ПЕЧЕРСК
См. Историю об унии, стран. 142 и Бандке Dzieje Krolewstwa Polskiego, tom II, к. 442.
Грамоты сии в списках находятся между малороссийскими делами Московского иностранных дел архива и есть в библиотеке Киево-Софийского tсобора.
!,8Выдубицкий монастырь по привилегиям польских королей 1620 и 1648 гг уступлен был Киевскому митрополиту, но после сделался независимым, а митрополиту Гедеону царскою грамотою 1688 г, дозволено было только там иметь свои кельи для приезда и отдохновения, без управления имением сего монастыря и самым монастырем.
1,9 Костел сей по царской грамоте 1660 г. отдан был киево-братских школ ректору игумену Иоанникию Галятовскому.
226Васильевская церковь митрополитом Петром Могилой приписана была к Братскому монастырю, от которого там определен был строитель с братнею для служения. Но по сгорении около 1600 г. опять запустела и приписана была к Золотоверхо-Михайловскому монастырю. Она возобновлена уже около 1783 г. и сделана приходской
121 Грамоты, данные Академии, см. в Истории Российской иерархии, часть 1, стран. 487 и след.
Деяния Петра Великого, часть VI, стран 96 и 244 — Но Голиков* сказание свое основывает только на словах как уверяют.
Все сии происшествия подробно описаны в Истории об унии, соч. Н. Н. Бантышем-Каменским, от стран. 165 и далее Способ к завладению православными церквами и монастырями католики и униаты употребляли такой, чтобы насильно или хотя тайно ворваться в православную церковь и в ней отслужить свою обедню. После чего по их правам церковь та принадлежала уже им.
См. Историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, изд. протоиер. Андреем Иоанновым, С.П.Б., 1799 г,, стран. 228—243.
См. Историю об унии Н. Н. Бантыша-Каменского, стран. 264 н след.
О сих прежних привилегиях и правих малороссийского духовенства ниже будет сказано обстоятельнее.
Около 1783 г. было еще в Киеве духовное правление Печерское и в уезде Голтвинское. А церквей приходских тогда считалось і 182.
См. правила Собора Владимирского на Клязьме 1274 г. в I части Русских Достопамятностей, издаваемых московским Обществом истории и древностей российских.
Так, в одной грамоте 1657 г. февраля 19, данной домовому митрополичьему чиновнику Михаилу Шерхавскому на уступки ему во владение киево-софийского "фольварка Лазаровщины по смерть, митрополит Сильвестр Косов пишет: Syluester Kosow z laski Bozey Archiepiscop Metropolit Kiowski, Halizki у wsxysikiey Rusi, Exarcha Constantinopolzki, oznaymucmy tym naszum listem spolnie z Wieiebna Kapiiula Sweieta-Sophiska uczyni-onym et cet. А в заключение: Dalismu ten nasz list z pteczeciami у z podpisami rak, tak nas samych, jako у Wielebney Kap'ttulu Swieto-Sophiskiey. Dzialo sie w Monasturze Swetey Sophiey Cerkwi Kathedralney, dnia dziewetnastego February an 1657. Потом следуют собственноручные подписи: Syluester Kosow, Metropolit Kiowski, Halicki у wszystkiey Rusi, Exarcha
Constantinopolski, m. pr.- Lazarz Baranowicz Episkop Czernihowski, Rector Kiowski.- Алексей Тур Игумен Никольский.- Klemens Staruszycz Ihumen Wydubicki m-pr.- Theodosius Sophonowicz Monastyra S, Michala
Zlotowierzchego m. pr. ler.-Феофан Крехоеецкий на тот нас наместник софийский. Сие выписано для показания формы таковых грамот и лиц, составлявших митрополичий капитул. Подлинник находится в ризнице Софийского собора. Ксендз Платон Сосновский в Dzieje Dobroczynnosci, 1824 г., № 5, стран. 488, говорит, что и в ун”атской церкви название капитула вошло только с конца XVI века.
Ярлыки сии напечатаны во 2 издании Древней Российской Вивли-офики, часть VI, стран. 10—26.
В грамоте, данной от царя Петра Алексеевича Золотоверхо-Михайловскому монастырю 1700 г апреля 1, упоминается о грамоте, еще великим князем Владимиром Мономахом (1114- 1125 г.) данной оному на собирание мыта с купцов, торгующих на землях, сему монастырю принадлежавших.
По Уставу великого князя Ивана Васильевича положено было духовных пошлин за брак отрока полторы деньги, с девки то же, со вдовца 3 деньги, со вдовы то же, с троежонца по полтине. На Стоглавном Московском Соборе положено с отрока по алтыну, с двоежонца по 2 алтына, с троежонца по 4 алтына. Московский патриарх Иоаким указом 7195 (1687 г.) марта 31 положил: с отрока, женящегося на девке 4 алтына, с отрока, женящегося на вдове второбрачной, или второбрачного вдовца —- на девке 6 алтын, со вдовца второбрачного на вдове второбрачной или третьебраиного на девке или вдове второбрачной, или с обоих *третьебрачных по 10 алтын, да с тех же всех браков на приказ отвозных по 6 денег с памяти. По показанию Киевского митрополита Арсения в пунктах, от малороссийского духовенства составленных в 1768 г. для Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, в Киевской епархии до 1765 г. собиралось венечных пошлин с первобрачных по 24 копейки, со второбрачных по 50, с полуторобрачных по 36, с третьебрачных — по 60; а всего такового сбора венечного бывало до 4700 рублей и более, которые употреблялись на починки Софийского собора и его ризницы, на строение дома, на жалованье соборянам и проповедникам, на каменное устроение Академии, на содержание учителей и бедных учеников и проч. В вышеупомянутой грамоте 1700 г. апреля 1, данной Золотоверхо-Михайловскому монастырю, упоминается, что все и вольные люди, козаки, мещане и чернь, жившие на монастырских землях и хотя бы бани свои на оной имевшие, обязаны были платить монастырю сему куничную повинность.
В западной церкви такие дани назывались Cathedraticum. В Московской иерархии со всех епархий для митрополитов и патриархов и после них на патриарший приказ собиралось оных десять; 1) просто именовавшаяся дань; 2) пошлины, 3) домовым людям на жалованье; 4) на Приказ и бумагу; 5) полоняничное с подмогою; 6) славленое певчим; 1) московских богаделен нищим; 8) полковым попам на подъем; и две мелочных случайных сборов. Уже императрица Екатерина II в 1764 г. при издании Духовных Штатов 15 пунктом указа своего отменила их в Великой России. Но мало-российские продолжались до новейших времен.
По ведомостям тогда оказалось за малороссийскими монастырями Киевской епархии и Митрополичьим домом 42 086 душ мужеска пола крестьян и слуг в Киевской губернии и 20 396 в Но в город-Севе рекой, всего 62 482, но Лавра имела и в других губерниях.
Вся сия Инструкция прописана преосвященному митрополиту Самуилу в указе Св. Синода от 4 июля 1785 г.
130 Все сии обстоятельства за известие прописаны в указе Св. Синода от 31 мая и других 1789 г. к преосвященному митрополиту Самуилу, а некоторые, сверх того, описаны в Истории об унии, стран. 399 и след.
До того времени униатская митрополия имела девять епархий: 1) митрополичья, или Киевская и Галицкая архиепископия; 2) архиепископия Полоцкая; 3) епископия Владимирская и Брестская, она же была и прототрония митрополии; 4} епископия Луцкая и Острожская, она же и екзархия митрополии; 5) епископия Львовская; 6) архиепископия Смоленская; 7) епископия Хельмская и Белзская; 8) епископия Перемьцильская и Самборская; 9) епископия Пинская и Туровская. В 1798 году по булле папы Пия VI прусским правительством учреждена еще была и десятая, в Супряльске, и в ней были епископы Феодосий Вислоцкий и Николай Дух-новекий, а в 1806 г. назначен был Лев Яворский, ныне остающийся уже епископом суффраганом Брестским.
При самом начале подданства Малороссии царю Алексею Михайловичу гетман Богдан Хмельницкий в 1654 г. испросил у него, чтобы Киев оставить на праве Магдебургском с привилегиями и вольностями, данными оному от благочестивых князей и панов российских и королей польских. См. часть III Собрания Государственных Грамот и Договоров, издан, в М., 1822 г., стран. 516, а подробно изъяснены сии привилегии в Царской Грамоте, от стран. 524—531 той же книги.
Н| Все сии происшествия и распоряжения прописаны в указе Св. Синода к преосвященному митрополиту Киевскому Гавриилу от 10 февраля 1800 года.
Сей Преосвященный в 1807 г. указом января 25 переведен в Переяславскую епархию и там скончался 24 января 1812 г. После него был: 2) Ириней Фальковский, из Пусшнно-НикоЛаевских архимандритов, пожалованный 25 января 1807 г. и в Киеве 24 февраля посвященный, который в 1812 г. февраля 7 переведен был в Сматенск, но по собственному его прошению указом 6 июля 1813 г. паки обращен в Киев со званием коадъютора митрополии Киевской; скончался в Златоверхо-Михайловском монастыре 29 апреля 1823 г. и там погребен мая 1; 3) Афанасий Протопопов, из твер-
Грамоты сии см. в Истории Российс. иерархии, часть 1, издан, в Москве 1807 г., стран, 459 и 463.
К роме сих Могилиных вкладов братство Богоявленское и прежде и после него приобрело на содержание своего училища многие маетности, как то, сверх вышеупомянутых, в 1624 г., января 5, купило оно у киевской жительки, пирятцнекой Старостины Луши Миткевичевой пляц (место дворовое) на Подоле против соборной Успенской церкви. В 1632 г., января 30, получило вкладом пляц на Подоле от жителя Христофора Сулимовского; в 1632, января 25 по завещанию от мещанина Семена Татаринова дом за башнею местною (городовою); в 1643 г., мая 15 от киевского мещанина Федора Семенова пляц Хмелевский на Подоле; в 1647, марта 23 по завещанию митрополита Петра Могилы пляц Солениковский на Подоле; в 1650, марта 24 от паньи Петронеллы Вороничовны Данилевой-Голубовой пляц Воро-ничевский на Подоле; в 1660, июля 20 от Василья Дворецкого, полковника киевского, три пляца на Подоле: Пекулитский, Оксаковский и Кренщкий; того ж Дворецкого по завещанию, 1672 г. апреля 4, двор на Подоле близ
дарь Петр / подтвердил грамотою 1708 сентября 20; гетман Скоропадский 1712 г. октября 3 подтвердил Влуковский остров и 1714 г. июня 2 дал село Ядловку с принадлежностями и угодьями; а в 1720, ноября 1 село Мотови-лов ку, Гетман Даниил Апостол 1729 г, января 14 подтвердил все Братского монастыря владения. По указом Верховного Тайного Совета 1728 августа 22 запрещено уже было монастырям умножать свои недвижимые имения и покупкою, и приемом вкладов.
(Примеч.: от пляцов, или дворовых мест, Братство получало доход с отдачи их мещанам и другим людям, под поселение.)
3 Грамоту сию смотри в Истории Российской иерархии, часть I, стран. 482.
Грамоты сии к о коих еще после сказано будет напечатаны в XVI части Древней Российской Вивлиофики, издан, 2 и в I части Истор. Российской иерархии.
Устав Владимиров дошел до нас во многих списках Кормчей книги и разных сборников уже испорченным вставками анахроническими и другими. В таких списках Фотий, патриарх Константинопольский, выставлен современником Владимиру, а Леонтий первым Киевским митрополитом.
В предисловии к Русской Правде
Древн. Росс. Вивлиофика, том XIV, стран. 235.
1 История государства Росс., том VI, стран. 354, примеч. 324.
История государства Росс , гом III, примеч. 222.
Смотри Систематический Свод существующих российских законов. Право гражданское, издан Комиссиею Составления Законов, том I, стран. 57.
Смотри Систематический Свод существующих законов. Право гражданское, том I, стран. 56.
2 Нестор, стран. 106.
3 Пёстор, стран 100.
4 Патерик Печерский, лист 2.
Нестор, стран. 110.
I Нестар, стран. Ш.
Там же — Сильвестр Косов, Польского своего Патерика на стр. 56 н примечаниях к житию преподобного Феодосия, говорит, что монастырь Димитриев был недалеко от Печерского, и в его время видно было только место его.
Патерик Словенский, лист 2.
Нестор в Летописи, стран. 112.— Устав преподобного Саввы Освященного, жившего в 5 столетии, написан им для своей Лавры Студийской в Иерусалиме: но при нашествии варваров Устав сей был испорчен и почти забыт, ^же св. Иоанн Дамаскин в Й веке отыскал его и исправил. В России для дополнения сего Устава по местным обстоятельствам были особые Уставы в новгородском Софийском и московском Успенском соборах, а вероятно и в Киево-Софийском: но первые уцелели, а последний потерян. Многие также российские монасты репа пальники для своих обителей написали особые Уставы жития, как то: Варлаам Хутынский в 12 веке, Кирилл Белозерский и Евфросип Псковский в 15, Нил Сорский и Иосиф Волоколамский в начале 16, Корнилий Комельский и Даниил Переславский в половине 16 и проч. Об Уставе архи мандри чьего Киево-Печерского служения, в позднейшие уже времена сочиненном, сказано будет ниже.
В Житии преподобного Феодосия сказано, что в Печерский монастырь никогда на конях и великий князь не въезжал.
Синопсис Киевский, издан, в Киеве 1823 года, стран. 65.
Симон, епископ Владимирский, в Послании своем к черноризцу Поликарпу, исчисляя епископов, из печерских постриженцев посвященных, говорит, что до его времени {12І6 года) уже около 50 оных было. О защи-щении вел. князя Изяслава, изгнанного вел. князем Святославом, обстоятельно сказано в Житии преп. Феодосия в Патерике. Но упоминаемые там по сему случаю увещательные послания Феодосиевы к Святославу до нас не дошли, кроме Увещания о варяжской вере, остающемся в рукописях.
См. Послание Симона, епископа Владимирского и Суздальского, к Поликарпу, черноризцу Печерскому (между 1215 и 1226 годом), напечатанное при 3 части Патерика Печерского и в Памятниках Российской Словесности XII века, изданное со списка начальных лет шестнадцатого столетия в Москве, 1821 года, стран. 249 и след., откуда и сии слова выписаны. Ибо в Патерике некоторые упущены, а иное пространнее написано. В других списках есть разноречия и от обоих енх изданий, а вместо слов: ащебы ми и трескою торнати за враты, написано: ащебы ми единому быти от убогих пред враты чсстныя Лавры и проч. Трескою тогда называли нищих при Лавре.
Патерик Печерский, лист 113.
Из свидетельских грамот, дававшихся от Лавры бывшим в оной поклонникам, есть в библиотеке графа Ф. А. Толстого одна печатная от лица митрополита Петра Могилы донскому козаку Онуфрию Угров у, за подписанием иеромонаха Иона, 7749 (1640) года декабря 15 в том, что сей козак посещал Киево-Печерскую Лавру. На востоке от Святых Мест такие свидетельства доныне дают поклонникам патриархи, архиереи и настоятели.
Синопсис Киевский, стран. 87 и 88.
г/ Сей Гедиминов поход, победы и взятие Киева обстоятельно описал Стрыковский во II книге своей хроники (разд 3), а отчасти и Синопсис Киевский (стран. 135)
1а Т е_; 1) Миндов Голшович — с 1320 года, 2) Владимир Олгердо-вич — до 1о94, 3) Скиргелло Олгердович — до 1432, 4) Иван Олгимунто-вич, 5) сын его, Андрей Иванович, 6) Александр Владимирович — с 1440 до 1455 г , 7) Симеон Александрович — с. 1455 до 1471 года.
Надпись сию смотри у Кальнофойского, который исшагал нашествие Батыево в 1237 году.
Стрыковский в Хронике своей, книга 19, раздел 10.
Кромер, книга 28.
Нам неизвестно древнейшее расположеЕіие сего монастыря и звание церквей его, кроме Великой и Стефановской, о коих выше упомянуто. Татищев (Истор Росс., пасть II, стран 237) пишет, что в 1128 г печерские монахи в своем монастыре, перенесши церковь Св Димитрия, переименовали оную во имя Св. Петра По и сии церкви где были, неизвестно.
Т2а Игорь Олегович, сын Олега Святославича Черниговского, княжил удельно в Новгороде-Севсрском, а но смерти брата своего Всеволода — в Киеве, только 14 дней; но Изяславом Мстиславичем свержен и пострижен в монашество в Переяславле под именем Давида; потом в Киеве пострижен в схиму и здесь за измену брата его Святослава великому князю Изяславу возмутившимся народом киевским убит 1147 г. сентября 19 и погребен был в Симеоновском монастыре, а в 1150 г. пренесен в Чернигов и там погребен у Спаса что в Тереме. См. Житие его в Четъих-Минеях под числом июня 5,
Известные в России высотой своей кол окатыш: в Троицкой Сергиевой Лавре — от подошвы 41 сажень с куполом; московская Ивановская — 30 сажень и полтора аршина; московская Новоспасского монастыря — 33 сажени и 2 аршина. Одна только с.-петербургского Петропавловского собора в крепости колокольня превышает все, ибо высота ее 55 сажень. Но в ней каменного здания только 30 сажень, прочую высоту составляет шпиль.
■4 В рукописном Патерике, по списку канцлера, графа Н. П. Румянцева, еще в житии преподобного Феодосия при описании кончины его сказано, что когда посетил его при сем случае великий князь Святослав, то преподобный рек ему: «Се поручаю твоему Благочестию Святый сей Монастырь Печерский, дом Святыя Богородица, иж сама изволи здати, и да не обладает им ни Архиепископ, ни ин никтоже от Клирик Софийских, но точию заве да от его твоя Держава и по тебе дети твои и до последних роду твоему;». Сильвестр Косов в польском своем Патерике, стран. 47, сократил сие завещание следующими словами: «Niech Cerkwia Pieczarska ani Archiepiskop, ani Kiokolwek od Kleru Swietey Sophiey wladnie, tylo ty, Xiaze, у nastepey two і».
Все сии грамоты находится в Лаврском архиве.
2Ь Слово Лавра александрийское и в Александрии означало целый квартал домов, или целый приход, принадлежавший какой-либо церкви. По подобию того в пустынях целая слобода, или улица келий монашеских под одним настоятелем называлась лаврою.Но сии лавры не имели ничего общежительного, кроме общения молитв в церкви. С VI века и общежительные монастыри, славившиеся множеством братии, начали называться лаврами, каковы были: св. Саввы, Евфимия, Герасима на Иордане, Харитона и Кириака. В афонских монастырях почти каждый называют лаврою. Тоже и в России многие знатнейшие монастыри называли себя лаврами, как, например, Чудов, Саввин Сторожевский, Антония Римлянина, Белозерский Кириллов, Глушицкий и другие. Но с 18 столетия сие титло составляет в России уже привилегию в Иерархии российской. Ставропигия (Крестово-дружение) значило право патриарха на непосредственное начальство над монастырем или церковью, в которых на основание водружал крест он сам или посланный от него. Иногда же и без сего принимал он в свое собственное ведение монастыри и церкви и давал им титло ставропигии; а иногда князья и цари себе некоторые непосредственно подчиняли, как великий князь Андрей Боголюбский Печерскую Лавру, а короли Сигизмунд I, Стефан Баторий и Владислав IV Золотоверхо-Михайловский монастырь.
Редкой книги сей нет и в Киево-Печер ской Лавре, но есть оная в библиотеке графа Федора Андреевича Толстого.
Предисловие Часослова содержит Толкование служб, в нем помешенных, на 17‘/з листах. На конце Тропари Воскресны, Дневные, Богоро-дичны и Крестобогородичны, Тропари и Кондаки российским святым Антонию, Феодосию, Ольге, Владимиру и Борису и Глебу, В заключении оглавление Восследоваквй, а потом статья Монахом спасение, о молитве и груде попеременно.
В Михайловском монастыре напечатал он І628 г. Лимонаръ, сирень цветник Софрония, патриарха Иерусалимского, в 4 листа; а на Подоле при доме Теткевича Апостол — Тетр, сирень Деяния и Послания Христовых Святых Божественных Апостол, вся по чину и Уставу Святой Соборной Восточной Церкви в общую на всякой годищного времени день правильную потребу, чиновне изображенна, во граде Киеве коштом и накладом Е. М. пана Богдана Теткевича, подкоморого Мстиславского, в типографии Спиридона Соболя року 1630. в Л; буквы весьма чисты и подобны больше московским, нежели печерским, правописание исправно. Сия книга никем еще из библиографов не описана. Сей же типограф после того в 1632 г. напечатал в Кутеине Часослов с киево-печерского издания. Из сего можно заключать, что типография его была перевозная.