ПЕЧЕРСК


ВНЕШНИЙ ВИД ТЕКСТОВ И ГРАФИКА БУКВ ГРАФФИТИ 3

ВНЕШНИЙ ВИД ТЕКСТОВ И ГРАФИКА БУКВ ГРАФФИТИ 3

Средневековые надписи Софии Киевской

Малоформатное 3 в указанных памятниках и древнейших софийских граффити можно отнести к числу тех палеографических начертаний, к которым В. Н. Щепкин относилА, Р, Ц, Щ, стоящие в строке, и называл их «малым масштабом». В софийской азбуке написание 3 несколько иное. Буква имеет значительно больший хвост, выходящий в нижнее междустрочное поле.

С конца XI и в XII в. в софийских граффити преобладает 3 с длинным хвостом, выходящим далеко вниз и обращенным к началу строки. Подобное написание буквы встречено в граффити о приходе Святополка на княжение в Киев в 1093 г. (№ 6), об Олисаве (№ 27), о Василии-Владимире Мономахе (№ 131), Ставре Городятиниче (№ 18), о Бояновой земле (№ 25) и др.

В памятниках книжной письменности XIII в., как известно, в букве 3 наблюдается постепенное отгибание хвоста вправо49. В софийских граффити эта особенность хотя и наблюдается, но выражена значительно слабее. Она заметна в надписях 1259 и 1285 гг. (№ 52, 55), в записи Агафии (№ 60) и надписи о белгородском епископе Аврааме (№ 219).

Проследить, как шло дальнейшее развитие графики буквы 3 в XIV—XV вв., к сожалению, на материале софийских граффити не удается, так как вплоть до XVII в. буква 3 среди хорошо датирующихся надписей не встречается.

В граффити XVII в., а именно в надписи «Тут был Гришко Турне, казак...» (№ 250), буква 3 в слове «казак» имеет начертание, известное по памятникам юго-западнорусской скорописи.

•° Л. В. Черепнин. Указ, соч., стр. 162, 163, табл. 3; стр. 251—253, табл. 6.

Таким образом, для древнейших граффити Софийского собора палеографической особенностью является употребление 3 малого формата. Далее, в XI—XII вв. 3 употребляется с длинным хвостом и большим горизонтальным навесом. Для XIII в. заметно некоторое отгибание хвоста вправо. Примерно те же изменения наблюдаются и в графике буквы 3 в новгородских берестяных грамотах50.

Графика буквы Н («иже»). В граффити XI в. преобладает написание буквы в виде двух вертикальных прямых, соединенных точно в середине горизонтальной перемычкой. Соотношение частей буквы близко квадрату. Довольно часто вертикальные линии буквы бывают покрыты небольшими штрихами. В некоторых тщательно написанных граффити подобными штрихами покрываются не только верхние, но и нижние концы мачт. К концу XI и в XII в. появляется упрощенное начертание — несколько сжатое с боков, перемычка хотя и находится в средней части буквы, но уже довольно заметно скошена, ограничительные штрихи на мачтах отсутствуют. Таковы начертания Н в надписях о мире на Желяни (№ 5), о приходе в Киев Святополка Изяславича (№ 6), о Луке Белгородском (№ 10), о Кузьме-пресвитере (№ 135), записи Владимира (№ 132) и др. Несмотря на появление подобных начертаний, в XI—XIII вв. преобладает обычное Н с горизонтальной, не приподнятой и не скошенной перемычкой. Такое Н, например, в надписи 1285 г. и др. Наряду с этим изредка в XIII в. попадается Н с явно скошенной перемычкой или с горизонтальной, но несколько приподнятой перемычкой, как в надписи 1257 г. (№ 211).

С горизонтальной перекладиной часто пишется Н даже в граффити XIV в.— в записях о Феогносте (№ 63), Сомне-помощнике (№ 221), о смерти Якима (№ 236); в последнем случае перемычка буквы несколько приподнята.

В граффити XV—XVII вв. господствует Н с косой перемычкой. В одной записи XIV в. об Александре (№ 218) употреблены оба начертания буквы — с горизонтальной и косой перемычкой, находящейся в верхнем уровне строки. Последнее

начертание вместе с буквой N этой надписи, в котором перемычка также находится на верхнем уровне строки, отражает черты так называемого «стильного почерка», известного памятникам книжной письменности51.

