ПЕЧЕРСК


 Святыни Киево-Печерской-Лавры (5)

Святыни Киево-Печерской-Лавры (5)

Мироточивая глава

18

ло. Благодарил же [я] Бога, что так преславно мое сомнение и неверие в это в уверенность привел, и, наполнив три немалых сосуда святым миром, взял я их себе, славя Бога, Который так премирно кости преподобных Своих сберегает и делает из них источник благодати. Спросил же: “Часто ли так вытекает святое миро из глав тех?” Пещероначальный же и отцы, стоявшие там, сказали: “Никогда так много не вытекает, а лишь как роса, и то не всегда выходит. Ныне же необычно это на удивление всем нам. Считаем, что ради тебя Бог это сотворил и показал тебе это предивное чудо”. Я же сказал: “Простите меня, отцы святые, я пока это чудо не видел, не верил, что и вправду есть то, чего сегодня свидетелем стал, а думал: хитростью вашей делается это, как оговаривают вас противники вашей церкви. Но ныне вижу и исповедую, что истинно есть [это] не человеческая хитрость, но сверхъестественный дар Бога, Который прославляет Своих святых. И славлю Того, Кто меня убедил и разоблачил тех, кто неправедное говорит на Его святых”. Три ж посудинки, полные мира, взял и вышел из пещеры, славя и благодаря Бога. Пробыв несколько дней в монастыре, пошел себе. Того же года 1621, на четвертой неделе по Воскресении Христовом, был я у пана киевского Гавриила Хойского, в граде его Хотыщи, [и] разболелся сильно, так, что и к смерти близок был. Болезнь бо была у меня огневица, которую “одрною” называют, и В1гутренняя, которую называют дизентерией. Не надеялся уже я выздороветь, и видя себя близким к смерти, позвал иерея и попросил, чтобы освятил меня елеем, по обычаю. Вместо же елея дал ему миро, что от святых

Молебен в Дальних пещерах с помазанием миром от мироточивых глав

19

глав истекает. Когда же, согласно обычая, вместо елея миром тем помазали меня — о великое милосердие Божие и святым Его дарована [сила] исцеления от Его дара! — внезапно в тот же час прекратилась болезнь, и совсем здоровый и целый стал, и сразу поднялся, и поныне, благодатью Божией и молитвами святых Его Печерских, здоровый. Это мое исцеление, благодатью Божией, от мира святого, что из глав святых Печерских, много благородных волынского воеводства видели, и сам вышеозначенный пан киевский является свидетелем великого благоволения Божия на мне, Ему же надлежит всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь”».

Немаловажным является то, что в советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мирото-чить. Это дало повод сотрудникам атеистического музея обвинять «служителей культа» в фальсификации этого чуда. Когда же монастырь в 1988 г. был открыт, мироточение возобновилось. Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: “Отец Наместник, виноват, не досмотрел!” — “Что такое?” — “Да, вот, — объясняет, — убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!” Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. “Пошли”, — говорю. Захожу' в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо — невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты — наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел

на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»

В декабре того же года в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института был проведен химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты анализа

20

показали: все образцы являются высокоочищенными маслами неизвестного происхождения, в которых в различной концентрации содержится белок, что свойственно только живому организму. Это биологическое вещество синтезировать искусственным путем невозможно.

ШИКЛА

«Какая великая радость для нашей родной земли быть уделом Божией Матери, третьим Ее уделом в православном мире. После сошествия Святого Духа — Пятидесятницы выпал Ей жребий нести Слово Сына Своего на Иверскую землю. Сказано про Афон, что Матерь Божия избрала это место. Но ни про одну землю не сказала Она так, как сказала о нашей Святой Киевской Руси: “Хочу Церковь себе воздвигнуть в Киеве и хочу жить в ней”. Явление этого дивного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы простирает над нами Ее материнский покров и постоянную любовь — молитвы о нашей обители, о нашем народе, о Святой нашей Соборной Апостольской Православной Церкви» (Наместник Киево-Печерской Лавры, архиепископ Вышгородский Павел).

Со времени своего основания Великая церковь (Успенский собор) Лавры благоговейно почитается народом как святыня. Строительство ее сопровождалось многими знамениями и чудесами. Место, на котором и сегодня стоит Успенский собор, было указано по молитвам преподобного Антония чудесным выпадением росы и схождением огня

Освящение Великой Печерской церкви.

Гравюра.из «Патерика Печерского» 1702 г.

с неба. Размеры и архитектура храма также были указаны храмоздателям посредством божественных откровений. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения была заложена игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. — последнем в земной жизни преподобного Антония. «Начата была церковь Печерская над основанием Стефаном игуменом; основание ее начал Феодосий, а над основанием продолжил Стефан; и окончена была она на третий год, месяца июля в 11-й день». В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие византийские зодчие, посланные Царицей Небесной из Константинополя в Русь для строительства

22

Великой церкви. Как повествует Патерик Печерский, их было четверо. К 1077 г. был выведен купол и над ним поставлен крест. Завершал строительство Успенской церкви преподобный Никон.

В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, также чудесным образом призванные Пресвятой Богородицей для росписи Успенского храма. Пять лет трудились они, и все эти годы Господь продолжал являть им дивные чудеса. В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, строительство Великой церкви было окончено. Ее наружное и внутреннее убранство отличалось красотой и великолепием. Иконостас и стены храма были покрыты росписью, золотом и разноцветной мозаикой, пол вымощен узорами из камней разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Составитель Киевского Синопсиса описывает ее следующим образом: «Оя же небеси подобная церковь... вся бо отъ злата мушею, сиречь камень-ми позлащенными, узорами и пестротинами различными предивно бяше высаждена, и иконами прекрасно роспи-сана. Помостъ церковный весь такожде отъ различныхъ шаровъ камешями и всякими узорами бысть насажденный; главницы же позлащенны бяху, а крест на верее церкве ве-лиюя ваги от самого злата соделанный поставленъ бысть».

Освящение Великой лаврской церкви состоялось в 1089 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В XIII-XVI вв. вокруг Великой церкви строились небольшие часовни. При реконструкции, проводившейся в конце XVII в., боковые часовни были объединены общими сводами и образовали приделы, значительно расширив храм. В XVIII в. фасады церкви были украшены барочным декором. В таком виде Успенский собор сохранился до середины XX века.

До революции 1917 г. в Великой церкви хранились многие святыни Лавры, в том числе:

1) икона Успения Божией Матери Киево-Печерская;

2) глава святого равноапостольного князя Владимира;

3) мощи свт. Михаила, первого митрополита Киевского, крестившего киевлян;

4) гроб прп. Феодосия, игумена Печерского;

5) частицы мощей всех преподобных отцов Печерских;

6) часть мощей апостола первомученика и архидиакона Стефана (указательный палец);

7) чудотворная икона Божией Матери Игоревская;

8) икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (с частицей мощей);

9) частицы мощей св. Иоанна Предтечи, а также пророков, апостолов, святителей, мучеников и многих других святых — греческих, сербских, молдавских и русских.

23

Божественная литургия на руинах Успенского собора в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Начало 1990-х гг.

На хорах Великой церкви находилась лаврская ризница, в которой хранилась драгоценная священная утварь и облачения.

После революции 1917 г. началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. В 1919-1920 гг. в Киеве окончательно устанавливается власть большевиков, и их декрет «Про отделение Церкви от государства и школы от Церкви», принятый 20 января (2 февраля) 1918 г., лишил монастырь прав юридического лица. Лавра и церковное имущество ее скитов перешли в ведение исполкома — в отдел по ликвидации имуществ религиозных установлений (ОЛИРУ), а жилые здания и весь комплекс лаврских построек, не имевших непосредственного отношения к Церкви, переданы в отдел социального обеспечения Городского совета (Собес). На территории Лавры был основан инвалидный городок, населенный преимущественно деклассированными элементами. Так называемые «инвалиды» безнаказанно уничтожали бесценные лаврские памятники, грабили иноков, оскверняли святыни.

В течение 1921-1922 гг. происходило изъятие ценностей из ризницы Успенского собора, лаврских церквей. Монахов, пытавшихся спасти древние реликвии, заключали под стражу. А в 1922 г. в стенах Лавры был устроен антирелигиозный музей.

17 января 1930 г. Киево-Печерская Лавра как действующий монастырь была закрыта. Уже к тому времени все ценности Лавры, хранившиеся в обители, частично были украдены, частично перешли в ведение музея. В 1941 г.,

24

когда Киев был оккупирован немецкими войсками, взрыв огромной силы уничтожил Великую церковь, с тех пор утрачена и главная ее святыня — образ Успения Пресвятой Богородицы, находившийся над царскими вратами иконостаса. Долгие годы на месте Успенского собора, одного из самых великих и дорогих для православного сердца храмов, стояли руины — как символ разрушительности безбожного режима.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в. Восстановление Успенского соне только как архитектурного сооружения, но и как

Восстановленная из руин Великая церковь Лавры

действующего храма, несомненно, имеет величайшее значение и глубокий духовный смысл для всего православного мира.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU