ПЕЧЕРСК
Так сказано в Малороссийских делах Московского коллежского архива, 1701 г., № 17.
Патерик, лист 40, 46, 67 и 87 на обороте.
Неизвестно, с чего в изданиях московских Следованной Псалтири под 3 числом мая печатается, что Феодосий Преподобный бе от града Василева близ малого Новаграда в земли российской. Ибо близ Василева нет и не было никакого малого Новаграда.
3:' Смотри Синопсис Киевский, издан. 1823 года, стран. 80.
3(1 Патерик, лист 46 на обороте. ■ R рукописных Патериках, в Житии преподобного Феодосия сказано, что он, утешая плачущую братию, рек им при смерти: «Обсідаюся вам Братия и Отцы, аще телом отхожу от вас, но духом присно с вами буду; и се елико же вас в монастыре сем умрет, или игуменом где отслан будет, аз имам о том пред Богом отвещати; а иж отпил ет кто о себе от места сего, то уже аз о том орудия не имам». У Сильвестра Косова в Польском его Патерике (стр. 48) напечатаны еще слова преподобного Феодосия: «Prosze was, abyscie tego Monastera trymali, za ktory ia zawsze Boga prosic bede; dgyz lubo od was cialem odchodze, duchem iednak milosci у prosb do Boga zawsze przytomnym bedc; a obaezyeie to w ten szas, kiedy ten Monaster bedzie wo wszystkim, tak w lundziach poboz-nych, iako у madrych oplywat; bo ztad poznasie, zem warn Laske у Рапа Boga mego у ZbawicieJa blisko iego yprosib.
ТЕРАТОУРГИМА, lubo Cuda, ktore byty tak w samym Swietoczudot-wornym Monastyru Pieczarskim Kijowskim, iako у w obudwu Swictych Pieczarach, w ktorych po woli Bozey biogoslawierti Oycowie Pieczarscy, pozywszy у ciezary da! swoich zlozyli, wiernie у pilnit: teraz pierwszy raz zebrane у swiatu podane przez W. Oyca Athanasiusa Kaitiofoyskiego, Zakon-nika teeoz S. Monastyra Pieezarskiego. Z Drukarni Kiiowo-Pieczarskiey Koku P. 1638, in 4.
Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель в письме своем от 2 марта 1674 г., писанном на латинском языке, к саксонскому пастору Иоанну Гербинию, издавшему в Иене 1675 г. книгу под названием Religio-sae Ktjovienses Cryptae, stve Kijovia subterranea и поместившему письмо сие на стран. 43 и следующ., пишет, что и неизвестно, до коих мест простираются сии пещеры, ибо-де лет около 60 до того времени от бывшего землетрясения в некоторых местах они завалились.
Нестор, летоп.,стран. 131 и след.
Неизвестно, откуда взято все сие сказание об обретении Петром Могилою и об оставшейся Николаевской церкви на месте Десятинной. Ни Косов, ни Кальнофойский, современники, не упоминают об сей церкви. Напротив того, Косов в предисловии польского своего Патерика Печерского (стр. 16) говорит, что от Десятинной церкви во времена митрополита Петра Могилы осталась едва часть выдавшейся на поверхность стены: Led wo szmat muru wynioslego stoi. А малая Десятинная церковь основана уже Петром Могилою.— Там же у Косова, стран. 181.
В Послании к черноризцу Поликарпу. Патерик Печерский, лист 193.
Из всероссийских СВЯТЫХ в- древнейшие месяцесловы и прологи внесены только благоверные князья Борис и Глеб, великий князь Владимир Святославич и преподобный Феодосий. В последующих уже помещены великая княгиня Ольга и преподобный Антоний. Но Московский митрополит Макарий, в половине 16 века составлявший Великие Четьи-Минеи, собрал и некоторых российских святых жития, а для внесения их в церковные Месяцесловы и для установления им служеб в 1547 году февраля 26 имел в Москве Собор, на коем 12-ти святым российским назначено повсюду празднование и службы, а 9-ти только в своих местах, где мощи их почивают.— См. Историю государства Российского, том IX, примечай. 87.—Те, кои не успели на сей Собор представить свидетельств о своих местных святых, после получали по рассмотрению митрополита дозволение праздновать в своих местах память их, а потом при патриархах некоторые и из сих внесены в общие Месяцесловы. Печерская Лавра, тогда не подлежавшая еще Московской иерархии, не представляла своих свидетельств. Посему-то до указов Св. Синода 1762, 1775 и 1784, о коих выше упомянуто, киевские и печерские святые не вносились в московские Месяцесловы, кроме древле уже признанных князей Бориса и Глеба, Владимира и Ольги и начальников печерских Антония и Феодосия. Но св. Димитрий, Ростовский митрополит, в сноих Че-тьях-Минеях везде вносил печерских угодников под числами, в коих известна память их.