51 В. Н. Щепкин. Русская палеография, стр. 116.

52 Е. Ф. Карский. Указ, соч., стр. 193

В отличие от памятников книжной письменности, где четко прослеживается процесс постепенного скашивания и подъема перекладины, в софийских граффити буква Н на протяжении XI—XIII вв. пишется с горизонтальной перекладиной, расположенной в середине буквы. Во многих случаях такая перекладина есть в этой букве и в XIV в. Несмотря на то что отдельные случаи с косой, приподнятой перекладиной встречаются в граффити XIII—XIV вв., установить какую-либо четкую закономерность в графике буквы Н не удается. Указанная особенность (а как мы увидим далее, это относится и к некоторым другим буквам) чрезвычайно затрудняет палеографическую датировку, особенно в тех случаях, когда для нее нет никаких других данных.

Буква I («и» десятеричное) обычна в монограмме Христа: IG, XG, NH, КА. Есть она, например, возле записи о Бояновой земле (№ 25). Буква часто употребляется в качестве цифры 10, а также для образования числительных второго десятка. Единственный случай написания буквы I вместо Н в граффити XI в. встречен в надписи 1054 г. в слове «фЪврарЪ), где она употреблена в конце строки, видимо, из-за отсутствия места. Такие случаи употребления I в конце строки известны древнерусским книжным памятникам52.

Несколько случаев написания I можно отметить в текстах граффити XII в., например, в надписи «да! козу мою» (№ 126), «Хо, хо, хо, клирошанин святш богородици» (№ 124), в имени «Школа» (№ 71) и др. Обычно для граффити употребление 1 в имени «1оанн», которое часто пишется с сокращением под титлом (№ 67, 214) jw . Как и в памятниках книжного письма, буква I пишется или с двумя точками, или без них. I с двумя точками есть в записи XII в. «Сидящий в послушанш отца своего...» (№ 128), в надписи Агафьи (№ 60) и др.

В граффити более позднего времени буква I изредка употребляется как числительное и для передачи соответствующего звука в текстах.

Буква К, употребляемая в софийских граффити, мало чем отличается от соответствующих начертаний в рукописях.

Буква состоит из двух частей, часто имеющих раздельное написание: вертикальной черты и угловатой или изогнутой правой части. Вертикальная черта довольно часто покрыта небольшим горизонтальным штрихом, а изредка вместо него видим крючок, отогнутый вправо, как в надписях о смерти Ярослава Мудрого, о «раке» Андрея-Всеволода Ярославича, о кагане и др. Правая нижняя часть буквы часто пишется с изломом. Изредка эта часть, как и в книжных памятниках, изгибается и несколько напоминает букву S53. В софийских граффити такое К встречается в XI—XII вв. в надписи о Луке Белгородском (№ 10), подписи фрески «Езекия» (№ 111), в записи Кузьмы-пресвитера (№ 135).

Простейшее начертание буквы К в XI в. и в позднейшее время — в виде вертикальной линии и правой части, имеющей форму уголка. Необычно написание правой части буквы в записи XII в. о Никите, где она имеет очень удлиненные верхнюю и нижнюю части, далеко выходящие в междустрочное поле. Верхняя часть, кроме того, имеет крючок. Начертания К с особенностями — в надписи о попине Беловежском (№ 153), где буква К написана двойной линией, и в записи «Дай козу мою» (№ 127). В надписи № 127 левая часть буквы обычная, а правая напоминает угловатое 3 или цифру 3. Правда, можно колебаться, не буква ли это В. Подобная форма этой буквы отмечена в новгородских берестяных грамотах54.

В XIII—XIV вв. написание буквы К в граффити почти не отличается от написания в предыдущее время. Как исключение можно отметить некоторое уменьшение верхней и увеличение нижней частей буквы в граффито 1221 г. (№ 49). В остальных случаях наблюдается безразличное отношение авторов граффити к написанию верхней и нижней правой части буквы разных размеров.

