ПЕЧЕРСК


тор браузер на русском
ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 20

ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 20

Но все сие снисхождение императрицы к подданным, издревле по роду своему принадлежавшим России, возбуждало только неприязнь в остальной Польше, рассевавшей мятежи и в новоприсоединенных к России областях. Почему с 11 марта 1794 г. начались опять военные действия. Императрица повелела генералу Игельстрому войти в Варшаву, а поляки призвали в Краков генерала Костюшку и 4 апреля составили заговор, так званный варшавский, угрожавший опасностью самому российскому генералу и российским войскам. 6 апреля открылся такой же мятеж в Вильне, а после — по всей Великой Польше. Все лето и осень проведены в разных сшибках и сражениях, в коих Австрия и Пруссия участвовали союзно с Россией. Наконец, Суворов 29 октября смирил Варшаву, пленил польского вождя Костюшку и разрушил мятежный скоп. Судьба Польши с 21 декабря того же

1794    г. решена третьим конечным разделом остальной ее части менаду тремя державами: Австрией, Пруссией и Россией. Краков с прилежащими областями на 834 квадратных миль с 2>9 мест и местечек, с 4765 селениями и 1087742 жителей достался Австрии; 997 квадратных миль, 144 мест и местечек, 4502 селения и 940000 жителей со столицей Варшавой Пруссии; а Россия присовокупила себе всю остальную часть Литвы, на 2185 квадратных миль с 332 местами и местечками, 1322 селениями и 1176590 жителей. Новая черта границы российской проведена от пределов Волынской губернии вниз по реке Бугу до Бреста Литовского, далее до пределов Подляхии, потом по рубежам воеводств Брестского и Ново-гроденского к реке Неману против Гродны, оттуда вниз по сей реке до того места, где правый берег ее входит в области прусские и, наконец до Палангена и до Балтийского моря. Вшедшая внутрь сей черты Курляндия, Семигалия и Пил-тенский округ добровольно уже 15 марта І795 г. поддались под державу Российскую. Польский король Станислав Август выехал в Гродно и там отрекся от короны 12 ноября того же года, а мятежные войска перешли в службу к Наполеону, который в награду за усердие к себе отправил знатную часть их в Америку к острову Сент-Домингу, где все они погибли.

Между тем, до окончания еще Турецкой и Польской войны произошли некоторые перемены в Киевской губернии и епархии. В 1790 г. по указу 5 февраля отписаны к Екатери-нославской епархии уезды Голтвинский и Градишский; в

1795    г. указом 27 января в новоучрежденную Вознесенскую губернию причислены от Киевской города Хорол и Миргород с уездами, а с ними отошли также в Екатерннославскую епархию церкви сих уездов и, сверх того, Умань, Чигирин и Черкасы с уездами; с другой стороны, Гадяцкий уезд приписан к Черниговской губернии и епархии; а указом 12 апреля того же года учреждены в недавно присоединенных от Польши губерниях новые епархии: Брацлавская и Подольская третьего класса; Минскому архиепископу велено именоваться Минским и Волынским с удержанием звания коадъютора митрополии Киевской и архимандрита Слуцкого монастыря и иметь викария епископа под названием Житомирского со штатом третьего класса. Во всех сих трех епархиях повелено учредить по одному первоклассному мужескому и по одному второклассному женскому монастырю. Для помещения же их и преосвященных архиереев избрать лучшие из монастырей униатских; а по распоряжению и указу Св. Синода от 24 мая того же года Минскому архиепископу назначено пребывание в минском униатском монастыре, Брацлавскому епископу в К а мен це-Подольском францисканском, а Житомирскому в острожском униатском и иметь особую Консисторию с подведомством Житомирского, Острожского и других ближних уездов и проч. По присоединении же всей Литвы и по назначении в ней указом 14 декабря 1795 г. двух губерний, Виленской и Слонимской, духовенство обеих подчинено Минской епархии; а указами того же года сентября 5, 16 и 17 униатские епархии Виленская, Пинская и Литовская упразднены, монастыри униатские велено уменьшить и запрещено униатам пострижение монахов; униатскому же митрополиту Феодосию Ростоцкому назначен пенсион с отставкой, равно как и прочим униатским епископам. Таким образом, вся униатская иерархия достигла было разрушения своего 241 и с тех пор 15 лет не имела уже митрополита. Кафедра его, бывшая в городе Радомышле, опустела, и оставался только митрополичий там архив под смотрением одного писаря, а собор обращен в православный того же города Радомышля. Одна только униатская Консистория еще была в Луцке при епископе Стефане Левинском, но все униатское духовенство подчинено было римско-католической Коллегии. А из именного указа 1803 г. июля 4, данного белорусскому военному губернатору Михельсону, о защищении униатов от притеснения католиков, принуждавших их принимать свою веру, видно, что униаты недовольны уже были и начальством католического духовенства. Посему-то в 1805 г. государь император Александр I, снисходя на просьбы униатского духовенства, указом 16 июля отделил для них от римско-католического 2 департамента униатских, с тем, однако, чтобы в общих делах собираться в один; а указом 24 того же месяца 1806 г. президента униатского департамента, бывшего архиепископа Полоцкого Ираклия Лисовского, пожаловал митрополитом униатских в России церквей с предоставлением ему всех «прав и преимуществ, какие по правилам Униатской Церкви и по грамотам, в разные времена данным, имел последний Митрополит ростоцкий». Но тогда не учреждены еще были вновь униатские епархии, и уже в 1808 г, высочайшим указом возобновлено архиепископство Полоцкое для униатов, в Белорусской губернии находящихся, Брестское епископство в Литовской и Минской, а для других епархий епископство Луцкое. Первая епархия поручена архиепископу Ираклию Лисовскому, Брестская — епископу Арсению Гловневскому, а Луцкая, по-прежнему,— епископу Стефану Левинскому. А указом 14 февраля 1809 г. повелено: по-прежнему восстановить униатскую Литовскую митрополичью епархию, причислив к ней от Брестской 300 церквей; Супряльскую в Белостоцком округе упразднить и церкви причислить к Брестской; вкладные от панов Виленской кафедральной и Соборной новогродской церкви имения, после называвшиеся столовыми митрополичьими, отдать паки возобновляемой Литовской митрополичьей епархии; для управления сей епархии учредить в Вильне под ведением митрополита Консисторию и суффрагана и проч.

Все сии достопамятные перемены гю бывшей Киевской епархии начались и происходили во время правления преосвященного митрополита Самуила, хотя кончились уже после него. Ибо он преставился 5 января 1796 г., от рождения на 66 году, и погребен преосвященным Амфилохием, викарием епископом Киевской митрополии, в Софийском соборе.

В его время пребывание имели в Киеве: на пенсии греческой Проиловской епархии митрополит Кирилл; грузинский Руйский митрополит Иона, в 1795 г. выехавший в Москву для излечения; Максим, католикос грузинский, скончавшийся в Лавре 30 мая 1795 г.; Кирилл, бывший епископ Севский, скончался в Михайловском монастыре 24 сентября 1795 г. В 1786 г, указом С в. Синода сентября 28 назначено было здесь пребывание и грузинскому Ниноцминдскому архиепископу царевичу Антонию, но он не прибыл.

64. Иерофей Малицкий, родился в городе Чернигове 1727 г. и в тамошней семинарии обучался наукам. Преосвященный Кирилл Ляшевецкий, бывший епископ Воронежский, вызвал его в 1758 г. в Воронеж к учительскому званию и в том же году постриг в монашество. Там обучал он юношество поэзии и риторике и был префектом семинарии, по временам исправляя и проповедническую должность, также присутствуя и в тамошней Консистории. А когда преосвященный Кирилл в 1761 г. переведен в Черниговскую епархию, то взял его с собой и по прибытии посвятил во игумена черниговского Домницкого Рождественского монастыря. В 1774 г. произведен он преосвященным Феофилом, епископом Черниговским, во архимандрита Успенского елецкого черниговского монастыря и определен семинарии ректором; а по кончине сего преосвященного в 1788 г. пожалован и по именному указу посвящен в Киев того же года декабря 6 во епископа Черниговского. По кончине же преосвященного митрополита Самуила, 1796 г. апреля 1 определен прямо из епископов митрополитом Киевским с титулом Киево-Печерской Лавры архимандрита и члена Святейшего Синода. В Киев прибыл он мая 26 того же года, а в 1798 г. ноября 6 всемилостивейше пожалован орденом св. Апостола Андрея. Скончался 1799 г. сентября 2, погребен Виктором, архиепископом Черниговским, в Киево-Софийском соборе.

При сем Преосвященном произошли еще следующие перемены в Киевской губернии и епархии: по указу государыни императрицы Екатерины П от 29 октября 1796 г. учреждены городами киевскими по прежнему, Канев, Корсунь, Богус-лав, Васильков и Димер с округами. По указу государя императора Павла I от 30 ноября 1796 г. Малороссии возвращены прежние права и обряды судопроизводств, а только губернское и казенное управление оставлено на основании общих государственных узаконений, как изъяснено в именном указе 25 декабря 1799 г; из трех бывших дотоле мало-российских губерний повелено учредить одну, Черниговскую, а город Киев с его окружностью от Малороссии отделить и составить из возвращенных к нему от Польши областей особую губернию; а указом 6 февраля 1797 г. сделано распоряжение и о выборах чиновников сей губернии. Вследствие всего того именным указом 7 сентября 1797 г. повелено и Киевскую епархию составить только из частей, по правую сторону Днепра лежащих, а в прочих за Днепром, отшед-ших от Киева к Малороссийской губернии, учредить особую епархию под управлением коадьютора Киевской митрополии, Переяславского епископа. Почему указом Св. Синода от 24 сентября того же года распоряжено: все бывшие за Днепром Киевской епархии монастыри и церкви поручить в ведение Переяславскому епископу, которому штат положен викарного епископа по учреждению 1764 г. с особой Консисторией под непосредственными указами С в. Синода, а только по коадьюторству состоять ему в ведомстве митрополита Киевского. Взамен того принять в Киевскую епархию из ЕкатеринославскоЙ города Вознесенской губернии с уездами: Умань, Екатеринополь (ныне именуемый Кальноболо-то), Чигирин и Черкассы; из Брацлавской города с уездами: Махновку, Лшшвец, Пятигоры и Сквиру; из Волынской Ра-домышль. Тогда же указом 16 сентября 1797 г. по просьбе киевского градского главы Рыбальского и граждан возвращены городу Киеву все права, вольности, преимущества, городские доходы и выгоды, присвоенные по прежним грамотам и привилегиям |40; а указом 27 сентября того же года повелено перевести Контракты * из Дубна в Киев.

Государь император Павел I вскоре по вступлении своем на престол обратил также попечительное внимание и на новообращенных от унии к православию подданных своих в приобретенных от Польши областях и манифестом, изданным на российском и польском языках 18 марта 1797 г., изъяснил, что он, «обеспечивая в своей Державе каждому свободу исповедания своей Веры, уведомился, однако ж, что в некоторых присоединенных от Польши губерниях духовенство и помещики Римско-католического исповедания, обращая во зло данную свободу исповедания Веры, явным образом притесняют Священнослужителей православныя Греко-российския Церкви и не токмо тайно внушениями, но даже и насильственно отторгают от Церкви сей людей, добровольно к ней прилепившихся, обращая их к Униатству. Почему и повелел, дабы пребывающие в присоединенных от Польши губерниях разных наименований и чинов духовенство, помещики и другого звания люди, Римскокатолическое исповедания содержащие, пользуясь сами свободою исповедания, не только не привлекали в оное тайно советами и внушениями, или же явно и насильственно всякого рода верноподданных, одну с нами православную Грекороссийскую Веру исповеда-ющих, но даже и не стесняли бы свободы тем, кои по добровольному руководству совести сами от других исповеданий к православной Церкви присоединиться возжелают, не делая отнюдь и самомалейшего помешательства в правилах и священноелужении на олтарях сей Церкви, и не оскорбляя ничем священных и церковных ее служителей, под опасением за преслушание наказания по всей строгости законов». Но вскоре за тем, во время путешествия, предпринятого СИМ императором в том же году по сим новоприобретениым губерниям, внушено ему, якобы обращение униатов к православной церкви производится принужденно, и большая часть того не желают и в церкви православные не ходят. Почему государь указом от 1 августа препоручил тайно минскому губернатору Корнееву исследовать о сем и принять крот- 242 кие меры, употребляя к сему преимущественно униатских же обратившихся священников, а не согласившимся на обращение и лишившимся приходов священникам сим определить пропитание из тамошних доходов. Если же где и прихожане обратиться не согласятся, там никакого принуждения не делать. А по исследованию губернатора открылось только, что многих действительно удерживала в унии особенная привязанность и доверенность к прежним своим священникам, родственные связи с униатами, отмена скорая некоторых униатских обрядов, как то: формы их иконостасов, хождения около церкви в левую сторону или посолонь, крестных ходов по селениям из ближних церквей, при коих бывали выгодные народу ярмарки, торги и сельские забавы, недопущение уже православных униатами к таковым съездам при униатских праздничных ходах и селениях и проч. Почему, дабы отвратить и сии препятствия и затруднения, Св. Синод указами от 24 сентября 1797 г. преосвященным Киевскому, Черниговскому, Могилевскому, Брацлавскому и Житомирскому предписал дозволить некоторые обряды и крестные ходы, где они бывали, и даже допускать в оные униатских священников вместе с православными, удаляться распрей о вере и соблюдать вежливость и христианскую любовь, предоставляя времени исправление сего, и подтвердить православным священникам, дабы они сверх того не домогались от прихожан платы за свои требы, а довольствовались доброхотным даянием и от бедных ничего не требовали и проч. По представлению губернатора, утвержденному и государем императором, одна только повинность возложена тогда на униатских священников: дабы они вели прихожанам своим, в православных селениях оставшимся, метрические книги, коих у них не бывало, и для будущих справок по судебным делам присылали бы их или прямо к Минскому преосвященному, или через губернские правления. Государь император со своей стороны, для подаяния примера кроткой веротерпимости самим католикам и униатам, указом 26 февраля

1797    г, повелел при Юстиц-коллегии открыть особый и под особым президентом римско-католический Департамент юстициях дел; указом 19 декабря дозволил по католическим епархиям завести семинарии, а 30 декабря униатским монахам строить монастыри по Белоруссии; указом 26 января

1798    г. в Департаменте Юстиц-коллегии * учредить особую римско-католическую Духовную коллегию под председательством Могилевского архиепископа Сестренцевича и снабдил оную регламентом; указом 28 апреля назначил быть шести епархиям католическим, в числе коих поставлен и архиепископ Могилевский, наименованный тогда митрополитом всех римско-католических церквей в России, и одному из его суффраганов епископов назначено местопребывание в Киеве; также дозволено быть трем епархиям униатским, и сим последним распорядиться в управлении церквей, монастырей и школ по примеру католических епископов, под ведением, однако ж, римско-католического Департамента. А для укрощения совратителей от православия Св. Синод указом 9 апреля 1797 г. предписал немедленно доносить, если где помещики или духовные католические и униатские совращать будут православных.

Но непреодолимая страсть католицизма к обращению иноверцев или, справедливее сказать, к распространению только своей власти и на чужие паствы не внимала примеру веротерпимости сего монарха. Преосвященные Анастасий Белорусский и Варлаам Волынский-Житомирский в 1798 и 1799 годах донесли Св. Синоду, что униатские епископы, попы и помещики убеждениями, устрашением и насилием не только препятствуют народу обращаться к православию, но и обращенных уже соблазняют и совращают. Особливо попы, с послаблениея своих епископов оставшиеся в прежних своих приходах среди православного народа, совершают свое служение в католических костелах, в часовнях и по домам помещичьим с подвижными антиминсами, продолжают исправлять и приходские требы, строят новые церкви, изгоняют православных священников, отнимают у них церковные земли и угодья, ругаются православной церкви и ее Таинствам и проч., а иные приходы, дабы тверже привязать к римской церкви, помещики обращают прямо в католическое исповедание, несмотря на буллу папы Венедикта XIV, в 1795 г. от архиепископа римских церквей в России обнародованную, запрещавшую обращать униатов в римскую веру. С в. Синод с прописанием сих донесений предоставил Правительствующему Сенату прекратить сии своевольства, и в том же году гражданским и духовным начальствам новоприсое-диненных губерний сделано о том подтверждение. А государь император ІЗ января 1799 г. издал строгое повеление судить духовных, которые дерзнут совращать из господствующего исповедания в римско-католическое. И поелику в сем много действовала побуждениями своими верховная власть западной духовной Иерархии, то указом 17 марта того же года подтверждено римско-католическому митрополиту управлять своими по России церквами без всякого сообщения с заграничным начальством. Потом, 20 апреля и 5 мая, изданы указы об уничтожении юрисдикции папского нунция в

России, а указом 31 августа велено с 1800 г. в Литовской губернии не следовать римскому календарю, но старому грекороссийскому 243.

Сверх того, в правление преосвященного митрополита Иерофея по его представлению восставлен в штатное положение второго класса Киево-Братский училищный монастырь, и указом Св. Синода от 2 июня 1799 г. в оный переведен штат упраздненного в Черниговской епархии гамалеев-ского Харлампиева монастыря с ризницей и утварями. А по именному указу от 31 июля того же года положено штатное жалованье по 150 руб. на десять соборных церквей Киевской епархии: богуславскую, звенигородскую, черкасскую, уман-скую, липовецкую, махновскую, радомышльскую, Чигиринскую, сквирскую и пятигорскую. В 1799 г. указом 16 октября повелено Переяславскому епископу не именоваться уже ко-адьютором Киевским и не состоять от митрополита ни в какой зависимости, а быть местным 3 класса; Житомирскому епископу, именовавшемуся викарием, быть также местным 3 класса; но для Киевской митрополии определен викарий епископ со званием Чигиринского и с настоятельством в Златоверхо-Михайловском монастыре. В сан сей указом 26 ноября пожалован Новгородо-Северский архимандрит Феофан Шиянов 244, но посвящен в Киеве уже преемником преосвященного Иерофея 22 февраля 1800 года.

65. Гавриил Вану легко, родился 1746 года в Трансильва-нии в городе Быстрыне от дворянина Григория Банулески и при крещении наименован Григорием; с 1765 г. обучался в семиградских училищах латинскому языку и словесным наукам. В 1773 г., окончив там курс богословских наук, отправился в Киевскую академию для повторения оного; потом путешествовал по Греции для навыка в эллинском и простом греческом языках и провел несколько времени на островах Хиосе, Патмосе и в Смирне, а после обучался и в Афонской горе. Возвратясь оттуда в отечество, продолжал еще год учиться в семиградском городе Насоде и по разным училищам австрийским; наконец, определился в молдавском горо-де Яссах учителем латинского языка и должность сию исправлял два года; но, оставив оную, поехал в Константинополь и там Ї 779 г. в Успенском монастыре принял монашество. Оттуда паки возвратился в Молдавию и 31 августа 178! г. посвящен во иеродиакона, а сентября 1— во иеромонаха и определен проповедником на греческом и молдавском языках; но в том же году выехал в Россию и 1782 г. по прибытии в Полтаву принят архиепископом Славенским Никифором в Полтавскую семинарию учителем греческого языка; после был там же учителем философии и префектом, а в 1784 г. за болезнью уволен и возвратился в Молдавию, где митрополитом Гавриилом произведен во архимандрита. В 1788 г. вторично выехал в Полтаву и по представлению Амвросия, архиепископа Екатеринославского, а по указу Св. Синода, определен ректором Екатеринославской семинарии с преподаванием и греческого языка. Но в 1789 г. тем же архиепископом в июне месяце вызван в Молдавскую российскую армию, ведущую тогда войну с турками, и представлен фельдмаршалу князю Григорию Александровичу*По-темкину, по усмотрению и одобрению коего именным высочайшим указом пожалован и по указу Св. Синода посвящен 26 декабря 1791 г. в Яссах во епископа Бендерского и Белградского (Аккерманского), в помощь бывшему тогда уже блюстителем Молдовлахийской экзархии помянутому Екате-ркчосланскому архиепископу Амвросию; а по окончании Турецкой войны"от российской императрицы Екатерины II пожалован И февраля 1792 г. митрополитом Молдовлахий-ским. Но по выходе из Молдавии российской армии ни новоопределенный от Порты господарь молдавский, ни сама Порта не захотели признать и принять сего российским дво-ром определенного митрополита, и он с 19 на 20 июня схвачен был ночью арнаутами и отвезен в Константинополь. Там потребовали от него отречения от покровительства Российского двора, и поелику он не согласился, то заключили его в темницу; однако ж по ходатайству императрицы он выпущен в Россию и по прибытии в Николаев определен указом ее 10 мая 1773 г. на место скончавшегося уже тогда Екате-ринославского архиепископа Амвросия епархиальным митрополитом Екатеринославским и Херсонеса Таврического с местопребыванием в Полтаве. По вступлении на престол государя императора Павла I указом 31 декабря 1797 г. велено ему с Консисторией и семинарией переселиться в Ново-миргород и называться Новороссийским и Днепровским. Ибо тогда Полтава и другие малороссийские города вошли ских ректоров семинарии и Колязинских архимандритов, в бытность на чреде священчоелужения в С.-Петербурге пожалован 12 июля 1823 г. и там посвящен июля 29.

в состав одной Малороссийской губернии. А когда кончиной Киевского митрополита Иерофея открылось место Киевской митрополии, то он указом 29 сентября 1799 г. переведен в Киев и прибыл сюда 17 ноября. В 1801 г., по вступлении на престол государя императора Александра Ї, он пожалован титулом члена Св. Синода и орденом св. Апостола Андрея, На сей епархии был он около 4 лет и по собственному прошению своему за болезнями высочайшим указом 1803 г. августа 21 уволен на пребывание в Одессу, с пенсией по три тысячи рублей и единовременно на обзаведение получил 3 тысячи. Из Одессы перепросился он для пребывания в Дубос-сары, а когда открылась новая война между Россией и Турцией, то в занятых российскими войсками турецких провинциях Молдавии, Валахии и Бессарабии он, яко сведущий права и обстоятельства сих народов, именным указом 1808 г. пожалован экзархом Св. Синода в сих областях и, переселясь в Яссы, занимал по тамошним законам первое место члена в молдавском Диване. Таким образом, вступив в управление молдовлахийского духовенства, он много пособ-ствовал и армии российской в содержании, за что в августе 1809 г. пожалован орденом св. Владимира I степени и Бархатною зеленою мантией. В 1811 г. испросил он себе викария епископа под наименованием Бендерского и Аккерманского и, будучи вызван в С.-Петербург для совещаний о завоеванных у Турции провинциях, находился там в числе государственных чиновников членом учрежденного для распоряжения молдавских и волошских дел комитета; а по окончании оного при отпуске награжден алмазными знаками ордена св. Апостола Андрея и собольей шубой. Но поелику распоряжения сии не исполнились, и при нашествии французов заключен был 1812 г. с Турцией мир, по коему ей уступлены, кроме Бессарабии, все завоеванные Россией земли, то и он выехал из Молдавии в Кишинев, в коем по предначертанию его и по представлению Св. Синода именным указом 1813 г. августа 21 учреждена особая новая епархия, Кишиневская и Хотинская, в которую он и определен епархиальным митрополитом с предоставлением ему лично степени Киевской митрополии и по смерть звания экзарха Св. Синода. Там за устроение сей епархии и за понесенные прежде труды получил он от государя императора еще алмазную панагию и скончался в Кишиневе 30 марта 1821 г., 75 лет от рождения.

При сем Преосвященном по именному указу 19 апреля 1799 г. основан в Киеве католический костел с назначением к оному 20 доминиканских и униатских священников. Но униатские доныне еще не допущены, а служат только доминиканские. Вместо сего костела деревянного с 1817 г. основан уже каменный на Софийской стороне. В 1801 г. указом ноября 13 утвеждено общее постановление для духовного и церковного правительства римско-католических церквей в России.

66. Серапион Александровский, родился Владимирской губернии в городе Александрове 22 июля 1747 г.; обучался в семинарии Троице-Сергиевой Лавры и с 1770 г. определен в оной учителем латинского языка и географии» а в 1771 г. 8 февраля там пострижен в монашество и 29 июня посвящен во иеродиакона. В январе следующего 1772 г. по указу Св. Синода переведен в московскую Славяно-греко-латин-скую академию в звание проповедника и 30 марта посвящен во иеромонаха. Там должность сию исправлял он по 15 марта 1775 г. и того же числа произведен во игумена московского Крестовоздвиженского монастыря и определен московской Консистории членом. В 1776 г. января 27 переведен в московский Знаменский монастырь игуменом же, а в 1779 г. февраля 17 произведен во архимандрита московского Богоявленского монастыря. В 1782 г. исправлял в С.-Петербурге чреду священнослужения архимандритского и проповеди Слова Божия. По окончании сего года возвратился в Москву к прежней должности, а в 1785 г., когда к гражданским цензорам в Москве печатаемых книг высочайше повелено было присовокупить и духовного цензора, то митрополитом Платоном избран он и занимался сею должностью до июня 1788 г. Между тем, по представлению помянутого же митрополита и по докладу Св. Синода, утвержденному 6 мая сего же 1788 г. на основании нового учреждения о викарных епископах» высочайше назначен он быть викарием Московской митрополии и 11 июня посвящен в московском Успенском Соборе. С 1792 г. по представлению митрополита Платона, просившего увольнения на пребывание в Сергиевой Лавре, с высочайшего дозволения, последовавшего 18 мая, поручена была ему вся Московская епархия под главным начальством сего митрополита. После коронации государя императора Павла I 1797 г. апреля 13 пожалован он орденом св. Анны I класса. В 1798 г. июля 11 по представлению митрополита высочайшим указом определен он членом московской Синодальной конторы. В 1799 г. по представлению Св. Синода высочайшим указом 16 октября назначен был епископом в новоучрежденную третьеклассную Калужскую епархию, но в оной не был. Ибо по второму представлению Св. Синода, на открывшуюся тогда в Казани архиепископскую вакансию, 21 того же месяца пожалован архиепископом в оную, а оттуда, по увольнении Киевского митрополита Гавриила на покой, по представлению Св. Синода 1803 г. декабря 11 переведен в Киев со званием митрополита и Синода члена; а особый указ о ношении белого клобука, по высочайшему повелению, прислан ему из Св. Синода от 24 декабря того же года. В Киев прибыл он 1804 г. февраля 5. В 1805 г. января 1 пожалован орденом св. Александра Невского, а в 1814 г, августа 30 орденом св. Апостола Андрея, коего и алмазные знаки получил в 1816 году в бытность Его Величества в Киеве. В 1822 г. января 24 по прошению своему, за болезнями, уволен на покой, за долговременную службу с полным жалованьем и провизским окладом по штату митрополичьему и архимандрита Киево-Печерского. Он скончался в Киеве 1824 г. сентября 14 и погребен в Софийском соборе 17 числа того же месяца.

В правление сего Преосвященного замечательны следующие происшествия. Когда униатские священники по всем от Польши присоединенным к России провинциям начали мешаться в исправление церковных треб у обратившихся к православию прихожан и совращать их паки в униюгто указом Св. Синода 4 апреля 1804 г. поручено Синодальному обер-прокурору отнестись ко всем губернаторам об удержании их от сего. В 1811 г., июля 9, с полудни выгорел почти весь Подол и монастыри Братский с Академией, Греческий и Флоровский, церквей каменных 11, деревянных 5 со своими колокольнями, Лаврское подворье и другие церковные здания. Академическая библиотека в сем пожаре утратила также много книг *. Монахи Братского монастыря и учители до времени помещены были в Архиерейском доме, а в некоторых не сгоревших покоях остался только ректор. Флоров-ские монахини помещены были в Николаевском монастыре, а Николаевские монахи в Лавре. Но с 1812 до 1818 г. Флоровский монастырь на отпущенную из казны сумму 133 000 рублей исправлен, а также и Киево-Братский монастырь на назначенную ему сумму, 162 602 рубля, частью обстроен, но еще не окончен. В 1817 г. по указу Св. Синода от 14 августа Киевская академия, впредь до преобразования оной по новому уставу, обращена в Киевскую семинарию, а уже по указу 26 августа 1819 г. вновь открыта сентября 28 по уставу академическому; семинария ж Киевская отделена от оной и учреждена особо.

В 1815 г. все милостивейший государь император Александр I, бывши в Париже, благоволил прислать в Киево-Софийский собор драгоценные напрестольные сосуды при рескрипте к сему Преосвященному*.

67. Евгений Болховитинов, из Псковских архиепископов. Именным высочайшим указом 24 января 1822 г. переведен в Киев и того же января вызван в С.-Петербург для представления Его Императорскому Величеству, где 16 марта при отпуске в Киев всемилостивейше пожалован членом Святейшего Синода, митрополитом и вместе белым клобуком с алмазным на оный крестом, при высочайшем рескрипте от того же 16 марта. В Киев прибыл 11 апреля.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU
тор браузер на русском