Так, например, в библиотеке покойного канцлера графа Н. П Румянцева список, писанный в киево-печерском больничном Николаевском монастыре 1462 г. по повелению киево-печерского уставщика Кассиана, и в библиотеке графа Ф А. Толстого, писанный в Москве 1470 со списка киевопечерского 1460 г., писанного при том же крылошанине иноке Кассиапе, наместнике Лаврском Акакие и архимандрите Николае, и киевском князе, наместнике Симеоне Александровиче.
Заглавие Сильвестрова Патерика есть следующее: IIATEPIKON abo zywoty SS. Oycow Pieczarskich, obszyrnie Slowienskim iezykiem przez swie-tego Nestora, Zakonnika у Latopisca Ruskiego, przedtym napisanu, teraz zas z Graeckich, Lacinskich, Stowianskich у Polskich Pisarzow obiasniony у krocey podany przez Wielebnego w Bogu Oyca Siiwestra Kofsowa Epis-copa Mscislawskiego, Orszanskiego у Mohilewskiego, W Kijowie, w Drukarni S, Lawry Pieczarskiey Roku 1635. Издатель посвятил сию книгу при обширном генеалогическом предисловии Адаму Свентолдычу с Брусилова Киселю, подкоморому черниговскому, старосте носсовскому, Комнатному дворянину королевскому и проч.
В Софийском Временнике, изданном в Москве ]820 г. в 4 л., в первой части на стран. 172 помещено следующее сказание о преемнике в игуменстве преподобного Феодосии: «Братия мои и отци и чада мои! (сказал Феодосий) се аз отхожду уже от вас, якоже яви ми Господь в постное время н пе-чере сущу ми, изити от света сего; вы же кого хощете имети игуменом у себе, да и аз бых благословение подал ему? Отци же рекоша ему: ты еси отец нам всем, да егоже сам изволиши, да той нам будет отец и игумен; послушаем его яко и тебе. Феодосий же рече им: да ame от мене хощете игумена прияти, то и аз сотворю вам не по моему изволению, но по Божиему строению, к нарече им игумена Иакова Пресвитера; братии же не люб бысть, глаголаще: не зде пострижен есть (бебо Иаков пришел есть издалече с братом Павлом) - И начаша братия просити Стефана Доместика, суща тогда ученика Феодосиева, глаголюще: яко сей взрасл есть под рукою твоею и у тебе послужил есть; сего ны здай, И рече им Феодосий: и се аз по Божию повелению нарек бых Иакова; сеже вы свою волю хощете сотворити. И послуги а их, предаст им Стефана, да будет им игумен и благослови Стефана и проч.» Преподобный Феодосий предвидел возмущение братии проти в у Стефана и при кончине просил великого князя Святослава «да егда будет что смятение в монастыре, не дай Стефана в обиду».— Смотри там же и сличи в Патерике, лист 58.
Нестор, летопись, стран. 174 и 175. Но в письменных Патериках и из них в печатных, Польском и Славянском, сие чудо отнесено ко времени игумена Прохора, в день кончины препод. Пимина Многострадального, 1Ґ13 г.; разве было другое таковое ж.
История Государства Российского, том III, примеч. 153.
История Государства Российского, том V, примеч. 50.
Сие Слово напечатано в конце 5 части Собрания сочинений сего святителя.
Здесь предлагаются только те надписи, которые уцелели после пожара 1718 г., а из бывших дотоле замечательнейшие списал и свои сочинил и издал в книге своей Тетратургиме 1638 года Кальнофойский.
В той же великой соборной Успенской церкви внутрь оной на левой сто-роке, на столбе у левого крылоса, на медной деке золотыми буквами изображено:
1780 года месяца Майя 14 дня Его Величество Император Римский, Иосиф Вторый, путешествуя в Россию под именем Графа Фалкенстеина, прибыл в Киев и того ж Майя шестагонадесять числа был в сей Киево-Печерской Лавре с Его Сиятельством, Графом Петром Александровичем Румян-цовым Задунайским и прочим Генералитетом, слушав Божественную Литургию от начала до самаго конца, которую в тот день отправлял здешней Лавры. Архимандрит Зосима Валкевич с двенадцатью Иеромонахами в богатейшем облачении. По окончании Божией службы, вошед во святий Алтарь и увидя горящую на Престоле пред гробницею лампаду, вопросил, не запасным ли Святыя Дары тамо хранятся? И как ему объявлено, что оныя тамо имеются, то он трижды поклонился весьма низко пред Престолом. В Алтаре осматривая Церковным сокровища похвалил строение, расположение и убранство Церкви и всего Монастыря, после чего поздравлял Его помянутый Архимандрит с благополучным прибытием в Россию и просил его посетить келлию свою, на что и согласиться изволил; по посещении же Архимандрита в его келлии, ходил пеший в Ближнюю Пещеру, где с любопытством смотрел нетленным Мощи Угодников Божиих; наконец вышед из Пещеры, поехал на квартиру в одной карете с Фельдмаршалом Графом Петром Александровичем Румянцевым Задунайским.
Здесь пропущены слова, на камне отломленные
В Венеции показывают Евангелие Марка первых веков, в Эскуриа-ле Августинову рукопись de baptismo intantum, в Петербурге в Публичной библиотеке рукописи Пам фи л а Кесарийского.
Смотри в «Прибавлениях» под буквою А
De re diplomaiica. Paris, 1681 Libr HI, cap V § 21
Нестор Летопись по Кенигсбергскому списку, стран. 106 и Татищева Росс. Истор., том III, стран. 310.
'' Татищева Росс. Истор. том III, стран. 416.
Смотри букву Б.
См. букву В.
й См. букву Г.
Иеторич. разговоры о древностях Великого Новгорода, напеч 1808, Моек., стран. 92.— Сей Буец упоминается и в духовном завещании всі князя Ивана Васильевича (1504 г) отданным сыну его Василию, См. «Древн. Росс. Вивлиоф.», част 2, стран. 417, издан, 2, а в Новгор Летописце, мапеч во 2 части продолжений «Древней Росс Вивлиофики», стран 500, именно Буйц назван селом са. Георгия между Новгородом и Старою Русеою, иод годом 6740 (1232) «И быша в Буйце в сече Святаго Георгия, и оттоле вспятися назад князь Святослав в Русь» Но, может быть, здесь счово Русь значит Киевскую страну Тогда Буйц можно положить и около Холма.
Татищ. «Росс. Истор»., част II, стран, 459'
Татищев. Росс. Истор,, част. И, стран. 462', Миллер о князьях новгородских в Сочин. и перев.ежемесяч. С ,П. Б., 1761, ч.2,стран.22; Новгор. Л стоп., напеч. в М., 1781, стран. 12 к другая, напеч. в продолжении «Древней Росс. Вивлиофики» в С.Н.Ь., часть 2, стран. 380 и Летопись по Софийскому списку, напеч. в С.П.Б., 1795, стран. І52.
*313 Татищев. Росс. Истор., част. И, стран. 474 и Лексикон истор., географ., политич. и гражданский (под словом «дань»).
Поавда Русская, изд. 1799, в М., стран. 32 и Судебник царя Ив. Басил, по Татищ. списку, изд. 1786, М-, стран. Г/, 37, 38, 77, 81 и 93.
Судебник, стран. 53.
См. букву Д.
См, букву Е.
10 Татищев. Росс. Истор., част. I, стран, 570 и част. И, стран. 410.— Татищев производит оное от латинского «venio» прихожу; а можно н от «veneo* — продаюсь. Некоторые и город Вену производят от слов «въно».
Историч. разговоры о древностях велик. Новагорода, изд. в М., 1808, стран. 18 и 96.
30 Новгород, летопись, Моек., 1781, стран. 12; и Мальгина «Зерцало Росс. Государей», изд. в С.П.Б., 1794, стран. 50.
Там же, стран. 1.
32 Mabillon de re diplomatica, Libr II, cap. XXII, 3, 14.
«Русская Правда» с примечаниями, изд, 2, 1799, стран. 4.
Oattereri. Elementa artis diplomaticae, pars I, pag. 32, et Epitome artis diplomaticae Gattereri, edit, nova et completa curis C, Gaertner, Salisburgi, 1806, in 8.
Смотри «Кратк. Российск. Истор. для Народ, училищ», изд. 1799, стран 105.
Смотри Бакмейстера «Опыт о библиотеке и Кабинете редкостей» и проч., русского перев., издан. 1779, стран. 77.
Gattereri. Elementa d[plom. pars I, pag. 32.
23 «Aurum Liquescit in Litteras»,— пишет Иероним в письме к деве Евстахии около 384 г. О золотых буквах упоминает и Плиний Н. N. {Libr. 35, с. 9), но о живописных, а не о книжных.
Иепг. Gunth. Thulemarii. Tractatio seu comment arms de a urea Bulla Imperatoris Carol! IV, anni 1356, edit Heidelberg. 1682, in 4, cap. 3.
Судебник царя Ивана Васильевича, чзд. с примеч. Татищева. М., 1786, стран. 231 и Продолж. Древн. Росс. Вивлиофики, часть V, юд. С. П. Б., 1789, стран. 244.
loan Oirych. Szaniecki, Ictus Polonus de Linguae Bohemicae s. Czech i-cae in Polania usu diplomatico et forensi, cum aliis quibusdam nothiis, edit, in Miscellaneis Cracoviensibus, lascic. 11, pag. 105. Шанецкий гак приводит во свидетельство грамоты 1593 июня 12, 1603 октября 20 и Ї649 ноября 14.
Gatterer, pag. 96 et sequ.
Gatterer, pag. 50.
3-! То же в Ипатьев, списке и даже в грамоте Петра I голланд. книгопродавцу Тесингу 1703 г
0 титуле царя с 1547 г см Юрамз «Истор», т VIII, стран 94
Gatterer, pag. 187
Житие патриарха Никона, напеч. в С.П.Б., 1784, стран. 124.
Древняя Рос. Вивл., изд. 2, част. Ї, стран. 4 и след, и Продолжение Древ. Росс. Вквлиофики, ч. Ill, стран. 80 и след.
Getterer, pag. 192, 193 et 195.
Gatterer. Pag. 195, 216, 217, 221, 223, 227, 236 et 251 et Gertneri. Epitome ejus, pag. 103.
Ibid., pag. 285.
Ibid., pag. 272.— В договоре великого князя Святослава с греками в 971-м году упомянуто, что славяноруссы тогда со своей стороны к мирной записи приложили печать.— См. Несторову летои. по Кенигсбергскому списку, издан, в С. П.Б., 1767, стран. 65.
Gatterer, Ibid.—Образцы бывших у нас свинцовых печатей частных людей при завещательных и купчих грамотах XIV века, писанных на пергамене, можно видеть в IV части путешественных записок академика Лепехина, стран. 428 и след., а также в «Собрании государственных Грамот и договоров», изданном на иждив. его сиятельства графа Н. П. Румянцева в Москве, 1812, часть I.
Смотри «Вестник Европы», 1811 г., № 23 н 24; и грамоты, в предыдущем примечании упомянутые.
Potydor Virgilii de тегшп inventoribus. Libr. VIII, cap. 2.— Но Гаттерер в «Сокращении» своей «Дипломатики», изданном Гертнером (pag. 149), употребление золотых печатей приписывает еще константинопольским императорам с Иустиниана І в IV, а из западных императоров—первому Карлу Плешивому в IX веке.
4^ Gaiter., pag. 288.
Ibid., pag. 287.
Российские вообще печати можно бы разделить на великокняжеские, княжеские, патриаршеские и владык, или архиерейские, также посад-нические и пр.
См. Карамзина, IX, стран. 52.
Описание всех сих княжеских и архиерейских печатей почерпнуто частию из «Древней Российской Вивлиофики» и «Продолжения» оной, а частик» с самих подлинных печатей. О различии же епархиальных печатей см. особенно продолж. «Др. Росс. Вивлиофики», изданное в С. П. Б., часть VII, стран. 134 и 158. К сему же смотри Татищева «Росс. Истор»., кн. I, часть 2, гл. 46.
Смотри грамоту, данную Соловецкому монастырю в половине XV века от всего Новгорода, напечат. в «Описании Белого моря» и во 2-й части «Истории Российской Иерархии», стран. 386 и след.
Во время мятежнических действий, бывших в С.-Петербурге 14 декабря 1825 г., митрополит Евгений и митрополит Серафим оказали свое усердие с опасностью своей жизни; за что первый награжден драгоценной панагией и удостоен следующим рескриптом: «Преосвященный митрополит Киевский Евгений! Обращая внимание мое на служение ваше церкви, престолу и отечеству, для которого вы подвизались ныне в 14-й день декабря, когда подвергая жизнь свою опасности, разделяли оную вместе с Преосвященным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Серафимом, справедливым почитаю изъявить вам за то мою признательность. В ознаменование оной, жалую вам украшенную драгоценными камнями панагию. Пребываю вам доброжелательным и нр.»
За несколько минут до кончины, несмотря на слабость сил, покойный рассмотрел и подписал до 28 бумаг.