В граффити XVII в. левая черта К изгибается, а правая часть буквы пишется по-разному: с изломом нижнего колена, в виде дуги с крючком вверху, уголка и т. д.

Графика буквы Л в граффити, как и в других письменных памятниках, мало изменялась с течением времени. В софийских граффити преобладает простейшее начертание буквы в виде двух наклонных прямых линий, соединяющихся в верхней части. Изредка верх буквы покрыт горизонтальным штрихом. Прямоугольность верхней части, отмеченная для буквы

А, в начертании Л менее заметна. Более или менее определенно о ней можно говорить только для отдельных знаков в надписях XI—XIII вв.: в записи 1052 г. (Л надстрочное), о Елене и Фсыпоре (№ 46), о белгородском епископе Аврааме (№ 219) и др. Из необычных написаний буквы можно отметить выход одной из черт далеко в верхнее (№ 14) или нижнее (№ 49) междустрочное поле, вытянутый острый верх (№ 27), горизонтальные штрихи на нижних концах линий (№ Ю) и, наконец, Л, которое входит в редкую лигатуру ^ — «писалъ». Каких-либо графических особенностей в написании буквы Л, не известных книжной письменности последующего времени, в граффити не наблюдается.

Буква М в граффити XI в. имеет два основных типа. В первом из них петля опускается с горизонтальных выступов на мачтах, а во втором — просто с верхних частей мачт. Довольно часто и в том, и в другом случаях мачты поставлены совсем без наклона и вся буква может быть вписана в прямоугольник или квадрат. В обоих начертаниях преобладает заостренная форма петли. Употребляются указанные начертания в одних и тех же записях, как, например, в граффити 1052 г. (№ 3), о княжении Святослава Ярославича (№ 9) и др. Форма петли иногда закругленная (в записи-обращении к св. Фоке, № 110). Петля во всех приведенных случаях доходит до нижнего уровня строки, а иногда опускается и ниже, как в граффити XI в. о Константине (№ 103) или обращении к Фоке.

В граффити XII в. чаще начертание М с острой петлей, опущенной с горизонтальных выступов или просто с верхушек мачт. Закругленная петля попадается реже. Как и в граффити XI в., начертание М с острой и закругленной петлей, достигающей нижнего края строки, часто встречается в одних и тех же записях: Василия-Владимира Мономаха (№ 131), Григория (№ 147), о смерти Владимира Мономаха (№ 151) и др.

Среди начертаний буквы М в XIII в. наряду с рассмотренными появляется новый палеографический тип, в котором закругленная петля опущена с левой мачты с горизонтального выступа, а справой — с верхушки мачты, не имеющей выступа. Буква, таким образом, имеет несимметричное начертание. Такое М употреблено в надписях 1257 и 1285 гг. Известно оно

Указ. сочГ,Рл!еш’    и памятникам книжной письменности55. В граффито 1285 г.

№77' 82' л* ^Ш' буква М в слове «память», кроме того, написана необычно ши-

роко, в результате чего петля очень вытянута в горизонтальном направлении.

Из редких, единичных начертаний буквы отметим М из записи Путька на изображении Онуфрия (№ 203). Средняя часть буквы (петля) имеет форму латинского V, к которому примерно от средины его высоты дописаны короткие мачты (см. таблицу на стр. 172).

В граффити XIV—XV вв. написание буквы М почти не отличается от написания в предыдущее время. Только в некоторых граффити можно отметить случаи опускания заостренной петли за нижний край строки. Подобное начертание М находим в записи-обращении к Сомну (№ 221), надписи о смерти Александра (№ 218) и Якима (№ 236).

Графика N, как известно, занимает важное место в палеографической датировке древнерусских памятников книжного письма, в которых прослеживается довольно четкая эволюция в начертании этой буквы. В древнейших граффити Софийского собора перекладина буквы, как и в рукописях XI в., опускается с самого верха левой мачты и достигает самого низа правой. Буква имеет, таким образом, длинную перекладину. Наряду с этим часто в одних и тех же надписях попадаются и другие начертания. Так, в записи 1054 г., кроме N с длинной перекладиной, в слове «успение» есть написание с укороченной перекладиной, не доходящей до самого низа правой мачты. Три различных начертания N находим в надписи о княжении Святослава Ярославича (№ 9). Здесь в слове «дьнь» буква N написана с длинной перекладиной, в слове «къняжилъ» — с совсем короткой, но расположенной в средней части буквы и, наконец, с перекладинами, не доходящими до низа правой мачты, но опущенными с самого верха мачт в четвертой и пятой строках граффито. С длинной перекладиной написано N в записи о Луке Белгородском (№ 10), о саркофаге Всеволода Ярославича (№ 4), «Мати не хотячи детича...» (№ 108), «Иаков писал, монах» (№ 118) и др. С укороченной перекладиной, не доходящей до низа правой мачты,— в записи о кагане (№ 13). В надписи-обращении к Фоке (№ 110) N двух видов — с длинной перекладиной и короткой, находящейся в середине буквы.

Для софийских граффити XI в. можно, таким образом, отметить три основных графических варианта буквы N: с длинной перекладиной, короткой, расположенной посредине буквы,

и укороченной, хотя и опущенной с самого верха левой мачты, но не доходящей до низа правой.

В граффити XII в. встречаются все три указанных выше начертания буквы N. Но чаще других в это время попадается буква с укороченной перекладиной, которая не доходит до низа правой мачты, и с короткой перекладиной, находящейся в середине буквы. Таково N в надписях конца XI — начала XII в.: о мире на Желяни (№ 5), об Олисаве (№ 27), надписи Дмитра и Анны (№ 136), о Никите 1122 г. (№ 112), записи-обращении к 40 мученикам (№ 156) и др.

6в В. Н. Щепкин. Русская палеография, стр. 110.

67 Б. А. Рыбаков. Русские датированные надписи XI — XIV веков, стр. 32, табл. XXX.

68 Й. Займов. Битольская надпись болгарского самодержца Ивана Владислава 1015—1016 гг., рис. 2.

В двух датированных граффити XIII в.— 1259 и 1285 гг.— буква N написана с длинной перекладиной, идущей от самого верха до самого низа мачт, т. е. в них сохраняется архаичная графика XI—XII вв. В книжной письменности этого времени, как известно, подобное начертание уступает место новому — с короткой пологой перекладиной в верхнем уровне буквы56. Любопытно написание N в записи 1285 г., где длинная перекладина имеет изогнутую форму, напоминающую букву 2 • Подобное начертание N, вероятно, позаимствовано автором граффити из надписей на металле или камне. Весьма близкое начертание буквы встречено, например, в евхаристической надписи на потире Юрия Долгорукого (1152 г. (?)) из Преображенского собора в Переяславе Залесском57. Правда, в граффити перекладина N опущена с самого верха левой мачты и доходит до самого низа правой, а в надписи на потире перекладина укорочена и написана посредине буквы. Близко к указанному начертание в болгарской Битольской надписи, где буква встречается много раз и имеет также фигурную перекладину58.

Написание N с укороченной пологой перекладиной, находящейся в верхнем уровне строки, появляется среди граффити в XIV в., а не в XIII в., как в памятниках книжной письменности. Указанное N есть в граффити о смерти Александра (№ 218), о Феогносте (№ 63).

Таким образом, эволюция графики буквы N софийских граффити по сравнению с книжной письменностью значительно запаздывает. В XIII в. во многих случаях буква N все еще имеет длинную перекладину. Начертание буквы не дает оснований для четкой датировки.

В софийских граффити преобладает узкое О. Часто оно пишется в виде двух соединенных между собой скобок и поэтому

имеет заостренную верхнюю или нижнюю часть. Такую букву, естественно, легче было выцарапать на штукатурке. Но во многих случаях верх и низ буквы более или менее удачно закруглен. Довольно правильны овалы буквы в надписях о погребении Андрея-Всеволода Ярославича (№ 4), о княжении Святослава Ярославича (№ 9), о Коснятине (№ 103), в обращении к св. Фоке (№ 110) и др. О широкое можно отметить только в двух случаях: записях о «клирошанах» (№ 124) и Угрина (№ 129). Нет среди граффити и так называемого очного О с точкой посредине, довольно часто встречающегося в книжной письменности.

Отмечено несколько случаев употребления в XI—XII вв. малоформатного О, имеющего сравнительно с обычным значительно меньшие размеры. Подобное начертание не известно книжной письменности. Малое О встречается в сочетании ОУ, где рассматриваемая буква, довольно правильной круглой формы, примерно в два раза меньше обычной. Такое написание О есть в надписи о погребении Андрея-Всеволода Ярославича (№ 4) в слове «роусъскыи», в граффити Михаила-Святополка (№ 28) в слове «своемоу» и записи Петра Феодула (№ 36) в слове «рабоу». Малоформатное О встречено также в сочетании ХО в обращении к клирошанину святой Богородицы (№ 124) и в другой, расположенной рядом, но неоконченной надписи «Хо, хо, ба» (№ 125).

Другим довольно необычным начертанием О является написание ее с усеченной нижней или верхней частью —    .

49 Е. Ф. Карский. Указ, соч., стр. 196.

О с отсеченной нижней частью употребляется наряду с обычным в записи Агафии (№ 160). Буква имеет форму, близкую к треугольнику с несколько притупленной вершиной. Подобный палеографический тип О с отсеченной нижней частью известен книжной письменности XIV—XV вв. Оно встречается, например, в Дечанской псалтыри XIV в., в Четвероевангелии XIV— XV вв. и других памятниках59.

Буква О со срезанной верхней частью, напоминающая треугольник, направленный вершиной вниз, встречена в записи № 144 и несколько раз в надписи о белгородском епископе Аврааме (№ 219). Графика некоторых букв этой надписи, и в частности О, напоминает начертания уставного письма южнославянских, боснийских памятников, в частности одного Евангелия XIII—XIV вв., в котором О также пишется с усе-

ченной верхней частью, хотя оно и несколько шире и имеет точку внутри60,

0я П. А. Лавров. Па леогра фическое обозрение кирилловского письма, стр. 235-237, рис. 255.

61 Я. И. Трусевич Указ, соч., л. I,

№ 8.

62 В. Н. Щепкин. Русская палеография, стр. 109, 110.

В граффити более позднего времени буква О обычного написания, не требующего комментариев.

Графика буквы П имеет мало индивидуального. Обычным является написание буквы в виде двух вертикальных прямых, покрытых горизонтальной чертой. Пожалуй, единственная палеографическая особенность начертания П в граффити — это написание ее с горизонтальной чертой, несколько выходящей справа и слева за пределы буквы, в результате чего буква становится похожей на греческое «пи». Такое П, несомненно, легче выцарапать на штукатурке, так как не надо при этом сопрягать верхнюю черту с боковыми. Подобное П часто встречается в граффити XI—XII вв. Из более ранних граффити оно отмечается в надписях 1054 г. (№ 8), «Всеволода роди...» (№ 99), о саркофаге Андрея-Всеволода Ярославина (№ 4) и др. Указанное начертание П, вероятно, не следует относить к особенностям письма на штукатурке. Скорее всего оно отражает какие-то особенности графики рукописей, с которыми были знакомы авторы граффити, возможно, с греческими. Изредка подобное П есть в памятниках книжной письменности, например, в Служебной минее 1097 г.61 Подобным же образом оно написано в граффито о Мартирии (№ 133), выполненном заглавными буквами — инициалами.

В граффити XI в. соотношение частей П таково, что буква вписывается в квадрат, а с XII в. высота постепенно начинает преобладать над шириной.

Среди разнообразных написаний буквы Р в софийских граффити можно выделить два основных палеографических типа — малоформатное Р, которое целиком вмещается в строке и имеет треугольную или полукруглую головку, и Р с длинным хвостом и различными по форме головками. Оба эти начертания встречаются в надписях XI—XII вв., но первое из них, несомненно, более архаично, что было давно отмечено палеографами62. Из древнерусских эпиграфических памятников подобное Р есть в записи X в. «гороухща» на корчаге — сосуде, обнаруженном в Гнездово возле Смоленска, софийской азбуке, надписи 1052 г. и многих софийских граффити XI — XIII вв., а также в надписи на Тмутараканском камне 1068 г.

63 Д. А. Авдусип. Гнездовская корчага.— Древние славяне и их соседи. М., 1970, стр. 111;

Е. Ф. Карский.

Указ, соч., стр. 125; Б. А. Рыбаков. Русские датированные надписи

XI — XIV веков, табл. XIII, 2.

ee Подобное Т в новгородской берестяной грамоте № 180.—

А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 года), прорись № 180.

вв П. А. Лавров. Палеографическое обозрение кирилловского письма, сгр. 19, рис. 11

Таким образом, в граффити XI — XII вв. употребляется два основных палеографических типа буквы Р: малоформатное, целиком стоящее в строке, имеющее небольшую головку, преимущественно треугольной и полукруглой формы, и с длинным хвостом, близкое к начертаниям Остромирова евангелия.

Р более позднего времени ничем не отличается от написания его в книжных памятниках.

Графика буквы С дает очень мало для палеографических наблюдений. Буква обычно пишется в виде скобки с более или менее закругленными концами. В софийских граффити С большей частью имеет узкое начертание, например, в записи 1052 г., в надписи о кагане (№ 3, 13) и др. Иногда кончики буквы писались особо в виде небольших треугольничков, как в С возле записи о кагане, крупной надписи из Михайловского придела (№ 137), записи о попине Беловежском (№ 153). Но и в XI в., и XIV в. встречается С, написанное совершенно без кончиков, в виде простой дужки. Такая буква напоминает по начертанию ту, которая есть в софийской азбуке.

Начертание С в более позднее время не имеет каких-либо особенностей. Иногда в граффити XVII в. попадается С фигурного начертания, как в записи Прокопия (№ 248).

Буква Т на протяжении XI—XV вв. почти не изменяет своего начертания. Она состоит из вертикальной прямой и покрывающей ее горизонтальной линии, часто с крючками (крыльями) на концах. В некоторых случаях крючки отсутствуют. Их нет, например, в надписи XII в. о Мартирии (№ 133). Как довольно редкое следует отметить начертание т с крючками в виде маленьких треугольничков в надписях: «Мати не хотячи детича...» (№ 108), Константинова отрока (№ 26), попина Беловежского (№ 153) и Ильи (№ 107)65. С крючками, направленными вверх, эта буква есть в записи Ставра Городятинича (№ 18). В некоторых начертаниях Т наблюдаются зачаточные признаки орнаментации, например, в надписи 1093 г. о приходе в Киев Святополка Изяславича (№ 6). Буква Т в этой надписи написана в виде вертикали, покрытой не горизонтальной прямой, как обычно, а наклонной линией с крючком только с правого конца. Вниз от мачты буквы идет волнистая линия, напоминающая поставленное вертикально титло. Подобное украшательство встречается в памятниках греческой средневековой письменности, в частности в Евангелии 844 г.66

В граффити XVI—XVII вв., как и в книжной письменности, Т приобретает начертание, при котором крючки опускаются до самого нижнего уровня строки.

В граффити XI—XII вв. буква У употребляется, как и в рукописях, в сочетании ОУ или лигатура В записях раннего времени иногда вместо ОУ ставится большой «юс», как, например, в надписи о смерти Ярослава Мудрого в слове «успение», а также в граффити Ивана, отрока Добрынина (№ 102), и Ильи (№ 107). Противоречит обычному употреблению У в сочетании с О в XI в. написание имени Евтропий в записи 1052 г., где О отсутствует.

Лигатура И в граффити впервые зафиксирована в записи о Луке Белгородском, которая датируется приблизительно 1091 г. Встречается она и в других граффити XI—XII вв.: о Коснятине (№ 103), о грамматике (№ 101). Интересно, что авторы граффити не всегда понимали, что И — это соединение О и У, и принимали эту лигатуру за У. Об этом свидетельствуют написания: T0¥S£IN0BZ —имя послуха-свидетеля в записи о Бояновой земле (№ 25) или OtfrPHNOBH — имя автора надписи (№ 129).

67 А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953—1954 гг.).

М., 1958, грамоты № 108, 121 и др.;

Я. И. Трусесич. Указ. соч.. л. II*

№ 17; л. V, № 47; л. VI, № 59.

Среди графических особенностей написания У можно отметить следующие. Иногда правая черта буквы, опускающаяся за строку, имеет вверху крючок, как в надписи Ивана, отрока Добрынина (№ 102), и особенно длинный в автографе Ставра Городятинича (№ 18), Ивана-Ровяты (№ 37). В последней надписи, кроме того, есть еще одно редкое У с волнистым хвостом, опускающимся за строку. Подобное У и в записи «Отпил крзу» (№ 185). В некоторых случаях правая черта буквы У перечеркнута небольшим горизонтальным штрихом, который как бы отделяет верхнюю часть от нижней. Такое начертание встречено в граффити Архипца Ивачича (№ 32), записи Григория (№ 147), надписи на хорах, сделанной иглой (№ 128), обращении к Онуфрию (№ 157) и др. Подобное У встречается в берестяных новгородских грамотах и памятниках книжного письма: Туровском евангелии, где хвост У перечеркнут двумя и даже тремя штрихами, Милятитином евангелии 1215 г. и особенно в Симоновом евангелии 1270 г., в котором подобными штрихами перечеркиваются также хвосты Р, X, Щ67.

В граффити зафиксированы случаи начертания У с опускающейся за строку не правой, а левой чертой буквы, например,

в софийской азбуке, записях Иоанна (№ 105) и Игнатия из Георгиевского придела (№ 141).

В граффити XII—XIII вв.. изредка попадается У в виде палочки с расщепом на конце. Такой вид оно имеет в надписи Олисавы и упомянутом выше граффито Архипца Ивачича, а также в записи Бориса (№ 79) и др.

В поздних граффити встречено два совершенно необычных начертания буквы У. В записи-обращении к фресковому персонажу св. Феонону (№ 226) вместо ОУ употреблено сочетание О с буквой в виде глубокой чаши — ои. Аналогичное сочетание есть в надписи Варнавы (№ 228). Похожее начертание буквы У в виде чаши встречается в Остромировом евангелии и Изборнике Святослава 1073 г. в тех местах, где, как полагают иссле-

Славяно-русская    дователи, не хватало места для написания ОУ или 8 68. Но

палеография    -    Y    Y v    -

xi - xiv вв.,    в обоих упомянутых софийских граффити употребление этого

стр. 108.    -

необычного начертания не связано с отсутствием места.

В граффити XVI—XVII вв. буква У приобретает начертание с очень длинным, изогнутым вправо или влево хвостом, как в надписях 1645 г., записи Гришка (№ 250) и др.

Буква Ф в софийских граффити употребляется, как и в прочих письменных памятниках, для передачи соответствующего звука и числительного 500. С буквой Ф пишется имя «София» (иногда с & ? что, вероятно, отражает более древнее написание) и другие личные имена: Онуфрий (№ 164), Фока (№ 110), Фсы-пор (№ 46), Филипп (№ 155), Фрол (№ 139), Федор (№ 237), Фома (№ 186) и т. д.

Графика буквы Ф в граффити не имеет каких-либо необычных начертаний, не известных памятникам книжной письменности. Написания буквы отличаются главным образом формой кружка или овала, перечеркнутого вертикальной чертой. В ранних граффити XI в. средняя часть буквы имеет форму овала, главной осью которого является перечеркивающая его вертикаль. Такую форму буква имеет в надписи 1052 г., где она употреблена в качестве числительного 500. В записи 1054 г. в слове «феврари» Ф с длинной вертикальной чертой и овалом, напоминающим по форме сердечко, направленное вниз вершиной. Второе Ф в этой же надписи (в дате) с овалом довольно правильной формы. В записи XI в. с обращением к Фоке (№ 110) буква Ф состоит из короткой вертикальной черты и средней части в виде ромба. В некоторых граффити XII в.

угловатый овал буквы непомерно вытянут в ширину и приближается по форме к прямоугольнику (№ 46, 161).

П А. Лавров. Па л еогра фическое обозрение кирилловского письма, рис. 38, 139.

70 Остромирово евангелие 1056-1057 гг.,

Л. 17, 35;

В. Я. Щепкин. Русская палеография, стр. 112—113; А. В. Арциховский и М. Я. Тихомиров. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 года). М., 1953, стр. 40.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU