ПЕЧЕРСК


ВНЕШНИЙ ВИД ТЕКСТОВ И ГРАФИКА БУКВ ГРАФФИТИ

ВНЕШНИЙ ВИД ТЕКСТОВ И ГРАФИКА БУКВ ГРАФФИТИ

Средневековые надписи Софии Киевской

ВНЕШНИЙ ВИД ТЕКСТОВ И ГРАФИКА БУКВ ГРАФФИТИ. Достаточно беглого взгляда на выцарапанные на стене граффити, чтобы убедиться в небольшом объеме текстов и часто значительной их фрагментарности. Обычно, как мы видели, надписи-граффити по количеству строк очень невелики. Самые краткие надписи — это имена самих авторов со словом «писал» или без него или отдельно стоящие даты. Благопожелательные надписи типа

«Господи, помози рабу твоему...» содержат одну-две или несколько коротких строк. То же самое можно сказать и о граффити других тематических групп. Их объем колеблется от двух до семи строк слитного, не разделенного на слова письма, и только в единичных случаях количество строк превышает десять, как, например, в надписи о Бояновой земле, содержащей 14 строк.

В некоторых граффити чувствуется стремление авторов отделить их от других надписей, для чего они иногда берут свои записи в рамки. Но еще более многочисленны случаи, когда более поздняя надпись перекрывает раннюю. Особенно часты подобные случаи в местах скопления граффити, например, на изображении Онуфрия в южной наружной галерее, на «честном кресте» в апсиде Михайловского придела и других местах.

Размеры букв граффити обычно большие, чем в соответствующих им по времени памятниках книжного письма, но встречаются надписи, высота букв в которых весьма близка к высоте их в рукописях. Так, в записи о «раке» Андрея-Всеволода (№ 4) размер букв примерно такой же, как в крупном почерке Остромирова евангелия, а в надписи о кагане (№ 13) величина букв приближается к буквам Изборника Святослава 1073 г. Среди софийских граффити зафиксировано несколько надписей с сравнительно большими размерами букв. Первое место между ними занимает запись из апсиды Михайловского придела с неоконченным именем Мартирия (№ 133), в которой высота букв достигает 4—7 см (!). К крупным граффити можно отнести надпись о княжении Святослава Ярославича, написанную буквами размером около 3 см, с длиной первой строки 45 см, а также софийскую азбуку с размером букв 2—3 см и длиной 47 см.

К одной из особенностей письма граффити по сравнению с книжной письменностью относится большое расстояние между отдельными буквами. Возможно, при этом сказывается наличие свободного места на фресковой штукатурке и несвязанность авторов размерами листа, которым определялась длина строк книги. Из ранних граффити особенно свободно расставлены буквы в неоднократно упоминавшейся записи

София Киевская. Центральный меф. Запись «А ее писал Манеил» (№ 119) (фрагмент).

о погребении Андрея-Всеволода Ярославича, а также в надписи Игнатия на хорах собора (№ 146), чем во многом и определилась длина записи, приближающаяся к 1 ле. Не чувствуется особой сжатости письма граффити и в более поздних надписях XIV—XV вв.

Следует также отметить, что возле некоторых текстов граффити встречаются отдельно стоящие большие заглавные буквы-инициалы. Рядом с записью о кагане (№ 13) видим инициал С. Возможно, это начальная буква имени Святослава Ярославича, к которому относится граффито. Слева от надписи о смерти Луки Белгородского (№ 10) поставлена большая буква Б, а возле записи Путька (№ 203) — орнаментированный инициал В.

Реже среди софийских граффити встречаются тексты более мелкого письма, в которых размеры букв приближаются к среднему почерку Остромирова евангелия. К таким надписям можно отнести обращение к 40 севастийским мученикам в крещальне (№ 156), запись о смерти Владимира Мономаха (№ 151), перечисление имен Филиппа, Прокопия и Ульяны (№ 455) и др.

Все рассмотренные граффити написаны без предварительной разлиновки, обычной в книжном письме, поэтому строки иногда заметно искривлены. Авторы граффити в некоторых случаях пытались использовать для ориентации упоминавшуюся выше разгранку — горизонтальную линию, сделанную красками и отделявшую фресковые композиции одну от другой. По разгранке сделана, например, огромной длины надпись Игнатия на хорах (№ 146), Ильи в апсиде Михайловского придела (№ 107). Один из авторов — Манеил — выцарапал свою запись на орнаментальном фресковом круге в центральном нефе собора (№ 119). Написание некоторых граффити на разгранке фресок можно, правда, объяснить и стремлением не портить изображения.

В софийских граффити преобладает прямое письмо, с мачтами букв, стоящими вертикально. Но наряду с этим, особенно в граффити конца XI в., нередко встречается письмо, значительно скошенное вправо. В книжной письменности скошенное вправо письмо преимущественно встречается в южнославянских рукописях. Особенно заметна скошенность письма в граффити о мире на Желяни (№ 5) и «раке» Андрея-Всеволода (№ 4), относящихся примерно к одному времени — княжения Свято-

полка Изяславича (1093—1113 гг.). По сравнению с письмом книжных памятников величина наклона букв в этих граффити больше, чем в Савиной книге, и приближается к листкам Ун-дольского18. Кроме того, среди софийских граффити зафиксирован единственный случай письма с небольшим наклоном букв влево — в надписи 1052 г. Как известно, письмо, скошенное влево, редко попадается в славянских книжных памятниках. Только некоторые места Болонской псалтыри XIII в. написаны подобным письмом19.

18    П. А. Лавров. Палеографическое обозрение кирилловского письма,

рис. 25, 28;

Е. Ф. Карский.

Указ, соч., табл. 3.

19    Болонски псалтир, Български книжовеп паметник от XIII век. Фототипно издание

с увод и бележки от Иван Дуйчев. София, 1968, стр. 43—58.

го- Употребление буквы «иже» в сочетаниях ОУ и других случаях с уверенностью установить в граффити трудно ввиду большого сходства начертания его с У.

* * *

Перейдем к рассмотрению графики софийских граффити. В открытых в Софийском соборе граффити употреблены все буквы кирилловского алфавита (см. таблицы на стр. 168—175). Не встречено только написание двух букв: га (ятированного малого «юса») и (ятированного большого «юса»)20.

Наиболее часто в граффити XI в. употребляется палеографический тип буквы А с острой петлей, примыкающей к наклонной правой черте. Верх буквы часто бывает покрыт небольшим горизонтальным штрихом. Такое начертание буквы хорошо известно памятникам древнерусской книжной письменности: Остромирову евангелию, Изборникам Святослава 1073 и 1076 гг. и другим рукописям. Встречается оно и в новгородских берестяных грамотах. В наиболее ранних граффити, как и в некоторых древнерусских и южнославянских памятниках XI в., попадается и другое написание буквы с прямоугольной верхней частью, что достигалось срезанием верхушки буквы горизонтальным штрихом. Такое А в надписи 1052 г. (№ 3) в словах «марта» и «Евтропиа». В записи 1054 г. (№ 8) встречаются оба типа начертаний А — в слове «месяца» буква с остроконечным верхом, в двух других словах ее верхняя часть имеет прямоугольную форму.

Написание А с прямоугольной верхней частью встречается и в других граффити. Оно есть в записи «Ивана, отрока Добрынина» (№ 102) в слове «рабу». В двух других случаях в той же надписи А имеет начертание с остроконечным верхом, но ее особенностью является то, что она стоит, опираясь на петлю, аналогично тому, как в софийской азбуке. Изредка подобное написание буквы встречается и в других граффити собора.

А с прямоугольной верхней частью, близкое к начертаниям в записи 1054 г., встречено в надписи «Господи, помози рабу своему Коснятину» (№ 103) в слове «рабу». С прямоугольной верхней частью написано А в слове «съпаси» в надписи «Спаси, господи, кагана нашего» (№ 13), что достигается с помощью горизонтального штриха, срезающего верх буквы. А с прямо угольным верхом встречается изредка и среди граффити последующего времени.

21    Й. Займов. Битольская надпись болгарского самодержца Ивана Владислава 1015—1016 гг.— «Вопросы языкознания», 1969, № 6, стр. 123, 133.

22    Там мсе, стр. 130 Автор ссылается

на нашу работу:

С. О. Висоцький. Давньорусьт написи Софи КИ1ВСЬК01 XI —

XIV ст. Доклад на VI Международном съезде славистов.

К., 1968.

83 Там же.

24 П. А. Лавров. П а леограф ическое обозрение кирилловского письма, рис. 30.

Болгарский ученый Й. Займов, отмечая прямоугольность в написании букв А, Д, Л в так называемой Битольской надписи болгарского самодержца Ивана Владислава (1015— 1016 гг.), называет ее «выполнением по системе двойного квадратного начертания»21. При этом в качестве аналогии он ссылается на софийские граффити, в частности на графику букв надписей 1052 и 1054 гг. В них он находит прямоугольность верхних частей в буквах А, М, отчасти в 3 и К22. Эту особенность в написании некоторых букв в софийских граффити Й. Займов объясняет влиянием Преславской восточноболгарской письменной школы конца X в. на письменность Киевской Руси, в которой он видит продолжение традиций кирилловской графики Восточной Болгарии23.

Другим интересным начертанием А среди граффити XI в. является палеографический тип, встреченный в записи о смерти Луки Белгородского (№ 10) в словах «раба» и «Лука». В обоих случаях правая черта буквы, очень длинная и несколько изогнутая, продолжается в верхнее и особенно в нижнее междустрочное поле. Близкое, но не аналогичное начертание А встречается в Супрасльской рукописи, где прямая правая черта значительно выступает в верхнее междустрочное поле24. В той же записи о смерти Луки Белгородского есть и обычное начертание А, напоминающее встреченное в софийской азбуке.

В конце XI в., вероятно в связи с формированием делового письма, появляется упрощенное написание букв, в том числе и А. Примером подобного написания буквы является А в записи о мире на Желяни и надписи о грамматике (№ 5, 101). В них буква А простого начертания, с острой петлей и острым верхом без покрытия.

В XII в. буква А сохраняет в основном такое же написание, что и в XI в. Преобладает А с острой петлей, примыкающей к наклонной правой черте. Верх буквы изредка имеет покры-

тие. Иногда встречается А с прямоугольной или, вернее, срезанной верхней частью, как в надписях № 17, 46 и др. (см. таблицу на стр. 170). В это время попадается А с длинной вертикально стоящей правой чертой, выходящей далеко в нижнее и верхнее междустрочное поле, как, например, в записи Мане-ила (№ 119). Похожее написание есть в позднейшей приписке зоографского игумена Макария под греческим актом 980 г.25 Е. Ф. Карский отмечает подобное А в листках Ундольского, Добромировом евангелии и других памятниках26. Однако в этих рукописях правая черта буквы А, в отличие от граффити Софийского собора, не выходит за пределы строки.

*• Я. А. Лавров. Палеографическое обозрение кирилловского письма, рис. 24.

Е. Ф. Карский. Указ, соч., стр. 181. 182. Написание А х; правой чертой, выходящей в верхнее междустрочное поле, Б. Ф. Карский объясняет подражанием греческой скорописи. См.: там же, стр. 194.

Среди граффити XII в. есть начертания А, очень похожие на встреченные в записи о смерти Луки Белгородского, с правой чертой, которая, изгибаясь, выходит далеко в нижнее и верхнее междустрочные поля. Такое А, например, в надписи «А княжо межи мостома» (№ 122). Правая черта в нем наклонена влево и довольно далеко, хотя и меньше, чем в записи о Луке Белгородском, выходит вверх и вниз за строку. В надписи 1122 г. о Никите (№ 112) буква А написана также с правой чертой, несколько возвышающейся над строкой.

Особое место в палеографии софийских граффити XII в. занимают надписи из орнаментированных букв или букв, выцарапанных двойной чертой, как иногда в заставках памятников книжной письменности. К таким граффити относятся: запись о Мартирии изапсиды Михайловского придела (№ 133), фрагмент «Господи, помози рабу...» из западной части того же придела (№ 137) и надпись о попине Беловежском из южной наружной галереи (№ 153). Среди перечисленных граффити особый интерес представляет художественно выполненная надпись о Мартирии, составленная из роскошных заглавных букв, представляющих сложные переплетения, выполненные в сочетании звериного и растительного орнаментальных стилей.

К концу XII в. в начертании буквы А начинают появляться признаки, которые предшествовали набуханию петли в более позднее время. Так, в записи о Бояновой земле (№ 25), где есть несколько типов начертания А, встречается и такое, у которого заметно выгибание дугой верхней левой части петли.

В софийских граффити XI—XII вв. следует отметить употребление ятированного А, например, в записях «Езекия» («№ 111), «Мати не хотячи детича...» (№ 108). Встречено арха-

ичное написание буквы в слове «чаения», где йот и А не связаны соединительной линией. Несколько раз ятированное А употреблено в записи о Бояновой земле (№ 25) и др.

Для буквы А в XIII в. характерно изменение формы петли. Если в надписи 1221 г. (№ 49) начертание А еще напоминает ранние формы, встречающиеся в граффити XII в., то в граффито 1285 г. (№ 52) есть уже два новых написания буквы:    .

В первом случае набухание петли привело к излому ее верхней черты, а во втором тот же процесс вызвал излом нижней черты петли. Кроме того, правая основная линия буквы, к которой примыкает петля, получила заметный изгиб вправо. Верх буквы в обоих случаях покрыт горизонтальным штрихом. Подобное написание петли А благодаря значительной наглядности, при наличии других признаков, может быть датирующим для граффити и свидетельствовать о конце XIII в.

В граффити XIV в. дальнейшая эволюция в написании буквы А шла по линии изменения формы петли. Верхняя и нижняя ее черты постепенно все более сближаются, и петля приобретает вид узкого, немного изогнутого клина, острого или слегка закругленного в нижней части. Такое написание имеет А в надписи о смерти Якима (№ 236) XIV—XV вв.

Буква Б в софийских граффити XI в., да и последующих двух веков, претерпела не особенно большие изменения — они коснулись главным образом формы кузова. Наибольшее распространение среди граффити XI в. получил тип начертания Б, хорошо известный по памятникам книжного письма этого времени, и в первую очередь по Остромирову евангелию и обоим Изборникам Святослава. В них кузов буквы представляет собой небольшое закругление в четверть окружности, примыкающее к главной черте. Горизонтальный навес в большинстве случаев с крючком. Довольно часто навес выступает слева за пределы буквы. Подобное написание Б встречаем в записи 1052 г. (№ 3), о смерти Луки Белгородского (№ 10), о «раке»-саркофаге Андрея-Всеволода Ярославича (№ 4) и др. (см. палеографическую таблицу). Некоторые граффити XI в. имеют подобную, но несколько вытянутую вправо форму кузова. Такое написание имеет, например, буква Б в слове «беда» в надписи «Мати не хотячи детича...» (№ 108). Несколько реже в граффити XI в. встречается Б с кузовом в виде треугольника.

В XII в. преобладает тот же тип Б, что ив XI в.: с кузовом в четверть окружности и горизонтальной частью (навесом) с крючком, как, например, в записи о Никите (№ 11). Как и в более ранних надписях, кузов иногда полукруглый или треугольный (№ 19). Только изредка попадается Б с кузовом хотя и полукруглой, но угловатой формы, что, вероятно, следует объяснить трудностью письма на твердой штукатурке. Следует, однако, заметить, что полукруглые линии в буквах граффити иногда имеют очень правильную форму, а иногда нарочито угловатую, как это мы увидим далее при рассмотрении буквы В. Полагаем, что дело здесь не всегда можно объяснить трудностью письма на штукатурке или отсутствием достаточных навыков у авторов. Некоторые из таких начертаний, вероятно, отражали угловатые палеографические типы букв. Сказанное относится и к выступающим за пределы буквы слева горизонтальным линиям-навесам.

Оба начертания буквы Б с кузовом в четверть окружности и в виде полукруга есть в граффити об Олисаве (№ 27), о Миха-иле-Святополке Изяславиче (№ 28), Василия-Владимира Моно-маха (№ 131), Григория (№ 147) и др.

Необычно Б в записях о попине Беловежском (№ 153) и фрагменте «Господи, помози рабу...» (№ 137), написанных двойной линией. Мачта буквы состоит из двух параллельных линий, небольшого кузова в четверть окружности и навеса с крючком-клинышком справа.

В первой половине XIII в. написание Б мало чем отличалось от написания его в более раннее время. Судя по датированной надписи 1221 г. и некоторым другим, кузов буквы в это время приобретает некоторую прямоугольность. К концу XIII в., после татаро-монгольского нашествия, исследователи отмечают большие сдвиги в графике древнерусской письменности. В граффити замечается не только изменение формы кузова Б, но и значительное увеличение его. Такие начертания есть в записи 1285 г., где полукруглый кузов увеличенного размера поднимается уже до середины высоты буквы. Буква Б с высоко поднимающимся кузовом есть и в других записях: о смерти Анны (№ 53), Данила (№ 184), Фомы (№ 202) и др.

К XV—XVII вв. относятся начертания буквы, которые не требуют особых комментариев (см. таблицу на стр. 174, 175).

Буква В в граффити XI—XII вв. имеет одну характерную для древнейших надписей черту: небольшую верхнюю часть в виде острого угла и нижнюю часть значительно большего размера. В записи 1052 г. (№ 3) большая нижняя часть буквы — угловатой формы, а верхняя — в виде острого клина или треугольника. Аналогичное начертание имеет буква В в софийской азбуке (№ 100). В граффито о смерти Ярослава Мудрого 1054 г. (№ 8) разница между величиной верхней и нижней части В не столь заметна, но во всех случаях верхняя часть буквы тоже имеет форму острого угла. В записи о смерти Луки Белгородского (№ 10) в двух случаях из трех верхняя часть В также в виде острого угла, а нижняя вытянутая, полукруглая, несколько большего размера. То же начертание В в надписях: «Мати не хотячи детича...» (№ 108), о грамматике (№ 101), Василия-Владимира Мономаха (№ 131) и др. В надписи о погребении Андрея-Всеволода Ярославича 1093 г. (№ 4) во всех случаях В имеет верхнюю часть в виде острого угла, а нижнюю большую, разных начертаний. В записи о четырехлетием княжении Святослава Ярославича (№ 9) употребляется В двух видов: одно — очень высокое, иногда даже выступающее из строки, с маленькой клинообразной верхней частью и большой нижней в виде вытянутого вверх полукруга. Другое В состоит из небольших закругленных верхней и нижней частей примерно одинакового размера, не соединяющихся между собой посередине буквы. Из эпиграфических памятников это начертание близко написанию в болгарской Битольской надписи, а из книжных XI в. почти такое же В встречено в «XIII словах Григория Богослова»27. Особенно это относится к написанию В в третьей строке указанного граффито.

27 Й. Займов.

Битолеки надпис

на Иван Владислав

самодържец

български.

Старобългарски

паметник

от 1015—1016 година. София, 1970, стр. 37, № 2, 4;

Я. И. Трусевич. Указ, соч., л. И,

№ и.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU