ПЕЧЕРСК
Праздник Похвалы Божией Матери пришел в Русь из Царьграда. Он был установлен в IX в. в память о многократном избавлении Константинополя от врагов по молитвам к Пресвятой Богородице. В 626 г. на Константинополь напали скифы и персы. 1ород находился в осаде. Чувствуя слабость своих сил, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной рода христианского — Божией Матери. Вокруг города был совершен крестный ход с иконой «Одигитрия», а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась буря и потопила корабли врагов. Всю ночь благодарный народ, собравшийся на берегу моря во Влахернском храме, воспевал акафист — похвальную песнь Богородице: «Взбранной Воеводе...». Подобные избавления Царьграда от нападений врагов были также в 670-м и 864 гг. И с того времени Святая Церковь постановила ежегодно совершать празднование Похвалы Пресвятой Богородицы.
Акафист, который был сложен в память о защите Божией Матерью Константинополя, состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей.
Икона Похвалы Богородицы, перед которой читался акафист в Царьграде, находится на Афоне, а праздник со временем из Константинополя перешел в другие города и постепенно стал общим в Восточной Церкви. С особым торжеством он совершается в Киево-Печерской Лавре, где хранится чтимая икона, называемая «Похвала Печерская». Эта икона, по преданию, подаренная Лавре императором Петром I, украшена серебряной позолоченной
35
ризой, изготовленной мастером Сазиковым в 1840 г., и заключает в себе частицы таких величайших христианских святынь:
1) каплю Крови Иисуса Христа;
2) часть Древа Животворящего Креста Господня;
3) часть ризы Пресвятой Богородицы;
4) часть ризы Христа Спасителя;
5) миро от иконы Божией Матери;
6) камешек из Вифлеема;
7) камень от Гроба Господня;
8) часть древа дуба Мамврийского;
9) часть древа от жезла пророка Моисея;
10) часть древа Неопалимой Купины
и частицы мощей 20 святых:
1) апостола и евангелиста Матфея (I 60 г.);
2) апостола и евангелиста Марка (1-63 г.);
3) апостола и евангелиста Луки (I в.);
4) апостола первомученика и архидиакона Стефана (1 34 г.);
5) вмч. Георгия Победоносца (I 303 г.);
6) вмч. Феодора Стратилата (1319 г.);
7) свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (1379 г.);
8) свт. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (1389 г.);
9) свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (1404 г.);
10) свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (1620 г.);
11) вмч. Меркурия Кесарийского (Ш в.);
12) вмч. Никиты Константинопольского (1 372 г.);
13) вмц. Евфимии Всехвальной, Халкидонской (1 304 г.);
14) прп. Антония Римлянина (11147 г.);
15) прп. Александра Свирского (1 1533 г.);
16) блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (11434 г.);
17) мч. Кирика Тарсийского (1 305 г.);
18) блгв. кн. Давида, Ярославского чудотворца (XIV в.);
19) блгв. кн. Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца (XIV в.);
20) блгв. кн. Константина, Ярославского чудотворца (XIV в.).
До закрытия Лавры икона находилась в Крестовоздви-женском храме, у левого клироса. Когда в 1961 г. монастырь закрыли, иеродиакон Назарий (| 1962 г.) передал икону на хранение в с. Сынкивку Броварского района Киевской области. Архимандрит Софроний (Шинкаренко), служивший в Золотоношском монастыре в начале 80-х годов XX в., увидел икону у пожилой женщины, «принявшей ее от старого священника». Икона была перевезена в Золотоношский монастырь и установлена в алтаре Покровского храма. 13 октября 1999 г., в канун праздника Покрова Божией Матери, лаврская святыня вернулась в Киево-Печерскую Лавру.
В марте 2000 г. икона «Печерская похвала» была реставрирована: обновлены письмо, мощевики и риза, изготовлен новый киот.
Празднование иконе совершается в субботу пятой седмицы Великого поста.