знака. Учитывая наличие у древнерусских князей нескольких, минимум двух, имен — христианского и мирского, можно колебаться в выборе, поскольку не известно с начальной буквой какого имени мы имели дело. Наиболее вероятно усматривать здесь из княжеских мирских имен Мстислав или из христианских Михаил.

В приделе Петра и Павла на фреске Павла есть рисунок, изображающий процветший крест, выполненный двойной линией, а возле него слева — геральдический лев или гепард с длинным хвостом. Оба эти изображения композиционно связаны друг с другом. Зверь нарисован в манере, весьма далекой от реализма. Стилистические особенности рисунка напоминают приемы фресковой и книжной орнаментики. Над рисунком находится надпись, сделанная другой рукой крупными буквами. Имя — «Агапион». Граффито не относится к числу д тех, которые поясняют фрески, поскольку изображе-ГАПН ние 3Десь апостола Павла, а не Агапиона совершенно 0N2 бесспорно.

264.

Таблица CXLV, 1.

В центральном нефе собора в нижней части фрески, изображающей святого Николая, есть рисунок креста с расширяющимися к краю концами. Верхний луч имеет колечко или петельку. Это, вероятно, нательный крест для ношения на шнурке. От креста исходит сияние, изображенное четырьмя косыми линиями, выцарапанными между лучами.

265.

Таблица CXLV, 2.

В крещальне собора слева от апсиды на изображении святителя выцарапан двойной линией крест. Концы его расширены к краю, а в центре, где сходятся лучи, изображен круг. Расширения лучей, имеющих вид треугольников, и круг посередине украшены штриховкой из пересекающихся линий. Вверху по обе стороны креста заметны следы букв.

266.

Таблица CXLV, 3.

В северо-западной башне на втором этаже слева от композиции, изображающей императора, над дверью выцарапан магический знак сложной конфигурации. За основу его взят четырехконечный крест, лучи которого продолжаются и переходят в сложное орнаментальное плетение. По обе стороны знака, имеющего восемь заостренных лучей, вверху и внизу заметны следы зашпаклеванной монограммы Христа IC, ХС, NH, КА. Похожие магические знаки уже встречались в других местах собора, например в северной части хоров (№ 82).

267.

Таблица CXLV, 4.

В Михайловском приделе на втором от апсиды крещатом столбе изображен крест и рядом с ним остатки поврежденной надписи. Лучи креста к краю расширены в виде небольших дорисованных кружочков. Более длинный нижний луч примерно в средней части также украшен кружочками. Из остат-NANA ков наДписи можно разобрать только некоторые ГМАТН буквы. Возможно, это остатки каких-то имен.

268.

Таблица CXLVI, 1.

На хорах собора с южной стороны на фресковой композиции «Встреча Авроамом трех странников» нарисован шестиконечный процветший крест. Расширение его лучей к краю изображено в виде закруглений. Между верхней парой лучей заметны остатки монограммы Христа.

269.

Таблица CXLVI, 4.

Там же на хорах с южной стороны на юго-западном угловом столбе выцарапано довольно грубое изображение шестиконечного процветшего креста.

270.

Таблицы

CXLVII;

CXLVIII.

В западном конце Георгиевского придела на изображении неизвестной мученицы в медальоне находится крупный рисунок шестиконечного процветшего креста с сопроводительной надписью, написанной той же рукой: «Господи, помоги рабу

г_! своему Иону». Для палеографи-[ГН] ПОМОГИ РАБОУСБОбМОУНОЫОУ t

L < ческой датировки надписи данных недостаточно, но написание 3, N, Р, ОУ дает возможность с некоторой долей вероятности отнести граффито к XII — XIII вв.

271.

Таблица CLI, 1.

В западной части Михайловского придела на столбе с изображением Семеона (судя по граффито — № 223) выцарапан рисунок шестиконечного процветшего креста. Лучи его с расширениями к краю — стебли доходят почти до самого верха.

272.

Таблица

CXLIX;

CL.

В апсиде Михайловского придела на изображении «честного креста», где встречено много разнообразных граффити, есть несколько изображений крестов и среди них рисунок шестиконечного креста на трехступенчатой голгофе. По обе стороны креста между лучами, как обычно, монограмма IC, ХС, NH, КА.

273.

Таблица

CXLIX;

CL.

Рядом с крестом слева, возможно той же рукой, выцарапаны две фигуры, изображающие княжеские знаки. Знаки отличаются друг от друга только в деталях. Оба имеют среднюю часть, сильно возвышающуюся над боковыми сторонами, которые изображены в виде раздвоенных лепестков, отогнутых наружу. В нижней части знаков — кружки. У первого знака верх средней части увенчан кружком с двумя завитками, а у второго раздвоен, хотя также имеет по завитку. Как из

6 В. Л. Янин.Актовые печати древней Руси X — XV вв., т. I. стр. 39.

вестно, исследователи различают два варианта княжеских знаков: «парадный» — с всевозможными украшениями и «линейный» — упрощенный, сохраняющий лишь основные конструктивные элементы6. Описываемый рисунок скорее «парадный» вариант знака с украшениями. Однако он в обоих случаях существенно отличается от знаков на монетах — златниках и сребрениках Владимира, Святополка или Ярослава. Правда, если первый из рассматриваемых знаков перевести из «парадного» варианта в «линейный», т. е. отбросить украшения, то получим знак, очень напоминающий тот, который поставлен

на сребрениках Ярослава Мудрого. Он также имеет высокую среднюю часть, увенчанную кружком, и значительно более низкие боковые стороны.

1 В. Л. Янин. Актовые печати древней Руси X — XV вв., т, I, стр. 166, № 3

274.

Таблица CXLVI, 2.

275.

Таблица CXLVI, 3.

276.

Таблица CLI, 2.

277.

Таблица CLII, 1.

Что касается второго знака с раздвоенной средней частью, то тут привести какие-либо аналогии не представляется возможным, хотя он и напоминает знак Изяслава Ярославича на печати из Новгорода7.

На северной части хор на угловом северо-западном столбе выцарапан не совсем обычный шестиконечный крест на одноступенчатой голгофе, к которой дорисована фигура в виде треугольника, обращенного вершиной вниз. По обе стороны голгофы заметны стебли, обычные для изображений процветших крестов. Верхняя перекладина креста представляет собой горизонтальную линию, а нижняя — с завитками на концах лучей.

Рядом с предыдущим рисунком есть еще изображение четырехконечного креста. В основу его положен квадрат с крестом в середине. Стороны квадрата, пересекаясь, образуют по углам лучи в виде небольших треугольничков.

На изображении Онуфрия в южной внешней галерее на рассмотренной нами надписи (№ 68) выцарапан крест под шатрообразным титлом, между лучами которого написаны буквы А, С, К, Ж. Эту монограмму, по-видимому, следует расшифровывать так: «А се крест животворящий».

БЫТОВЫЕ РИСУНКИ. Тематика бытовых рисунков, изданных нами в первом выпуске граффити Софийского собора, довольно существенно дополняется новыми находками. Кроме традиционных рисунков коней, выявлены изображения людей, животных, ловчих птиц, орнаментальных фигур и т. д.

В центральном нефе собора в нижней части фрески, изображающей святого Николая, есть рисунок головы человека в профиль. Лицо молодое, безусое, с небольшой бородкой. Овал лица очерчен непрерывной линией. Волосы на голове изображены в виде редких косых штрихов. Над рисунком фрагментарно сохранившаяся надпись.

Из апсиды Михайловского придела нами уже рассмотрен ряд граффити, в том числе изображение коровы на южной стене с надписью над ней «муу» (№ 95). Слева от этого рисунка есть еще несколько изображений. Как раз над софийской азбукой нарисованы два коня — излюбленные сюжеты древних художников. Ближайший к азбуке конь выполнен довольно умелой рукой. Рисовальщик стремился передать реалистические подробности: гриву в виде волнистых линий, ребра и т. д. Однако в его рисунке чувствуется влияние каких-то иных художественных традиций, возможно, книжной миниатюры. К ним следует отнести изображение копыт коня в виде обобщенных условных завитков.

278.

Таблицы СЫН, CLIV.

279.

Таблицы СЫН, CLIV.

Над рассмотренным рисунком находится еще одно неоконченное изображение коня и фрагментарно сохранившаяся надпись: «[Господи, помоги] рабу своему, богатому [грехами]». Подобные граффити с упоминанием о рабе, «богатом грехами», уже встречались нам и ранее (№ 33, 196).

Немного выше надписи выцарапана целая композиция. Она представляет собой погрудное изображение человека в профиль в весьма воинственной позе. На голове его шлем-шышак. Левой рукой он держит змею, а правой замахивается на нее булавой. Змея нарисована двумя параллельными изгибающимися линиями с ретушью косыми черточками, изображающими чешую. Несомненно, этот рисунок имеет скрытый символический смысл. Известно, что в древнерусском эпосе под именем «змия» выступает враг, разбойники и т. д. Рассматриваемый рисунок в символической форме, вероятно, изображает победу над врагом. Правда, учитывая место рисунка в одном из алтарей собора, становится ясным, что его автор был духовным лицом, а символическая композиция вполне вероятно изображает победу христианства над язычеством. Но в таком случае победитель должен был бы быть духовным лицом или по крайней мере святым воином. Любопытно и то, что рассматриваемый рисунок находится в непосредственной близости от софийской азбуки. Возникает вопрос: не навеян ли этот сюжет написанной рядом древней азбукой.

София Киевская. Главный трансепт. Запись-обращение к Сомну (№ 221) (фрагмент).

280.

Таблица CLII, 2.

Там же в алтаре Михайловского придела на северной стене слева от «честного креста» на пилястре выцарапан фрагмент сложного геометрического орнамента, выполненного двойной линией и напоминающего лабиринт.

281.

Таблицы

CLV;

CLVI.

В западном конце Михайловского придела на крещатом столбе немного ниже надписи о Дмитре и Анне (№ 136) находится весьма необычный рисунок. Он изображает сцену наказания преступника. Наказываемый изображен лежащим на земле. Его ноги взяты в колодки или привязаны к бревну, а руки — к колу, вбитому в землю. Лицо человека изображено в профиль и имеет крупные черты. Особенно бросается в глаза большой «орлиный» нос. Глаз в виде овала, волосы переданы волнистыми линиями. Справа от распростертого на земле преступника во весь рост изображен человек с кистенем в руках, которым он бьет по голове наказываемого. Человек этот нарисован очень схематично. Обращает на себя внимание кистень — палка с шарообразным грузом, привязанным к ней ремешком. По своей конструкции кистень очень близок к тем, которые встречаются при археологических раскопках, а также в миниатюрах Радзивилловской летописи.

Трудно сказать, кого именно изображает рисунок, и тем более установить, кого и за что наказывают. С одинаковым успехом здесь можно предполагать наказание беглого раба, вора-«татя». Некоторые подробности рисунка (колодки, кистень) показывают, что сцена отражает реальную древнерусскую действительность.

282.

Таблица CLII, 3.

В апсидной части придела Антония и Феодосия на южной стене довольно неумело выцарапано изображение ягненка (?). Особенно не удались рисовальщику грудь и передние ноги животного. В результате голова оказалась почти посередине туловища. Никаких сопроводительных надписей при рисунке нет.

283.

Таблицы

CLVII;

CLVIII.

В южной наружной галерее (Апостольский придел) в проеме окна, где ранее уже были встречены другие граффити (№ 79, 89), есть несколько рисунков. Один из них изображает вставшего на дыбы коня. На его спине — седло, на голове — уздечка. Грива изображена косыми, довольно длинными черточками. На уровне морды животного заметны следы отдельных букв какой-то надписи. Можно разобрать: БЗ^ОУ ОУТАПН

8 4-355

127

284.

Таблицы CL VII; CLVIII.

Немного ниже рисунка коня изображена большая заглавная буква В, выцарапанная двойной линией. Ее верхняя часть — прямоугольный треугольник, прильнувший прямым углом к спинке буквы. Нижняя часть, значительно большего размера, закруглена. Вертикальная черта буквы орнаментирована. С обеих сторон она перехвачена колечками, соединенными между собой лентами в виде восьмерки. По такому же колечку есть и на закругленной части буквы. Инициал по графике и характеру скромной орнаментации очень напоминает знак возле надписи Путька (№ 203) в той же внешней галерее на фреске, изображающей Онуфрия. В памятниках книжной письменности инициалы обычно орнаментированы значительно богаче, и поэтому привести соответствующие аналогии трудно. Слева вверху есть еще одно подобное изображение заглавной буквы В.

285.

Таблица CLIX, 1.

В том же самом месте в проеме окна внизу есть схематическое изображение птицы. Ее изогнутый клюв, мощные лапы указывают на то, что автор рисунка хотел изобразить ловчую птицу, скорее всего ястреба или сокола.

286.

Таблица CLIX, 2.

e Рисунок впервые был опубликован нами в кн.: Нумизматика и эпиграфика, т. III. М., 1962, табл. XVI, 5.

Недалеко от рисунка птицы находится изображение кота8. Животное нарисовано в геометрическом стиле. Голова в виде правильного круга с треугольниками — ушами. Еще один треугольник изображает нос, глаза овальной формы. Туловище очерчено одной изогнутой линией, а ноги прямыми линиями.

287.

Таблица CLIX, 3.

На хорах собора с южной стороны на угловом крещатом столбе недалеко от надписи Владимира (№ 132) изображена пальметка, напоминающая те, которыми обычно украшали углы заставок в памятниках книжной письменности. Близкие аналогии есть в Остромировом, Архангельском евангелиях и других книжных памятниках.

288.

Таблицы CLXI; CLXII.

Там же на угловом северо-восточном столбе находится изображение какой-то большой птицы. По определению проф. Н. В. Шарлеманя, это — журавль или дрофа. Немного выше рисунка слева выцарапана небольшая двухстрочная надпись. Ее первая строка написана кириллицей. Читается:

«Петро-ъ» («Петров»). Это притяжательная форма имени «Петр». Вторая строка написана глаголицей. Однако с уверенностью читается только первая буква% = Г и последняя <\р = В. Две другие буквы из-за повреждений штукатурки прочесть не удается. Содержание надписи и отношение ее к рисунку не совсем ясны. Можно предположить, что притяжательная форма имени указывает на принадлежность нарисованного журавля Петру — правдоподобно, автору рисунка.

289.

Таблица

CLX.

290.

Таблица

CLXIII.

9 Б. А. Рыбаков упоминает этот рисунок в статье «1менш написи XTI ст. в Кшвському Софшському соборЬ>

291.

Таблица CLXIV, 1.

292.

Таблица CLXIV, 2.

На северной части хор на пилястре северной стены возле записи Яноса (№ 198) выцарапано изображение ловчей птицы, в которой без особого труда можно узнать сокола. Рисунок выдает руку опытного рисовальщика, который в уверенной энергичной манере несколькими точными линиями смог передать наиболее характерные черты птицы: мощные крылья, когтистые лапы и т. д.

В юго-западной башне на первом этаже слева от окна на фреске, являющейся частью большой композиции «Ипподром», находится изображение гимнаста — почти совсем обнаженного человека, летящего, растопырив руки и ноги, вниз9. Правая рука гимнаста свободна, левая держит за руку одного из персонажей композиции «Ипподром». На ногах человека сапоги, имеющие типичный средневековый покрой, на что уже обращалось внимание исследователей. Слева непосредственно под изображением гимнаста находится надпись Семеона (№ 38).

В северо-западной башне на втором этаже на фреске, изображающей византийского императора, есть много граффити, и среди них рисунок всадника на коне. Изображение очень попорчено всевозможными царапинами и остатками надписей. Слева вверху читается имя «1оснфъ», т. е. Иосиф.

В центральном нефе собора на втором от главного алтаря крещатом столбе на его западной плоскости выцарапана монограмма. Она состоит из двух букв М и Т. Буква Т поставлена так, что она совпадает с петлей М в средней ее части. Размеры букв около 5 см. Как расшифровывалась монограмма — сказать трудно.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU